ДООП Музыкальная ритмика

Содержание
№
I
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.1.5.
1.1.6.
1.1.7.
1.1.8.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.3.4.
1.4.
II
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.3.
2.4.
2.5.
2.5.1.
2.5.2.

Раздел
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Адресат программы
Объём и срок освоения программы
Формы обучения
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий, периодичность и продолжительность
занятий
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
Учебный план 2 года обучения
Содержание учебного плана 1 года обучения
Содержание учебного плана 2 года обучения
Планируемые результаты
Комплекс организационно- педагогических условий
Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 года обучения
Календарный учебный график 2 года обучения
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение
Формы аттестации
Методические материалы
Список литературы
Основная и дополнительная
Интернет источники
Приложение

Стр.
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
5
5
6
7
12
14
16
16
16
19
23
23
23
23
23
24
25
25
26

I. Комплекс основных характеристик программ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Разноцветный мир» разработана в соответствии с нормативноправовыми документами:
− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
− Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
− Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г.
протокол № 10).
− Федеральным
проектом
«Патриотическое
воспитание»
Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от
03.09.2018 г. протокол № 10)
− Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р);
− Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(от 03.09.2019 г. № 467);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
− Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения РФ «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» (от 05.08.2020 г. № 882/391)
− Постановлением Правительства Оренбургской области «О
реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.
№ 485 - пп);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);

− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г.
№ 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);
− Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
− Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ,
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
− Уставом МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п.
1.1.1.

Направленность программы: дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Музыкальная ритмика» имеет
художественную направленность.

1.1.2. Актуальность программы: обусловлена тем, что развитие
внутреннего мира, духовного склада, это возможно лишь тогда, когда «дух»
и «тело» находятся в гармонии, поэтому необходимы меры целостного
развития, укрепления и сохранения здоровья обучающихся.
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка
дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в
освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному
развитию всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти,
воображения, мышления.
Такая востребованность в дополнительных образовательных услугах
художественной
направленности
и
привело
к
созданию
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Музыкальная
ритмика».
1.1.3. Отличительные особенности программы.
В процессе разработки данной программы были проанализированы:
программа «Дополнительная образовательная программа по ритмике для
детей дошкольного возраста (6-7 лет) «Танцы и здоровье», автор В.А.
Чернышова, программа «Детская танцевальная ритмика» для дошкольного
возраста, автор Е.С. Абдалова, рабочая программа «Ритмика» для детей
старшего дошкольного возраста, автор К.В. Лапшина и др.

Отличие программы «Музыкальная ритмика» от вышеперечисленных
состоит в следующем:
- программа
изменена, дополнена и адаптирована к условиям
образовательного процесса Дома творческого развития и ориентирована на
старший дошкольный возраст (5-7 лет);
- программа содержит нетрадиционные формы проведения занятий с
использование музыки и игры. В основу обучения детей положено игровое
начало, которое помогает детям осваивать трудные элементы, а также
позволяет детям расслабиться и переключить внимание;
- дифференцированный подход к обучающимся.
Программа «Музыкальная ритмика» создаёт условия для
самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала
способствует изучению элементов выразительности, развитию физических
качеств, выработке правильной осанки, посадки головы, походки, силы,
ловкости, координации движения, устраняя физические недостатки
(сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.).
1.1.4. Адресат программы.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, также программа рассчитана для
обучающихся с ОВЗ по индивидуальному учебному плану. В этом возрасте
чрезвычайная подвижность, подражательная активность, сенситивность
говорят о колоссальных потенциальных возможностях
развития
дошкольника.
1.1.5. Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения при переменном составе детей:
- 1-ый год обучения (5-6 лет), 36 часов;
- 2-ой год обучения (6-7 лет), 36 часов.
1.1.6. Формы обучения и виды занятий по программе: программа
реализуется в очной форме.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группах одного возраста (5-6 лет, 6-7 лет).
В целом состав групп остается постоянным. Однако он может изменяться по
следующим причинам (смена места жительства, противопоказания по
состоянию здоровья и др.). Занятия ведутся на русском языке.

1.1.8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1
раз в неделю по 25 минут, продолжительность одного онлайн- занятия 20
минут.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: содействовать всестороннему развитию личности
дошкольника средствами ритмики (культура движения, музыкальность,
координация) раскрывать индивидуальные особенности обучающихся и
развивать их творческие способности.
Задачи:
• Воспитательные: воспитание трудолюбия и дисциплины; воспитание
естественной двигательной реакции на музыку; формирование навыков
коллективной работы; воспитание уважения к исполнительскому искусству
обучающихся .
• Развивающие: развитие природных особенностей дошкольника
(координацию, ритмичность, подвижность двигательного аппарата, пластику
движений); развитие общей культуры обучающихся; развитие образного
мышления детей; развитие музыкальности, чувства ритма, выразительности,
динамики.
• Обучающие: формировать умение двигаться под современные ритмы,
добиваясь естественности и непринужденности исполнения; формирование
основ правильной постановки корпуса; освоение элементарных музыкальных
ритмов.
1.3. Содержание программы.
1.3.1.

Учебный план I года обучения

№ п/п
Количество часов
Формы
Формы
Название модуля,
организа
контроля
Всего Теория Прак
тема
тика ции занятия
I
«Игроритмика»- 9 часов (теория- 2ч, практика- 7ч)
1.1. Вводное занятие
1
1
групповые
метод
Тема: «Я танцую»
наблюдения
1.2. Тема: «Азбука
3
1
2
групповые
метод
музыкальнонаблюдения
ритмического
движения»

1.3. Тема:
5
1
4
групповые
метод
«Музыкально –
наблюдения
подвижные игры»
II
«Игрогимнастика»- 9 часов (теория- 2ч, практика- 7ч)
2.1. Дыхательная
1
1
групповые
метод
гимнастика
наблюдения
2.2. Креативная
1
1
групповые
метод
гимнастика
наблюдения
2.3. Строевые
3
1
2
групповые
метод
упражнения
наблюдения
2.4. Тема:
4
1
3
групповые
метод
«Танцевальнонаблюдения
ритмическая
гимнастика»
III
«Игропластика»- 9 часов (теория-3ч, практика-6ч)
3.1. Пальчиковая
2
1
1
групповые
метод
гимнастика
наблюдения
3.2. Игровой
2
1
1
групповые
метод
самомассаж
наблюдения
3.3. Драматизация.
5
1
4
групповые
метод
Сюжетнонаблюдения
образные
движения.
IV
«Игротанцы»- 9 часов (теория-3ч, практика- 6ч)
4.1. Танцевальные
2
1
1
групповые
метод
шаги
наблюдения
4.2. Хореографически
2
1
1
групповые
метод
е упражнения
наблюдения
4.3. Элементы
1
1
групповые
метод
народного танца
наблюдения
4.4. Элементы
1
1
групповые
метод
историко –
наблюдения
бытового танца
4.5. Элементы
1
1
групповые
метод
эстрадного танца
наблюдения
4.6. Детские бальные
2
1
1
групповые
метод
танцы
наблюдения
Итого часов
36
10
26

1.3.2. Учебный план II года обучения
Количество часов
Формы
Формы
Название модуля,
Всего Теория Прак организаци контроля
темы
тика и занятия
I
«Игроритмика»- 9 часов (теория-2ч, практика- 7ч)
1.1. Вводное занятие
1
1
групповые
метод
Тема:
«Вместе
наблюдения
будем танцевать»
1.2.

1.3.

II
2.1.
2.2.

2.3.

III
3.1.

3.2.

IV
4.1.

4.2.

4.3.

Тема:
«Азбука
4
1
3
групповые
метод
музыкальнонаблюдения
ритмического
движения»
Тема:
4
1
3
групповые
метод
«Музыкально –
наблюдения
подвижные игры»
«Игрогимнастика»- 9 часов (теория- 3ч, практика- 6ч)
Тема: «Строевые
3
1
2
групповые
метод
упражнения»
наблюдения
Тема:
3
1
2
групповые
метод
«Общеразвивающ
наблюдения
ие упражнения»
Тема:
3
1
2
групповые
метод
«Танцевальнонаблюдения
ритмическая
гимнастика»
«Игропластика»- 9 часов (теория-2ч, практика- 7ч)
Тема:
3
1
2
групповые
метод
«Пальчиковая
наблюдения
пластика»
Тема:
6
1
5
групповые
метод
«Драматизация.
наблюдения
Сюжетнообразные
движения»
«Игротанцы»- 9 часов (теория- 3ч, практика- 6ч)
Тема:
3
1
2
групповые
метод
«Хореографическ
наблюдения
ие упражнения»
Тема:
3
1
2
групповые
метод
«Танцевальные
наблюдения
шаги»
Тема:
3
1
2
групповые
метод

«Ритмические
бальные танцы»
Итого часов

наблюдения
36

10

26

1.3.3. Содержание учебного плана I-го года обучения.
Модуль 1. «Игроритмика»- 9 часов (теория-2ч, практика- 7ч)
1.1. Вводное занятие. Тема «Я танцую»- 1 час (практика- 1ч).
Теория: Введение в программу. Основные правила поведения в
танцевальном зале, правила техники безопасности. Знакомство с
элементарными музыкальными понятиями.
Практика: Творческие задания: импровизация под веселую и грустную
музыку. Игровая деятельность: «Жуки и бабочки»; «Тихо и громко»
(изобразить хлопками дождь стучит по крышам, дождь моросит).
Формы контроля: метод наблюдения.
1.2. Тема: «Азбука музыкально- ритмического движения»- 4 часа
(теория- 1ч, практика-3ч).
Теория. Алгоритм выполнения хлопков и ударов ногой на каждый счёт,
через счёт, только на 1-ый счёт, выполнение движений руками в различном
темпе, различие динамики звука «громко - тихо».
Практика. Творческие задания: «Хлопушки», «Топотушки». Игровая
деятельность: «Лошадки бьют копытом», «Ловим комаров», «Пушистые
снежинки».
Формы контроля: метод наблюдения.
1.3. Тема: «Музыкально- подвижные игры»- 4 часа (теория- 1ч,
практика-3ч).
Теория. Алгоритм игр
на определение динамики музыкального
произведения, игр для развития ритма и музыкального слух, подвижных
игр; игр - превращений.
Практика. Игровая деятельность: «Карлики и великаны», «Круг, колонна,
шеренга», «Автомобили», «Воробьи и журавли», «Поздороваемся», «Собачка
в конуре», «Ракета», «Соседи», «Шапочка».
Формы контроля: метод наблюдения.
Модуль 2. «Игрогимнастика»- 9 часов (теория- 3ч, практика- 6ч)
2.1.

Тема: «Дыхательная гимнастика»- 1 час (практика- 1ч).

Теория. Алгоритм упражнений по формированию различных типов дыхания:
дыхание с задержкой, грудное дыхание, брюшное дыхание, смешанное
дыхание.
Практика. Упражнения: «Ветер», «Воздушный шар», «Насос», «Подышите
одной ноздрей», «Паровоз», «Гуси шипят», «Волны шипят», «Ныряние»,
«Подуем».
Формы контроля: метод наблюдения.
2.2. Тема: «Креативная гимнастика»- 1 час (практика-1ч).
Теория. Алгоритм выполнения упражнений, направленных на развитие
выдумки, воображения, творческой инициативы.
Практика. Творческие задания: «Море волнуется раз», «Зеркало», «Угадай
кто я», «раз, два, три замри», «Ледяные фигуры».
Формы контроля: метод наблюдения.
2.3. Тема: «Строевые упражнения»- 3 часа (теория- 1ч, практика- 2ч).
Теория. Алгоритм выполнения строевых упражнений: построения в шеренгу
и в колонну, перестроение в круг, бег по кругу, по ориентирам, «змейкой»,
перестроение из одной шеренги в несколько, перестроение «расчёска».
Практика. Творческая деятельность: «Солдаты», «Матрешки на полке»,
«Звери в клетках», «Хоровод», «Хитрая лиса», «У каждого свой домик»,
«Поздороваемся», «Поменяемся местами».
Формы контроля: метод наблюдения.
2.4. Тема: «Общеразвивающие упражнения»- 3 часа (теория- 1ч,
практика-2ч).
Теория. Объяснение условия выполнения упражнений для кистей рук,
развития и укрепления мышц плечевого пояса, образно – танцевальная
композиция из общеразвивающих движений, упражнение на координацию
движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами,
упражнения на координацию движений с предметом.
Практика. Игровая разминка «Я танцую», «В гости к кошке», «Чебурашка»,
«Насос», «В осеннем лесу», «Путешествие в восточные страны»,
«Коробейники», «Упражнения с мячами», «Воздушные мячи».
Формы контроля: метод наблюдения.
2.5. Тема: «Танцевально- ритмическая гимнастика»- 3 часа (теория1ч, практика-2ч).
Теория. Алгоритм выполнения образно- танцевальных композиции (из
танцевальных движений, общеразвивающих упражнений
ранее разученных).

Практика. Танцы: «Чебурашка», «Я на солнышке лежу», «Петрушки»,
«Куклы».
Формы контроля: метод наблюдения.
Модуль 3. «Игропластика»- 9 часов (теория-2ч, практика- 7ч)
3.1. Тема: «Пальчиковая пластика»- 2 часа (теория- 1ч, практика-1ч).
Теория. Алгоритм выполнения упражнений для развития ручной умелости,
мелкой моторики, координации движений рук.
Практика. Упражнения: «Мартышки», «Бабушка кисель варила», «Жук»,
«Паучок», «Чашка», «Червячок».
Формы контроля: метод наблюдения.
3.2. Тема: «Игровой самомассаж»- 2 часа (теория- 1ч, практика-1ч).
Теория. Алгоритм выполнения и демонстрация поглаживание рук и ног в
образно- игровой форме, поглаживание отдельных частей тела в
определённом порядке, в образно – игровой форме.
Практика. «Лепим лицо», «Упругий живот», «Ушки», «Ладошки»,
«Красивые руки», «Быстрые ноги».
Формы контроля: метод наблюдения.
3.3. Тема: «Драматизация. Сюжетно- образные движения»- 5 часов
(теория- 1ч, практика-4ч).
Теория. Алгоритм выполнения сюжетно – образных движений: ходьба
бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной; высокий шаг
в разном темпе и ритме; ходьба на четвереньках; бег - легкий, широкий
(волк), острый; прыжковые движения с продвижением вперед; прямой галоп;
подскоки.
Практика. Музыкальные движения: «Медведи и медвежата», «Пингвины»,
«Раки»(спиной назад), «Гуси и гусеницы», «Слоны», «Бежим по горячему
песку»(острый бег), «Зайцы», «Белки» (прыжки и поскоки), «Лягушата»,
«Лошадки» (прямой галоп).
Формы контроля: метод наблюдения.
Модуль 4. «Игротанцы»- 9 часов (теория- 3ч, практика- 6ч)
4.1.
Тема:
«Танцевальные
шаги»2
часа
(теория1ч,
практика- 1ч).
Теория. Алгоритм выполнения упражнений с элементами танцевальных
движений; объяснение выполнения танцевальных шагов.

Практика. Упражнения: ходьба по кругу с соединёнными друг с другом
руками («хоровод»), повороты вокруг себя, хлопки,
хлопки с
одновременным приседанием по VI позиции и отведением рук вправо –
влево,
выставление поочерёдно правой и левой ноги на пяточку,
«ковырялочка» (выставление поочерёдно правой и левой ноги в сторону на
полу палец, затем на пятку, 3 притопа по VI позиции), приседания по VI
позиции с разворотом корпуса направо – налево (руки на поясе); ходьба
(простой шаг в разном темпе и характере, танцевальный бег, галоп),
прыжки в сочетании по принципу контраста ("Воробушек", "Обезьянки",
"Зайчики", "Буратино"), притопы (удар одной ногой в пол, поочередные
удары правой и левой ногой), хлопки.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.2. Тема: «Хореографические упражнения»- 2 часа (теория- 1ч,
практика-1ч).
Теория. Алгоритм выполнения танцевальных позиций ног ( I, II, III);
танцевальных позиций рук (подготовительная, I, II, III); выставления ноги
на носок, пятку в разных направлениях; полуприседов; комбинаций
хореографических упражнений.
Практика. Хореографические упражнения: «Балет», «Рисуем солнышко на
песке», «Цветочек», «Лебеди», «Совы», «Ветер и деревья», «Пружинка»,
поклон «Приветствие».
Формы контроля: метод наблюдения.
4.3. Тема: «Элементы народного танца»- 1 час (практика-1ч).
Теория. Алгоритм выполнения элементов народного танца. Понятие этюд.
Понятие элементов русского танца.
Практика. Упражнения: приставной шаг с приседанием, гармошка, ёлочка
(«Во саду ли в огороде», «Как у наших у ворот»), боковой галоп, подскоки в
продвижении, на месте («Бабушкин сундучок»). Игровая деятельность: «Кто
запомнил лучше всех», «Тик- так», «Шары и пузыри», «Змея», «Кошечка»,
«Жучок», Петушок», «Ласточка».
Формы контроля: метод наблюдения.
4.4. Тема: «Элементы историко – бытового танца»- 1 час (практика1ч).
Теория. Алгоритм выполнения элементов историко – бытового танца,
формировать правильное исполнение танцевальных шагов, умение
ориентироваться в пространстве, научить перестраиваться из одного рисунка
в другой.

Практика. Танец: «Мы собираемся на бал», «Есть на свете гномики»,
«Кавалеристы», «Навстречу к солнцу». Игровая деятельность: «Дождик»,
«Повторяем движения», «Змейка», «Клубочек», «Петушок», «Ласточка»,
«Скорый поезд», «На лужайке», «Веселые капельки».
Формы контроля: метод наблюдения.
4.5. Тема: «Элементы эстрадного танца»- 1 час (практика-1ч).
Теория.
Алгоритм выполнения элементов эстрадного танца: веселые
поскоки» (муз.Б.Можжевелова), пружинящий шаг» (муз.Т.Ломовой).
Практика. Танцевальные композиции: «Веселая карусель», «Весёлые
подскоки», «Не детское время»). Игровая деятельность: «Жучок», «Ёлочка»,
«Кузнечик», «Кораблик», «Карусель», «Раз, два», «Дискотека».
Формы контроля: метод наблюдения.
4.6. Тема: «Детские бальные танцы»- 2 часа (теория- 1ч, практика-1ч).
Теория. Алгоритм выполнения шага польки, галоп, поскоки, положения в
парах, перестроения в парах, кружения.
Практика. Танцевальные шаги: «Бодрый шаг и бег» ( муз.Ф.Найдененко);
«Ах, улица, улица широкая» ( р.н.м., обр.Т.Ломовой), «Путешествие в
сказку». Танец: «Полька», «Джайв». Игровая деятельность: «Вот как мы
умеем», «Учитель и ученики», «Горка», «Страус», «Морская звезда»,
«Березка».
Формы контроля: метод наблюдения.
1.3.4. Содержание учебного плана II- го года обучения.
Модуль 1. «Игроритмика»- 9 часов (теория-2ч, практика-7ч).
1.1. Тема: «Вместе будем танцевать»- 1 час (практика- 1ч).
Теория. Введение в программу. Основные правила поведения в
танцевальном зале, правила техники безопасности. Алгоритм выполнения
маршировки (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед,
пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием
колен, перескоки), перестроения (две шеренги, шторки, круг, четыре
колонны, змейка, квадрат), ориентирование в пространстве.
Практика. Игровая деятельность:«Ку-чи-чи», «Осенняя прогулка», «Бодрый
шаг», «Найди своё место в колонне», «Зверушки- навострите ушки»,
Музыкальные змейки», «Заколдованный лес», «Веселые капельки».
Формы контроля: метод наблюдения.

1.2. Тема: «Азбука музыкально- ритмического движения» - 4 часа
(теория- 1ч, практика- 3ч).
Теория. Знать понятия: круг, колонна, линия, диагональ, квадрат. Условия
положения рук. Алгоритм выполнения игр и упражнений.
Практика. Упражнения: «Дирижер». « Музыкальная палочка», «Передалприми, « Хлопки «Сам» (на месте), «Хлопки «С другом» (по кругу),
Игровая деятельность: «Слушай!
«Правое
ухо, левое
ухо»,
«Волшебный «Квадрат», «Рама», «Столик», «Лодочка», «Чебурашка».
Формы контроля: метод наблюдения.
1.3. Тема: «Музыкально – подвижные игры»- 4 часа (теория- 1ч,
практика- 3ч).
Теория. Алгоритм выполнения игр. Определение темпа музыки.
Практика. Игровая деятельность: «Тихо
громко», «Юрта»,
«Музыкальные змейки», «Дирижер - оркестр», «У оленя дом большой».
Формы контроля: метод наблюдения.
Модуль 2. «Игрогимнастика»- 9 часов (теория-3ч, практика- 6ч).
2.1. Тема: «Строевые упражнения»- 3 часа (теория – 1ч, практика- 2ч).
Теория. Алгоритм условий построения и перестроения.
Практика. Упражнения: перестроение
из
одной
колонны
в
несколько
кругов
на
шаге
и
беге,
перестроение из круга в две колонны по выбранным водящим,
шаги в разных направлениях по залу, строевые приемы «направо»,
«налево», «кругом» при шаге на месте.
Формы контроля: метод наблюдения.
2.2. Тема: «Общеразвивающие упражнения»- 3 часа (теория – 1ч,
практика- 2ч).
Теория. Алгоритм выполнения основных положений и движений в
упражнениях с лентой. Алгоритм выполнения прыжков.
Практика. Продуктивная деятельность: основные положения и движения
в упражнениях с лентой. Прыжки на двух ногах с переменой ног.
Формы контроля: метод наблюдения.
2.3. Тема: «Танцевально – ритмическая гимнастика»- 3 часа (теория –
1ч, практика- 2ч).
Теория.
Алгоритм
выполнения
специальных
композиции и комплексов упражнений.
Практика. Упражнения: «Зарядка», «Король городка», «Наездники»,

«Танцуй
со
мной»,
«Сосулька».
Танцевальные
композиции:
«Увезу тебя я в тундру», «Воробьиная дискотека», «Веселая коляда»,
«Приходи сказка», «В лесу расцвел подснежник», «Черный кот».
Формы контроля: метод наблюдения.
Модуль 3. «Игропластика»- 9 часов (теория-2ч, практика-7ч).
3.1.Тема: «Пальчиковая пластика»-3 часа (теория- 1ч, практика- 2ч).
Теория. Алгоритм выполнения упражнений с пальчиками.
Практика. Упражнения: «Дружная семья», «Волны», «Дождь», «Спрятатьпоказать», «Ладошки».
Формы контроля: метод наблюдения.
3.2.«Драматизация. Сюжетно – образные движения»- 6 часов (теория- 1ч,
практика- 5ч).
Теория. Алгоритм передачи различных игровых образов, инсценирование
игровых песен.
Практика. Продуктивная деятельность: выразительная передача игровых
образов «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Быстроногий олень»,
«Пингвин»; инсценирование песен: «Птичий двор», «У медведя во бору»,
«Лесная поляна».
Формы контроля: метод наблюдения.
Модуль 4. «Игротанцы»- 9 часов (теория-3 часа, практика- 6 часов).
4.1. Тема: «Хореографические упражнения» - 3 часа (теория-1 час,
практика-2 часа).
Теория. Алгоритм выполнения хореографических упражнений.
Практика. Упражнения: поклон для мальчиков, реверанс для девочек;
танцевальные позиции рук: на поясе и перед грудью; полуприседы
и
подъемы
на
носки,
стоя
боком
к
опоре,
выставление
ноги
вперед
и
в
сторону,
поднимание
ноги
назад
на
носок
и
поднимание
ноги,
стоя
лицом
к
опоре,
прыжки
с
упором
на
опору,
перевод рук из одной позиции в другую, русский поклон,
открывание рук в сторону и на пояс, подъемы ног и махи ногами,
прыжки стоя лицом к опоре, из первой позиции во вторую.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.2.

Тема: «Танцевальные шаги»- 3 часа (теория- 1ч, практика- 2ч).

Теория. Алгоритм выполнения танцевальных шагов. Понятие «галоп»,
«полька», «переменный шаг», «шаг с притопом», «русский шаг», «тройной
притоп», «гармошка», «ковырялочка».
Практика. Танцевальные шаги: шаг галопа вперед и в сторону, шаг
польки, пружинные движения ногами на полуприседах, шаг с подскоком,
русский переменный шаг, шаг с притопом, русский шаг – припадание,
«дробь с притопом», «простая дробь», основной шаг, «тройной притоп»,
«гармошка»,
«ковырялочка».
Творческие
задания:
комбинации из изученных танцевальных шагов.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.3. Тема: «Ритмические бальные танцы»- 3 часа (теория- 1ч, практика-)
Теория. Алгоритм выполнения движений ритмических бальных танцев.
Практика. Ритмические движения: «Конькобежцы», «Вальс цветов»,
«Макарена», «Полька тройками», «Веселый перепляс», «Давай танцуй»,
«Танец
с
хлопками»,
«Русский
хоровод»,
«Дружба»,
«Танец
с
подносами». Бальные танцы: вальс
«Пробуждение»,
«Круговая кадриль», «Московский рок-н-ролл».
Формы контроля: метод наблюдения.
1.4.Планируемые результаты
В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры:
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в деятельности,
игре, общении; способен выбирать себе участников по совместной
деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми;
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным
вопросам;
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и
исполнительские функции в совместной деятельности;
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти
на помощь тем, кто в этом нуждается;
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими;
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в

разных видах деятельности;
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и навыки личной гигиены;
• Проявляет ответственность за начатое дело;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
•
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет;
• Знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными
представлениями
из
области
живой
природы,
естествознания, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое,
самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к
обучению в школе;
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде;
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира,
произведения народного и профессионального искусства;
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших;
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
II. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.1.1. Календарный учебный график 1 – го года обучения
№ Ме
п/ сяц
п

Чис Время
ло
провед
ения

Форма
занятия

Кол Тема занятия
-во
час

Место
проведе
ния

Всего
учебны
х недель

1

занятия
17.00- очная
18.00

ов
2

Вводное
занятие
Тема: «Я
танцую»
Тема: «Азбука
музыкальноритмического
движения»

ДТР

1

ДТР

1

2

17.0018.00

очная

2

3

17.0018.00

очная

2

Тема: «Азбука
музыкальноритмического
движения»

ДТР

1

4

17.0018.00

очная

2

ДТР

1

5

17.0018.00

очная

2

ДТР

1

6

17.0018.00

очная

2

ДТР

1

7

17.0018.00

очная

2

ДТР

1

8

17.0018.00

очная

2

ДТР

1

9

17.0018.00

очная

2

ДТР

1

10

17.0018.00

очная

2

ДТР

1

11

17.00-

очная

2

Тема: «Азбука
музыкальноритмического
движения»Тема:
«Музыкальноподвижные
игры»
Тема:
«Музыкальноподвижные
игры»
Тема:
«Музыкальноподвижные
игры»
Тема:
«Музыкальноподвижные
игры»
Тема:
«Музыкальноподвижные
игры»
Тема:
«Дыхательная
гимнастика»
Тема:

ДТР

1

18.00
12

17.0018.00

очная

2

13

17.0018.00

очная

2

14

17.0018.00

очная

2

15

17.0018.00

очная

2

16

17.0018.00

очная

2

17

17.0018.00

очная

2

18

17.0018.00

очная

2

19

17.0018.00

очная

2

20

17.0018.00

очная

21

17.0018.00

22

17.0018.00

«Креативная
гимнастика»
Тема:
«Строевые
упражнения»
Тема:
«Строевые
упражнения»

ДТР

1

ДТР

1

Тема:
«Строевые
упражнения»
Тема:
«Танцевальноритмическая
гимнастика»
Тема:
«Танцевальноритмическая
гимнастика»
Тема:
«Танцевальноритмическая
гимнастика»
Тема:
«Танцевальноритмическая
гимнастика»
Тема:
«Пальчиковая
гимнастика»

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

2

Тема:
«Пальчиковая
гимнастика»

ДТР

1

очная

2

Тема:
«Игровой
самомассаж»

ДТР

1

очная

2

Тема:
«Игровой
самомассаж»

ДТР

1

23

17.0018.00

очная

2

24

17.0018.00

очная

2

25

17.0018.00

очная

2

26

17.0018.00

очная

2

27

17.0018.00

очная

2

28

17.0018.00

очная

2

29

17.0018.00

очная

2

30

17.0018.00

очная

2

31

17.0018.00

очная

2

32

17.0018.00

очная

2

33

17.00-

очная

2

Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Танцевальны
е шаги»
Тема:
«Танцевальны
е шаги»
Тема:
«Хореографич
еские
упражнения»
Тема:
«Хореографич
еские
упражнения»
Тема:
«Элементы
народного
танца»
Тема:

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

18.00

34

17.0018.00

очная

2

35

17.0018.00

очная

2

36

17.0018.00

очная

2

«Элементы
историко
–
бытового
танца»
Тема:
«Элементы
эстрадного
танца»
Тема:
«Детские
бальные
танцы»
Тема:
«Детские
бальные
танцы»

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

2.1.2. Календарный учебный график 2 – го года обучения
№ Ме
п/ сяц
п
1

Чис Время Форма
ло
провед занятия
ения
занятия
17.00- очная
18.30

2

17.0018.30

очная

3

17.0018.30

очная

4

17.0018.30

очная

5

17.0018.30

очная

Кол Тема занятия Место
-во
проведе
час
ния
ов
3 Вводное
ДТР
занятие
Тема: «Вместе
будем
танцевать»
3 Тема: «Азбука
ДТР
музыкальноритмического
движения»
3 Тема: «Азбука
ДТР
музыкальноритмического
движения»
3 Тема: «Азбука
ДТР
музыкальноритмического
движения»
3 Тема: «Азбука
ДТР
музыкальноритмического

Всего
учебны
х недель
1

1

1

1

1

6

17.0018.30

очная

3

7

17.0018.30

очная

3

8

17.0018.30

очная

3

9

17.0018.30

очная

3

10

17.0018.30

очная

3

11

17.0018.30

очная

3

12

17.0018.30

очная

3

13

17.0018.30

очная

3

14

17.0018.30

очная

3

15

17.0018.30

очная

3

16

17.0018.30

очная

3

движения»
Тема:
«Музыкально
– подвижные
игры»
Тема:
«Музыкально
– подвижные
игры»
Тема:
«Музыкально
– подвижные
игры»
Тема:
«Музыкально
– подвижные
игры»
Тема:
«Строевые
упражнения»
Тема:
«Строевые
упражнения»
Тема:
«Строевые
упражнения»
Тема:
«Общеразвива
ющие
упражнения»
Тема:
«Общеразвива
ющие
упражнения»
Тема:
«Общеразвива
ющие
упражнения»
Тема:
«Танцевальноритмическая
гимнастика»

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

17

17.0018.30

очная

3

Тема:
«Танцевальноритмическая
гимнастика»
Тема:
«Танцевальноритмическая
гимнастика»
Тема:
«Пальчиковая
пластика»

ДТР

1

18

17.0018.30

очная

3

ДТР

1

19

17.0018.30

очная

3

ДТР

1

20

17.0018.30

очная

3

Тема:
«Пальчиковая
пластика»

ДТР

1

21

17.0018.30

очная

3

Тема:
«Пальчиковая
пластика»

ДТР

1

22

17.0018.30

очная

3

ДТР

1

23

17.0018.30

очная

3

ДТР

1

24

17.0018.30

очная

3

ДТР

1

25

17.0018.30

очная

3

ДТР

1

26

17.0018.30

очная

3

Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные

ДТР

1

27

17.0018.30

очная

3

28

17.0018.30

очная

3

29

17.0018.30

очная

3

30

17.0018.30

очная

3

31

17.0018.30

очная

3

32

17.0018.30

очная

3

33

17.0018.30

очная

3

34

17.0018.30

очная

3

35

17.0018.30

очная

3

36

17.0018.30

очная

3

2.2. Условия реализации программы

движения»
Тема:
«Драматизаци
я. Сюжетнообразные
движения»
Тема:
«Хореографич
еские
упражнения»
Тема:
«Хореографич
еские
упражнения»
Тема:
«Хореографич
еские
упражнения»
Тема:
«Танцевальны
е шаги»
Тема:
«Танцевальны
е шаги»
Тема:
«Танцевальны
е шаги»
Тема:
«Ритмические
бальные
танцы»
Тема:
«Ритмические
бальные
танцы»
Тема:
«Ритмические
бальные
танцы»

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

2.2.1. Материально- техническое обеспечение
видеокамера, музыкальный центр, проектор
фотоаппарат, DVD- проигрыватель.

с

экраном,

компьютер,

2.2.2. Информационное обеспечение
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011. - 336 с. Сайт- http://www.maam.ru/detskijsad/rabochajaprograma-po-provedeniyu-kruzhka-po-ritmike-muzukritm-fantazi-s-ml-gr.html
2.2.3. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования организует образовательную
деятельность в соответствии с Программой, обеспечивает наполнение
развивающей предметно- пространственной среды для преобразования
знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает
взаимодействие всех участников образовательных отношений (пдо,
родители, дети, музыкальный руководитель).
2.3. Форма аттестации
Образовательные результаты, в соответствии
демонстрируются в форме: праздник.

с

целью

программы

2.4. Методические материалы
- особенности организации образовательного процесса- очно, очно- заочно,
заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.
- методы обучения:
• словесный - универсальный метод обучения. С его помощью решаются
различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений,
объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается
техника движений. Это определяет разнообразие методических приёмов
использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку.
• наглядный – способствует более быстрому, глубокому и прочному
усвоению программы обучения, повышает интерес к изучаемым движениям,
упражнениям. Методические приёмы: показ движения, упражнения,
демонстрация видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений,
музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать
движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.

• игровой – используется при проведении музыкально – ритмических
игр. Этот метод основан на элементах соперничества обучающихся между
собой и повышения ответственности каждого за достижение определённого
результата.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, выступление, игра,
наблюдение, творческая импровизация.
Педагогические технологии:
- технология индивидуального обучения. Индивидуальный подход и
индивидуальная форма являются приоритетными. Главным достоинством
индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать
содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным
особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в
обучении, вносить необходимую коррекцию.
технология
игровой
деятельности.
Различаются
физические,
интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса игровые технологии бывают
обучающие,
тренировочные,
познавательные,
контролирующие,
развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.
По игровой методике технологии различаются: сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные и др.
Алгоритм учебного занятия:
1. Самоподготовка педагога: подбор музыкального сопровождения,
информационного, познавательного материала.
2. Обеспечение деятельности обучающихся:
мотивация, показ,
поощрение.
3. Материально- техническое обеспечение: подготовка зала, техническое
оснащение.
2.5.Список литературы
2.5.1.Основная и дополнительная
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014г. №
11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Закон Оренбургской области от6 сентября 2013 г. №1698/506-V-ОЗ

«Об образовании в Оренбургской области» (с изменениями на 29/10/2015).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
5. Концепция развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).
6.Суворова Т.И., Учебное пособие«Танцевальная ритмика»
№ 1,
«Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2004
7.Суворова Т.И., Учебное пособие«Танцевальная ритмика»
№ 2,
«Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005
8.Суворова Т.И. , Учебное пособие«Танцевальная ритмика»
№ 3,
«Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005
9.Суворова Т.И. , Учебное пособие«Танцевальная ритмика»
№ 4,
«Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2006
10.Суворова Т.И., Учебное пособие«Танцевальная ритмика»
№ 5,
«Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2007
Дополнительная литература
1.Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски
для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. Садов / Авт.сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломомва, Е. Н. Соковникова. - М.: Просвещение,
1983. 208 с.
2.Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для
детей 6-7 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. Садов / Авт.-сост.:
С.И. Бекина, Т.П. Ломомва, Е. Н. Соковникова. - М.: Просвещение, 1984. 288 с.
3.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Изд. 3-е,
перераб. и доп. - СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. - 192 с.
4. Зарецкая Н. В., Роот З. Я. Танцы в детском саду /. - 3-е изд. - М.: Айриспресс, 2006. -112с.: ил. - (Внимание: дети!)
5. Подшибякина С. Ю. Хоровод круглый год (инсценировки, песни и
танцы для дошкольников). - Волгоград: Учитель, 2007. - 123 с.
6. Радынова О. П. Песня, танец, марш. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 240 с.
7. Роот З. Я. Танцы с нотами для детского сада. - 2-е изд. - М.: Айриспресс, 2007. -112с.: ил. - (Внимание: дети!)
8. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.:

ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 272 с.
2.5.2. Интернет- ресурсы:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011. - 336 с. Сайт- http://www.maam.ru/detskijsad/rabochajaprograma-po-provedeniyu-kruzhka-po-ritmike-muzukritm-fantazi-s-ml-gr.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».