ДООП Рукастики

Содержание:
№
п/п
I.
1.

Стр.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Нормативные документы
1.3.
Уровень освоения программы
1.4.
Актуальность программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Отличительные особенности программы
1.7.
Адресат программы
1.8.
Объём и сроки освоения программы

3
3
3
3
4
5
5
5
5
6

1.9.

Формы обучения

6

1.10

Формы организации образовательного процесса

6

1.11

Режим занятий

6

2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

6

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7

3.1

Учебный план первого года обучения

7

3.2

Учебный план второго года обучения

8

3.3

Содержание учебного плана первого года обучения

8

3.4

Содержание учебного плана второго года обучения

10

4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

12

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

13

1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

13

1.1

Календарный учебный график первого года обучения

13

1.2

Календарный учебный график второго года обучения

18

2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

22

3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

23

4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

23

5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

25

6.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

26

7.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

29

8.

ПРИЛОЖЕНИЯ

30

2

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Рукастики» имеет техническую направленность.
Программа разработана для организации обучения детей, склонных к
конструкторскому мышлению, проявляющих интерес и способности к
моделированию и конструированию, предполагает стартовый уровень освоения
знаний и практических навыков.
1.2. Нормативные документы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукастики» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273ФЗ от 29 декабря 2012 г. (редакция от 04.08.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2023);
 Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол
№ 10).
 Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол
№ 10)
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от
03.09.2019 г. № 467);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);
 Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации
мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного
образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
3

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2)(разд.VI.
«Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
 Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
 Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ,
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
 Уставом МБУДО ДТР от 05.03.2019 №129-п
Характеристика проектов,
в соответствии с
направлением
деятельности:

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание
и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов
детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного
доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного
образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации
учащихся.
1.3. Уровень освоения программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукастики» предполагает освоение материала на стартовом уровне.
Стартовый уровень предполагает знакомство с основами технического
моделирования и конструирования. Реализация программы на стартовом уровне
направлена на формирование и развитие конструкторских способности и
технического мышления, удовлетворение потребностей в интеллектуальном,
нравственном совершенствовании, мотивации личности к познанию, труду.
1.4. Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
отмечается заинтересованность детей и их родителей (законных представителей)
в обучении конструированию и моделированию, и, в частности, овладению
навыками начального технического моделирования. Занимаясь техническим
моделированием, учащиеся знакомятся с большим количеством материалов и
инструментов для технического творчества, приобретая, таким образом,
полезные в жизни практические навыки.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукастики» решает не только конструкторские, научные, но и эстетические
вопросы. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок
эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественноконструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности,
реализуется в творчестве.
Программа включает профориентационный компонент.

4

1.5. Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется
ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе
системно–деятельностного подхода. Главная цель состоит в том, чтобы
пробудить у учащегося интерес к процессу обучения, а также развить у него
навыки самообразования. Данная программа предлагает использование
образовательных конструкторов как инструмента для обучения детей
конструированию и моделированию. Воплощение авторского замысла в модели
и проекты особенно важно для учащихся, у которых наиболее выражена
исследовательская (творческая) деятельность.
1.6. Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукастики» разработана на основе:
- «Начальное техническое моделирование», МАУДО «Рязанский городской
дворец детского творчества»;
- «Юный техник», ПДО Литова Н.В. ГОУДО ТО «Центр дополнительного
образования детей» г. Тула;
- «Начальное моделирование», методист Жукова Н.Н. МБУДО «Центр
детского и юношеского творчества», г. Рыбинск
Программа «Рукастики» разработана с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, а
также возрастных и психологических особенностей учащихся.
Отличительными особенностями данной программы является то, что в
рамках занятий учащимся предоставляется возможность личностного
самоопределения и самореализации по отношению к стремительно
развивающимся техническим достижениям нашего государства. Программа
предусматривает не только обучение навыкам, знаниям и умениям, связанных с
техническим моделированием и конструированием, но и развитие творческих
способностей, коммуникативной и исследовательской компетентности у
учащихся.
Учащиеся вовлечены в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность с первого года обучения, что способствует творческому развитию
личности и приобретению социальных, коммуникативных, мыслительных,
исследовательских умений и навыков.
Работая над проектом, учащиеся проводят исследования в области истории,
архитектуры, математики. Таким образом, осуществляются межпредметные
связи. В настоящее время произошло обновление методического обеспечения
образовательного процесса в связи с широким внедрением информационных
технологий, таких как: мультимедийные презентации, использование чертежей и
технологических карт в электронном виде, материалов сети Интернет.
1.7. Адресат программы: образовательная программа «Рукастики»
предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет. К освоению дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются все дети,
желающие заниматься данным видом деятельности.
1.8. Объём и сроки освоения программы
5

На реализацию программы отводится 72 часа (36 занятий) в течение одного
года обучения, и 72 часа (36 занятий) в течение второго года обучения.
1.9. Форма реализации образовательной программы:
Обучение детей предполагает очную форму занятий.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукастики» нацелена на самостоятельную исследовательскую деятельность и
создание конечного продукта – проекта. Для достижения результата проводятся
практические и творческие работы.
1.10. Формы организации образовательного процесса.
Задания по программе построены на основании современных научных
представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и
социального здоровья. Занятия проводятся либо в аудитории (теоретического
характера), либо закреплены за определенным местом (практические).
Используемые формы работы:
- Групповая (освоение учебного материала, практическая работа);
- Фронтальная (беседа, лекция, просмотр учебного видеофильма);
- Индивидуальная (разработка и защита творческих проектов).
1.11. Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (1 учебный час – 40 мин).
2 Цели и задачи программы.
Цель программы – обучение основам моделирования, формирование
навыков конструирования посредством проектирования и конструирования
моделей.
Задачи программы
Образовательные
 закрепление и расширение знаний, полученных на занятии;
 формирование и совершенствование навыков работы с инструментами и
материалами;
 формирование умения применять различные технологические приемы
при создании моделей из бумаги и картона;
 формирования умения анализировать трудовые задачи планировать и
применять полученные знания при разработке творческих проектов;
формирование элементов IT-компетенций.
Развивающие
 развитие пространственного и образного мышления,
 расширение познавательного интереса в области технического
творчества;
 углубление представления о форме, цвете, композиции;
 совершенствование навыков поисковой творческой деятельности;
 формирование способности к самостоятельному выражению своих идей
при выполнении творческих проектов.
6

Воспитательные

 воспитание ответственности за качество выполняемой работы;
 осуществление эстетического воспитания;
 формирование коммуникативной культуры;
 формирование навыков самообразования;
 воспитание самостоятельности в творчестве.

3. Содержание программы
3.1. Учебный план первого года обучения
№

Разделы программы

Всего часов

Теория

Практ
ика

1

Вводное занятие

2

2

2

Моделирование на плоскости.

24

8

16

3

Графическая подготовка.

20

6

14

4

Начальное техническое
моделирование с элементами
художественного конструирования.

24

8

16

5

Контрольно-проверочные
мероприятия

2

-

2

72

24

48

Итого

Формы
аттестации и
контроля
Знание
техники
безопасности
(входная
диагностика)
Беседа.
Выставка
работ
Опрос.
Практическая
работа
Опрос.
Выставка
работ
Промежуточн
ая
диагностика.
Защита
проекта

3.2. Учебный план второго года обучения
№

Разделы программы

Всего часов

Теория

Практ
ика

1

Вводное занятие

2

2

2

Понятие
«модель».
Понятие
«шаблон», «трафарет», «развертка»
Моделирование и конструирование
объемных моделей.

6

2

4

14

4

10

3

Формы
аттестации и
контроля
Знание
техники
безопасности
(входная
диагностика)
Практическая
работа
Выставка
работ
7

4
5
6
7
8
9
10

Основы проектирования на примере
проекта
Моделирование
из
бросового
материала.
Понятие «конструктор».

10

4

6

6

2

4

10

4

6

Циркуль. Узоры с помощью
циркуля.
Модели
с
подвижными
соединениями.
Работа с проволокой. Знакомство с
материалом, работами из проволоки
Контрольно-проверочные
мероприятия

8

4

4

10

4

6

4

2

2

2

-

2

72

28

44

Итого

Защита
проекта
Практическая
работа
Сборка
схемы
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Итоговая
диагностика.
Защита
проекта

3.3. Содержание учебного плана 1-го года обучения
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Введение в предмет. Беседа о технике безопасной работы и
поведении в кабинете и учреждении. Вводный и первичный инструктаж на
рабочем месте для учащихся. Значение навыков технического моделирования в
жизни людей. Режим работы объединения. Ознакомление с планом работы.
Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности
труда. Показ поделок. Входная диагностика.
2. Моделирование на плоскости.
Теория
Аппликация. Плоская, объемная аппликация. Бумагопластика. Оригами.
Элементарные понятия о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах,
применении. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах,
используемых в промышленности и техническом моделировании. Инструменты
и приспособления, применяемые в работе (ножницы, нож, молоток,
плоскогубцы, шило, кисти для красок, клея и др.), правила пользования ими.
Организация рабочего места. Правила безопасности труда при использовании
колющих и режущих инструментов. Способы изготовления отдельных деталей
из бумаги, картона. Художественное оформление и способы сборки поделок.
Понятие аппликации, ее виды, демонстрация презентаций. Оригами. Как сгибать
и складывать бумагу? Введение понятия «оригами». Освоение приёмов сгибания
и складывания. Определение конструктивных особенностей изделий и
технологий их изготовления. Точечное наклеивание деталей. Закрепление
умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте.
Практика
Освоение навыков объемной аппликации. Работа в технике оригами.
Изготовление из плотной бумаги обложек, закладок для книг, игрушек (голубь,
планер, самолет, ракета, кораблик, снежинки, фонарики различной формы).
3. Графическая подготовка.
8

Теория
Первоначальные графические знания и умения. Понятие эскиз, чертеж,
выкройка. Линии чертежа. Первоначальные понятия о техническом рисунке,
чертеже, эскизе. Моделирование и конструирование плоских моделей.
Изменение масштаба. Линия сгиба. Понятие симметрии и асимметрии.
Симметричные модели. Закрепление, углубление и расширение знаний о
чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле,
карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями
чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба,
центровая линия (осевая), сплошная тонкая. Введение понятия «чертёж». Линии
чертежа: основная, толстая, тонкая, штрихпунктирная с двумя точками. Чтение
чертежа. Изделия и их чертежи. 9 Построение прямоугольника от одного
прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу. Введение понятия
«симметрия». Упражнение по определению симметричных (и несимметричных)
изображений и предметов. Знакомство с образцами традиционного искусства,
выполненными в технике симметричного вырезания. Разметка симметричных
деталей складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой, разметкой на
глаз, наклеивание за фрагмент, точечно. Понятие асимметрии. Увеличение или
уменьшение изображений плоских деталей по клеткам. Правила и порядок
чтения чертежа, схемы и наглядного изображения.
Практика
Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в
процессе изготовления эскизов, таблиц, расписания занятий, записи наблюдений
природного календаря, часового циферблата со стрелками, солнечных часов.
Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением и
уменьшением размеров изображений этих изделий с помощью масштаба или по
клеткам. Составление эскизов простейших объектов и их отдельных деталей с
применением условных обозначений. Выполнение наглядных изображений
простейших игрушек (наброски, эскизы).
4.
Начальное
техническое
моделирование
с
элементами
художественного конструирования.
Теория
Модели с подвижными соединениями. Моделирование при помощи
щелевого соединения. Моделирование из бумажной полосы. Квиллинг.
Инструменты, материалы и правила безопасной работы. Основные приемы
работы с бумагой и картоном. Понятие о щелевом соединении. Простейшие
графические условные обозначения. Изготовление макетов, моделей, игрушек из
плоских и объемных деталей. Начальное понятие о художественном
конструировании и его отличие от технического моделирования. Знакомство с
элементами художественного конструирования и художественного оформления
изделий. Форма, цвет, пропорциональность - характерные показатели
художественного конструирования. Начальные основы композиции и
формообразования. Элементарные понятия о ритме, гармоничности цветовых
сочетаний,
равновесии.
Оригинальность
конструктивного
строения,
закономерность и некоторые средства художественной выразительности (линия,
9

цвет, форма и др.) особенности декоративно-художественного оформления в
зависимости от формы, назначения и конструкции поделки.
Практика
Изготовление (по образцу, рисунку, чертежу, представлению и
собственному замыслу) силуэтных моделей со щелевидными соединениями в
«замок». Изготовление из бумаги упаковочных коробок оригинальной формы и
конструкции с элементами декоративного оформления, разработка и
изготовление по собственному замыслу елочных украшений, праздничных
открыток и 10 сувениров с применением декоративно-художественного
оформления приемом «Квиллинга».
5. Контрольно-проверочные мероприятия
Практика
Контрольное занятие в форме представления итогового проекта.
Формы и виды контроля: Промежуточная диагностика. Защита
творческого проекта.
3.4. Содержание учебного плана 2-го года обучения
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Беседа о технике безопасной работы и поведении в кабинете и
учреждении. Инструктаж на рабочем месте для учащихся. Входная диагностика.
2. Понятие «модель». Понятие «шаблон», «трафарет», «развертка».
Теория
Первоначальные понятия о разметке. Способы разметки. Элементарные
понятия о шаблонах, развертках простых геометрических тел. Введение понятия
«шаблон». Назначение шаблона. Разнообразие форм шаблонов. Правила
разметки по шаблону. Экономная разметка. Контроль точности разметки
прикладыванием шаблона. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.
Способы изготовления выкроек и разверток объектов простой формы.
Практика
Работа с шаблонами и трафаретами. Изготовление изделий, в которых
разметка деталей выполняется с помощью шаблонов.
3. Моделирование и конструирование объемных моделей.
Теория
Знакомство с разверткой куба. Знакомство с Архимедовыми телами.
Знакомство с разверткой параллелепипеда. Понятие «объемная фигура».
Моделирование на основе сложных геометрических тел.
Практика
Изготовление шкатулки на основе куба. Математические игрушки.
Изготовление флексагона. Вычерчивание развертки куба. Вычерчивание
развертки параллелепипеда. Отработка навыков вычерчивания разверток
кубических форм.
4. Основы проектирования на примере проекта «Что нам стоит дом
построить»
Теория
10

Проектирование и конструирование зданий на основе геометрических
форм. Моделирование архитектурного сооружения при помощи геометрических
форм. Знакомство с различными деталями архитектурных сооружений.
Просмотр презентации «Архитектура поселка Акбулак».
Практика
Изготовление плоской модели жилого дома по заданным чертежам.
Изготовление многоэтажного дома. Проектная деятельность «Город, в котором я
хочу жить».
5. Моделирование из бросового материала.
Теория
Понятие «бросового материала». Тема экологии. Возможности вторичного
потребления. Обзор изделий, поделок из бросового материала.
Практика
Изготовление (по образцу, рисунку, чертежу, представлению и
собственному замыслу) поделки из «бросового» материала.
6. Понятие «конструктор»
Теория
Орнамент в декоративно-прикладном творчестве народов России.
Составление орнаментов из геометрических форм. Понятие «Танграм»,
историческая справка.
Практика
Изготовление конструктора «Танграм», составление орнаментов из
деталей геометрических форм (в полосе, круге, квадрате).
7.Циркуль. Узоры с помощью циркуля.
Теория
Введение понятий: «циркуль — чертёжный инструмент», «круг»,
«окружность», «дуга», «радиус». Совершенствование умений делить окружность
на 3, 4, 6, 8, 12 частей и читать основные размеры. Функциональное назначение
циркуля, его конструкция. Построение окружности циркулем. Откладывание
радиуса окружности циркулем по линейке. Построение окружности заданного
радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение
в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки
и соединения деталей. Изготовление изделий с круглыми деталями,
размеченными с помощью циркуля.
Практика Создание рисунка «Мандала» с помощью циркуля
(окружностей), линейки и карандаша. Совершенствование навыков деления на
симметричные детали. Использование цвета в орнаменте. Композиция.
8. Модели с подвижными соединениями.
Теория
Ведение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей»,
«шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение.
Упражнение с использованием шилом, прокалывание отверстий шилом.
Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование
ранее освоенных способов 12 разметки и соединения деталей. Изготовление из
картона игрушек с подвижными частями: дергунчики–плясуны.
11

Практика
Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения
детали. Игры и соревнования с поделками.
9. Работа с проволокой. Знакомство с материалом, работами из
проволоки.
Теория
Умениями и навыками работы с проволокой дети овладевают на двух-трех
занятиях. Выработка навыков работы с проволокой ведется во время опытов по
сравнению отдельных качеств проволоки разных диаметров, по сравнению
проволоки с тесьмой, шнурами, веревками, толстыми нитками. Предлагается
скручивать, гнуть, ломать проволоку и самостоятельно делать выводы об
основных ее свойствах и качествах; обращается особое внимание на те ее
свойства, которые используются в работе при изготовлении поделок.
Обучающиеся легко усваивают навык, который положен в основу изготовления
любого изделия из этого материала. Знакомство с элементарными слесарными
инструментами, которые используются при работе с проволокой. Знакомство с
алюминиевой фольгой. Сфера ее применения, поделки из металлической бумаги.
Практика
Составление эскизов игрушек из проволоки. Конструирование из
проволоки. Поделки из фольги «Паук на паутине», «Гроздь винограда».
10. Контрольно-проверочные мероприятия
Практика
Контрольное занятие в форме представление итогового проекта.
Формы и виды контроля: Итоговая диагностика. Защита творческого
проекта. Итоговая выставка работ учащихся.
Педагог оставляет за собой право вносить дополнения и изменения в
программу.
4. Планируемые результаты обучения.
При освоении программы «Рукастики» отслеживаются три вида
результатов: предметные, метапредметные и личностные, что позволяет
определить динамическую картину творческого развития учащихся. По
окончании обучения по программе учащимися будут достигнуты следующие
результаты:
1 год обучения:
Личностные:
− проявляют отзывчивость и умение работать в коллективе;
− сформирован эстетический и художественный вкус;
− сформировано социально–психологическое чувство удовлетворения от
моделей и изделий, сделанных своими руками.
Метапредменые:
− развиты природные задатки и способности, помогающие творческой
самореализации и достижению успеха в техническом творчестве (внимание,
память, логическое и пространственное воображение, мелкая моторика рук и
глазомер);
12

− развита познавательная активность и способность к самовыражению;
− развито умение контактировать со сверстниками в совместной творческой
деятельности.
Предметные:
− сформированы знания о принципах и технологии постройки плоских и
объёмных моделей из бумаги и картона и других материалов;
− сформировано умение безопасного использования
инструментов и
материалов;
− сформировано умение применять полученные знания и навыки в практической
деятельности.
2 год обучения:
Личностные:
− сформирован эстетический вкус, эстетическое отношение к окружающему
миру;
− проявляют аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое
дело до конца.
Метапредметные:
− сформировано умение поиска и использования информации для создания
творческих работ и макетов;
− проявляют самостоятельность и способность решать творческие задачи;
− развито умения планировать, контролировать и оценивать выполнение
действий.
Предметные:
− сформированы знания об особенностях технического моделирования и
принципах работы конструкторов;
− умеют выполнять различные виды моделей, поделок и игрушек.
- обучены техникам изготовления открыток, сувениров в техниках коллаж,
бумагопластика.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
1.1. Календарный учебный график первого года обучения
№
п/
п

Дата
проведения

Время
проведе
ния
занятия

Форма
занятия

Колво
часо
в

Тема занятия

Место
проведения

Форма
аттестации/к
онтроля

Беседа,
входная
диагностика
Беседа

1

групповое
занятие

1

Вводное занятие

Акбулакская
СОШ №2

2

групповое
занятие

1

Инструктаж
технике
безопасности

Акбулакская
СОШ №2

3

по

Моделирование на плоскости(24ч)
групповое
2
Понятие о
занятие
древесине,
Акбулакская
металле,
СОШ №2
пластмассах и
других

Беседа

13

4

5

групповое
занятие

2

групповое
занятие

2

групповое
занятие

2

7

групповое
занятие

2

8

групповое
занятие

2

9

групповое
занятие

2

10

групповое
занятие

2

6

11

12

13

14

групповое
занятие

групповое
занятие

групповое
занятие

групповое
занятие

материалах
Способы
изготовления
отдельных
деталей из
бумаги, картона.
Введение
понятия
«оригами».
Освоение
приёмов
сгибания и
складывания.
Определение
конструктивных
особенностей
изделий и
технологий их
изготовления.
Точечное
наклеивание
деталей.
Изготовление из
плотной бумаги
закладку для
книг.
Изготовление из
плотной бумаги
самолета.
Изготовление из
плотной бумаги
фонаря
различной
формы.

Акбулакская
СОШ №2

Акбулакская
СОШ №2

Акбулакская
СОШ №2

2

2

Изготовление из
плотной бумаги
машины
будущего.

2

Изготовление из
плотной бумаги
космического

Беседа,
практическа
я работа

Беседа,
практическа
я работа

Акбулакская
СОШ №2

Готовая
работа

Акбулакская
СОШ №2

Готовая
работа

Акбулакская
СОШ №2

Готовая
работа,

Акбулакская
СОШ №2

Беседа,
практическа
я работа

2
Изготовление из
плотной бумаги
ракеты
Изготовление из
плотной бумаги
планера.

Беседа,
практическа
я работа

Акбулакская
СОШ №2

Готовая
работа

Акбулакская
СОШ №2

Готовая
работа

Акбулакская
СОШ №2

Готовая
работа

Акбулакская
СОШ №2

Готовая
работа
14

корабля..

Графическая подготовка(20ч)
15

групповое
занятие

2

16

групповое
занятие

2

17

групповое
занятие

2

18

групповое
занятие

2

групповое
занятие

2

групповое
занятие

2

групповое
занятие

2

19

20

21

Первоначальные
графические
знания и умения.
Первоначальные
понятия о
техническом
рисунке,
чертеже, эскизе.
Введение
понятия
«симметрия»,
асимметрии,
Правила и
порядок чтения
чертежа, схемы
и наглядного
изображения.
Упражнения в
проведении
параллельных и
перпендикулярн
ых линий в
процессе
изготовления
эскизов.
Упражнения в
проведении
параллельных и
перпендикулярн
ых линий в
процессе
изготовления
таблиц,
расписания
занятий, записи
наблюдений
природного
календаря.
Изготовление
шаблонов и
выкроек для
простейших
изделий.
Составление
эскизов
простейших
объектов и их
отдельных
деталей с

Акбулакская
СОШ №2
Акбулакская
СОШ №2

Акбулакская
СОШ №2

Акбулакская
СОШ №2

Акбулакская
СОШ №2

Акбулакская
СОШ №2

Акбулакская
СОШ №2

Беседа

Беседа

Беседа,
практическа
я работа

Наглядная
работа.

Наглядная
работа.

Наглядная
работа.

Наглядная
работа.

15

применением
условных
обозначений.
Акбулакская
22
групповое
2
Выполнение
СОШ №2
занятие
наглядных
Наглядная
изображений
работа.
простейших
игрушек
Акбулакская
23
групповое
2
Выполнение
СОШ №2
занятие
наглядных
Наглядная
изображений
работа.
простейших
наброски модели
Акбулакская
24
групповое
2
Выполнение
Наглядная
СОШ №2
занятие
наглядного
работа
эскиза.
Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования
(24ч)
Акбулакская
25
групповое
1
Начальное
СОШ №2
занятие
понятие о
Беседа
художественном
конструировани
и и его отличие
от технического
моделирования.
Акбулакская
26
групповое
1
Знакомство с
СОШ №2
занятие
элементами
Беседа
худож-го
конструировани
я и худож-го
оформления
изделий.
27
групповое
2
Принцип работы Акбулакская
Беседа,
СОШ №2
занятие
в технике
практическа
«Квиллинг»
я работа
Акбулакская
28
групповое
1
Инструменты,
Беседа,
СОШ
№2
занятие
материалы и
практическа
правила
я работа
безопасной
работы.
Акбулакская
29
групповое
1
Элементарные
Беседа,
СОШ №2
занятие
понятия о ритме,
практическа
гармоничности
я работа
цветовых
сочетаний,
равновесии.
Акбулакская
30
групповое
2
Начальные
СОШ №2
занятие
основы
Беседа,
композиции и
практическа
формообразован
я работа
ия.
Акбулакская
31
групповое
2
Изготовление
Наглядная
СОШ
№2
занятие
(по образцу,
работа.
16

групповое
занятие

2

33

групповое
занятие

2

34

групповое
занятие

2

35

групповое
занятие

2

36

групповое
занятие

2

37

групповое
занятие

2

32

рисунку,
чертежу,
представлению и
собственному
замыслу)
силуэтных
моделей со
щелевидными
соединениями .
Изготовление
(по образцу,
рисунку,
чертежу,
представлению и
собственному
замыслу)
силуэтных
моделей со
щелевидными
соединениями в
«замок».
Изготовление из
бумаги
упаковочных
коробок
оригинальной
формы
Изготовление из
бумаги
конструкции с
элементами
декоративного
оформления
оригинальной
формы
Изготовление из
бумаги
конструкции с
элементами
декоративного
оформления
оригинальной
формы
Разработка и
изготовление по
собственному
замыслу
украшений
Разработка и
изготовление по
собственному
замыслу
праздничных
украшений.

Акбулакская
СОШ №2

Наглядная
работа.

Акбулакская
СОШ №2

Наглядная
работа

Акбулакская
СОШ №2

Наглядная
работа

Акбулакская
СОШ №2

Наглядная
работа

Акбулакская
СОШ №2

Выставка.

Акбулакская
СОШ №2

Выставка.

17

групповое
занятие

Акбулакская
Разработка и
СОШ №2
изготовление по
собственному
замыслу
сувениров.
Контрольно-проверочные мероприятия (2ч)
Акбулакская
групповое
1
Контрольное
СОШ №2
занятие
занятие в форме
итоговой
диагностики.
Акбулакская
групповое
1
Презентация
СОШ №2
занятие
итоговой работы
на выбор.

38

39

40

Итого

Выставка.

2

Опрос.

Промежуточ
ная
диагностика
. Выставка.

72

1.2 Календарный учебный график второго года обучения.
№
п/п

1

2

3

4

5

6
7
8

Дата
проведения

Время
провед
ения

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
аттестации/
контроля

Ознакомление с Акбулакская
СОШ №2
планом работы.
Инструменты,
материалы.
Организация
рабочего места.
Показ поделок.
Акбулакская
групповое
1
Инструктаж по
СОШ №2
занятие
технике
безопасности
Понятие «модель», «шаблон», «трафарет». (6ч)
Акбулакская
групповое
2
Элементарные
СОШ №2
занятие
понятия о
шаблонах,
развертках..Прак
тическая работа.
Акбулакская
групповое
2
Практическая
СОШ №2
занятие
работа с
шаблонами и
трафаретами
Акбулакская
групповое
2
Изготовление
СОШ №2
занятие
изделий по
шаблону
Моделирование и конструирование объемных моделей. (14ч)
Акбулакская
групповое
2
Знакомство с
СОШ №2
занятие
разверткой куба.
Акбулакская
групповое
2
Вычерчивание
СОШ №2
занятие
развертки куба.
Акбулакская
групповое
2
Знакомство с
СОШ №2
занятие
понятием
«объемная

Беседа.
Знание
техники
безопасност
и (входная
диагностика
)
Опрос.

групповое
занятие

Кол
-во
часо
в
1

Тема занятия

Беседа.

Беседа,
практическа
я работа
Наглядная
работа
Беседа..
Практическа
я работа.
Беседа

18

9

групповое
занятие

2

10

групповое
занятие

2

11

групповое
занятие

12

групповое
занятие

13

14

15

16

17

18

фигура».
Изготовление
флексагона.

Акбулакская
СОШ №2

Презентаци
я работы

Изготовление
объемных фигур
по собственному
замыслу.

Акбулакская
СОШ №2

Наглядная
работа.

2

Изготовление
объемного куба
по собственному
замыслу.

Акбулакская
СОШ №2

Наглядная
работа.

2

Изготовление
объемного
параллепипида
по собственному
замыслу.

Акбулакская
СОШ №2

Наглядная
работа.

Основы проектирования на примере проекта (10ч)
Акбулакская
групповое 2
Знакомство с
СОШ №2
занятие
деталями
архитектурных
сооружений
Акбулакская
групповое
2
Моделирование
СОШ №2
занятие
архитектурного
сооружения при
помощи
геометрических
форм.
Акбулакская
групповое
2
Изготовление
СОШ №2
занятие
плоской модели
жилого дома по
заданным
чертежам.
групповое
2
Теория создания Акбулакская
СОШ №2
занятие
зданий на основе
геометрических
форм
Акбулакская
групповое
2
Проектная
СОШ №2
занятие
деятельность
«Город, в
котором я хочу
жить».
Моделирование из бросового материала (6ч)
Акбулакская
групповое
2
Понятие
СОШ №2
занятие
«бросового
материала».
Тема экологии.

Беседа.

Беседа,
практическа
я работа

Наглядная
работа.

Опрос.

Наглядная
работа.

Опрос

19

19

20

21

22

23

24

25

26

26

Обзор изделий,
поделок из
бросового
материала.
групповое
2
Изготовление
занятие
поделки из
«бросового»
материала.
групповое
2
Изготовление
занятие
поделки из
«бросового»
материала.
Понятие «конструктор» (10ч)
групповое
2
Орнамент в
занятие
декоративноприкладном
творчестве
народов России.
Понятие
«Танграм»,
историческая
справка
групповое
2
Изготовление
занятие
конструктора
«Танграм»
групповое
2
Составление
занятие
орнаментов из
деталей
геометрических
форм(в круге)
групповое
2
Составление
занятие
орнаментов из
деталей
геометрических
форм в полосе.
групповое
2
Составление
занятие
орнаментов
из
деталей
геометрических
форм в полосе.

Акбулакская
СОШ №2

Презентаци
я работы.

Акбулакская
СОШ №2

Презентаци
я работы.

Акбулакская
СОШ №2

Опрос.

Акбулакская
СОШ №2

Наглядная
работа.

Акбулакская
СОШ №2

Практическа
я работа.

Акбулакская
СОШ №2

Представлен
ие работы.

Акбулакская
СОШ №2

Представлен
ие работы.

Циркуль. Узоры с помощью циркуля. (8ч)
Акбулакская
групповое
2
Введение
СОШ №2
занятие
понятий:
«циркуль —
чертёжный
инструмент»,
«круг» и другие.
групповое
занятие

2

Изготовление
изделий с
круглыми
деталями,
размеченными с

Акбулакская
СОШ №2

Опрос

Представлен
ие работы.

20

27

28

29

30

31

32

33

34

35

помощью
циркуля.
Акбулакская
групповое
2
Создание
СОШ №2
занятие
рисунка
«Мандала» с
помощью
циркуля
групповое
2
Совершенствова Акбулакская
СОШ №2
занятие
ние навыков
деления на
симметричные
детали.
Модели с подвижными соединениями. (10ч)
групповое
2
Ведение понятий Акбулакская
СОШ №2
занятие
«подвижное и
неподвижное
соединение
деталей»,
«шарнир»,
«шило».
групповое
2
Изготовление из Акбулакская
СОШ №2
занятие
картона игрушек
с подвижными
частями:
дергунчики–
плясуны.
Акбулакская
групповое
2
Изготовление
СОШ №2
занятие
изделий с
шарнирным
механизмом по
принципу
качения детали.
Акбулакская
групповое
2
Изготовление
СОШ №2
занятие
моделей из
бросового
материала с
подвижным
механизмом.
Акбулакская
групповое
2
Игры и
СОШ №2
занятие
соревнования с
поделками.

Представлен
ие работы.

Представлен
ие работы.

Опрос.

Представлен
ие работы.

Представлен
ие работы.

Представлен
ие работы.

Презентаци
я готовых
работ.

Работа с проволокой. Знакомство с материалом, работами из проволоки. (4ч)
Акбулакская
групповое
2
Знакомство с
Опрос.
СОШ №2
занятие
материалом,
работами из
проволоки.
Акбулакская Представлен
групповое
2
Поделки из
СОШ №2
занятие
фольги «Паук на
ие поделки.
паутине»,
«Гроздь
винограда».
Контрольно-проверочные мероприятия (2ч)
21

36

групповое
занятие

2

Итого

72

Контрольное
занятие в форме
представление
итоговой
проектной
работы

Акбулакская
СОШ №2

Итоговая
диагностика
Презентаци
я проекта

2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещения и оборудование
Кабинет
Компьютер
Стул
Стол
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Конструктор электронный «Знаток»
Колонки

Количество, шт.
1
1
25
13
1
1
2
1

Методическое оснащение:
−
методические плакаты;
Информационное обеспечение:

наличие отдельного кабинета, наличие ПК с установленными
программами MovaviPhotoEditor, SonyVegas, PictureManager, Paint.Net,
CorelPhoto-Paint, Photoshop и др., видео- и фотоаппаратуры, видеоматериалов,
обучающих роликов.

www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»

www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

www.school-collection.edu.ru -единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов

http://school-club.ru/ - «Школьный клуб»

http://fcior.edu.ru/ - информационно-образовательные ресурсы

http://www.uroki.ru/ - образовательный портал «Учеба»
Особое внимание следует уделить рабочему месту учащегося. На рабочих
местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной
освещённости люминесцентными лампами при общем освещении помещений не
ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности
уменьшаются в 2 раза.
Кадровое обеспечение:
Успешно
реализовать
данную
программу
может
пепедагог
дополнительного образования, имеющий специальные умения и навыки и
22

активно использующий средства ИКТ в профессиональной педагогической и
учебной деятельности.
3. Формы аттестации/контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Основной процедурой итоговой оценки достижения результатов является
итоговое тестирование.
Формы контроля:
- собеседования, индивидуальные консультации, беседа, тестирование и
анкетирование, наблюдения, итоговые занятия.
Формы подведения итогов реализации программы:
Проводится итоговая аттестация.
4. Оценочные материалы.
Педагогическая диагностика учащихся
Педагогическая диагностика в объединении направлена на изучение и
фиксацию интеллектуальных способностей каждого обучающегося, динамику
его личностного развития.
План проведения диагностики:
1.
Наблюдение за развитием интеллектуальных способностей учащихся
и фиксирование достигаемых результатов.
2.
Обобщение результатов.
3.
Анализ и оценка достигаемых результатов.
Результаты
отслеживаются
путем
проведения
первичного,
промежуточного и итогового контроля.
Первичный контроль проводится в сентябре (по окончанию набора детей)
Цель – определение уровня или степени интеллектуальных способностей
детей и их заинтересованности в начале цикла обучения.
В ходе проведения диагностики педагог определяет:
1.
уровень подготовленности детей для данного вида деятельности.
2.
выбор программы обучения.
3.
формы и методы работы с данными детьми
Формы проведения первичной диагностики – тестирование, наблюдение,
анкетирование, срезы, опросы.
Промежуточный контроль проводится в декабре – январе.
Цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности
продвижения учащихся.
В ходе проведения диагностики педагог определяет:
1.
какова оценка успешности выбора технологии и методики.
2.
анализируются результаты обучения на данном этапе.
Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывает сам
педагог в удобной для него форме.
Итоговая диагностика проводится в мае.
Цель –
определение
уровня
подготовки
и
уровня
развития
интеллектуальных способностей детей в конце цикла обучения.
Формы проведения: открытое занятие, конкурсные мероприятия.
23

Форма оценки результата воспитанника очень важна. Она должна быть
конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное–
побудить обучающегося к сознательному самосовершенствованию, воспитать
умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Уровни результативности:
высокий уровень – средний уровень – низкий уровень.
Педагог выставляет баллы:
-высокий уровень – 8 -10 баллов
-средний уровень – 5-7 баллов
-низкий уровень -1-4 балла
Итоги основаны на сравнительном анализе диагностики. Делается вывод
о целесообразности и эффективности проведения данной диагностики.
Таким образом, на начало и на конец учебного года имеются общие
показатели развития интеллектуальных способностей детей, выраженные в
процентном соотношении и представленные в виде таблицы и диаграммы в
цветном изображении. Все это позволяет педагогу вносить коррективы в
программу, формы и методы обучения.
Данная
диагностика
также
позволяет
отметить
рост
психологического и логического развития детей (независимо от первичного
уровня подготовки). У учащихся формируется адекватная оценка собственных
достижений, появляется стремление к совершенствованию и видению
перспективы.
Размещаются в приложении: тесты, диагностические методики, анкеты,
соответствующие профилю программы и возрасту учащихся (Приложение 1).
Для определения уровня развития творческих способностей детей
используется методика «Краткий тест творческого мышления» (фигурная форма)
П.Торренса, предназначенная для определения уровня оригинальности и
разработанности невербального творческого мышления. Методика применяется
на начальном этапе обучения и в конце освоения программы. (Приложение 2).
Проведение методики занимает 10 минут. Ребенку предлагается бланк
заданий с 10 нарисованными незаконченными фигурами, которые надо
дополнить, и создать законченный образ каждой фигуры. Диагностика позволяет
определить:
- уровень оригинальности творческого мышления, которая характеризует
способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных;
- уровень разработанности созданных образов, которая отражает способности к
изобретательской и конструктивной деятельности.
Лурия «Пиктограмма», Рей «Сложная фигура», Эльконин «Диктант»
Устный опрос
Анализ работ
Наблюдение
Тестирование .
Входящая диагностика:
Формы проведения диагностики:
1. Устный опрос.
2. Методика «Краткий тест творческого мышления» (фигурная форма)
24

П. Торренса.
3. Выполнение декоративной работы из бумаги по образцу.
5. Методические материалы
Описание методов обучения:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения
- учащиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из
учебной или методической литературы, через экранное пособие.
Репродуктивный метод обучения
- деятельность учащихся носит алгоритмический характер, работа
выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных
с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении
- прежде чем излагать материал, перед учащимися необходимо поставить
проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему
доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ
решения поставленной задачи. Учащиеся становятся свидетелями и
соучастниками научного поиска.
Частичнопоисковый, или эвристический метод обучения
- заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в
обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе
подготовки и реализации творческих проектов.
Исследовательский метод обучения
- учащиеся самостоятельно изучают основные характеристики простых
механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и
ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие
- действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность,
творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее
полно.
Формы организации образовательного процесса - индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия - защита проектов, игра, лекция,
«мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, практическое занятие, презентация,
соревнование. Педагогические технологии - технология индивидуализации
обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения,
технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология
решения изобретательских задач.
Методические рекомендации по обеспечению
здоровье сбережения обучающихся на занятиях
 Знание основ безопасности своей деятельности и правил поведения в
общественных местах.
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
 Соблюдение правил обращения с колющими и режущими инструментами.
25

 Организация образовательного процесса с учётом его влияния на здоровье
учащихся и педагога.
 Оптимальный расчёт учебной нагрузки для каждого ребёнка с учётом его
индивидуальных психофизических особенностей.
 Проведение физминуток, упражнений для кистей рук, позвоночника.
 Проведение гимнастики для глаз.
Упражнения для релаксации, для глаз, для мышечной активности
6. Воспитательная работа
Программа воспитания.
Цель, задачи и результат воспитательной работы.
Цель воспитания – создание условий для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной
на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к
себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир,
развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Работа с коллективом учащихся творческого объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике и психологии общения, технологии социального и творческого
проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала учащихся в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями учащихся творческого объединения включает в себя:
26

– организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические
беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых
занятий в течение учебного года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания
детей.
Содержательная часть
Содержание, формы, методы и технологии воспитания.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ
обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации. Получение
информации о традициях народного творчества, об исторических событиях;
изучение биографий деятелей российской и мировой науки и культуры и т. д. —
источник формирования у детей сферы интересов, этических установок,
личностных позиций и норм поведения. Важно, чтобы дети не только получали
эти сведения от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск,
сбор, обработку, обмен и т. д.
Практические занятия детей (тренировки, репетиции, подготовка к
конкурсам, спектаклям, соревнованиям и проч.) способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
Участие в проектах способствует формированию умений в области
целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину,
даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выступления — способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
детей.
Основные группы методов воспитательной работы:
1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия,
диспут, метод примера. Основная функция первой группы методов состоит в
формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов
воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о
27

социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его
поведении.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения: упражнение, приучение, поручение, требование,
создание воспитывающих ситуаций.
3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение,
наказание. С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники
регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых,
потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение,
происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого
поведения.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные
методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ
результатов
деятельности.
Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
№п/п

Дата проведения

Мероприятие (форма, наименование)
сентябрь

1

сентябрь

2

сентябрь

Организация и
приуроченной
терроризмом

проведение акции «За добро и мир»,
ко Дню солидарности в борьбе с

Творческий вечер «Мы строим из LEGO»
октябрь
3

октябрь

«Любимый мой учитель» создание праздничной открытки

4

октябрь

Познавательная беседа «Творчество и жизнь»
ноябрь

5

ноябрь

Конкурс поделок ко Дню матери

6

ноябрь

Беседа «Когда мы едины, мы непобедимы», посвященная Дню
народного единства

7

ноябрь

Реализация проекта «Безопасность на дороге!» в рамках
профилактической работы по предупреждению ДТП с участием
детей, изготовление модели светофора
декабрь

8

декабрь

Творческое мероприятие «Новый год в творческом объединении»
январь

9

январь

Беседа с элементами профориентации «Все профессии нужны»
28

10

январь

Беседа в рамках Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб».
Беседа, просмотр и анализ художественного фильма о ВОВ
февраль

11

февраль

Познавательное мероприятие «День Защитника Отечества история праздника»

12

февраль

Мастер-класс «изготовление модели самолета БЕ-200 МЧС РФ»
март

13

март

Выставка поделок «Для мамы», посвященное дню 8 марта
апрель

14

апрель

15

апрель

«Поехали!» мероприятие на темукосмонавтики. Изготовление
поделок ко дню авиации космонавтики
Викторина «История народных ремёсел»
май

16

май

Тематическая выставка, посвященная празднованию Дня Победы
в ВОВ 1941-1945 годов

17

май

Урок добра «Делать добро спеши»

7. Литература
7.1. Список литературы, используемой в образовательном процессе
1. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания //
Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
2. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной
деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и
воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
3. Боровик В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения
общего и дополнительного образования // Народное образование. - 2012. - № 5. С. 90-93.
4. Докучаева Н.С. Мастерим бумажный мир. – СПб, «Валери», 1997
5. Дробот А.Н. Система дополнительного образования для детей и
подростков // Народное образование. - 2014. - № 3.
6. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: Творческий центр
«Сфера», 2002.
7.Журавлева А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование:
Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М.:
Просвещение, 1982.
8. Златопольский Д. С. Удивительные превращения. Детям о секретах
механики. М.: Вентана-Граф, 2010.
29

9. Кирсанова С.В. «Обучение технике оригами». М., «Наука», 2019.
10. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития, Академия
Холдинг, 2001
11. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование.
Сценарии занятий с детьми 5-7 лет/ Л.В. Куцакова-Мозаика-Синтез, 2016.
12. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2001.
13. Сысоев В.М. Основы радиоэлектроники.- К.: Техника, 2001.
14. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей». СанктПетербург «Наука» 2010.
15. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. – М.: Просвещение,
1990.
16. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988.
7.2. Список специальной литературы, рекомендуемой педагогом
учащимся и родителям
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. - М.: ООО
ИКТЦ Лада, 2009.
2. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – М.: 1998.
3. Гончар В.В. Модульное оригами. – М.: Айрис-пресс, 2009.
4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития,
1999.
5. Нагибина М.И. Из цветной бумаги мастерим как маги. Пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Приложение 1
Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Входная диагностика для определения
уровня мотивации»
Входная диагностика для определения уровня мотивации
Инструкция: Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение,
отмечая свое согласие с приведенными высказываниями ответом «да», а
несогласие - ответом «нет».
Высказывания:
1.Изучение данной программы дает мне возможность узнать для себя
много важного, проявить способности.
2. Изучаемая программа мне интересна, я хочу знать по ее содержанию как
можно больше.
3.В изучении данной программы мне достаточно тех знаний, которые я
получаю на занятиях.
4.Учебные занятия мне неинтересны, я их выполняю только потому, что
этого требует педагог.
5.Трудности, возникающие при изучении материала по данной программе,
делают его для меня еще более увлекательным.
30

6. При обучении, кроме учебников и рекомендованной литературы, я
самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7.Я считаю, что трудные теоретические вопросы можно было бы не
изучать.
8. Если что-то не получается, я стараюсь разобраться и дойти до сути.
9.На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда совсем не
хочется учиться.
10.Я активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
11.Материал, изучаемый по данной программе, я с интересом обсуждаю в
свободное время со своими одноклассниками.
12.Я стараюсь самостоятельно выполнять задания, с интересом обсуждаю
их в свободное время со своими одноклассниками.
13.Я по возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей
или прошу кого-либо выполнить задание за меня.
14.Я считаю, что все задания по данной программе являются ценными для
меня и, по возможности, мне надо знать как можно больше.
15.Оценка моей работы для меня важнее, чем полученные знания.
16.Если я плохо подготовлен к занятиям, то особо не расстраиваюсь и не
переживаю.
17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данной
деятельностью.
18. Материал по данной программе дается мне с трудом, и мне приходится
заставлять себя выполнять учебные задания.
19.Если по болезни я пропускаю занятия объединения, то меня это
огорчает. 20.Если бы это было возможно, то я исключил бы занятия по данной
программе из расписания (учебного плана).
Обработка диагностики.
Для подсчета результатов нужно начислить по одному баллу за каждый
ответ «да» на вопросы 1, 2, 5, 6, 8, 11,12, 14, 17, 19 и за каждый ответ «нет» на
вопросы 3, 4, 7, 9,10, 13, 15. 16, 18, 20.
1 -5 баллов – низкий уровень мотивации к занятиям данной деятельности.
6 – 14 баллов - средний уровень мотивации к занятиям. Неуверенность в
своем выборе.
15-20 баллов - высокий уровень мотивации. Выбор предопределен
достаточно четко.

Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Промежуточная
диагностика
для
определения уровня мотивации»
Промежуточная диагностика для определения уровня мотивации
1.Вырази своё отношение к занятиям в объединении
 Не нравится посещать занятия.
 Нравится посещать занятия.
31

2. Ты с радостью посещаешь занятия объединения или хочешь остаться
дома?
 Хочу остаться дома.
 По-разному бывает.
 Иду с радостью.
3.Если бы завтра педагог сказал, что завтра необязательно приходить на
занятия всем воспитанникам, что бы ты сделал?
 Не знаю.
 Остался бы дома.
 Пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия?
 Не нравится.
 Бывает по-разному.
 Нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?
 Да.
 Не хотел бы.
 Не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?
 Хотел бы.
 Не хотел бы.
 Не знаю.
7. Ты часто рассказываешь о работе объединения родителям?
 Часто.
 Редко.
 Не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог?
 Точно не знаю.
 Не хотел бы.
 Хотел бы. 9.
У тебя в объединении много друзей?
 Мало.
 Много.
 Нет друзей.
10. Тебе нравятся ребята, с которыми ты занимаешься в объединении?
 Нравятся.
 Не очень.
 Не нравятся.
Обработка результатов.
За положительное отношение к учебе – 3 балла.
За выбор нейтрального ответа – 1 балл.
За отрицательный ответ – 0 баллов.
25-30 баллов – высокая мотивация. Учащиеся отличаются высоким
уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять
32

все предъявляемые требования. Такие ребята четко следуют всем указаниям
педагога, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают
замечания.
20-24 балла – хорошая мотивация.
15-19 баллов – положительное отношение к занятиям (привлекает не
учебная деятельность). Это учащиеся, которым интересно общаться со
сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.
10-14 баллов – низкая мотивация. Ребята посещают занятия без желания,
иногда пропускают занятия. Такие дети испытывают серьезные затруднения в
учебной деятельности, им трудно адаптироваться к обучению.
Менее 10 баллов – негативное отношение к занятиям. Такие учащиеся
испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной
деятельностью, испытывают проблемы в общении со сверстниками, во
взаимоотношениях с педагогом. Школа воспринимается ими как враждебная
среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на
контакт, выполнять задания педагога.

Приложение 3
Тест креативности Торранса
Краткий тест. Фигурная форма.
Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста
креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной
батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор
должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты
работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это
меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во
всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то
рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во
время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной
обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к
созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия,
поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска
альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной
игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями,
карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору
необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

33

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах
учащихся. Оптимальный размер группы – это 15–35 человек, т. е. не более
одного класса.
Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5–10 человек, а
для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование.
При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом
экспериментатора.
Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением
инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–20
минут.
При
тестировании
дошкольников
и
младших
школьников
экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для
помощи в оформлении подписей к рисункам.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен
объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и
создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать
следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от
конкретных условий:
«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от
предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы
умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше
воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему
воображению и вам это понравится».
Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это
учащимся можно следующим образом: «Мы хотим узнать, как изменились ваши
способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы.
Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки
времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы
делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно, чтобы
это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы
способны».
Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции
следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый
указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и
младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае
будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже
заполненными графами.
После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей
инструкции:
«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от
вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным
образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и
необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать.
Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился
интереснейший рассказ-картинка.
34

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо
использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут
вопросы, молча поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые
разъяснения».
Задание теста формулируется следующим образом:
«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы
добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы
или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто
другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к
ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и
напишите его внизу под картинкой» (Эту инструкцию необходимо предъявлять
строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие
модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации
текста.
Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание
вовремя, успокойте их, сказав им следующее:
«Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все
рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то
детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка
создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше
нравится, как вам удобнее».
Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к
выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить
на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте
давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к
уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества
ответов.
Стремитесь
поддерживать
доброжелательные,
теплые
и
непринужденные отношения с детьми.
Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы,
некоторые обучающиеся упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую
страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с
заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя
секундомер.
По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы
быстро собираются. Если обучающиеся не смогли написать названия к своим
рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы
не сможете их надежно оценить.
Фамилия ____________ Имя___________ Дата ____________

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».