Районный отдел образования муниципального образования Акбулакский район Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творческого развития Акбулакского района Оренбургской области» Принято на заседании методического совета ДТР Протокол №_____ «___»___________2023г. «Утверждаю» Директор ДТР _____ С.В. Косточка «___»___________2023 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Самоделкины» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1год Автор-составитель: Добреля Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования п. Акбулак, 2023 I. Комплекс основных характеристик программы 1. Пояснительная записка 1.1. Направленность (профиль) программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Самоделкины» художественной направленности. 1.2 Актуальность программы: обусловлена тем, что в настоящее время концепция развития дополнительного образования направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. 1.3 Отличительные особенности Анализа программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки» для детей 5-7 лет, позволяет в качестве отличительных особенностей данной программы выделить то, что занятия аппликацией являются частью программной работы студии, поэтому она тесно связана со всеми сторонами образовательной и воспитательной работы (развитие речи, игры, музыкальные занятия), в процессе которой дети получают разнообразные знания, впечатления. 1.4 Адресат программы: программа рассчитана на детей 6-7 лет. Также программа рассчитана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану. 1.5 Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год и реализуется в объеме 36 часов. 1.6 Формы обучения и виды занятий по программе: смешанная форма обучения. При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. 1.7 Особенности организации образовательного процесса - индивидуальные или групповые занятия; 1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 25 минут. 2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у старших дошкольников в изобразительной деятельности. Задачи: Воспитательные: - воспитывать положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; - воспитывать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать конфликты. Развивающие: - развивать крупную и мелкую моторику; - развивать волевые усилия Обучающие: - формирование элементов IT-компетенций; - обучить хорошему владению устной речью; - обучить использованию речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний. 3.Содержание программы 3.1 Учебный план № Раздел п/п Тема 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 3. 3.1 3.2 Осень золотая Знакомство с ножницами Арбуз Улитка Кисть рябины Грибное лукошко Белая береза Танец зонтиков Зимние заготовки Корзина с яблоками Солнышко Уточки в пруду Краски осени Зимушка - зима Тема: Рукавички Тема: Снеговик Тема: Снегири на ветке Тема: Лесные жители Тема: Филин Тема: Зимний пейзаж Тема: Белый медведь Тема: Синички Тема: Пингвиненок Тема: Золотая рыбка Тема: Подарок для папы Тема: Мир фантазий Весенняя капель Открытка для мамы Домики для пернатых Кол-во часов 12 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 12 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 12 часов 1 час 1 час Формы контроля Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 Тюльпан Шренка Пушистый зайка Морские обитатели Весенние цветы Белые барашки Одуванчики Сирень Праздничный салют Бабочки Здравствуй, лето! ИТОГО 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 36 часов Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет Метод наблюдения/фотоотчет 3.2 Содержание учебного плана Раздел 1. Осень золотая – 12 часов. 1.1 Знакомство с ножницами (1 час) Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Продуктивная деятельность: обучение навыкам работы с ножницами, знакомство с техникой вырезание по кругу. Творчество Пушкина А.С. Биография поэта. Стихотворения об осени: «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Уж небо осенью дышало…», «Осеннее утро», «Октябрь уж наступил». 1.2 Арбуз (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике вырезание по кругу. Продуктивная деятельность: изготовление поделки в технике вырезание по кругу. 1.3 Улитка (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике вырезание по кругу. Продуктивная деятельность: изготовление улитки из нескольких кругов. 1.4 Кисть рябины (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике вырезание по кругу. Продуктивная деятельность: изготовление рябины в технике вырезание по кругу. Творчество М.И. Цветаевой. Биография. Стихотворение «Красною кистью…» 1.5 Грибное лукошко (1 час) Знакомство с техникой обрывная аппликация. Алгоритм изготовления аппликации в технике обрывная аппликация. Продуктивная деятельность: изготовление грибов по выбору в технике обрывная аппликация. 1.6 Белая береза (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике обрывная аппликация. Творчество С.А. Есенина. Биография. Стихотворение: «Белая береза». Продуктивная деятельность: изготовление березы в технике обрывная аппликация. 1.7 Танец зонтиков (1 час) Алгоритм изготовления аппликации по шаблонам. Продуктивная деятельность: изготовление зонтиков по шаблонам. 1.8 Зимние заготовки (1 час) Алгоритм изготовления аппликации по шаблонам. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации по шаблонам. 1.9 Корзина с яблоками (1 час) Алгоритм изготовления аппликации по шаблонам. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации по шаблонам. 1.10 Солнышко (1 час) Алгоритм изготовления аппликации по шаблонам. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации по шаблонам. 1.11 Уточки в пруду (1 час) Алгоритм изготовления аппликации по шаблонам. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации по шаблонам. 1.12 Краски осени (1 час) Алгоритм изготовления аппликации по шаблонам и в технике обрывная аппликация. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации по шаблонам и в технике обрывная аппликация. Раздел 2. Зимушка – зима – 12 часов. 2.1 Рукавички (1 час) Знакомство с техникой изготовления аппликации из крупы. Продуктивная деятельность: изготовления аппликации из крупы. 2.2 Снеговик (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из крупы. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из крупы. 2.3 Снегири на ветке (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из крупы. Продуктивная деятельность: изготовление снегиря в технике аппликация из крупы. 2.4 Лесные жители (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из крупы. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации по выбору из крупы. 2.5 Филин (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из крупы. Продуктивная деятельность: изготовление филина из крупы. 2.6 Зимний пейзаж (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из крупы. Продуктивная деятельность: изготовление пейзажа из крупы. 2.7 Белый медведь (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из салфеток. Продуктивная деятельность: изготовление медведя из салфеток 2.8 Синички (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из салфеток. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из салфеток. 2.9 Пингвиненок (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из салфеток. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из салфеток. 2.10 Золотая рыбка (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из салфеток. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из салфеток. 2.11 Подарок для папы (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из салфеток. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из салфеток. 2.12 Мир фантазий (1 час) Алгоритм изготовления аппликации из крупы и салфеток. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из крупы и салфеток. Раздел 3 Весенняя капель – 12 часов 3.1 Открытка для мамы (1 час) Знакомство с техникой изготовления аппликации в технике торцевание. Продуктивная деятельность: изготовление открытки для мамы в технике торцевание. 3.2 Домики для пернатых (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике торцевания. Продуктивная деятельность: изготовление кормушки в технике торцевание 3.3 Тюльпан Шренка (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике торцевания. Продуктивная деятельность: изготовление тюдьпана в технике торцевание. 3.4 Пушистый зайка (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике торцевание. Продуктивная деятельность: изготовление бабочки в технике торцевание. 3.5 Морские обитатели (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике торцевание. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации в технике торцевание. 3.6 Весенние цветы (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике торцевание. Продуктивная деятельность: изготовление цветов по выбору в технике торцевание. 3.7 Белые барашки (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике квиллинг. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации в технике квиллинг. 3.8 Одуванчики (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике квиллинг. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации в технике квиллинг. 3.9 Сирень (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике квиллинг. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации в технике квиллинг. 3.10 Праздничный салют (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике квиллинг. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации в технике квиллинг. 3.11 Бабочки (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике квиллинг. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации в технике квиллинг. 3.12 Итоговое занятие: Здравствуй, лето! (1 час) Алгоритм изготовления аппликации в технике квиллинг. Продуктивная деятельность: изготовление аппликации в технике квиллинг. 4. Планируемые результаты В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры: - учащиеся будут иметь сформированные элементы IT-компетенций; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать конфликты; -ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график (Приложение 1) 2.2 Условия реализации программы 2.2.1 Материально-техническое обеспечение Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения. 2.2.2 Информационное обеспечение 1. Баранова Л. Рабочая программа по аппликации «Цветная фантазия в младшей группе (электронный ресурс) // Л. Баранова. Персональный сайт http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-po-provedeniyu-kruzhka-poaplikaci-cvetnaja-fantazija-s-ml-gr.html 2.2.3 Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования - организует образовательную деятельность в соответствии с Программой, обеспечивает наполнение развивающей предметно-пространственной среды для преобразования знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает взаимодействие всех участников образовательных отношений (пдо, родители, дети). 2.3 Формы аттестации 2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах: готовая работа, отзыв детей и родителей. 2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах: готовое изделие, праздник. 2.4 Оценочные материалы Тест креативности Торранса направлен на исследование творческой одаренности детей. (Приложение 2) Изобразительная группа тестов направлена на выявление уровня развития воображения. (Приложение 3) 2.5 Методические материалы − особенности организации образовательного процесса – очно, очнозаочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.; − методы обучения (словесный - универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку. Наглядный - способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам относятся методические приемы: - показ упражнений; - демонстрация плакатов, рисунков, видеозаписей; - прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Игровой используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества обучающихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата) и воспитания убеждение, поощрение, мотивация; − формы организации образовательного процесса: групповая; − формы организации учебного занятия (беседа, выставка, галерея, игра, наблюдение, творческая мастерская). − педагогические технологии: технология индивидуализации обучения - индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию; - технология игровой деятельности – различаются: по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); - по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); - по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); - по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). 2.6. Список литературы Нормативно –правовые документы, регламентирующие разработку и реализацию общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования: -Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.); -Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10); Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10). Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10) Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629); Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.; - Устав МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п. Основная литература: 15. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с. 17. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ). Дополнительная литература: 1. Гришина Н.Н, Анистратова А.А. Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г. 2. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007. 2.6.2. Интернет-ресурсы: 1. Баранова Л. Рабочая программа по аппликации «Цветная фантазия в младшей группе (электронный ресурс) // Л. Баранова. Персональный сайт http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-po-provedeniyu-kruzhka-poaplikaci-cvetnaja-fantazija-s-ml-gr.html Приложение 1 2.1 Календарный учебный график № п/п Ме сяц Чис ло Время проведения занятия Форма занятия Колво часо в Тема занятия Место Всего прове учебн дения ых недел ь с ДТР 1 1 17.00-18.55 групповое занятие 3 Знакомство ножницами 2 17.00-18.55 групповое занятие 3 Арбуз ДТР 1 3 17.00-18.55 групповое занятие 3 Улитка ДТР 1 4 17.00-18.55 групповое занятие 3 Кисть рябины ДТР 1 5 17.00-18.55 групповое занятие 3 Грибное лукошко ДТР 1 6 17.00-18.55 групповое занятие 3 Белая береза ДТР 1 7 17.00-18.55 групповое занятие 3 Танец зонтиков ДТР 1 8 17.00-18.55 групповое занятие 3 Зимние заготовки ДТР 1 9 17.00-18.55 групповое занятие 3 Корзина яблоками ДТР 1 10 17.00-18.55 групповое занятие 3 Солнышко ДТР 1 11 17.00-18.55 групповое занятие 3 Уточки в пруду ДТР 1 12 17.00-18.55 групповое занятие 3 Краски осени ДТР 1 с 13 17.00-18.55 групповое занятие 3 Рукавички ДТР 1 14 17.00-18.55 групповое занятие 3 Снеговик ДТР 1 15 17.00-18.55 групповое занятие 3 Снегири на ветке ДТР 1 16 17.00-18.55 групповое занятие 3 Лесные жители ДТР 1 17 17.00-18.55 групповое занятие 3 Филин ДТР 1 18 17.00-18.55 групповое занятие 3 Зимний пейзаж ДТР 1 19 17.00-18.55 групповое занятие 3 Белый медведь ДТР 1 20 17.00-18.55 групповое занятие 3 Синички ДТР 1 21 17.00-18.55 групповое занятие 3 Пингвиненок ДТР 1 22 17.00-18.55 групповое занятие 3 Золотая рыбка ДТР 1 23 17.00-18.55 групповое занятие 3 Подарок папы ДТР 1 24 17.00-18.55 групповое занятие 3 Мир фантазий ДТР 1 25 17.00-18.55 групповое занятие 3 Открытка мамы для ДТР 1 26 17.00-18.55 групповое занятие 3 Домики пернатых для ДТР 1 27 17.0018.55р групповое занятие 3 Тюльпан Шренка ДТР 1 для 28 17.00-18.55 групповое занятие 3 Пушистый зайка ДТР 1 29 17.00-18.55 групповое занятие 3 Морские обитатели ДТР 1 30 17.00-18.55 групповое занятие 3 Весенние цветы ДТР 1 31 17.00-18.55 групповое занятие 3 Белые барашки ДТР 1 32 17.00-18.55 групповое занятие 3 Одуванчики ДТР 1 33 17.00-18.55 групповое занятие 3 Сирень ДТР 1 34 17.00-18.55 групповое занятие 3 Праздничный салют ДТР 1 35 17.00-18.55 групповое занятие 3 Бабочки ДТР 1 36 17.00-18.55 групповое занятие 3 Здравствуй, лето! ДТР 1 Приложение 2 Тест креативности Торранса Краткий тест. Фигурная форма. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок». Задание «Закончи рисунок» представляет собой тест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса. Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка. Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов. Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер. Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы – это 15–35 человек, т. е. не более одного класса. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5–10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора. Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–20 минут. При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам. Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами. После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка. Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения». Задание теста формулируется следующим образом: «На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой». Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Приложение 3 Изобразительная группа тестов Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, я попыталась предать тестам-заданиям по возможности игровую форму. Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий «Чудесная линия». Время исполнения заданий – 10 минут: 1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов. 2. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тестзадание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения. Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам. 3. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой. Следующую серию заданий я объединила названием «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения. 1. Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия». 2. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения. Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при бесконечном разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая. 1. Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность. 2. Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д. Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески: двигается ли, общается, играет, исследует мир. Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.