1 Содержание: № п/п I. 1. Стр. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы 1.2. Уровень освоения программы 1.3 Актуальность программы 1.4. Отличительные особенности программы 1.5. Педагогическая целесообразность 1.6. Адресат программы 1.7. Объём и сроки освоения программы 3 3 4 4 4 4 5 5 5 1.8. Формы организации образовательного процесса 5 1.9. Режим занятий 6 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 6 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 3.1. Учебный план 3.2. Содержание учебного плана 6 11 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 19 II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 20 1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 20 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 26 4. 2.1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ 27 29 4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 29 5. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30 31 7. ПРИЛОЖЕНИЕ 33 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Т.В. Анджапаридзе «Уровневый подход в самоопределении обучающихся»// Дополнительное образование 7/2004г. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Уровень овладения знаниями, умениями, навыками учащихся творческого объединения «Своими руками» ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Определение психологического климата группы (Л.Н. Лутошкин) 2 Раздел I. Комплекс основных характеристик программы 1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Своими руками» разработана в соответствии с нормативноправовыми документами: - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273ФЗ от 29 декабря 2012 г. (редакция от 04.08.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023); - Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10); - Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10). - Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10) - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); - Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467); - Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629); - Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы 3 организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); - Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.; Уставом МБУДО ДТР от 05.03.2019 №129-п 1.1. Направленность (профиль) программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Своими руками» имеет художественную направленность. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, включает в себя обучение нетрадиционным видам аппликации с использованием бумаги, пластилина. 1.2. Уровень освоения программы: стартовый На данном уровне учащийся осваивает работу с аппликацией. Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие глазомера, чувство формы, соотношения частей и целого, понимание цвета и его преобразования. 1.3. Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (стека, карандаш). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, солёное тесто), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки. 1.4.Отличительные особенности программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Своими руками» разработана на основе: - дополнительной общеобразовательной программы «Чудеса аппликации», автор Вербицкая Н.Н., 2021 г., МКОУ Калачаевская СОШ №6; - образовательной программы дополнительного образования «Умелые пальчики», автор Медведева И.А., г. Абакан, 2021 г. Отличительная особенность программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Программа «Своими руками» направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях 4 разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. 1.5. Педагогическая целесообразность программы При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик как любознательность, способность к организации собственной деятельности, доброжелательность. Образовательный процесс строится по принципу последовательного усложнения: от простого к сложному. Программа способствует более полному раскрытию индивидуальных способностей каждого учащегося. 1.6. Адресат программы: образовательная программа «Своими руками» рассчитана на детей в возрасте от 7 лет до 8 лет. Программа учитывает возрастные особенности учащихся (познавательное развитие, развитие коммуникативных способностей),направлена на необходимость планомерного развития творческих способностей младших школьников. Ребенок младшего школьного возраста испытывает потребность в художественном творчестве. За внешней формой предметов и явлений дети, с помощью педагога, открывают внутреннее содержание, вызывающее у них отклик. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое личное переживание в создаваемых им самим образах. Занятия по программе проводятся в группах постоянного состава. Программа может использоваться для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов по индивидуальному учебному плану. 1.7. Объём и срок освоения программы: На реализацию программы отводится 72 часа в течение одного года. 1.8. Формы организации образовательного процесса: Форма обучения – очно-заочная с применением дистанционных технологий. В режиме очного обучения основной формой работы являются групповые занятия. В режиме дистанционного обучения: индивидуальные или групповые онлайн-занятие; образовательные онлайн – платформы; цифровые образовательные ресурсы; видеоконференции (Skype); социальные сети; мессенджеры; электронная почта; комбинированное использование онлайн и офлайн режимов; онлайн-консультация. 1.9. Режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу; Продолжительность онлайн- занятий: 20 минут; Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз. 5 2. Цель и задачи программы Цель программы – развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству. Задачи: Воспитательные: - воспитать положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; - воспитать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать конфликты. Развивающие: - развить крупную и мелкую моторику; - развить интерес к процессу и результатам работы; - развить познавательную активность и способность к самовыражению; - развить интерес к процессу и результатам работы; -прививать усидчивость, выдержанность, терпеливость, навыки совместной работы, научить доводить начатое до конца. Образовательные: -научить работать на заданном пространстве, свободно пользоваться инструментами и материалами; -научить обучающихся принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, а затем по словесному указанию; -научить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для уточнения восприятия их формы, пропорции и цвета. 3. Содержание программы 3.1.Учебно-тематический план № п/п 1.1 1.2 Раздел Тема Количество часов Формы Всего Теори Пра организац я ктик ии занятия а 1.Пластилинография-24 ч. Вводное занятие. 1 1 Групповое занятие "Листик кленовый" 1 1 Групповое занятие Формы контроля Входная диагностика , опрос, беседа опрос, беседа, игра, наблюдение 6 1.3 1 «Падают, падают листья» «Падают, падают листья» 1 Групповое занятие наблюдение , игра 1.5 "Гроздь винограда" 1 1 1.6 "Гроздь винограда" 1 1 1.7 "Яблоки поспели" 1 1.8 "Яблоки поспели" 1 1 1.9 "Грибы-грибочки выросли в лесочке" 1 1 1.10 "Грибы-грибочки выросли в лесочке" 1 1 Групповое занятие 1.11 «Солнышко на тарелке» 1.12 «Солнышко на тарелке» 1.13 «Облака – белогривые лошадки» 1.14 «Облака – белогривые лошадки» 1.15 "Ёжик с грибами" 1 1 1 1 Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , опрос наблюдение , беседа наблюдение , опрос наблюдение , игра, беседа наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , опрос наблюдение , беседа 1 1 Групповое занятие наблюдение , опрос 1 1 Групповое занятие 1.16 "Ёжик с грибами" 1 1 1.17 " Кактус в горшочке" 1 1 Групповое занятие Групповое занятие наблюдение , игра, беседа наблюдение , беседа опрос, беседа, игра, 1.4 1 1 Групповое занятие Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие 1 1 1 7 1.18 " Кактус в горшочке" 1 1 Онлайнзанятие Групповое занятие 1.19 "Чудо –юдо, рыба кит" 1 1.20 "Чудо –юдо, рыба кит" 1.21 " Села кошка на окошко» 1 1 1 1 Групповое занятие Групповое занятие 1.22 " Села кошка на окошко» 1.23 «Чудо-дерево» 1 1 1 1 «Чудо-дерево» 1 1 1.24 1 Тестопластика 24 ч. 1 1 Групповое занятие Групповое занятие Онлайнзанятие 2.1 "Снеговичок" 2.2 "Снеговичок" 1 1 2.3 «Сосновая веточка» 1 1 Групповое занятие 2.4 «Сосновая веточка» 1 1 2.5 "Нарядная ёлочка" 1 2.6 "Нарядная ёлочка" 1 1 2.7 Промежуточная диагностика 1 1 Групповое занятие Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие 1 Групповое занятие Групповое занятие наблюдение наблюдение , игра наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , опрос наблюдение , беседа наблюдение , опрос наблюдение , игра, беседа наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , опрос наблюдение , беседа наблюдение , опрос 8 2.8 "Дед Мороз" 1 2.9 "За окошком снегири" 1 1 Групповое занятие 2.10 "За окошком снегири" 2.11 «Пингвины на льдине» 2.12 «Пингвины на льдине» 2.13 "Зимнее дерево» 1 1 1 1 1 1 1 1 2.14 "Зимнее дерево» 1 1 Групповое занятие Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие Групповое занятие 2.15 «Белые снежинки за моим окном» 1 1 Групповое занятие 2.16 «Белые снежинки за моим окном» 2.17 "Кружка для папы" 1 1 1 1 2.18 "Кружка для папы" 1 1 Групповое занятие Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие Групповое занятие 2.19 «Галстук» 1 2.20 «Галстук» 1 2.21 «Рамка для фото» 1 2.22 «Рамка для фото» 1 Групповое занятие 1 1 1 Групповое занятие 1 1 Групповое наблюдение , игра, беседа наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , опрос наблюдение , беседа наблюдение , опрос наблюдение , игра, беседа наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , опрос наблюдение , беседа наблюдение , опрос наблюдение , игра, беседа наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение 9 2.23 «Защитники» 2.24 «Защитники» занятие 1 1 Групповое занятие 1 1 Онлайнзанятие Воздушный пластилин 24 ч. 1 1 Групповое занятие 1 Групповое 1 занятие 3.1 "Сердечки" 3.2 "Сердечки" 3.3 "Цветы в вазе" 1 1 Групповое занятие 3.4 "Цветы в вазе" 1 1 3.5 "Украшение для мамы" "Украшение для мамы" «Мир похож на цветной луг» «Мир похож на цветной луг» 1 1 1 Групповое занятие Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие Групповое занятие 3.9 "Ателье мод" 1 1 Групповое занятие 3.10 "Ателье мод" 1 1 3.11 «Радуга - дуга» 1 1 Групповое занятие Групповое занятие 3.12 «Радуга - дуга» 1 1 3.13 «Лети, лети лепесток» 1 1 3.6 3.7 3.8 1 1 1 1 1 Онлайнзанятие Групповое занятие , игра наблюдение , опрос наблюдение , беседа наблюдение , опрос наблюдение , игра, беседа наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , опрос наблюдение , беседа наблюдение , опрос наблюдение , игра, беседа опрос, беседа, игра, наблюдение наблюдение , игра наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , анализ 10 Групповое занятие Групповое занятие продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , опрос 1 Групповое занятие наблюдение , беседа 1 1 1 1 Групповое занятие Онлайнзанятие наблюдение , опрос наблюдение , игра, беседа наблюдение , анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра наблюдение , опрос наблюдение , игра, беседа наблюдение , опрос наблюдение , опрос «Лети, лети лепесток» «Мой любимый наряд» 1 1 1 1 3.16 «Мой любимый наряд» 1 3.17 «Цветиксемицветик» «Цветиксемицветик» 3.19 "Волшебное яичко" 1 3.20 "Волшебное яичко" 1 3.21 «Пластилиновое чудо» «Пластилиновое чудо» 1 1 1 «Весна идёт, весне дорогу» Итоговое занятие.Диагностика. 1 1 1 1 3.14 3.15 3.18 3.22 3.23 3.24 72 Групповое занятие 1 1 1 16 Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие 56 3.2.Содержание учебного плана Раздел 1. Пластилинография - 24 ч. 1.1 Вводное занятие. 1 ч. Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Входящая диагностика. Выполнение заданий. Формы контроля: опрос, беседа 11 1.2 Листик кленовый. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления листика кленового. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: опрос, беседа, игра, наблюдение 1.3 Тема: Падают, падают листья. 1 ч. Теория: Беседа об осенних листьях. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: наблюдение, игра 1.4 Тема: Падают, падают листья. 1 ч. Теория: Беседа об осенних листьях. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной деятельности 1.5 Тема: Гроздь винограда. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, игра 1.6 Тема: Гроздь винограда. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, опрос 1.7 Тема: Яблоки поспели. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, беседа 1.8 Тема: Яблоки поспели. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, опрос 1.9 Тема: Грибы, грибочки выросли в лесочке. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 1.10 Тема: Грибы, грибочки выросли в лесочке. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 1.11 Тема: Солнышко на тарелке. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, игра 12 1.12 Тема: Солнышко на тарелке. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, опрос 1.13 Тема: Облака-белогривые лошадки. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, беседа 1.14 Тема: Облака-белогривые лошадки. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, опрос 1.15 Тема: Ежик с грибами. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина Формы контроля: наблюдение, беседа 1.16 Тема: Ежик с грибами. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 1.17 Тема: Кактус в горшочке. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: опрос, беседа, игра, наблюдение 1.18 Тема: Кактус в горшочке. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, игра 1.19 Тема: Чудо-юдо,рыба-кит. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 1.20 Тема: Чудо-юдо,рыба-кит. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: наблюдение, игра 1.21 Тема: Села кошка на окошко. 1 ч. 13 Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 1.22 Тема: Села кошка на окошко. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: наблюдение, игра 1.23 Чудо-дерево. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: наблюдение, опрос 1.24 Чудо-дерево. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: наблюдение, беседа Раздел 2. Тестопластика - 24 ч. 2.1 Тема: Снеговичок. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста Формы контроля: наблю дение, опрос 2.2 Тема: Снеговичок. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 2.3 Тема: Сосновая веточка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 2.4 Тема: Сосновая веточка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, игра 2.5 Тема: Нарядная елочка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, опрос 2.6 Тема: Нарядная елочка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, беседа 2.7 Промежуточная диагностика. 1 ч. Теория: Знакомство с материалом диагностики. Практика: Выполнение заданий. Формы контроля: опрос, наблюдение 14 2.8 Тема: Дед Мороз. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 2.9Тема: За окошком снегири. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 2.10 Тема: За окошком снегири. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, игра 2.11 Тема: Пингвины на льдине. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: наблюдение, опрос 2.12 Тема: Пингвины на льдине. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: наблюдение, беседа 2.13 Тема: Зимнее дерево. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, опрос 2.14 Тема: Зимнее дерево. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 2.15 Тема: Белые снежинки за моим окном. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 2.16 Тема: Белые снежинки за моим окном. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: наблюдение, игра 2.17 Тема: Кружка для папы. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, опрос 2.18 Тема: Кружка для папы. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, беседа 15 2.19 Тема: Галстук. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, опрос 2.20 Тема: Галстук. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 2.21 Тема: Рамка для фото. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 2.22 Тема: Рамка для фото. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: наблюдение, игра 2.23 Защитники. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: наблюдение, опрос 2.24 Защитники. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: наблюдение, беседа Раздел3. Воздушный пластилин - 24 ч. 3.1 Тема: Сердечки. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, опрос 3.2 Тема: Сердечки. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 3.3 Тема: Цветы в вазе. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 3.4 Тема: Цветы в вазе. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. 16 Формы контроля: наблюдение, игра 3.5Тема: Украшение для мамы. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, опрос 3.6 Тема: Украшение для мамы. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, беседа 3.7 Тема: Мир похож на цветной луг. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, опрос 3.8 Тема: Мир похож на цветной луг. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 3.9 Тема: Ателье мод. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: опрос, беседа, игра, наблюдение 3.10 Тема: Ателье мод. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: игра, наблюдение 3.11 Тема: Радуга-дуга. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 3.12 Тема: Радуга-дуга. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, игра 3.13 Тема: Лети, лети лепесток. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного 17 пластилина Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 3.14 Тема: Лети, лети лепесток. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: наблюдение, игра 3.15 Тема: Мой любимый наряд. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, опрос 3.16 Тема: Мой любимый наряд. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, беседа 3.17 Тема: Цветик-семицветик. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, опрос 3.18 Тема: Цветик-семицветик. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 3.19Тема: Волшебное яичко. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности 3.20 Тема: Волшебное яичко. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: наблюдение, игра 3.21Тема: Пластилиновое чудо. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: наблюдение, опрос 3.22Тема: Пластилиновое чудо. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина 18 Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: наблюдение, игра, беседа 3.23 Весна идёт, весне дорогу. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: наблюдение, опрос 3.24 Итоговое занятие. Диагностика . 1 ч. Теория: Знакомство с материалом диагностики. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение заданий Формы контроля: наблюдение, опрос 4. Планируемые результаты обучения Личностные результаты: У учащихся будут сформированы: - положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; - способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать конфликты. Метапредметные результаты: У учащихся будут развиты: - крупная и мелкая моторика; - интерес к процессу и результатам работы; - познавательная активность и способность к самовыражению; - интерес к процессу и результатам работы; - усидчивость, выдержанность, терпеливость, навыки совместной работы, научить доводить начатое до конца. Предметные результаты: Учащиеся знают: - работу на заданном пространстве, свободное пользование инструментами и материалами; - принятие задач, слушание речи педагога, действия по образцу, а затем по словесному указанию; - обследование различных объектов (предметов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для уточнения восприятия их формы, пропорции и цвета. 19 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий 1.1. Календарный учебный график № п/п 1 Дата прове дения 05.09 Время провед ения Тема занятия Колво часов 12.5013.30 Вводное занятие 1 Форма занятия Групповое занятие Место провед ения лицей 2 07.09 12.5013.30 "Листик кленовый" 1 Групповое занятие лицей 3 12.09 12.5013.30 1 Групповое занятие лицей 4 14.09 12.5013.30 «Падают, падают листья» «Падают, падают листья» 1 Групповое занятие лицей 5 19.09 7 26.09 8 28.09 9 03.10 Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие лицей 21.09 "Гроздь винограда" "Гроздь винограда" "Яблоки поспели" "Яблоки поспели" "Грибыгрибочки выросли в лесочке" 1 6 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 1 1 1 1 лицей лицей лицей лицей Форма контроля Входная диагност ика,опрос , беседа опрос, беседа, игра, наблюден ие наблюден ие, игра наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, опрос наблюден ие, беседа наблюден ие, опрос наблюден ие, игра, беседа 20 10 5.10 12.5013.30 "Грибыгрибочки выросли в лесочке" 1 Групповое занятие лицей 11 10.10 13 17.10 Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие лицей 12.10 14 19.10 12.5013.30 1 Групповое занятие лицей наблюден ие, опрос 15 24.10 12.5013.30 «Солнышко на тарелке» «Солнышко на тарелке» «Облака – белогривые лошадки» «Облака – белогривые лошадки» "Ёжик с грибами" 1 12 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 1 Групповое занятие лицей 16 26.10 Групповое занятие Групповое занятие лицей 7.11 "Ёжик с грибами" " Кактус в горшочке" 1 17 12.5013.30 12.5013.30 18 9.11 Онлайнзанятие Групповое занятие лицей 14.11 " Кактус в горшочке" "Чудо – юдо, рыба кит" 1 19 12.5013.30 12.5013.30 20 16.11 12.5013.30 "Чудо – юдо, рыба кит" 1 Групповое занятие лицей наблюден ие, игра, беседа наблюден ие, беседа опрос, беседа, игра, наблюден ие наблюден ие, игра наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра 1 1 1 1 лицей лицей лицей лицей наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, опрос наблюден ие, беседа 21 21 21.11 12.5013.30 " Села кошка на окошко» 1 Групповое занятие лицей 22 23.11 12.5013.30 1 Групповое занятие лицей 23 28.11 1 30.11 25 5.12 26 7.12 Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие Групповое занятие лицей 24 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 " Села кошка на окошко» «Чудодерево» «Чудодерево» "Снеговичо к" "Снеговичо к" 27 12.12 12.5013.30 «Сосновая веточка» 1 Групповое занятие лицей 28 14.12 30 21.12 31 26.12 Групповое занятие Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие лицей 19.12 32 28.12 «Сосновая веточка» "Нарядная ёлочка" "Нарядная ёлочка" Промежуто чная диагностика "Дед Мороз" 1 29 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 Групповое занятие лицей 12.5013.30 1 1 1 1 1 1 1 лицей лицей лицей лицей лицей лицей наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, опрос наблюден ие, беседа наблюден ие, опрос наблюден ие, игра, беседа наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, опрос наблюден ие, беседа наблюден ие, опрос наблюден ие, игра, беседа 22 33 09.01 12.5013.30 "За окошком снегири" 1 Групповое занятие лицей 34 11.01 12.5013.30 1 Групповое занятие лицей 35 16.01 1 18.01 37 23.01 Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие лицей 36 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 "За окошком снегири" «Пингвины на льдине» «Пингвины на льдине» "Зимнее 1 Групповое занятие лицей наблюден ие, игра, беседа наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра 1 1 лицей лицей наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, опрос наблюден ие, беседа наблюден ие, опрос дерево» 38 25.01 12.5013.30 "Зимнее дерево» 39 30.01 12.5013.30 «Белые 1 снежинки за моим окном» Групповое занятие лицей 40 01.02 12.5013.30 Групповое занятие лицей 41 06.02 12.5013.30 «Белые 1 снежинки за моим окном» "Кружка 1 для папы" Групповое занятие лицей наблюден ие, опрос 42 08.02 12.5013.30 "Кружка для папы" 1 Онлайнзанятие лицей наблюден ие, беседа 43 13.02 12.5013.30 «Галстук» 1 Групповое занятие лицей наблюден ие, опрос 23 44 15.02 12.5013.30 «Галстук» 1 Групповое занятие лицей 45 20.02 12.5013.30 «Рамка для фото» 1 Групповое занятие лицей 46 22.02 «Рамка для фото» 1 27.02 Групповое занятие Групповое занятие лицей 47 12.5013.30 12.5013.30 Онлайнзанятие лицей наблюден ие, беседа Групповое занятие Групповое занятие лицей наблюден ие, опрос наблюден ие, игра, беседа наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, опрос наблюден ие, беседа наблюден ие, опрос 48 29.02 49 05.03 50 07.03 51 12.03 52 14.03 53 19.03 54 21.03 55 26.03 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 1 «Защитники » 1 «Защитники » "Сердечки" 1 лицей "Сердечки" 1 12.5013.30 "Цветы в вазе" 1 Групповое занятие лицей 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 "Цветы в вазе" "Украшение для мамы" "Украшение для мамы" «Мир похож на цветной луг» 1 Групповое занятие Групповое занятие Онлайнзанятие Групповое занятие лицей 1 1 1 лицей лицей лицей лицей наблюден ие, игра, беседа наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, опрос 24 1 Групповое занятие лицей наблюден ие, игра, беседа 12.5013.30 «Мир похож на цветной луг» "Ателье мод" 1 Групповое занятие лицей 12.5013.30 12.5013.30 "Ателье мод" «Радуга дуга» 1 Групповое занятие Групповое занятие лицей 12.5013.30 12.5013.30 «Радуга дуга» «Лети, лети лепесток» 1 Онлайнзанятие Групповое занятие лицей 12.5013.30 12.5013.30 «Лети, лети лепесток» «Мой любимый наряд» 1 Групповое занятие Групповое занятие лицей опрос, беседа, игра, наблюден ие наблюден ие, игра наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, опрос 25.04 12.5013.30 «Мой любимый наряд» 1 Групповое занятие лицей наблюден ие, беседа 30.04 12.5013.30 «Цветиксемицветик » 1 Групповое занятие лицей наблюден ие, опрос 56 28.03 12.5013.30 57 02.04 58 04.04 59 09.04 60 11.04 61 16.04 62 18.04 63 23.04 64 65 1 1 1 лицей лицей лицей 25 Онлайнзанятие лицей 12.5013.30 «Цветик1 семицветик » "Волшебное 1 яичко" Групповое занятие лицей 12.5013.30 12.5013.30 12.5013.30 "Волшебное 1 яичко" «Пластилин 1 овое чудо» «Пластилин 1 овое чудо» Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие лицей 23.05 12.5013.30 Групповое занятие лицей 28.05 12.5013.30 «Весна 1 идёт, весне дорогу» Итоговое 1 занятие.Диа гностика. Групповое занятие лицей 66 07.05 12.5013.30 67 09.05 68 14.05 69 16.05 70 21.05 71 72 лицей лицей наблюден ие, игра, беседа наблюден ие, анализ продукто в творческо й деятельно сти наблюден ие, игра наблюден ие, опрос наблюден ие, игра, беседа наблюден ие, опрос наблюден ие, опрос 2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Материалы: пластилин, воздушный пластилин, солёное тесто, доска, дидактический раздаточный материал. Инструменты: стека. Техническое оснащение: проектор с экраном; компьютер; фотоаппарат; Информационное обеспечение 1. Баранова Л. Рабочая программа по аппликации «Цветная фантазия» в (электронный ресурс) // Л. Баранова. Персональный сайт http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-po-provedeniyu-kruzhka-poaplikaci-cvetnaja-fantazija-s-ml-gr.html Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования - организует образовательную деятельность в соответствии с программой, обеспечивает наполнение развивающей предметно-пространственной среды для преобразования знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает взаимодействие всех участников образовательных отношений (ПДО, родители, дети). 26 2.1. Воспитательная компонента программы Цель, задачи и результат воспитательной работы Цель воспитательной деятельности творческого объединения «Своими руками» состоит в развитии духовности, воспитании творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием; в развитии самооценки ребёнка. Задачи воспитания: - способствовать развитию личности учащихсяя, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции; - развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - формировать и пропагандировать здоровый образ жизни. Планируемые результаты реализации программы воспитания: - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; -оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы. Работа с коллективом учащихся творческого объединения нацелена на: - формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; - обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; - развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности; Работа с родителями учащихся творческого объединения включает в себя: - организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации); - содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий в течение учебного года); - оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей. 27 Содержательная часть Содержание, формы, методы и технологии воспитания Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д. Практические занятия детей способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия: конкурсы, выступления — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Основные группы методов воспитательной работы: 1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа. Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов учащихся— всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций. 3. Методы стимулирования поведения: игра, поощрение. 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся. Цель воспитательной деятельности творческого объединения «Своими руками» состоит в развитии духовности, воспитании творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием; в развитии самооценки ребёнка. 28 План воспитательной работы с учащимися № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название мероприятия Время проведения Беседа « Что такое коллектив» Беседа «Дружба, помощь, взаимовыручка» Беседа «Я и те, которые рядом» Беседа «Доброта, отзывчивость и скромность» Беседа «Этот интересный мир животных» Беседа «Защитники Отечества» Беседа «Милые женщины» Беседа «Наши увлечения» сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель 9. Беседа «Жизнь дана на смелые дела» май Работа с родителями (законными представителями) - привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу; - повышение психолого-педагогической компетентности родителей; - родительские собрания, анкетирование, консультации, индивидуальные беседы с родителями. Родительские собрания на тему: «Как помочь ребёнку приобрести уверенность в себе»; «Нравственные ценности в семье»; « Как научить ребёнка дружить»; « Семейный отдых и воспитание». 3. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Формы аттестации/контроля - опрос; - беседа; - игра; - наблюдение; - анализ продуктов творческой деятельности учащихся; 4. Оценочные материалы Т.В. Анджапаридзе «Уровневый подход в самоопределении обучающихся»// Дополнительное образование 7/2004г. (Приложение 1) Уровень овладения знаниями, умениями, навыками учащихся творческого объединения "Своими руками"(Приложение 2) Л.Н. Лутошкин Определение психологического климата группы (Приложение 3) 29 5. Методические материалы При реализации программы используются следующие методические материалы: 1. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративноприкладного творчества: учебно-методическое пособие.-2011.-225с. 2. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги» М., «Издательство мир книги», 2012.-93 с. На занятиях используются следующие методы обучения: словесный (беседа, диалог, объяснение, рассказ, обсуждение); - наглядный (иллюстрации, рисунки, фотографии, схемы, таблицы); - практический (упражнение); - игровой; - психологический, социальный (анкетирование, опрос). 30 6. Список литературы Литература для педагога: 1. Горичева, В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов / В. С. Горичева, М.И. Нагибина. – Ярославль : Академия развития, 1998. – 192 с. 2. Казарина, Т. Ю. Цветоведение и колористика / Т. Ю. Казарина. – Москва : Издаельство КемГИК, 2017. – 293 с. 3. Мэннинг М., Гранстрём Б. Книга Рассказы о картинах. История живописи для детей / М. Мэннинг, Б. Гранстрём. – Москва : Издательство Махаон, 2023. – 88 с. 4. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей / Т. С. Комарова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 96 с. 5. Копцев, В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное / В. П. Копцев. Ярославль : Академия развития, 2001. – 144 с. 6. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И. А. Лыкова. – Москва: Карапуз-дидактика, 2007. – 144 с. 7. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации / И. А. Лыкова. – Москва : Карапуз-дидактика, 2009. – 144 с. 8. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолова, З. М. Поварченкова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с. Интернет-ресурсы: 1. Нетрадиционные формы занятий в учреждении дополнительного образования детей: сайт. – http://festival.1september.ru/articles/603028/ 2. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей : сайт. – http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html 3. Прекрасное своими руками: сайт. – http://www.kodges.ru/hobbi/sdelaisam/53333-prekrasnoe-svoimi-rukami.html 4. Признаки композиционного построения формы: сайт. – http://www.i2r.ru/static/469/out_17572.shtml 5. Основы композиции : сайт. – http://www.twirpx.com/file/113492/ 6. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей: сайт. – http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html Литература для детей: 1. Румянцева, Е. А. Простые поделки без помощи мамы / Е. А. Румянцева. – Москва : АЙРИС-пресс, 2006. – 320 с. 2. Лыкова, И. А. Морская лепка / И. А. Лыкова. – Москва : АЙРИСпресс, 2006. – 310 с. 3. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика / Л. П. Савина. – Москва : Родничок, 2006. – 30 с. 31 4. Лебедева, Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е. Г. Лебедева. – Москва : АЙРИС-пресс, 2005. – 176 с. 32 7.Приложение 1. Т.В. Анджапаридзе «Уровневый подход в самоопределении обучающихся»// Дополнительное образование 7/2004г. уровень Отношение к себе Больше всего занят собой, своими чувствами, своими проблемами; избегает самостоятельного решения поставленной задачи Делает поспешные, необоснованные выводы о других людях; Пытается навязывать свою волю группе; Окружающие в его присутствии чувствуют себя скованно; Отсутствует любовь к людям Средний уровень 4-6 баллов В выполнении задачи проявляет малую личную инициативу; не высказывает оригинальных идей; Не берет на себя функции руководителя; Не всегда помогает своим товарищам и мало содействует достижению общей цели; Высокий уровень 7-10 баллов Имеет большой творческий потенциал; в его присутствии все чувствуют себя свободно; не уклоняется от непосредственног о решения сложной задачи. Активно участвует в коллективной работе; Хочет сделать комулибо приятное; Может возглавить творческую группу Низкий уровень 1-3 балла Отношение к людям Отношение к делу Не проявляет старательность, работу не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель; Берется за работу с желанием, но не доводит работу до конца, присутствует ради общения; Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения Участвует в творческой работе, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений; Может работать с интересом, особенно если хочет выделиться перед другими Любую работу выполняет старательно и добросовестно, до конца, считает, что иначе нельзя; Ответственно подходит к любой работе; Проявляет фантазию; Активное, творческое отношение к работе 33 Фамилия, имя обучаемого Индивидуальный уровень творческих и эстетических знаний и умений Знание ряда имён мастеров (художников), названия известных музеев изобразительного искусства Свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах Обращение к литературным и иллюстративным источникам в работе над творческим заданием, замыслом Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком Умение передавать характер движения фигур человека и животных Знание изученных терминов изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества Умение работать в определённой цветовой гамме (ограниченной или заданной) Знание и применение законов линейной и воздушной перспективы Свободное владение приспособлениями, инструментами для графики, живописи; работа с пластическими материалами (глина, пластилин), другими техниками ДПТ Грамотная организация рабочего места ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уровень овладения знаниями, умениями, навыками учащихся творческого объединения "Своими руками" Начало учебного года Середина учебного года Конец учебного года 34 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Определение психологического климата группы (Л.Н. Лутошкин) Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счёт «психологической атмосферы» – группового эмоционального состояния, которая, в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива. Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы, помещённой в центре листа (от +3 до -3). Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. Надо иметь в виду, что оценки означают: +3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда; +2 – свойство проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство проявляется достаточно часто; 0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени; -1 –достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа); – 2 – свойство проявляется в большинстве случаев; – 3 – свойство проявляется всегда. Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ Бланк тестируемого ___________________________________ Положительные особенности +3 +2 +1 Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время 0 -1 -2 -3 Отрицательные особенности Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии Группировки конфликтуют между собой Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности 35 Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться Коллектив активен, полон энергии Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность Коллектив пассивен, инертен Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно 36