ДООП Юные конструкторы

Содержание:
№
п/п
I.
1.

Стр.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Актуальность программы
1.3
Новизна программы
1.4.
Уровень освоения программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Отличительные особенности программы
1.7.
Адресат программы

3
3
3
3
3
3
3
3
3

1.8.

Объём и сроки освоения программы

3

1.9.

Формы обучения

4

1.10.

Формы организации образовательного процесса

4

1.11

Режим занятий

4

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4

3.1 Учебный план первого года обучения
3.2 Учебный план второго года обучения
3.3 Содержание учебного плана первого года обучения
3.4 Содержание учебного плана первого года обучения
4.
II.
1.

4
6
8
12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

16

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

16

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

16

1.1 Календарный учебный график первого года обучения

16

2.

1.2 Календарный учебный график второго года обучения
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

19
23

3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

23

4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

23

5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

23

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

25

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

27

I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
1.1 Направленность (профиль) программы: дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа « Юные конструкторы»
имеет техническую
направленность.
1.2 Актуальность программы обусловлена тем, что раскрывает для
старшего дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие
виды деятельности, подготавливает почву для развития технических
способностей детей.
Конструирование объединяет в себе элементы игры с
экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительноречевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские
способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор,
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной
активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их
дальнейшего обучения в школе. Использование Лего-конструктора,
пластилина, цветной бумаги является великолепным средством для
интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию
различных видов деятельности.
1.3 Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в
форме познавательной деятельности раскрыть практическую
целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей
жизни приобретённые умения и навыки.
1.4 Уровень освоения программы: стартовый.
1.5 Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
1.6 Отличительные особенности
Важнейшей отличительной особенностью программы «Юные конструкторы»
является формирование первичных технических умений и навыков путём
использования общедоступных предметов творчества (конструктор Лего,
пластилин, бумага).
Данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления,
творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы,
мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания
монологической и диалогической речи.
1.7 Адресат программы: программа рассчитана на детей 5-7 лет.
1.8 Объем и срок освоения программы: Общий объём часов- 72 часа.Срок
реализации дополнительной образовательной программы -2 года(первый год

обучения-36 часов, второй год обучения- 36 часов).
1.9 Формы обучения:
Программа реализуется в смешанной форме обучения. При реализации
программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии.
1.10 Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные или групповые занятия;
Занятия проводятся в группах одного возраста (5-7 лет) , состав учащихся
может меняться. Обучение ведётся на русском языке.
1.11 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз
в неделю по 25 минут. Во время занятия проводится динамическая пауза,
гимнастика для глаз.
2.Цель и задачи программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших
дошкольников первоначальных конструкторских умений и навыков.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать уверенность в себе, ощущение самостоятельности;
-воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности и
навыки делового сотрудничества;
Развивающие:
- развивать у обучающихся интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Обучающие:
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;
-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
-формирование элементов IT-компетенций
3 . Содержание программы
3.1 Учебный план 1 года обучения
№п/п
1

Название раздела,
темы
Транспорт

1.1

Вводное

занятие:

Количество
часов
6

Формы контроля

1

метод наблюдения

Легковой автомобиль.
1.2

Тема:Пожарная машина.

1

метод наблюдения

1.3

Тема: Самосвал.

1

метод наблюдения

1.4

Тема: Грузовик.

1

метод наблюдения

1.5

Тема: Автобус.

1

метод наблюдения

1.6

Итоговое занятие. Квест
«Безопасный город».

1

метод наблюдения

2

Детские забавы

12

2.1

Тема: Перекидные качели.

1

метод наблюдения

2.2

Тема: Песочница.

1

метод наблюдения

2.3

Тема: Качели.

1

метод наблюдения

2.4

Тема:Турники.

1

метод наблюдения

2.5

Тема: Горка.

1

метод наблюдения

2.6

Тема: Лесенка.

1

метод наблюдения

2.7

Тема: Башня.

1

метод наблюдения

2.8

Тема: Аквапарк.

1

метод наблюдения

2.9

Тема: Карусели.

1

метод наблюдения

2.10

Тема: Колесо обозрения.

1

метод наблюдения

2.11

Тема: Домик.

1

метод наблюдения

2.12

Итоговое
занятие:
Развлекательный час.

1

метод наблюдения

12

3.1

Животные
Тема: Уточки.

1

метод наблюдения

3.2

Тема: Крокодил.

1

метод наблюдения

3

3.3

Тема: Жираф.

1

метод наблюдения

3.4

Тема: Пингвины.

1

метод наблюдения

3.5

Тема: Обезьяна.

1

метод наблюдения

3.6

Тема: Петушок.

1

метод наблюдения

3.7

Тема: Собачка.

1

метод наблюдения

3.8

Тема: Кошка.

1

метод наблюдения

3.9

Тема: Лев.

1

метод наблюдения

3.10

Тема: Медведь.

1

метод наблюдения

3.11

Тема: Тигр.

1

метод наблюдения

3.12

Итоговое
занятие.
Инсценирование сказки
«Рукавичка»

1

метод наблюдения

4.

Цветы

6

4.1

Тема: Объёмный цветок.

1

метод наблюдения

4.2

Тема: Цветок в вазе.

1

метод наблюдения

4.3

Тема: Тюльпан.

1

метод наблюдения

4.4

Тема: Полевые цветы.

1

метод наблюдения

4.5

Тема: Цветок в горшочке.

1

метод наблюдения

4.6

Итоговое
занятие:
Объёмная
открытка
«Весенние цветы».

1

метод наблюдения

3.2 Учебный план 2 года обучения
№п/п
1

Название раздела,
темы
Транспорт

1.1

Вводное занятие:
Гоночная машина.

Количество
часов

Формы контроля

6
1

метод наблюдения

1.2

Тема: Трактор.

1

метод наблюдения

1.3

Тема: Самолёт.

1

метод наблюдения

1.4

Тема:

Вертолёт.

метод наблюдения
1

1.5

Тема: Корабль.

1

метод наблюдения

1.6

Итоговое занятие: Квест
«Виды транспорта»

1

2

Сельский пейзаж

12

2.1

Тема: Дом.

1

метод наблюдения

2.2

Тема: Деревья.

1

метод наблюдения

2.3

Тема: Растения.

1

метод наблюдения

2.4

Тема:
сооружения.

метод наблюдения

Зданияи

метод наблюдения
1

2.5

Тема:Полезная техника.

1

метод наблюдения

2.6

Тема:Большая стройка.

1

метод наблюдения

2.7

Тема:Большая ферма

1

метод наблюдения

2.8

Тема:Домашние
животные.

2.9

метод наблюдения
1

Тема:Домашние птицы.

метод наблюдения
1

2.10

2.11

Тема:Бытовые,
хозяйственные постройки.

метод наблюдения
1

Тема: Огород.

метод наблюдения
1

2.12

3

Итоговое
село.

занятие: Моё

Калейдоскоп важных

метод наблюдения
1
12

3.1

профессий
Тема:Пожарная часть.

1

метод наблюдения

3.2

Тема:Скорая помощь.

1

метод наблюдения

3.3

Тема:Полиция.

1

метод наблюдения

3.4

Тема: Космонавты.

1

метод наблюдения

3.5

Тема: Космодром

1

метод наблюдения

3.6

Тема: Военная техника.

1

метод наблюдения

3.7

Тема: Никто не забыт,
ничто не забыто.

1

3.8

Тема: Лётчики.

1

метод наблюдения

3.9

Тема: Танкисты.

1

метод наблюдения

3.10

Тема:Подводники.

1

метод наблюдения

3.11

Тема: Парашютист.

1

метод наблюдения

3.12

Итоговое занятие.
Важная профессия

1

4.

Насекомые.

6

4.1

Тема:Божья коровка.

1

метод наблюдения

4.2

Тема:Пчела.

1

метод наблюдения

4.3

Тема:Улитка.

1

метод наблюдения

4.4

Тема: Стрекоза.

1

метод наблюдения

4.5

Тема: Паук

1

метод наблюдения

4.6

Тема: Итоговое занятие.
На полянке.

1

метод наблюдения

метод наблюдения

метод наблюдения

3.3 Содержание учебного плана 1 год обучения.
Раздел 1. Транспорт – 6 часов.
1.1 Вводное занятие: Легковой автомобиль.
Теория:Введение в программу. Знакомствоучащихся с видами
конструирования.Просмотр видеоролика о видах транспорта.
Практика:конструирование из пластилина легкового автомобиля.
Формы контроля:метод наблюдения
1.2Тема: Пожарная машина.
Теория: Просмотр мультфильма. Беседа о профессии пожарника.
Практика: конструирование из пластилина пожарной машины.
Формы контроля: метод наблюдения
1.3 Тема: Самосвал.
Теория:Беседа . Просмотр видеоролика.
Практика: конструирование из пластилина самосвала.
Формы контроля: метод наблюдения
1.4 Тема: Грузовик.
Теория: Беседа о машинах. Просмотр видеоролика.
Практика:конструирование из пластилина грузовика.
Формы контроля: метод наблюдения
Теория:Беседа. Просмотр видеоролика о машинах.
Практика:конструирование из пластилина автобуса.
Формы контроля:метод наблюдения
1.6 Тема: Итоговое занятие. Квест «Безопасный город»
Теория: Знакомство с правилами дорожного движения . Просмотр
мультфильма.
Практика:отгадывание загадок, головоломок.
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 2. Детские забавы- 12часов.
2.1 Тема: Перекидные качели.
Теория: Беседа о конструкторе лего.
Практика: выполнение из лего конструктора перекидных качелей.
Формы контроля:метод наблюдения
2.2 Тема: Песочница.
Теория: Беседа о технике безопасности на игровой площадке.
Практика: конструирование из лего песочницы.
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Качели.
Теория: Беседа о технике безопасности на игровой площадке.
Практика: конструирование качелей.
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Турники.
Теория: Беседа о видах спорта.
Практика: конструирование турников.
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Горка.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: д/и «Чья команда быстрее построит».
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Лесенка.
Теория: Беседа об игровой площадке.
Практика: д/и «Найди постройку»,конструирование лесенки.
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Башня.
Теория: Алгоритм построения башни.
Практика: д/и «Построим башню», конструирование башни.
Формы контроля: метод наблюдения
2.8 Тема: Аквапарк.
Теория: Беседа «Правила поведения в аквапарке»
Практика: д/и «Построй-сравни», конструирование аквапарка.
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Карусели.
Теория: Беседа «История возникновения каруселей».
Практика: конструирование каруселей.
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Колесо обозрения.
Теория: Беседа .В парке «Тополя».
Практика: д/и «Наш городок», конструирование колеса обозрения.
Формы контроля: метод наблюдения
2.11 Тема: Домик.
Теория: Беседа «Домик для игр».
Практика: д/и «Разноцветные комнаты», конструирование домика.
Формы контроля: метод наблюдения
2.12 Итоговое занятие:Развлекательный час.
Теория: Беседа «Правила поведения на игровой площадке».Знакомство с
играми.
Практика:сюжетно-ролевая игра «Парк развлечений».
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 3. Животные-12 часов.
3.1 Тема: Уточки
Теория: Беседа о домашних птицах.А.Смирнов «Сказка о непослушной
утке»,загадки.
Практика: д/и «Кормушка для уточек», конструирование уточки.
Формы контроля: метод наблюдения.
3.2 Тема: Крокодил.
Теория: Беседа о крокодиле.
Практика: д/и «Угадай», конструирование крокодила.
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Жираф.
Теория: Беседа о жирафе.
Практика: д/и « Весёлые зверушки», конструирование жирафа.

Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Пингвины.
Теория: Беседа о животных крайнего севера.
Практика: д/и « Угадай», конструирование жирафа.
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Обезьяна.
Теория: Беседа об обезьянах.
Практика: д/и «Весёлые зверушки», конструирование обезьяны.
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Теремок.
Теория: Чтение сказки «Теремок»
Практика: д/и.»Теремок», конструирование теремка.
Формы контроля: метод наблюдения
3.7 Тема: Собачка.
Теория: Беседа «Домашние питомцы».
Практика: д/и « В свой домик», конструирование собачки
Формы контроля: метод наблюдения
3.8Тема:Кошка.
Теория: Беседа о кошке.
Практика: конструирование кошки, д/и « Весёлые зверушки»
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Лев.
Теория: Беседа «Дикие животные».
Практика: д/и « По дорожке в лес», конструирование льва.
Формы контроля: метод наблюдения
3.10 Тема: Медведь.
Теория: Чтение сказки «Маша и медведь»
Практика: д/и « Весёлый колокольчик», конструирование медведя.
Формы контроля: метод наблюдения
3.11 Тема: Тигр.
Теория: Беседа о тигре.
Практика: конструирование тигра, д/и «Отгадай»
Формы контроля: метод наблюдения
3.12Итоговое занятие. Инсценирование сказки «Рукавичка»
Теория: Ознакомление с сюжетом сказки. Беседа «Год театра»
Практика:театрализация
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел4.Цветы – 6 часов.
4.1 Тема: Объёмный цветок.
Теория: Беседа о конструировании из бумаги. Загадки о цветах.
Практика: конструирование объёмного цветка из бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения
4.2 Тема: Цветок в вазе.
Теория: Беседа о красоте цветов.
Практика: конструирование цветка в вазе.

Формы контроля: метод наблюдения
4.3 Тема:Тюльпан.
Теория: Беседа о цветах.
Практика:конструирование из бумаги тюльпана
Формы контроля: метод наблюдения
4.4 Тема: Полевые цветы.
Теория:Беседа о полевых цветах.
Практика: конструирование из бумаги полевых цветов
Формы контроля: метод наблюдения
4.5 Тема: Цветок в горшочке.
Теория: Беседа о комнатных растениях. Просмотр видеоролика
Практика:конструирование из бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения
4.6 Тема: Объёмная открытка «Весенние цветы»
Теория:Беседа о цветах.Викторина.
Практика: конструирование объёмной открытки.
Формы контроля:метод наблюдения
3.4 Содержание учебного плана 2 год обучения.
Раздел 1. Транспорт -6 часов.
1.1 Вводное занятие: Гоночная машина.
Теория:Введение в программу. Знакомствоучащихся с видами
конструирования.
Практика:конструирование из пластилина гоночной машины.
Формы контроля: метод наблюдения
1.2Тема: Трактор.
Теория: Просмотр мультфильма. Беседа о профессии тракториста.
Практика: конструирование из пластилина трактора.
Формы контроля: метод наблюдения
1.3 Тема: Самолёт.
Теория:Беседа .
Практика: конструирование из пластилина самолёта.
Формы контроля: метод наблюдения
1.4 Тема: Вертолёт.
Теория: Беседа о вертолёте.
Практика:конструирование из пластилина вертолёта.
Формы контроля: метод наблюдения
1.5 Тема: Корабль.
Теория:Беседа о водных видах транспорта.
Практика:конструирование из пластилина корабля.
Формы контроля: метод наблюдения
1.6 Тема: Итоговое занятие. Квест «Виды транспорта».
Теория:Беседа «Правила безопасности» .
Практика:отгадывание загадок, разыгрывание кейсов.
Формы контроля: метод наблюдения

Раздел2. Сельский пейзаж -12 часов.
2.1 Тема: Дом.
Теория:Знакомство с конструктором «Лего». Техника безопасности при
работе с конструктором. История создания «Лего».
Практика: конструирование из лего дома.
Формы контроля:метод наблюдения
2.2 Тема: Деревья.
Теория: Беседа «Берегите природу»
Практика: д/и «Чудо-дерево»
Формы контроля:метод наблюдения
2.3 Тема: Цветы.
Теория: Беседа о цветах.
Практика: д/и «Времена года»
Формы контроля:метод наблюдения
2.4 Тема: Здания и сооружения.
Теория: Беседа о зданиях и сооружениях.
Практика:конструирование зданий и сооружений
Формы контроля:метод наблюдения
2.5 Тема: Полезная техника .
Теория: Беседа о полезной технике.
Практика:конструирование техники.
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Большая стройка.
Теория: Беседа о профессии строителя.
Практика: д/и «Дострой»
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Большая ферма.
Теория: Беседа о ферме.
Практика: д/и.»Ферма»
Формы контроля: метод наблюдения
2.8 Тема: Домашние животные.
Теория:Видеоролик «Домашние животные»
Практика: конструирование домашних животных.
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Домашние птицы
Теория: Беседа о домашних птицах.
Практика: д/и «Летает-не летает»
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Бытовые, хозяйственные постройки.
Теория: Беседа о бытовых, хозяйственных постройках.
Практика: конструирование по желанию.
Формы контроля:метод наблюдения
2.11 Тема: Огород.
Теория: Беседа на тему «Огород»
Практика: д/и «Овощи», «Фрукты»

Формы контроля:метод наблюдения
2.12 Итоговое занятие. Моё село.
Теория: Викторина на тему «Моё село»
Практика: конструирование на тему «Моё село»
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел3. Калейдоскоп важных профессий - 12часов.
3.1 Тема: Пожарная часть.
Теория:Беседа «Всё о профессии пожарника»
Практика: конструирование пожарной части.
Формы контроля: метод наблюдения
3.2 Тема:Скорая помощь.
Теория: Беседа «Скорая помощь»
Практика: конструирование машины скорой помощи.
Формы контроля:метод наблюдения
3.3 Тема:Полиция.
Теория: Беседа о труде полицейского.
Практика: конструирование полицейской машины.
Формы контроля:метод наблюдения
3.4 Тема:Космонавты.
Теория: Беседа «Космонавты»
Практика: д/и « Что изменилось?», конструирование ракеты.
Формы контроля:метод наблюдения
3.5 Тема:Космодром.
Теория: Беседа о первом космонавте.
Практика: конструирование
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Военная техника.
Теория: Беседа о военной технике.
Практика: конструирование военной техники.
Формы контроля:метод наблюдения
3.7 Тема:Никто не забыт, ничто не забыто.
Теория: Беседа о войне.
Практика: конструирование военной техники.
Формы контроля:метод наблюдения
3.8 Тема:Лётчики.
Теория: Беседа «Лётчики»»
Практика: конструирование самолёта.
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема:Танкисты.
Теория: Беседа «Танкисты»
Практика: д/и « Кто быстрее», конструирование танка.
Формы контроля:метод наблюдения
3.10 Тема:Подводники.
Теория: Беседа о подводниках.
Практика: конструирование подводной лодки.

Формы контроля:метод наблюдения
3.11 Тема:Парашютист.
Теория: Беседа о парашютистах.
Практика: конструирование парашюта.
Формы контроля:метод наблюдения
3.12 Итоговое занятие. Важная профессия.
Теория: Конкурсная игровая программа.
Практика: участие в конкурсах.
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел4.Насекомые – 6 часов.
4.1 Тема: Божья коровка.
Теория: Беседа о конструировании из бумаги. Загадки о насекомых.
Просмотр видеоролика.
Практика: конструирование объёмного божьей коровки из бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения
4.2 Тема: Пчела.
Теория: Беседа о пользе насекомых.
Практика: конструирование пчелы.
Формы контроля: метод наблюдения
4.3 Тема: Улитка.
Теория: Беседа о насекомых.
Практика: конструирование из бумаги улитки.
Формы контроля: метод наблюдения
4.4 Тема: Стрекоза.
Теория:Беседа о насекомых.
Практика: конструирование из бумаги стрекозы.
Формы контроля: метод наблюдения
4.5 Тема: Паук.
Теория: Беседа о насекомых.
Практика: конструирование из бумаги паука.
Формы контроля: метод наблюдения
4.6 Тема: Итоговое занятие .На полянке.
Теория: Беседа о насекомых
Практика: конструирование из бумаги.
Формы контроля:метод наблюдения
4 .Планируемые результаты.
В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры:
- учащиеся будут иметь сформированные элементы it-компетенции;
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, -проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других ,старается разрешать
конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением; ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
II. Комплекс организационно-педагогических условий

2

3

4

5

Кол-во часов

Время

Число

Форма
обучения

групп 1
овое
занят
ие
групп 1
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп 1
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие

Тема занятий

Место
проведения

1

Месяц

№ занятия

1.1 Календарный график 1 год обучения

Вводное
занятие:
Гоночная машина.

ДТР

1

Тема: Трактор.

ДТР

1

Тема: Самолёт.

ДТР

Тема:Вертолёт.

ДТР

Тема: Корабль.

ДТР

Всего
учебных
недель

1

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие

1

Итоговое занятие: Квест
«Виды транспорта»

ДТР

Тема: Дом.

ДТР

Тема: Деревья.

ДТР

1

1
ДТР

Тема: Растения.
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
Тема:
сооружения.

Зданияи

ДТР

1

Тема:
Полезная техника.

ДТР

Тема:
Большая стройка.

ДТР

Тема:
Большая ферма

ДТР

Тема:
Домашние животные.

ДТР

Тема:
Домашние птицы.

ДТР

Тема:
Бытовые, хозяйственные постройки.

ДТР

1

1

1

1

1
1

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие

ДТР

Тема: Огород.

ДТР

1

Тема:
Пожарная часть.

ДТР

1

Тема:
Скорая помощь.

ДТР

1

Тема:
Полиция.

ДТР

1

1

Тема: Космонавты.

ДТР

1

1

Тема: Космодром

ДТР

1

1

Тема: Военная техника.

ДТР

1

1

Тема: Никто не забыт,
ничто не забыто.

ДТР

1

1

Тема: Лётчики.

ДТР

1

1

Тема: Танкисты.

ДТР

1

1

Итоговое
село.

1

1

занятие:

Моё

1

34

35

№ занятия

36

Тема занятий

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

Место
проведения

33

Кол-во часов

32

Форма
обучения

31

Время

30

Число

29

групп 1
Тема:
овое
Подводники.
занят
ие
групп 1
Тема:
овое
Парашютист.
занят
ие
групп 1
Итоговое занятие.
овое
Важная профессия
занят
ие
групп 1
Тема:
овое
Божья коровка.
занят
ие
групп 1
Тема:
овое
Пчела.
занят
ие
групп 1
Тема:
овое
Улитка.
занят
ие
групп 1
Тема: Стрекоза.
овое
занят
ие
групп 1
Тема: Паук
овое
занят
ие
групп 1
Тема: Итоговое занятие.
овое
На полянке.
занят
ие
1.2 Календарный график 2-ой год обучения

Месяц

28

Всего
учебных
недель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие

1

Вводное
занятие:
Гоночная машина.

ДТР

1

1

Тема: Трактор.

ДТР

1

Тема: Самолёт.

ДТР

Тема:Вертолёт.

ДТР

Тема: Корабль.

ДТР

Итоговое занятие: Квест
«Виды транспорта»

ДТР

Тема: Дом.

ДТР

Тема: Деревья.

ДТР

1

1

1
ДТР

1

1

1

1
Тема: Растения.

1

1

1
Тема:
Здания
сооружения.
Тема:
Полезная техника.

и

ДТР

1
ДТР

1

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие

1

1

1

1
1

Тема:
Большая стройка.

ДТР

Тема:
Большая ферма

ДТР

Тема:
Домашние животные.

ДТР

Тема:
Домашние птицы.

ДТР

Тема:
Бытовые, хозяйственные постройки.

ДТР

Тема: Огород.

ДТР

1

1

1

1
1

ДТР

1

Тема:
Пожарная часть.

ДТР

1

Тема:
Скорая помощь.

ДТР

1

Тема:
Полиция.

ДТР

1

1

Тема: Космонавты.

ДТР

1

1

Итоговое
село.

1

1

занятие:

Моё

1

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие

1

Тема: Космодром

ДТР

1

1

Тема: Военная техника.

ДТР

1

1

Тема: Никто не забыт,
ничто не забыто.

ДТР

1

1

Тема: Лётчики.

ДТР

1

1

Тема: Танкисты.

ДТР

1

1

Тема:
Подводники.

ДТР

1

1

Тема:
Парашютист.

ДТР

1

1

Итоговое занятие.
Важная профессия

ДТР

1

1

Тема:
Божья коровка.

ДТР

1

1

Тема:
Пчела.

ДТР

1

1

Тема:
Улитка.

ДТР

1

34

35

36

групп 1
овое
занят
ие
групп 1
овое
занят
ие
групп 1
овое
занят
ие

Тема: Стрекоза.

ДТР

1

Тема: Паук

ДТР

1

Тема: Итоговое занятие.
На полянке.

ДТР

1

2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
– помещение для занятий, соответствующее санитарно–гигиеническим
требованиям;
-наборы конструктора;
- наборы схем и таблиц;
Информационное обеспечение
1. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?
page_id=390
2. Максаева Ю. А. «Лего - конструирование как фактор развития
одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb
80b30a295eb9d4.pdf
3.Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_leg
o.html
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования - организует образовательную
деятельность в соответствии с программой, обеспечивает наполнение
развивающей предметно-пространственной среды для преобразования
знаний, полученных на занятиях, в практический опыт.
3.Форма контроля:
-метод наблюдения;
-выставки;
4. Оценочные материалы
(Приложение 1)
5.Методические материалы:
Для реализации программы используются следующие материалы:
-календарно-тематический график;
-ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и

подбору схем изготовления конструкций;
-схемы пошагового конструирования;
-комплекты заданий;
-тематические альбомы: «Транспорт», «Зоопарк», «Город», «Детская
площадка», «Космос», «Игрушки» и др.;
-методическая литература для педагогов по организации конструирования.
На занятиях используются следующие методы обучения:
Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету,
способы удержания их в руке или на столе);
Репродуктивный (воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по
аналогу);
Практический (использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы);
Словесный (краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей);
Проблемный (постановка проблемы и поиск решения, творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их
преобразование);
Игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета);

6. Список литературы
Программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми
документами:
-Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
 Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г.
протокол № 10).
 Федеральным
проектом
«Патриотическое
воспитание»
Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от
03.09.2018 г. протокол № 10)
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р);
 Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(от 03.09.2019 г. № 467);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
 Постановлением Правительства Оренбургской области «О
реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.
№ 485 - пп);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г.
№ 2)(разд.VI.«Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);

 Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
 Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ,
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
- Устав МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п.
Основная литература:
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию сиспользованием
конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. -№ 2. - С. 48-50.
2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб.пособие/
Л. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений
и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.:ЛИНКАПРЕСС, 2001.
5. Концепция муниципальной модели дошкольного образования г.Перми. –
2013. – 74 с.
6. Кузьмина Т. Наш LEGO ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. С. 52-54.
7. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.:Эксмо,
2010. – 114 с.
8. LEGO -лаборатория (ControlLab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –
150 с.
9. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
10. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
11. Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и
креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007.
- № 10. - С. 112-115.
12. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для
педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Интернет-источники
1. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?
page_id=390
2. Максаева Ю. А. «Лего - конструирование как фактор развития
одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb
80b30a295eb9d4.pdf
3.Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_leg
o.html

Приложение1
Федотова Т.В. 258-500-404
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько
ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В
связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных
способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 5-6 лет.
Уровень
Умение правильно конструировать Умение правильно
развития
поделку по образцу, схеме
конструировать поделку по замыслу
ребенка
Высокий

Ребенок
самостоятельно
делает
постройку, используя образец, схему,
действует
самостоятельно
и
практически без ошибок в размещение
элементов конструкции относительно
друг друга.

Средний

Ребенок
делает
незначительные
ошибки при работе по образцу, схеме,
правильно выбирает детали, но
требуется помощь при определении их
в пространственном расположении.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»
схему, ошибается в выборе деталей и
их расположении относительно друг
друга.

Ребенок
самостоятельно
разрабатывает замысел в разных его
звеньях (название предмета, его
назначение, особенности строения).
Самостоятельно
работает
над
постройкой.
Тему постройки ребенок определяет
заранее. Конструкцию, способ ее
построения
находит
путем
практических
проб,
требуется
помощь взрослого.
Замысел у ребенка неустойчивый,
тема
меняется
в
процессе
практических действий с деталями.
Создаваемые конструкции нечетки
по содержанию. Объяснить их
смысл и способ построения ребенок
не может.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 6 -7 лет.
Уровень
Умение правильно конструировать Умение правильно
развития поделку по образцу, схеме
конструировать поделку по замыслу
ребенка
Высокий

Средний

Ребенок действует самостоятельно, Ребенок самостоятельно создает
воспроизводит конструкцию правильно развернутые замыслы конструкции,
по образцу, схеме, не требуется помощь может рассказать о своем замысле,
взрослого.
описать ожидаемый результат,
назвать некоторые из возможных
способов конструирования.
Ребенок допускает незначительные Способы конструктивного решения
ошибки в конструировании по образцу,

схеме, но самостоятельно «путем проб и находит в результате практических
ошибок» исправляет их.
поисков. Может создать условную
символическую конструкцию, но
затрудняется в объяснении ее
особенностей.
Низкий
Допускает ошибки в выборе и Неустойчивость замысла – ребенок
расположении деталей в постройке, начинает создавать один объект, а
готовая постройка не имеет четких получается
совсем
иной
и
контуров.
Требуется
постоянная
довольствуется этим. Нечеткость
помощь взрослого.
представлений
о
последовательности действий и
неумение
их
планировать.
Объяснить
способ
построения
ребенок не может.
Федотова Т.В. 258-500-404


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».