1 Содержание: № п/п I. 1. Стр. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы 1.2. Нормативные документы 1.3. Уровень освоения программы 1.4. Актуальность программы 1.5. Педагогическая целесообразность 1.6. Отличительные особенности программы 1.7. Адресат программы 1.8. Объём и сроки освоения программы 3 3 3 3 4 5 5 6 6 6 1.9. Формы обучения 6 1.10 Формы организации образовательного процесса 6 1.11 Режим занятий 7 2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 7 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 3.1 Учебный план первого года обучения 8 3.2 Учебный план второго года обучения 9 3.3 Содержание учебного плана первого года обучения 9 3.4 Содержание учебного плана второго года обучения 12 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 13 II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 14 1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 14 1.1 Календарный учебный график первого года обучения 14 1.2 Календарный учебный график второго года обучения 22 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 29 2.1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ 30 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ 34 4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 37 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 34 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37 7. ПРИЛОЖЕНИЕ 39 Приложение 1. Диагностика. Таблица результатов усвоения учебного материала и личностных качеств учащихся Приложение 2. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» 40 Приложение 3. Игры-разминки для проведения динамических пауз 45 2 42 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность. Данная программа ориентирована на развитие художественного вкуса и творческих способностей детей. 1.2. Нормативные документы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273ФЗ от 29 декабря 2012 г. (редакция от 04.08.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)); Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10); Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10). Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10) Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629); Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно3 эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.; Уставом МБУДО ДТР от 05.03.2019 №129-п Характеристика проектов, в соответствии с направлением деятельности: Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации учащихся. 1.3. Уровень освоения программы. Программа «Умелые ручки» предполагает освоение учебного материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие творчества, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, мотивации личности к познанию, труду. Базовый уровень предполагает формирование образного, пространственного мышления; умение выражать мысли при помощи изобразительных средств и материалов. Учащиеся на базовом уровне смогут совершенствовать свои умения, навыки при работе нужными инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий, открыток, поделок, панно к праздникам в различных техниках, таких как «рваный контур», коллаж, пластилинография и т.д. Реализация программы на данном уровне освоения предполагает развитие творческих способностей учащихся, расширение информированности учащихся в области художественного творчества, обогащение навыками общения в активной совместной деятельности и умениями нести ответственность за свои совершаемые действия. 4 1.4. Актуальность программы заключается в том, что занятия по декоративно-прикладному творчеству активно внедряются в дополнительное образование для сохранения и развития народных традиций. Составляя определенный орнамент, рисунок, вылепляя фигурки из глины, учащиеся невольно обращаются к изучению данного аспекта народного творчества. Высокие воспитательные возможности различных видов творчества заключены в самой их основе, сочетая в себе эстетическое начало и ручной труд. Увлечение различными видами декоративно-прикладного искусства актуально, а значит жизнеспособно в настоящее время. Только эта программа поможет учащимся быть адаптированными в реальной жизни. Данная программа направлена на развитие у детей художественнотворческих способностей и эмоционально-эстетического и нравственнооценочного отношения к окружающей действительности через овладение различными способами художественной деятельности (аппликация, мозаика, оригами, поделки и украшения из бисера, вышивка, лепка из пластилина и глины). На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (сувениры, аксессуары, плакетки), овладевая этой техникой и зная свойства материалов, они с лёгкостью могут проявлять свою фантазию, создавая маленькие шедевры. Содержание программы отвечает потребностям учащихся не только в творческой самореализации, но и в практическом применении результатов своей работы. Декоративные изделия могут украсить интерьер, стать подарком, атрибутом в игре, оригинальной вещью. 1.5. Педагогическая целесообразность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» позволяет сплотить творческий коллектив, создать между учащимися здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить способность личностного роста, выявить творческий потенциал. А также развить у детей такие качества, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимание, что все люди разные, принятие этих различий, умение сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. В процессе обучения учащиеся приобретают навыки не только работы по образцам и схемам, но и проявляют способности самостоятельного создания изделий, поделок, подарков. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. 1.6. Отличительные особенности программы. В процессе подготовки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки» проанализирована программа «Умелые ручки» Семенова Ю.А.(г. Звенигород, 2022 г.) Отличительными особенностями данной программы являются: - использование инновационных разноуровневых технологий; - технологического и культурологического подхода в обучении по работе с бросовым материалом; 5 - система наставничества при обучении. 1.7. Адресат программы. Данная программа рассчитана на работу с учащимися 7-10 лет. Программа учитывает возрастные особенности детей (активное познавательное развитие, совершенствование мышления, внимания, воображения) и направлена на необходимость планомерного развития творческих способностей младших школьников. Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в художественном творчестве. За внешней формой предметов и явлений учащиеся, с помощью педагога, открывают внутреннее содержание, вызывающее у них отклик. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое личное переживание в создаваемых им самим образах. Занятия по программе проводятся в группах постоянного состава. Программа может использоваться для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов по индивидуальному учебному плану. 1.8. Объём и сроки освоения программы. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» рассчитана на два года обучения, общее количество часов – 144 учебных часа, из которых: - первый год обучения – 72 часа; - второй год обучения – 72 часа. 1.9. Формы обучения – очная. 1.10. Формы организации образовательного процесса. Обучение детей предполагает очную форму занятий. В режиме очного обучения основной формой работы являются групповые занятия. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» нацелена на творческую самореализацию учащихся. В ней использованы эффективные формы и методы работы, и мероприятия, обеспечивающие работу с детьми. Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная при подготовке к конкурсам, проектам. В группе может заниматься до 20 человек. Задания по программе построены на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Занятия проводятся в аудитории (теоретического характера). Программой предусмотрены теоретические и практические занятия. Выполняя самостоятельную работу по проекту, учащиеся приобретают навыки выполнения творческих работ, развивают умение самостоятельной деятельности и умение использовать полученные ранее знания. 6 1.10. Режим занятий. Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся. 1-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу; 2-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу; Продолжительность очных занятий: 1 академический час. 2. Цель и задачи программы Цель программы: развивать художественные способности учащихся младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного творчества. Задачи: 1 год обучения: Образовательные: - обучить конкретным трудовым навыкам (вырезать, наклеивать, пользоваться трафаретами и шаблонами; переносить рисунок на фон, составлять композицию, создавать объемные несложные объекты из природного материала (глины), засушенных растений, бумаги, бросового материала; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования декоративно-прикладного творчества; - научить соблюдать технику безопасности с режущими и колющими инструментами, клеящими веществами и красками. Развивающие: - развитие фантазии и самостоятельности при изготовлении поделок, способствовать развитию воображения, творческих способностей, художественного вкуса; - развитие коммуникативных способностей; - развитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества Оренбургского края; Воспитательные: - способствовать развитию личностных качеств воспитанника; - формирование художественного вкуса; - воспитание эстетического вкуса, культуры зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; - пробуждение в детях интереса и любви к природе, воспитание бережного отношение к ней. 2 год обучения: Образовательные: - формирование практических умений использования различных материалов в творческой познавательной деятельности; - формирование устойчивых навыков обработки материалов; - формирование знаний о законах композиции. Развивающие: - развитие познавательных процессов (восприятие, память, воображение, мышление) и приемов умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение); - развитие творческого мышления при выполнении творческих работ; - развитие сенсомоторных процессов через формирование практических умений; 7 - развитие чувство самоконтроля, взаимопомощи. Воспитательные: - способствовать развитию личностных качеств воспитанника; - повышение уровня мотивации занятия данным видом рукоделия; - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о народных традициях; - формирование умения работать в коллективе; - воспитание эстетического вкуса, культуры зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; - пробуждение у учащихся бережного отношения к природе и окружающему миру. 3. Содержание программы 3.1 Учебный план объединения «Умелые ручки» (первый год обучения) Кол-во часов № п/п 1. Формы аттестации/ контроля Раздел/темы Вводное занятие. Путешествие страну мастеров теория практика всего 1 3 4 в Знание техники безопасности (входная диагностика) 2. Бумажная пластика 2 18 20 2.1 2.2. Орнамент Аппликация 1 1 5 13 6 14 3. Работа природным материалом с 2 10 12 3.1 Орнаментальное панно из семян и листьев Сюжетные работы 1 3 4 Опрос. Практическая работа 1 7 8 Выставка работ, фотоотчёт Лепка из пластилина Лепка плоских изделий Лепка объёмных фигур 4 16 20 2 10 12 Беседа, творческие работы 2 6 8 Творческие работы. Выставка Гуашь и акварель 2 14 16 Беседа. Практическая работа 3.2 4. 4.1 4.2 5. 8 Беседа. Выставка работ Творческие работы, посещение выставки детских работ, практическая работа, фотоотчёт, опрос 6. Итоговое занятие Итого: 11 1 1 61 72 Промежуточная диагностика. Выставка работ 3.2 Учебный план объединения «Умелые ручки» (второй год обучения) № п/п 1. Раздел/темы Вводное занятие. Путешествие в страну мастеров Формы аттестации и контроля Кол-во часов теория 1 практика 3 всего 4 Знание техники безопасности (входная диагностика) Опрос, творческие работы 2. Поделки из ненужных вещей 1 9 10 3. Лепка 4 22 26 3.1 Лепка плоских изделий 2 12 14 3.2 Лепка объёмных фигур 2 10 12 4. Аппликации из бумаги 2 12 14 Творческие работы, посещение выставки детских работ, фотоотчёт, опрос Беседа. Выставка работ Опрос. Практическая работа 2 14 16 Выставка творческих работ, фотоотчёт 1 1 62 72 5. Декоративное творчество 6. Итоговое занятие Итого: 10 Итоговая диагностика. Выставка работ 3.3 Содержание учебного плана первого года обучения 1 раздел. Вводное занятие. Путешествие в страну мастеров. 4 часа (теория 1 час, практика 3 часа) Теория: Беседа «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческого объединения «Умелые ручки». Знакомство с детьми. Техника безопасности. Охрана здоровья. Планирование работы объединения. Правила поведения на занятиях. Материалы, инструменты, требуемые для занятия. Ознакомление с планом работы на год. Беседа о народных промыслах. Входящая диагностика. 9 Практика: Изучение свойства бумаги (резание, обрывание, скручивание, складывание, наклеивание). Выполнение картинки из бумаги способом «рваный контур». 2 раздел. Бумажная пластика. 20 час (теория 2 часа, практика 18 часов) Тема: 2.1 Орнамент. 6 часов (теория 1ч, практика 5 ч) Теория: Бумага, её виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: рваный контур, вырезание, скручивание, гофрирование. Беседа о производстве и различных видах бумаги. Цветовой круг. Родственные цвета. Цвет и его значение. Показ дидактического материала. Беседа: «Орнамент. Виды. Способы выполнения» Орнаментальный ряд, демонстрация и пояснение на образцах. Понятие о трафаретах и шаблонах. Практика: Знакомство и получение навыков работы с бумагой. Разработка эскиза в цвете. Подбор материала. Вырезание и обрывание цветной бумаги для работы «Осеннее дерево». Оформление работы в раму. Навыки работы с трафаретами и шаблонами. Орнамент в круге и квадрате. Построение узора в круге и квадрате. Старинные традиции. Наклеивание деталей, растительных элементов на квадратную или круглую основу, соблюдая основной закон пластических искусств. Тема 2.2 Аппликация . 14 часов (теория 1ч, практика 13ч) Теория: Бумага, её виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, рельеф. Беседа «Как появилась первая открытка». Просмотр старых открыток. Беседа «Что такое мозаика. Контурная и сплошная». Просмотр иллюстраций картин художников, открыток и журналов. Технология изготовления мозаики из бумаги. Технология обрывной аппликации. Приёмы наложения деталей в аппликации (встык, внахлёст, с промежутками). Практика: Основные приёмы обработки бумаги (резание, обрывание, скручивание, складывание, наклеивание). Выбор сюжета, подбор материала (цветовая гамма). Вырезание, сгибание, рваный контур, склеивание геометрических фигур. Трансформация плоской фигуры в объем. Художественное конструирование. Навыки работы в технике мозаика (наклеивание кусочков бумаги по контуру и сплошь по рисунку). Вырезание и обрывание цветной бумаги для работы «Лес (времена года)». Оформление работы в раму. Вырезная аппликация. Навыки работы с трафаретами и шаблонами. Разработка эскиза в цвете. Подбор материала. Подарочная, тематическая открытка. Творческая мастерская: «Какие бывают подарки»: изготовление сувенира из бумаги. 3 раздел. Работа с природным материалом. 12 часов (теория 2 часа, практика 10 часов) Тема 3.1: Орнаментальное панно из семян и листьев 4 часа (теория 1ч, практика 3ч) Теория: Орнамент в круге и квадрате. Принцип построение узора в круге и квадрате. Старинные традиции. Практика: Подготовка материала, намазывание пластилина на основу. Наклеивание семян растений на квадратную или круглую основу, соблюдая основной закон пластических искусств. Использование косточек и семян растений для изготовления декоративных цветов. Аппликация с использованием сухих листьев и цветов. Орнаментальный калейдоскоп. Выставка готовых работ. 10 Тема 3.2: Сюжетные работы 8 часов (теория 1 час, практика 7 часов) Теория: Викторина «Природные дары ». Практика: Выполнение сюжетной композиции с использованием сухих листьев и цветов. Панно «Времена года» Подбор материала, составление композиции, приклеивание природного материала на основу (фон), оформление работы в рамку. Творческая мастерская по выполнению сюжетного панно, оформление в рамку или паспарту. Сюжет по басне Крылова «Стрекоза и муравей». 4 раздел. Лепка из пластилина. 20 часов (теория 4 часа, практика 16 часов) Тема 4.1: Лепка плоских изделий 12 часов (теория 2ч, практика 10ч) Теория: Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина. Подготовка материала, намазывание пластилина на основу. Раскатывание целого куска. Выполнение растений и перенесение деталей на квадратную или круглую основу, соблюдая основной закон пластических искусств. Практика: Выполнение плакеток. Художественная роспись работ из глины, покрытие акриловым лаком. Творческая мастерская. Выполнение плакетки «Мамочка любимая моя» Тема 4.2: Лепка объемных фигур. 8 часов (теория 2 часа, практика 6 часов) Теория: Беседа: «Народная игрушка». Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина. Понятие – рельеф, объемная пластика, ангоб. Отличительные свойства материалов. Особенности формообразования. Практика: Лепка из целого куска, наращивание по частям. Рисование иглой, работа стекой, декорирование ангобом. Выполнение и художественная роспись работ из глины. 5 раздел. Гуашь и акварель. 16 часов (теория 2 часа, практика 14 часов) Теория: Свойства и различия гуаши и акварели. Цветового спектра, теплые и холодные цвета. Виды кистей (плоские, круглые), правила работы с ними. Особенности рисования гуашью. Начальные знания о композиции. Набросок, эскиз рисунка. Особенности рисования акварелью. Знакомство с видами техник в акварели. Практика: Заливка краской, рисование мазками, точкой. Поэтапное рисование по образцу отельных предметов карандашом и красками. Рисование в технике «пуантилизм» и «монотипия». Применение начальных знания о композиции в творческой работе. Использование теплых и холодных цветов при изображении различных предметов, явлений природы. Применение цветового спектра при выполнении творческих работ. Заливка краской, растяжка цвета. Рисование в технике «по сырому». Рисование в технике Алла прима и Лессировка. 6 раздел. Итоговое занятие. Занятие в форме выставки работ. Промежуточная диагностика. Выставка творческих работ. 11 3.4 Содержание учебного плана второго года обучения 1 раздел. Вводное занятие. Путешествие в страну мастеров. 4 часа (теория 1 час, практика 3 часа) Теория: Беседа: «Умелые руки не знают скуки». Материал и инструмент. Техника безопасности. Охрана здоровья. Планирование работы объединения. Входящая диагностика. Практика: выполнение из цветной бумаги «Клоуна» на основе геометрических фигур. 2 раздел. Поделки из ненужных вещей. 10 часов (теория 1ч, практика 9ч) Теория: Беседа «Берегите природу, это наше богатство!» Природа как источник сырья, берегите её. Техника безопасности при работе со свечой, универсальным клеем, ножницами. Просмотр ранее изготовленных изделий. Декоративное и реалистичное изображение предметов. Вторая жизнь упаковки. Демонстрация изделий из фантиков, коробок и пластиковых пакетов. Практика: Выбор формы, размера. Вырезание деталей, придание им формы при помощи свечи. Склеивание деталей. Грунтовка изделий, роспись красками. Подбор материалов и изготовление поделок, оформление работ. Конкурс плакатов на экологическую тему. Творческая мастерская «Аленький цветочек» Декоративные цветы Подготовка материала, намазывание пластилина на основу. Наклеивание семян растений на квадратную или круглую основу, соблюдая основной закон пластических искусств. 3 раздел. Лепка. 26 часов (теория 4, практика 22 часа) Тема 3.1: Лепка плоских изделий. 14 часов (теория 2ч, практика 12ч) Теория: Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина. Подготовка материала, намазывание пластилина на основу. Раскатывание целого куска. Выполнение растений и перенесение деталей на квадратную или круглую основу, соблюдая основной закон пластических искусств. Практика: Выполнение плакеток. Художественная роспись работ из глины, покрытие акриловым лаком. Творческая мастерская. Выполнение плакетки «Мамочка любимая моя» Тема 3.2: Лепка объемных фигур. 12 часов (теория 2ч, практика 10ч) Теория: Беседа: «Народная игрушка». Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина. Понятие – рельеф, объемная пластика, ангоб. Отличительные свойства материалов. Особенности формообразования. Практика: Лепка из целого куска, наращивание по частям. Рисование иглой, работа стекой, декорирование ангобом. Выполнение и художественная роспись работ из глины. 4 раздел. Аппликация из бумаги. 16 часов (теория 2 часа, практика 14 часов). Теория: Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги. Техника выполнения плоскостной аппликации. Использование теплых и холодных цветов при изображении различных предметов, явлений природы. Применение цветового спектра при создании творческих работ. Практика: Создание картин в технике плоскостная аппликация из бумаги. 5 раздел. Декоративное творчество. 16 часов (теория 2 часа, практика 14 12 часов). Теория: Свойства различных материалов и способы их соединения для создания поделки. Владение разными приемами разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги, продергивания нитей, обработки края бахромой. Пластилинография. Способы работы в этой технике. Практика: Изготовление предметов для украшения интерьера из бросового и природного материала. 6 раздел. Итоговое занятие. Занятие в форме выставки работ. Итоговая диагностика. Выставка творческих работ. 4. Планируемые результаты При освоении программы «Умелые ручки» отслеживаются три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные, что позволяет определить динамическую картину творческого развития учащихся. По окончании обучения по программе учащимися будут достигнуты следующие результаты: 1 год обучения: Предметные результаты: - обучены конкретным трудовым навыкам (вырезать, наклеивать, пользоваться трафаретами и шаблонами; переносить рисунок на фон, составлять композицию, создавать объемные несложные объекты из природного материала (глины), засушенных растений, бумаги, бросового материала; - знакомы с основами знаний в области композиции, формообразования декоративно-прикладного творчества; - соблюдают технику безопасности с режущими и колющими инструментами, клеящими веществами и красками. Метапредметные результаты: - развиты фантазия и самостоятельность при изготовлении поделок, воображение, творческие способности, художественный вкус; - развиты навыки творческих и интеллектуальных способностей; - развиты коммуникативные способности; - развит интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества Оренбургского края; - развито чувство самоконтроля, взаимопомощи. Личностные результаты: - сформированы чувство патриотизма, уважения к своему народу, чувство ответственности, гордости за свой край, свою Родину; - сформировано чувство уважительного отношения к традициям и культуре народов, проживающих на территории Оренбургской области; - сформирован творческий потенциал для дальнейшего саморазвития. 2 год обучения: Предметные результаты: - сформированы практические умения использования различных материалов в творческой познавательной деятельности; - обладают устойчивыми навыками обработки материалов; - сформированы знания о законах композиции. Метапредметные результаты: 13 - развиты познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление) и приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение); - развито творческое мышление при выполнении творческих работ; - развиты сенсомоторные процессы через формирование практических умений; - развиты чувства самоконтроля и взаимопомощи. Личностные результаты: - развиты личностные качества учащихся; - повышен уровень мотивации занятия данным видом рукоделия; - расширен культурный кругозор, обогащены знания о народных традициях; - сформировано умение работать в коллективе; - обладают эстетическим вкусом, культурой зрительного восприятия прекрасного, радостью от совместного творчества; - бережно относятся к природе и окружающему миру. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 2 3 Вводное 1 занятие. Путешествие в страну мастеров. «Умелые руки не знают скуки» Путешествие 1 в страну мастеров. Техника «рваный контур». Путешествие в 1 страну мастеров. Техника «рваный контур». Форма занятий Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие 14 Место проведения Время проведения Тема занятий Дата проведения № п/п Календарный учебный график первого года обучения Кол-во часов 1.1. Форма контроля Акбулакская СОШ №3 Беседа, входная диагностика Акбулакская СОШ №3 Беседа, практическая работа Акбулакская СОШ №3 Беседа, практическая работа Путешествие в 1 страну мастеров. Техника «рваный контур». Бумажная 1 пластика. Орнамент. «Орнамент. Виды. Способы выполнения» Бумажная 1 пластика. Орнамент. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Беседа, практическая работа Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Беседа, выставка работ Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 7 Бумажная пластика. Орнамент. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 8 Бумажная пластика. Орнамент. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 9 Бумажная пластика. Орнамент. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Бумажная пластика. Орнамент. 1 Акбулакская СОШ №3 Готовая работа, выставка работ Бумажная пластика. Аппликация. «Как появилась первая открытка». Бумажная пластика. Аппликация. «Что такое мозаика. Контурная и сплошная». Бумажная пластика. Аппликация. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Посещение выставки детских работ 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 4 5 6 10 11 12 13 Групповое занятие Групповое занятие 15 Бумажная пластика. Аппликация. 1 Бумажная пластика. Аппликация. Работа «Лес (времена года)». Бумажная пластика. Аппликация. Работа «Лес (времена года)». Бумажная пластика. Аппликация. Работа «Лес (времена года)». Бумажная пластика. Аппликация. 1 19 Бумажная пластика. Аппликация. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 20 Бумажная пластика. Аппликация. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 21 Бумажная пластика. Аппликация. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 22 Бумажная пластика. Аппликация. 1 Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 23 Бумажная пластика. Аппликация. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 24 Бумажная пластика. Аппликация. Творческая мастерская «Какие бывают подарки». 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Беседа, фотоотчёт 14 15 16 17 18 Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Опрос. Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Групповое занятие 1 Групповое занятие Групповое занятие 16 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Наглядная работа 25 26 27 28 29 30 31 32 Работа с природным материалом. Орнаментальн ое панно из семян и листьев. Работа с природным материалом. Орнаментальн ое панно из семян и листьев. Работа с природным материалом. Орнаментальн ое панно из семян и листьев. Работа с природным материалом. Орнаментальн ое панно из семян и листьев. Работа с природным материалом. Сюжетные работы. Викторина «Природные дары». Работа с природным материалом. Сюжетные работы. Работа с природным материалом. Сюжетные работы. Работа с природным материалом. Сюжетные работы. Групповое занятие 1 1 Групповое занятие 1 1 1 Акбулакская СОШ №3 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Групповое занятие 1 17 Акбулакская СОШ №3 Групповое занятие 1 1 Акбулакская СОШ №3 Акбулакская СОШ №3 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Опрос Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 33 34 35 36 37 38 39 40 Работа с природным материалом. Сюжетные работы. Работа с природным материалом. Сюжетные работы. Панно «Времена года». Работа с природным материалом. Сюжетные работы. Панно «Времена года». Работа с природным материалом. Сюжетные работы. Творческая мастерская, сюжет по басне Крылова «Стрекоза и муравей». Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Творческая мастерская. Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Групповое занятие 1 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Акбулакская СОШ №3 Наглядная работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Выставка 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Беседа Акбулакская СОШ №3 Беседа, творческая работа 1 Групповое занятие 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Творческая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Творческая работа 18 41 42 43 44 45 46 Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Творческая мастерская. Плакетка «Мамочка любимая моя». Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Творческая мастерская. Плакетка «Мамочка любимая моя». Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Творческая мастерская. Плакетка «Мамочка любимая моя». Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Творческая мастерская. Плакетка «Мамочка любимая моя». 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 1 Групповое занятие Групповое занятие 1 19 47 48 49 50 51 52 53 54 Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Творческая мастерская. Плакетка «Мамочка любимая моя». Лепка из пластилина. Лепка плоских изделий. Творческая мастерская. Плакетка «Мамочка любимая моя». Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур. «Народная игрушка» Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур. Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур. Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур. Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур. Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 1 Групповое занятие Групповое занятие 1 1 Групповое занятие Групповое занятие 1 20 Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур. Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур. Гуашь и акварель. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа. Выставка Акбулакская СОШ №3 Беседа 58 Гуашь акварель. и 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 59 Гуашь акварель. и 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 60 Гуашь акварель. и 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 61 Гуашь акварель. и 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 62 Гуашь акварель. и 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 63 Гуашь акварель. и 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 64 Гуашь акварель. и 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 65 Гуашь акварель. и 1 Акбулакская СОШ №3 Беседа 66 Гуашь акварель. и 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 67 Гуашь акварель. и 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 55 56 57 1 Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие 21 68 Гуашь акварель. и 1 69 Гуашь акварель. и 1 70 Гуашь акварель. и 1 71 Гуашь акварель. и 1 Групповое занятие Итоговое занятие. 72 Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Практическая работа, готовая работа Акбулакская СОШ №3 Промежуточная диагностика. Выставка. 1 Вводное занятие. Путешествие в страну мастеров. «Умелые руки не знают скуки» Форма занятий Групповое занятие 1 22 Место проведения Время проведения Тема занятий Дата проведения № п/п Кол-во часов Календарный учебный график творческого объединения «Умелые ручки» второго года обучения Акбулакская СОШ №3 Форма контроля Беседа, входная диагностика 2 Путешествие в страну мастеров. Выполнение из цветной бумаги поделки «Клоун» на основе геометрическ их фигур. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Беседа, практическая работа 3 Путешествие в 1 страну мастеров. Выполнение из цветной бумаги поделки «Клоун» на основе геометрически х фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Беседа, практическая работа 4 Путешествие в 1 страну мастеров. Выполнение из цветной бумаги поделки «Клоун» на основе геометрическ их фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 5 Поделки из ненужных вещей. «Берегите природу». Поделки из ненужных вещей. Творческая мастерская «Аленький цветочек». Поделки из ненужных вещей. Творческая мастерская «Аленький цветочек». Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Опрос, творческая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 6 7 1 1 Групповое занятие Групповое занятие 1 23 8 9 10 11 12 13 14 15 Поделки из ненужных вещей. Творческая мастерская «Аленький цветочек». Поделки из ненужных вещей. Творческая мастерская «Аленький цветочек». Поделки из ненужных вещей. Творческая мастерская «Аленький цветочек». Поделки из ненужных вещей. Творческая мастерская «Аленький цветочек». Поделки из ненужных вещей. Творческая мастерская «Аленький цветочек». Поделки из ненужных вещей. Творческая мастерская «Аленький цветочек». Поделки из ненужных вещей. Творческая мастерская «Аленький цветочек». Лепка. Лепка плоских изделий. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа, выставка работ 1 Групповое занятие Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Беседа. Готовая работа 1 Групповое занятие Групповое занятие 1 24 16 Лепка. Лепка плоских изделий. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 17 Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 18 Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Практическая работа Наглядная работа 19 Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 20 Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 21 Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 22 Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 23 24 25 26 27 28 Групповое занятие Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Выполнение плакеток. Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Беседа, фотоотчёт Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Лепка. Лепка 1 плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Лепка. Лепка плоских изделий. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 1 25 Опрос, посещение выставки детских работ Практическая работа Практическая работа Практическая работа 29 30 31 32 33 34 Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. «Народная игрушка». Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Групповое занятие Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Акбулакская СОШ №3 Беседа, практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Акбулакская СОШ №3 Наглядная работа 35 Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 36 Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Выставка 37 Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Беседа 38 Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Акбулакская СОШ №3 Беседа, творческая работа Групповое занятие 39 Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Творческая работа 40 Лепка. Лепка 1 объёмных фигур. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Творческая работа Выставка 41 Аппликация из бумаги. Акбулакская СОШ №3 Опрос 1 Групповое занятие 26 42 Аппликация из 1 бумаги. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 43 Аппликация из 1 бумаги. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 44 Аппликация из 1 бумаги. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 45 Аппликация из 1 бумаги. Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 46 Аппликация из 1 бумаги. 47 Аппликация из 1 бумаги. Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие 48 Аппликация из 1 бумаги. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 49 Аппликация из 1 бумаги. Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 50 Аппликация из бумаги. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 51 Аппликация из бумаги. 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 52 Аппликация из бумаги. 1 Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 53 Аппликация из бумаги. 1 Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Аппликация из бумаги. 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 54 Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие 27 55 Аппликация из бумаги. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 56 Аппликация из бумаги. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа. Выставка 57 Декоративное творчество. 1 Акбулакская СОШ №3 Беседа 58 Декоративное творчество. 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 59 Декоративное творчество. 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 60 Декоративное творчество. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 61 Декоративное творчество. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа 62 Декоративное творчество. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 63 Декоративное творчество. 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 64 Декоративное творчество. 1 Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 65 Декоративное творчество. 1 Акбулакская СОШ №3 Беседа 66 Декоративное творчество. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа 67 Декоративное творчество. 1 Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие 28 68 Декоративное творчество. 1 69 Декоративное творчество. 1 70 Декоративное творчество. 1 71 Декоративное творчество. 1 Итоговое занятие. Диагностика 1 72 Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Акбулакская СОШ №3 Практическая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа Акбулакская СОШ №3 Готовая работа, выставка творческих работ, фотоотчёт Итоговая диагностика. Выставка работ Акбулакская СОШ №3 2. Условия реализации программы Результат реализации программы «Умелые ручки» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Для эффективности образовательного процесса необходимы: Материально- техническое обеспечение: Помещения и оборудование Кабинет Компьютер Стул Стол Мультимедийный проектор Колонки Количество, шт. 1 1 20 10 1 1 Информационное обеспечение: www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование» www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал http://www.uroki.ru/ - образовательный портал «Учеба» Кадровое обеспечение: Успешно реализовать данную программу может педагог дополнительного образования. 29 2.1 Воспитательная компонента программы Воспитательная работа с учащимися творческого объединения «Умелые ручки» проводится в целях приобщения учащихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности. Приоритетным направлением воспитательной деятельности является культурологическое и эстетическое воспитание учащихся. Данное направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности. Учащиеся принимают участие как в общих мероприятиях Дома творческого развития, Акбулакской школы №3, так и в мероприятиях внутри своего творческого объединения. Мероприятия воспитательного характера проводятся в рамках Плана воспитательной работы МБУДО «Дом творческого развития» п. Акбулак и в рамках Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на 2023/24 учебный год, утвержденного Министерством просвещения РФ. В плане воспитательной работы предусмотрены как активные, так и дистанционные формы организации деятельности. Цель воспитания – это создать необходимые условия для процесса формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции. Задачи воспитания: - способствовать развитию личности учащегося с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции; - развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - формировать и пропагандировать здоровый образ жизни. Планируемые результаты реализации программы воспитания: - учащийся активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - учащийся проявляет положительные качества личности, и учится управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - учащийся проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - учащийся оказывает помощь членам коллектива, находит с ними общий язык и общие интересы. Работа с коллективом учащихся творческого объединения подразумевает: 30 - формирование практических умений по организации органов самоуправления; - обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию чувства ответственности за себя и других; - развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности; - воспитание сознательного отношения к труду, к природе. Работа с родителями (законными представителями) Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которая обеспечивается согласованием позиций семьи и Дома творческого развития. Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: организация родительской общественности, участвующая в управлении Центром и решении вопросов воспитания и социализации их детей; взаимодействие с родителями посредством сайта и социальных сетей; присутствие родителей на отчетных мероприятиях. Родительские собрания в творческом объединении «Умелые ручки» проходят на следующие темы: «Взаимодействие и взаимопонимание дополнительного образования и семьи»; Роль СМИ в воспитании ребенка»; «Здоровый образ жизни. Нужные советы»; «Современная семья – какая она?»; «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». Периодичность проведения родительских собраний: организационное собрание – сентябрь; итоговое собрание – май; индивидуальные встречи – в течение года. Содержательная часть Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ учащиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные и нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации; получают информации о традициях народного творчества, об исторических событиях; изучают биографии деятелей российской и мировой науки и культуры. Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д. Практические занятия детей способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. 31 В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Основные группы методов воспитательной работы: 1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа. Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. 3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание. С помощью методов третьей группы педагоги и сами учащиеся регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. План воспитательной работы с учащимися № 1 Время Ответственный проведения Мероприятия, посвящённые Дню солидарности в борьбе с терроризмом Организация и проведение акции «За добро и мир», приуроченной ко Дню солидарности в сентябрь борьбе с терроризмом Воспитательно-образовательные мероприятия Название мероприятия 1 «Любимый мой учитель» поздравление в День Учителя октябрь 2 Реализация проекта «Безопасность на дороге!»в рамках профилактической работы по предупреждению ДТП с участием детей ноябрь 3 Профориентационная встреча с сотрудниками Акбулакского Дома ремесел ноябрь 4 Урок памяти в рамках Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб». Беседа, просмотр и анализ художественного фильма о ВОВ январь 5 Тематическая фотосессия, посвященная празднованию Дня Победы в ВОВ 1941-1945 годов май Мероприятия, приуроченные памятным датам знаменитых людей 32 1 «Поехали!» Классный час на темукосмонавтики. Оформление презентации о Ю.А. Гагарине (День авиации и космонавтики) апрель 3. Формы аттестации/контроля Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, промежуточный и итоговый контроль. Виды контроля Цель проведения Формы контроля Входной контроль Определение уровня развития Беседа детей, их творческих способностей для выбора уровня подачи материала. Промежуточный контроль Определение степени усвоения Конкурс, творческая работа, учащимися учебного материала. опрос, самостоятельная работа Определение результатов обучения. Итоговый контроль Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Конкурс, творческая работа, открытое занятие, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. Формы аттестации: презентация, мероприятия, наблюдение, опрос, защита исследовательских работ, тестирование, игра-соревнование, защита проектов. Для оценивания результативности обучения по программе используются следующие показатели: теоретическая подготовка учащихся, практическая подготовка, общеучебные умения и навыки (метапредметные результаты), личностное развитие учащихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Применяется 10- бальная шкала (низкий уровень: 1 – 3 балла, средний уровень: 4 – 7 баллов, высокий уровень: 8 – 10 баллов). Контрольно-измерительные материалы. Учащиеся будут уметь работать с различным природным материалом. 33 Основными формами подведения итогов реализации программы являются: открытые и итоговые занятия, выставки, защита творческих проектов учащихся. Успешность освоения учащимися программы «Умелые ручки» определяется их активным и результативным участием в различных очных и дистанционных конкурсах художественной направленности: - в ежегодном конкурсе «Мамочка, любимая моя» - в ежегодном конкурсе «Новогодний калейдоскоп» - материалы (вопросы для тестирования по основным разделам программы) для проведения промежуточной/итоговой аттестации учащихся. 4. Оценочные материалы Педагогическая диагностика в объединении направлена на изучение и фиксацию интеллектуальных способностей каждого обучающегося, динамику его личностного развития. Оценочные материалы размещаются в приложении: тесты, диагностические методики, соответствующие профилю программы и возрасту учащихся (Приложение 1, 2). Критерии Личностный результат Метапредметный результат Предметный результат Показатели -мотивация к занятиям; -уровень воспитанности; -уровень развития общих качеств и способностей личности -самоконтроль; -интеллектуальные, коммуникативные, организационные компетентности -уровень развития творческих умений, навыков; -усвоение знаний; -практические умения, навыки; -исполнительское мастерство. Методики Таблица результатов развития личностных качеств учащихся творческого объединения (Приложение 1) Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции (Приложение 2) Таблица результатов усвоения учебного материала (Приложение 1) 5. Методические материалы. Перечисление методов обучения. Методы обучения: 1) по источнику передачи и восприятия информации: - словесный: рассказ, беседа, лекция; - наглядный: иллюстрация, наглядный материал, образцы и т.п.; - практический: показ, постановка опытов; 2) по характеру деятельности: - объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, лекция, фильм, карточки и т.п.); - проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций); 34 - проектный метод (разработка проектов, создание творческих работ); - метод игры (игры дидактические, развивающие, ролевые, деловые). Перечисление технологий обучения. Основу программы составляют такие технологии, как: педагогические технологии на основе личностной образовательного процесса: педагогика сотрудничества; педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса: групповые технологии; технологии индивидуального обучения; педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; проблемное обучение. Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые и коллективные), игры, беседы. Описание форм учебных занятий. Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуальная. Формы организации занятия: открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия, игра, выставки. Описание алгоритма учебного занятия Блоки Этапы Основной Мотивационный 1 2 3 Этап учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Организация начала занятия, создание психологического Подготовка детей кработе настроя на учебную Организационный на занятии. деятельность иактивизация внимания. Проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнегозадания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция. Обеспечение мотивациии Подготовительный принятие детьми цели (подготовка кновому учебно-познавательной содержанию) деятельности. 35 Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, познавательная задача, загадка - вопрос, сюжетная игра). 4 5 6 7 8 Заключительный 9 10 Обеспечение восприятия, Усвоение новых осмысленияи первичного знаний и способов запоминания связей и действий отношений в объекте изучения. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Установление правильности и Применение пробных осознанности усвоения практических заданий, Первичнаяпроверка нового учебного которые сочетаются с понимания материала, выявление объяснением изученного ошибочных или спорных соответствующих правилили представлений и их обоснованием. коррекция. Применение творческих Закрепление новых Обеспечение усвоения заданий, которые знаний, способов новых знаний, способов выполняются действий и их действий и их самостоятельно применение применения. детьми. Обобщение и систематизация знаний Формирование Использование бесед, целостного представления практических и знанийпо теме. самостоятельных заданий. Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтрольи коррекция знаний и способов действий. Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого). Итоговый Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Педагог совместно с детьми подводит итогзанятия. Мобилизация детей на самооценку. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы,содержания и полезности учебной работы. Рефлексивный 36 6. Список литературы 1. Авторская программа для детских художественных школ и художественных отделений ДШИ "Живопись" Литвиновой Эльвиры Сергеевны. 2. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2020. – 276 с. 3. Бёрджин М. Школа рисования. Фигура человека. С.-П.: Питер, 2021 – 32 с. 4. Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. - М., Просвещение, 2006. – 192 с. 5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Перспектива, 2020 г. 6. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б.Евладова, Л. Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, 2022 – 352 с. 7. Книга Рассказы о картинах. История живописи для детей (Мэннинг М., Гранстрём Б.). Изд-во: Махаон, 2023. – 88 с. 8. Лоуз Лигрен: Дневник художника-натуралиста. Как рисовать животных, птиц, растения и пейзажи. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2019 г. 9. Лебедева, О. Е. «Дополнительное образование детей» / О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 256 с. 10. Михайлова И. В. «Методика преподавания младшим школьникам основ живописи на уроках ИЗО с применением игр, упражнений и творческих заданий.» 2008 г. / И. В. Михайлова. 11. Михайлова И. В. Чувство и цвет. Технология “эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи. //Искусство в школе, с.39, 2019г. / И. В. Михайлова. 12. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2015 г./ Г. И.Панксенов-184 с. 13. Просвещение - Москва, 2012. - 240 c. 14. Уроки изобразительного искусства. 1-4 классы. Поурочные разработки/ Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. и др. 15. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. / Т. Я.Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А.Поровская. - Просвещение - Москва, 2013. - 128 c. 16. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. / Т. Я.Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А.Поровская.- Просвещение - Москва, 2015. - 112 c. Интернет-ресурсы 1. Белорусова С.В. Методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-1.htm 2. Егорова Л.В. Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей //http://festival.1september.ru/articles/417446/ 3. С. К. Жегалова Русская народная живопись. Росписи Мезени // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl3.html 4. Железнова Л.Б. Современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: 37 http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_2_3.htm 5. Основы цветоведения и колористики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aversin.livejournal.com/11713.html 6. Почитаева С.Ф. Нетрадиционные формы занятий в учреждении дополнительного образования детей //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/603028/. 7. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html 8. Прекрасное своими руками. Сост. Газарян С.С. //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kodges.ru/hobbi/sdelaisam/53333-prekrasnoe-svoimirukami.html 9. Признаки композиционного построения формы// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.i2r.ru/static/469/out_17572.shtml. 10. Сокольников Н.М. Основы композиции// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/113492/ 11. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html 38 7. Приложение к дополнительной образовательной программе «Умелые ручки» 39 Приложение 1 Диагностика Таблица результатов усвоения учебного материала Цель: оценка уровня и роста объема знаний, умений, навыков учащихся на занятиях творческого объединения. Ф. И. Владени е инструм . Знания Планиро по ист. в. ремесла трудовы х Подбор материала Раскрой материала Цвет и Приемы композ. декор. Обработ . н с н с результат действи й н с к н с к н с к н с к к к н с к н с к Критерии показателей усвоения учебного материала: 1 балл слабо владеет инструментом, техникой обработки кожи, цветом и композицией. 2 балла умеет пользоваться инструментом, различной техникой обработки кожи, имеет представление о цвете и композиции. 3 балла - свободно владеет инструментом, правильно подбирает цвет, и составляет композиции Анализ результативности критериев оценки умений и навыков технологических приёмов в декоративно-прикладном творчестве (по 3 – балльной шкале) Баллы Критерии 0-10 Слабо владеет инструментом, не отличает кожу от заменителя, не умеет планировать трудовые действия, раскрой деталей проводит не экономно, не владеет цветом и композицией, творческие работы Низкий Анализ уровень неаккуратные, нет желания проявить фантазию, выполняет работу без инициативы и неаккуратно. 11-17 Умеет пользоваться инструментом, правильно распределяет трудовые действия для выполнения работы, подбирает материал по качеству и структуре, имеет представление о цвете и композиции, выполняет работу аккуратно, по образцу или эскизу, не умеет проявить фантазию, самостоятельность. Средний уровень 40 Таблица результатов развития личностных качеств учащихся творческого объединения «Умелые ручки» 1 балл - уклоняется от работы или плохо выполняет, не стремиться узнать что-то новое, небрежность в работе. 2 балла - охотно берется за любую работу, доводит задуманную работу до конца, интересуется новыми знаниями, аккуратен в работе. 3 балла - ищет сам новые варианты в работе, всегда добивается хорошего результата, следит за порядком, интересуется новыми разработками в области данного вида рукоделия. Таблица. Сводная ведомость результатов развития личностных качеств учащихся объединения «Умелые ручки» № Ф. И. Сент Янв Май 1 2 41 Приложение 2 Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции. Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа. Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–). Опросник 1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело 2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией 3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева 4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля. 5. Меня трудно отвлечь от начатой работы. 6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль. 7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить. 8. Я всегда «гну» свою линию. 9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме». 10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами. 11. Я считаю себя терпеливым человеком. 12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище. 13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач. 14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему. 15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке. 16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку. 17. Считаю себя решительным человеком. 18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие. 42 19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице. 20. Испортить мне настроение не так-то просто. 21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться. 22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим. 23. Переспорить меня трудно. 24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца. 25. Меня легко отвлечь от дел. 26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам. 27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности. 28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации. 29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов. 30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта. Обработка результатов и интерпретация Определяется величина индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С). Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы. В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13 Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции. • Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30• «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+ • «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание. Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6. Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, 43 уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности. Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю. Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм. Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости. На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения. Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют 44 компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации. Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции. Приложение 3 Игры-разминки для проведения динамических пауз Цель: Активизировать двигательную активность, снять напряжение с мышц, поднять настроение. Игра «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара смотрит влево, дети поворачивают корпус влево, смотрит вправо, дети поворачивают корпус вправо. Смотрит вверх, поднимают голову вверх. Смотрит вниз. Опускают голову. Чуть присела на карниз, выполняют легкие полуприседания, а с него свалилась вниз, резко приседают. Рекомендация: во время исполнения движений, дети держат руки за спиной. Педагог следит за осанкой. Игра «Веселые хлопушки». Пусть стоят на месте ножки Ля-ля-ля дети выполняют повороты корпуса вправо и влево. Только хлопают ладошки Ля-ляля. Хлопай - (4 раза) выполняются ритмичные хлопки перед собой. Хлоп, да хлоп перед собой. А теперь скорей похлопай (дети хлопают за спиной). «Да погромче за спиной (3 раза) хлопай», хлопки перед собой снизу вверх мягкими руками. Руки выше поднимай, ниже –(3 раза) хлопай, выполняются хлопки сверху вниз, руки ниже опускай. А теперь качать руками (делают плавные движения кистью перед собой) можно целых пять минут, отдыхайте вместе с нами, руки тоже отдохнут. Рекомендация: дети выполняют движения за педагогом. Хлопки руками выполняются на счет «раз», затем на счет «два», затем на счет «три» и «четыре». Игра «Кошка». Погладим ладошку, словно кошку нежно и ласково (гладить воображаемую кошку). Погладим маленькую кошку, погладим большую кошку. Положим на другую ладошку (тоже движение на другой руке). Кошка рассердилась (сжать кулаки), выпустила когти, активным движением распрямить все пальцы. Спрятала когти (сжать кулаки). Игра «Снежок». Мягкий, беленький пушок, (присесть) и руками сгребаем снежок, дружно собираем, лепим кругленький снежок встать, слепить ладонями «снежок». И вперед бросаем выполнить бросок, выставив вперед правую ногу. Рекомендация: педагог следит за ровной спиной воспитанников во время приседаний, ладони рук прямые двигаются навстречу друг другу. Когда лепят «снежок» ладони круглые, изображают форму снежка. 45