ДООП Я и мир вокруг

Содержание:
№
п/п
I.
1.

2.
3.

Стр.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1
Направленность программы
1.2
Актуальность программы
1.3
Новизна программы
1.4
Уровень освоения программы
1.5
Педагогическая целесообразность
1.6
Отличительные особенности программы
1.7
Адресат программы
1.8
Объём и сроки освоения программы
1.9
Формы обучения
1.10
Формы организации образовательного процесса
1.11
Режим занятий
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1
3.2
3.3
3.4

4.
II.
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Учебный план первого года обучения
Учебный план второго года обучения
Содержание учебного плана первого года обучения
Содержание учебного плана второго года обучения

3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
5
5
5
5
5
5
8
11
15

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

19

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

20

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1.1
Календарный учебный график первого года обучения
1.2
Календарный учебный график второго года обучения
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

20
20
23
27
27
27
27
28
30

I. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
1.1 Направленность (профиль) программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и
мир вокруг» имеет естественно-научную направленность.
1.2Актуальность программы.
Понятия природа и человек когда-то в сознании людей были слиты
воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В
наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают
интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение
зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно
человек несет ответственность за все живое на Земле.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека,
его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период
закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим
людям.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления,
«экологической совести» является в наши дни насущной задачей
экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи
необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в
ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему
живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка
развиваются наблюдательность и любознательность, формируется
эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются
такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В
связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности
ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность
сформировать экологическое сознание, экологические чувства и
экологическую культуру.
1.3 Новизна программы состоит в том, что она направлена не только на
пробуждение интереса к предмету, но в том, что она соединила в себе
теоретические знания вместе с практическим их применением.
1.4 Уровень освоения программы: стартовый
1.5 Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем,
что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним
способом познания - запечатлением объектов и событий реального
окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования
ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и
эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по
двум магистральным направлениям:
- первое – это внесение в банк памяти детей сведений о живой природе (о
внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи
друг с другом и тд.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок
легко улавливает причинно-следственные связи, существующие в природе;

- второе - запечатление природоохранного экологически грамотного
поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.
1.6 Отличительные особенности данной программы
Существует большое количество образовательных программ по экологии. В
процессе разработки данной программы были проанализированы программы
дополнительного образования детей:
№ Программа
1. Табакова Н.В. «Экология в
детском саду».
2. Рыжова Н.А. «Наш домприрода».
3. Николаева С.Н. «Юный
эколог»

Характеристика
Программа рассчитана на 2 года.
Годовой курс программы рассчитан на 36 часов (по 1
часа 1 раз в неделю)
Группа формируется из детей в возрасте от 5-7 лет.
Программа рассчитана на 2 года.
Годовой курс программы рассчитан на 72 часа (по 2
часа 1 раз в неделю)
Группа формируется из детей в возрасте от 5-7 лет.
Программа рассчитана на 1год.
Годовой курс программы рассчитан на 36 часов (по 1
часу 1 раз в неделю)
Группа формируется из детей в возрасте от 5-7 лет.

В основе программы «Я и мир вокруг» лежит принцип интеллектуального и
эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место
занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов,
наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны.
Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в
исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне
самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный
интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически,
обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория
и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика
организации теоретических и практических занятий может быть
представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и
неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе
практической творческой деятельности.
Для того, чтобы подвести
обучающихся 5-7 лет к освоению теоретического материала предлагаются
методы: работа с моделями, природоведческие конкурсы и праздники,
решение проблемных ситуаций, наблюдения и эксперименты, опыты,
практическая деятельность в природе. Экологическое образование ведется
ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей,
так и педагогов.
1.7 Адресатпрограммы:
Данная программа адресована детям 5-7лет. Так же программа рассчитана
для
обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья по
индивидуальному учебному плану.
1.8 Объем и срок освоения программы: Общий объём часов- 72 часа. Срок
реализации дополнительной образовательной программы -2 года (первый год
обучения-36 часов, второй год обучения- 36 часов).

1.9 Формы обучения:
Программа реализуется в смешанной форме обучения. При реализации
программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии.
1.10 Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные или групповые занятия;
Занятия проводятся в группах одного возраста (5-7 лет) , состав учащихся
может меняться. Обучение ведётся на русском языке.
1. 11 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1
раз в неделю по 25 минут.
2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста
экологических представлений через ознакомление с окружающей средой
Задачи:
Воспитывающие:
-воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, к своему
здоровью;
-воспитывать мотивацию к изучению природы;
- воспитывать ценностное отношение к природе;
- формировать навыки культуры поведения в окружающей природной
среде;
-воспитывать бережное отношение к природе;
Развивающие:
- формировать начальные исследовательские умения и навыки;
-развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать
и сравнивать на основе наблюдения за объектами;
-развивать мелкую моторику посредством работы с природным
материалом;
-сформировать
первоначальные
умения
проводить
небольшие
исследования объектов природы;
Образовательные:
-познакомить с разнообразием живой и неживой природы;
-дать представление о сезонных изменениях в природе;
-познакомить детей с народными приметами;
-приобрести навыки работы с живыми объектами;
3. Содержание программы
3.1 Учебный план 1 года обучения
№ Раздел
п/п Тема

Количество часов
Всего Теория Прак
тика
1. Природа вокруг нас.

Формы
Формы
организации контроля
занятия

1.1

Красиво
цветущие
растения.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.2

Экскурсия в 1
парк.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.3

Классификац 1
ия растений.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.4

Друзья
природы.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.5

Растениялёгкие
Земли.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.6

Как и где 1
растут
растения.
Зелёная
1
аптека.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.10

Дикорастущ 1
ие
и
культурные
растения.
Растения в 1
разные
сезоны года.
Весна. Лето. 1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.11

Осень. Зима.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое

метод

1.7
1.8

1.9

1

Итоговое
1
занятие.
КВН.
2.Животные, насекомые, птицы.
1.12

2.1

Животные1
наши друзья.

занятие

наблюдения

Животные
разных
стран.
Дикие
животные.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

Домашние
животные.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

2.5

Повторение.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

2.6

Насекомые.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

2.7

Насекомые и 1
цветы.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

2.8

Таинственны 1
й
мир
насекомых.
Кто
такие 1
насекомые?

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

Перелётные
птицы.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

2.2

2.3
2.4

2.9
2.10

1

1

Тайны
1
птичьего
мира.
2.12 Итоговое
1
занятие.
Викторина.
3.Человек охраняет природу.
2.11

3.1

Как природу 1
охранять.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.2

Учитесь
жалеть
беречь.
Красная

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

1

групповое

метод

3.3

и

книга.

занятие

наблюдения

Правила
1
охраны
природы.
Экскурсия в 1
парк.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.6

Повторение.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.7

Природные
ресурсы.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.8

Человек
растения.

и 1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.9

Человек
и 1
животные.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.10

Человек
вода.

и 1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.11

Экскурсия.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.12

Итоговое
занятие.
Конкурсная
игровая
программа.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

36

36

3.4

3.5

3.2 Учебный план 2 года обучения
№ Раздел
Количество часов
п/п Тема
Всего Теория Прак
тика
1. Природа вокруг нас.
1.1
Живая
и 1
1
неживая
природа.
1.2
Экскурсия в 1
1
парк.

Формы
Формы
организации контроля
занятия
групповое
занятие

метод
наблюдения

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.3

Зелёные
растения.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.4

Наш зелёный 1
друг.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.5

Для
чего 1
нужна вода?

1

групповое
занятие

метод
наблюдения
метод
наблюдения

1.6

Экскурсия на 1
реку.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.7

Вода и её 1
свойства.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.8

Три
состояния
воды.
Подземные
воды.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.10

Состав
воздуха.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.11

Облака.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.12

Итоговое
занятие.
Викторина.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

групповое
занятие

метод
наблюдения

1.9

2.Стихия Вода, Огонь, Воздух, Земля.
2.1
Ветры.
1
1
2.2

Грозные
ветры.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

2.3

Круговорот
1
воды
в
природе.
Наша Земля. 1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое

метод

2.4

занятие

наблюдения

2.5

Земные
просторы.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

2.6

Овраги.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

2.7

Горизонт.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

2.8

Народные
1
приметы
ориентирова
ния.
Что
вы 1
знаете
о
Солнце.
Планеты.
1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

Звёзды
и 1
созвездия.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

Итоговое
1
1
групповое
занятие.
занятие
Конкурсная
игровая
программа.
3.Деятельность человека как экологический фактор.

метод
наблюдения

2.9

2.10
2.11
2.12

3.1

Продукты
питания.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.2

Во саду ли в 1
огороде.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.3

Овощи.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.4

Фрукты.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.5

Природные

1

1

групповое

метод

ресурсы.

занятие

наблюдения

3.6

Человек
растения.

и 1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.7

Человек
и 1
животные.

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.8

Человек
вода.

и 1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.9

Экскурсия.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.10

Здоровье
питание.

и 1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.11

Повторение.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

3.12

Итоговое
занятие.
Конкурсная
игровая
программа.

1

1

групповое
занятие

метод
наблюдения

36

36

3. 3 Содержание учебного плана 1 год обучения.
Раздел 1. Природа вокруг нас – 12 часов.
1.1 Вводное занятие. Красиво цветущие растения.
Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Беседа «Объекты живой и неживой природы»,сбор природного
материала.
Формы контроля: метод наблюдения
1.2 Тема: Экскурсия в парк.
Теория: Беседа об осенних листьях.
Практика: Продуктивная деятельность: сбор осенних листьев.
Формы контроля: метод наблюдения
1.3 Тема: Классификация растений.
Теория: Беседа о растениях.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение гербария.
Формы контроля: метод наблюдения
1.4 Тема: Друзья природы.
Теория: Беседа на тему «Друзья природы».

Практика: Продуктивная деятельность:
выполнение аппликации из
природного материала.
Формы контроля: метод наблюдения
1.5 Тема: Растения – лёгкие Земли.
Теория: Дать представления, что растения – легкие Земли.
Практика: Продуктивная деятельность: сбор букетов из листьев.
Формы контроля: метод наблюдения
1.6 Тема: Как и где растут растения.
Теория: Беседа о растениях.
Практика: Продуктивная деятельность: посадка семян растений.
Формы контроля: метод наблюдения
1.7 Тема: Зелёная аптека.
Теория: Беседа о зелёной аптеке.
Практика: Продуктивная деятельность: посадка растений.
Формы контроля: метод наблюдения
1.8 Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Теория: Беседа о дикорастущих и культурных растениях.
Практика: Продуктивная деятельность: посадка семян растений.
Формы контроля: метод наблюдения
1.9 Тема: Растения в разные сезоны года.
Теория: Беседа о временах года.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка.
Формы контроля: метод наблюдения
1.10 Тема: Лето. Осень.
Теория: Беседа о временах года. «Четыре художника» Скребицкий Г.А.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка о лете и об
осени.
Формы контроля: метод наблюдения.
1.11 Тема: Зима. Весна.
Теория: Беседа о временах года.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из ватных
дисков, палочек.
Формы контроля: метод наблюдения.
1.12 Итоговое занятие: КВН.
Теория: Беседа о природе.
Практика: Продуктивная деятельность: КВН.
Формы контроля: метод наблюдения.
Раздел 2. Животные, насекомые , птицы - 12 часов.
2.1 Тема: Животные – наши друзья.
Теория: Беседа о животных.
Практика: Продуктивная деятельность: д/и « Четвёртый лишний».
Формы контроля: метод наблюдения
2.2 Тема: Животные разных стран.
Теория: Беседа о животных.

Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка , д/и «Кто, где
живёт?»
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Дикие животные.
Теория: Беседа о диких животных.
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Летает, плавает, бегает».
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Домашние животные.
Теория: Беседа о домашних животных.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка на тему «Мой
питомец».
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Повторение.
Теория: Беседа о домашних и диких животных.
Практика: Продуктивная деятельность: конкурсная игровая программа.
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Насекомые и птицы.
Теория: Беседа «Насекомые и птицы».
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка, д/и «Летаетне летает».
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Насекомые и цветы .
Теория: Беседа о насекомых.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение раскраски насекомых.
Формы контроля: метод наблюдения
2.8 Тема: Таинственный мир насекомых.
Теория: Беседа о насекомых.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из бумаги .
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Кто такие насекомые?
Теория: Беседа на тему «Кто такие насекомые?».
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из
пластилина.
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Перелётные птицы .
Теория: Беседа о птицах.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка на тему
«Перелётные птицы».
Формы контроля: метод наблюдения

2.11 Тема: Тайны птичьего мира.
Теория: Беседа о тайнах птичьего мира.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка на тему
«Птицы».
Формы контроля: метод наблюдения
2.12 Итоговое занятие: Викторина.
Теория: Беседа о насекомых и птицах.
Практика: Продуктивная деятельность: Викторина.
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 3. Человек охраняет природу - 12 часов.
3.1 Тема: Как природу охранять .
Теория: Беседа об охране природы.
Практика: Продуктивная деятельность: рисунки о том, как дети охраняют
природу.
Формы контроля: метод наблюдения
3.2 Тема: Учитесь жалеть и беречь.
Теория: Беседа «Учитесь жалеть и беречь».
Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Красная Книга.
Теория: Беседа «Для чего нужна Красная Книга?
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Правила охраны природы.
Теория: Знакомство с правилами охраны природы.
Практика: Продуктивная деятельность: конкурс рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Экскурсия в парк.
Теория: Правила поведения в парке.
Практика: Продуктивная деятельность: наблюдение за природой.
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Повторение.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Продуктивная деятельность: коллективное выполнение рисунка.
Формы контроля: метод наблюдения
3.7 Тема: Природные ресурсы.
Теория: Беседа о природных ресурсах.
Практика: Продуктивная деятельность: раскрашивание рисунка.
Формы контроля: метод наблюдения

3.8 Тема: Человек и растения.
Теория: Беседа «Человек охраняет растения»
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка.
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Человек и животные.
Теория: Беседа «Человек охраняет животных».
Практика: Продуктивная деятельность: раскрашивание животных.
Формы контроля: метод наблюдения
3.10 Тема: Человек и вода.
Теория: Беседа «Человек и вода»
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунков на тему
«Река».
Формы контроля: метод наблюдения
3.11 Тема: Экскурсия.
Теория: Правила поведения на природе. Экскурсия на реку.
Практика: Продуктивная деятельность: наблюдение за рекой, конкурс
рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
3.12 Итоговое занятие: Конкурсная игровая программа .
Теория: Беседа об охране природы.
Практика: Продуктивная деятельность: конкурсная игровая программа.
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения.
Раздел 1. Природа вокруг нас – 12 часов.
1.1 Вводное занятие. Живая и неживая природа.
Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Беседа «Живая и неживая природа».
Формы контроля: метод наблюдения
1.2 Тема: Экскурсия в парк.
Теория: Беседа о правилах поведения в парке.
Практика: Продуктивная деятельность: сбор осенних листьев.
Формы контроля: метод наблюдения
1.3 Тема: Зелёные растения.
Теория: Беседа о растениях.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
1.4 Тема: Наш зелёный друг.
Теория: Беседа на тему «Наш зелёный друг».

Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения
1.5 Тема: Для чего нужна вода?
Теория: Беседа «Для чего нужна вода?»
Практика: Продуктивная деятельность: конкурс рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
1.6 Тема: Экскурсия на реку.
Теория: Беседа о правилах поведения.
Практика: Продуктивная деятельность: наблюдение за рекой, конкурс
рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
1.7 Тема: Вода и её свойства.
Теория: Беседа о воде и её свойствах.
Практика: Продуктивная деятельность: опыты с водой.
Формы контроля: метод наблюдения
1.8 Тема: Три состояния воды.
Теория: Беседа о состояниях воды.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
1.9 Тема: Подземные воды.
Теория: Беседа о подземных водах.
Практика: Продуктивная деятельность: раскрашивание рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
1.10 Тема: Состав воздуха.
Теория: Беседа о состояниях воды.
Практика: Продуктивная деятельность: практическая работа.
Формы контроля: метод наблюдения.
1.11 Тема: Облака.
Теория: Беседа об облаках.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации облаков из
бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения.
1.12 Итоговое занятие: Викторина.
Теория: Беседа о природе.
Практика: Продуктивная деятельность: КВН.
Формы контроля: метод наблюдения.
Раздел 2. Стихия Вода, Огонь, Воздух, Земля - 12 часов.
2.1 Тема: Ветры.
Теория: Беседа о ветре.

Практика: Продуктивная деятельность: конкурс рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
2.2 Тема: Грозные ветры.
Теория: Беседа о грозных ветрах.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Круговорот воды в природе.
Теория: Беседа о круговороте воды в природе.
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Доскажи словечко».
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Наша Земля.
Теория: Беседа о Земле.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунков на тему «Моя
Земля», отгадывание загадок.
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Земные просторы.
Теория: Беседа о земных просторах.
Практика: Продуктивная деятельность: отгадывание загадок.
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Овраги.
Теория: Беседа «Овраги».
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка, д/и «Доскажи
словечко».
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Горизонт .
Теория: Беседа о горизонте.
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Отгадай».
Формы контроля: метод наблюдения
2.8 Тема: Народные приметы ориентирования.
Теория: Беседа о народных приметах ориентирования.
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Доскажи словечко», «Дорисуй»
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Что вы знаете о Солнце.
Теория: Беседа на тему «Солнце».
Практика: Продуктивная деятельность: Д/и «Живое-неживое», «Найди
ошибку в загадке», составление правил о том, как уберечься от жарких
солнечных лучей. Конкурс рисунков на тему «В каждом рисунке солнце».
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Планеты .
Теория: Беседа о планетах.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка на тему
«Планеты».
Формы контроля: метод наблюдения
2.11 Тема: Звёзды и созвездия.
Теория: Беседа о тайнах ночного неба.

Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунка на тему
«Звёзды и созвездия».
Формы контроля: метод наблюдения
2.12 Итоговое занятие: Конкурсная игровая программа.
Теория: Беседа о стихиях.
Практика: Продуктивная деятельность: Конкурсная игровая программа.
Формы контроля: метод наблюдения
Модуль 3. Деятельность человека как экологический фактор - 12 часов.
3.1 Тема: Продукты питания .
Теория: Беседа о продуктах питания.
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Отгадай словечко», Дорисуй».
Формы контроля: метод наблюдения
3.2 Тема: Во саду ли в огороде.
Теория: Беседа «Овощи и фрукты».
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Узнай на вкус», раскрашивание
овощей и фруктов.
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Овощи.
Теория: Беседа «Овощи».
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Фрукты.
Теория: Беседа о фруктах.
Практика: Продуктивная деятельность: конкурс рисунков, д/и «Отгадай
словечко».
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Природные ресурсы.
Теория: Беседа о природных ресурсах.
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Отгадай».
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Человек и растения .
Теория: Беседа «Человек помогает растениям» .
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Дорисуй», «Доскажи
словечко».
Формы контроля: метод наблюдения
3.7 Тема: Человек и животные.
Теория: Беседа «Человек помогает животным».
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Отгадай», «Дорисуй».
Формы контроля: метод наблюдения
3.8 Тема: Человек и вода.
Теория: Беседа «Человек и вода»
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Доскажи словечко», опыты с
водой, поделка из бумаги «Кораблик».
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Экскурсия.

Теория: Беседа о правилах поведения.
Практика: Продуктивная деятельность: наблюдение за природой, конкурс
рисунков.
Формы контроля: метод наблюдения
3.10 Тема: Здоровье и питание.
Теория: Беседа «Здоровое питание»
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Отгадай», «Дорисуй».
Формы контроля: метод наблюдения
3.11 Тема: Повторение.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Продуктивная деятельность: д/и «Отгадай словечко»
Формы контроля: метод наблюдения
3.12 Итоговое занятие: Конкурсная игровая программа .
Теория: Беседа об охране природы.
Практика: Продуктивная деятельность: конкурсная игровая программа.
Формы контроля: метод наблюдения
4. Планируемые результаты.
Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность ценностного отношения к природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам;
- умение
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
предметными результатами освоения программы являются:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека
от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей
среды;

II. Комплекс организационно-педагогических условий
1.1 Календарный учебный график 1 года обучения

№
п/п

Ме Чис
сяц ло

Время
Форма Кол
проведен занятия -во
ия
час
занятия
ов

Тема занятия

Место
проведени
я

1

группо
вое
занятие

1

Красиво
цветущие
растения.

ДТР

Всего
учебн
ых
недел
ь
1

2

группо
вое
занятие

1

Экскурсия в парк.

ДТР

1

3

группо
вое
занятие

1

Классификация
растений.

ДТР

1

4

группо
вое
занятие

1

Друзья природы.

ДТР

1

5

группо
вое
занятие

1

Растения-лёгкие
Земли.

ДТР

1

6

группо
вое
занятие

1

Как и где растут
растения.

ДТР

1

7

группо
вое
занятие

1

Зелёная аптека.

ДТР

1

8

группо
вое
занятие

1

Дикорастущие и
культурные
растения.

ДТР

1

9

группо
вое
занятие

1

Растения в разные
сезоны года.

ДТР

1

10

группо
вое
занятие

1

Весна. Лето.

ДТР

1

11

группо
вое
занятие

1

Осень. Зима.

ДТР

1

12

группо
вое
занятие

1

Итоговое занятие.
КВН.

ДТР

1

13

группо
вое
занятие

1

Животные- наши
друзья.

ДТР

1

14

группо
вое
занятие

1

Животные разных
стран.

ДТР

1

15

группо
вое
занятие

1

Дикие животные.

ДТР

1

16

группо
вое
занятие

1

Домашние
животные.

ДТР

1

17

группо
вое
занятие

1

Повторение.

ДТР

1

18

группо
вое
занятие

1

Насекомые.

ДТР

1

19

группо
вое
занятие

1

Насекомые и
цветы.

ДТР

1

20

группо
вое
занятие

1

Таинственный
мир насекомых.

ДТР

1

21

группо
вое
занятие

1

Кто такие
насекомые?

ДТР

1

22

группо
вое
занятие

1

Перелётные
птицы.

ДТР

1

23

группо
вое
занятие

1

Тайны птичьего
мира.

ДТР

1

24

группо
вое
занятие

1

Итоговое занятие.
Викторина.

ДТР

1

25

группо
вое
занятие

1

Как природу
охранять.

ДТР

1

26

группо
вое
занятие

1

Учитесь жалеть и
беречь.

ДТР

1

27

группо
вое
занятие

1

Красная книга.

ДТР

1

28

группо
вое
занятие

1

Правила охраны
природы.

ДТР

1

29

группо
вое
занятие

1

Экскурсия в парк.

ДТР

1

30

группо
вое
занятие

1

Повторение.

ДТР

1

31

группо
вое
занятие

1

Природные
ресурсы.

ДТР

1

32

группо
вое
занятие

1

Человек и
растения.

ДТР

1

33

группо
вое
занятие

1

Человек и
животные.

ДТР

1

34

группо
вое
занятие

1

Человек и вода.

ДТР

1

35

группо
вое
занятие

1

Экскурсия.

ДТР

1

группо
вое
занятие

1

ДТР

1

Итоговое занятие.
Конкурсная
игровая
программа.
1.2 Календарный учебный график 2 года обучения

36

№
п/
п

Ме Чис
сяц ло

Время Форма Колпроведе занятия во
ния
часо
занятия
в

Тема занятия

Место
провед
ения

1

группо
вое
занятие

1

Живая и
неживая
природа.

ДТР

Всего
учебн
ых
недел
ь
1

2

группо
вое
занятие

1

Экскурсия в
парк.

ДТР

1

3

группо
вое
занятие

1

Зелёные
растения.

ДТР

1

4

группо
вое
занятие

1

Наш зелёный
друг.

ДТР

1

5

группо
вое
занятие

1

Для чего нужна
вода?

ДТР

1

6

группо
вое
занятие

1

Экскурсия на
реку.

ДТР

1

7

группо
вое
занятие

1

Вода и её
свойства.

ДТР

1

8

группо
вое
занятие

1

Три состояния
воды.

ДТР

1

9

группо
вое
занятие

1

Подземные
воды.

ДТР

1

10

группо
вое
занятие

1

Состав воздуха.

ДТР

1

11

группо
вое
занятие

1

Облака.

ДТР

1

12

группо
вое
занятие

1

Итоговое
занятие.
Викторина.

ДТР

1

13

группо
вое
занятие

1

Ветры.

ДТР

1

14

группо
вое
занятие

1

Грозные ветры.

ДТР

1

15

группо
вое
занятие

1

Круговорот
воды в природе.

ДТР

1

16

группо
вое
занятие

1

Наша Земля.

ДТР

1

17

группо
вое
занятие

1

Земные
просторы.

ДТР

1

18

группо
вое
занятие

1

Овраги.

ДТР

1

19

группо
вое
занятие

1

Горизонт.

ДТР

1

20

группо
вое
занятие

1

Народные
приметы
ориентирования.

ДТР

1

21

группо
вое
занятие

1

Что вы знаете о
Солнце.

ДТР

1

22

группо
вое
занятие

1

Планеты.

ДТР

1

23

группо
вое
занятие

1

Звёзды и
созвездия.

ДТР

1

24

группо
вое
занятие

1

ДТР

1

25

группо
вое

1

Итоговое
занятие.
Конкурсная
игровая
программа.
Продукты
питания.

ДТР

1

занятие
26

группо
вое
занятие

1

Во саду ли в
огороде.

ДТР

1

27

группо
вое
занятие

1

Овощи.

ДТР

1

28

группо
вое
занятие

1

Фрукты.

ДТР

1

29

группо
вое
занятие

1

Природные
ресурсы.

ДТР

1

30

группо
вое
занятие

1

Человек и
растения.

ДТР

1

31

группо
вое
занятие

1

Человек и
животные.

ДТР

1

32

группо
вое
занятие

1

Человек и вода.

ДТР

1

33

группо
вое
занятие

1

Экскурсия.

ДТР

1

34

группо
вое
занятие

1

Здоровье и
питание.

ДТР

1

35

группо
вое
занятие

1

Повторение.

ДТР

1

36

группо
вое

1

Итоговое
занятие.

ДТР

1

занятие

Конкурсная
игровая
программа.

2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Материалы: альбом, фломастеры, карандаши, дидактический раздаточный
материал ;
Техническое оснащение: проектор с экраном; компьютер; фотоаппарат;
Информационное обеспечение
Николаева С.Н. «Юный эколог» mbdou10-tula.ru/rabota-s-detmi/.../395programma-s-n-nikolaevoj-yunyj-ekolog
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования - организует образовательную
деятельность в соответствии с программой, обеспечивает наполнение
развивающей предметно-пространственной среды для преобразования
знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает
взаимодействие всех участников образовательных отношений (пдо,
родители, дети).
3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Формы аттестации/контроля
- тестирование;
- контрольное задание;
-открытые занятия для родителей и педагогов;
- викторины.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы,
демонстрируются в формах: готовое изделие, праздник.
4. Оценочные материалы
Сбордова И.А. Диагностика по экологическому воспитанию детей 5-7 лет.
(Приложение 1)
5. Методические материалы
Для реализации программы используются следующие материалы:
-календарно-тематический график;
-методическая литература для педагога.
На занятиях используются следующие методы обучения:
словесный (беседа, диалог, объяснение, рассказ, обсуждение);
-наглядный (иллюстрации, рисунки, фотографии, схемы, таблицы);
-практический (упражнение, опыты);
-игровой;
-психологический, социальный (анкетирование, опрос);

6. Список литературы
Программа
составлена в соответствии с нормативно - правовыми
документами:
-Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
-Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
− Федеральным
проектом
«Успех
каждого
ребенка»
Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10).
− Федеральным
проектом
«Патриотическое
воспитание»
Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10)
− Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г.
№ 678-р);
− Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
− Постановлением Правительства Оренбургской области «О
реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от
04.07.2019 г. № 485 - пп);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021
г. № 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»);

− Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. №
ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
- Рабочей концепции одаренности. Министерство образования
РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003
г.;
- Устав МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п.
Основная литература:
1.Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»
2.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М,
2003 г.
3.Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие
ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
4.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в
ДОУ»ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
Интернет-ресурсы:
Николаева С.Н. «Юный эколог» mbdou10-tula.ru/rabota-s-detmi/.../395programma-s-n-nikolaevoj-yunyj-ekolog

Приложение 1.
Диагностика по экологическому воспитанию детей 5-7 лет.
Характерные особенности времён года
Задание: «Лето».
Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные
изменения происходят в природе, у растений и животных.
Оборудование: картинки с изображением летней природы, показывающие
труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием
картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
1. Какое время года показано на картинке?
2. Какие приметы лета тебе известны?
3. Какая погода летом?
4. Как изменяется жизнь животных летом?
5. Что происходит с растениями летом?
6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?
7. Что ты любишь делать летом?
8. Назови летние месяца.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Осень».

Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года,
выяснить, что им известно о сезонных изменениях.
Оборудование: картинки с осенней природой, животных, растений, людей
работающих в поле, саду, огороде.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием
картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит
1. Назови приметы осени.
2. Почему осень называют «золотой порой»?
3. Что происходит с растениями осенью?
4. Что собирают с полей, огородов?
5. Почему осенью становится меньше насекомых?
6. Куда улетают птицы?
7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?
8. Назови осенние месяца.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Зима».
Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и
жизни животных.
Оборудование: картинки - медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя
природа.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием
картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

1. Как ты узнаешь, что наступила зима?
2.Что происходит с природой зимой?
3. Почему уснул медведь?
4. Почему на деревьях зимой нет листьев?
5. Куда зимой пропали насекомые?
6.Почему стало меньше птиц?
7. Какие праздники мы отмечаем зимой?
8. Чем ты любишь заниматься зимой на улице?
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Весна».
Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности,
сезонные изменения в природе и жизни животных.
Оборудование: картины весенней природы, животных, растений.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием
картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
1. Как изменяется природа весной?
2. Что происходит с растениями весной?
3. Почему возвращаются птицы?
4. Как изменяется погода весной?
5. Что весной делают животные?
6. Чем занимается человек весной на своём участке?

7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?
8. Назови весенние месяца.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».