ДООП Разноцветный мир

Содержание
№
I
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.1.5.
1.1.6.
1.1.7.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.3.4.
1.4.
II
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.6.1.
2.6.2.

1

Раздел
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Адресат программы
Уровень освоения программы
Формы обучения
Особенности организации образовательного процесса
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
Учебный план 2 года обучения
Содержание учебного плана 1 года обучения
Содержание учебного плана 2 года обучения
Целевые ориентиры
Комплекс организационно- педагогических условий
Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 года обучения
Календарный учебный график 2 года обучения
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение
Формы аттестации
Оценочный материал
Методические материалы
Список литературы
Основная и дополнительная
Интернет источники
Приложение 1
Приложение 2

Стр.
3
3
3
3
3
4
5
5
5
6
7
7
10
13
17
21
23
23
23
26
28
28
28
28
29
29
29
30
30
31
32
35

I.

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Разноцветный мир» разработана в соответствии с нормативноправовыми документами:
− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
− Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
− Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г.
протокол № 10).
− Федеральным
проектом
«Патриотическое
воспитание»
Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от
03.09.2018 г. протокол № 10)
− Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р);
− Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(от 03.09.2019 г. № 467);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
− Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения РФ «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ» (от 05.08.2020 г. № 882/391)
− Постановлением Правительства Оренбургской области «О
реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.
№ 485 - пп);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
1.1.

2

− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г.
№ 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);
− Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
− Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ,
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
− Уставом МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п.
1.1.1.Направленность ДООП: художественная.
Программа «Разноцветный мир» формирует у обучающихся навыки и
умения в области изобразительного искусства,
развивает навыки
эстетического отношения к окружающей действительности и к
произведениям посредством создания системы условий развития творческой
личности, основанных
на выборе тем
из близкого интересного
обучающимся окружения через искусство, воображение и творческие
способности, развивая умения понимать и создавать художественные
образы.
1.1.2.Актуальность программы состоит в том, что становление
эстетического отношения происходит на основе практического интереса и
развивающей деятельности, а не в созерцательном сопереживании.
1.1.3.Отличительные особенности образовательной программы от уже
существующих программ данного направления.
Отличительной особенностью программы является то, что она
рассчитана, в основном, на обучающихся, не посещающих детский сад,
обеспечивает доступность для любых групп и категорий. Образовательная
деятельность, способствует более эффективному овладению обучающимися
этих видов деятельности. Система занятий направлена на обучение
обучающихся изображению окружающих предметов и явлений,
использование для этого изобразительных навыков и умений, применение
доступных средств выразительности при создании изображения; развития
детского художественного творчества.
Занятия по рисованию являются частью программной работы студии,
поэтому изодеятельность тесно связана со всеми сторонами образовательной
3

и воспитательной работы (развитие речи, игры, музыкальные занятия и др.),
в процессе которой обучающиеся получают разнообразные знания,
впечатления. Взаимосвязь рисования, игры диктуется общностью, которая
существует между двумя видами деятельности: отражение впечатлений
окружающей жизни и спецификой изобразительной деятельности,
стремлением обучающихся обыгрывать предметы, явления и изображения.
Занятия спланированы так, что в течение одного года аналогичная тема
даётся в разных вариантах. Такая работа даёт возможность упражнять
обучающихся в изображении более сложных предметов, позволяет
сформировать у них прочные умения и навыки. Но в предлагаемых занятиях
нет буквального повторения. Требование изобразить тот же объект, но в
несколько изменённом виде в ином окружении, позволяет формировать
умение вариативно решать однородные задачи, развивать у обучающихся
творческий подход к рисованию, закрепляет представление о том, что один и
тот же предмет может быть изображён по-разному в зависимости от ряда
условий.
1.1.4. Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет: дети первого года обучения – 5-6 лет, второго года обучения – 6-7
лет.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания
личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира,
период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется
самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и
любознательность.
Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность,
начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь
ребенка, обогащается содержание эмоций. Ребенок осваивает цели и мотивы
различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки,
умения,
способности
и
личностные
качества
(настойчивость,
организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).
Происходит усвоение сенсорной культуры языка; совершается восприятие
цвета, формы, величины, пространства, времени; развиваются виды и
свойства памяти, внимания, воображения; происходит становление
наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций
сознания
В возрасте от 5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные
способности, воображение, художественное мышление при создании
сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на
фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или
4

дизайну. В процессе познавательной деятельности дети овладевают
систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов,
особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов
обследования предметов. Умение различать цвета, оттенки, формы,
сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать
произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок
учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие
предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои
впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи
изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительновыразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой
деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам
образного воспроизведения форм.
1.1.5.Уровень освоения ДООП: базовый. Программа рассчитана на 2 года
обучения при постоянном составе детей.
Программа состоит из следующих этапов:
- 1-ый год обучения (5-6 лет), 36 часов;
– 2-ой год обучения (6-7 лет), 36 часов.
Группы формируются по 10 человек в соответствии с нормами СанПина.
Продолжительность одного занятия 25 мин.
1.1.6.Формы обучения, формы реализации ДООП
Программа реализуется в очной форме и включает различные формы
обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы её решения);
- практической деятельности (дети выполняют работу самостоятельно или
совместно с педагогом).
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром слайдов,
репродукций картин художников, иллюстративного материала и позволяет
расширить знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, об
истории традиционных народных ремёсел; о техниках и приёмах
изобразительной и конструкторской деятельности; организации рабочего
места и технике безопасности.
5

1.1.7. Особенности организации образовательного процесса
Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю, на русском языке, по 25
минут. Для реализации программы используются следующие формы занятий:
вводное занятие- педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программы на текущий год;
ознакомительное занятие- педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами;
рисование с натуры - специальное занятие, представляющие
возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру;
рисование по памяти - проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно даёт возможность тренировать свою
зрительную память;
тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией
к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения обучающегося;
занятие – импровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его. Пользуются популярностью у детей и родителей;
конкурсное игровое занятие - строится в виде соревнований в игровой
форме для стимулирования творчества детей;
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач;
итоговое занятие- подводит итоги усвоения детьми модулей
программы, в виде мини - выставок, коллективных работ.
Основные формы работы при проведении учебных занятий:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные;
- беседы;
- просмотр слайдов, иллюстраций;
- экскурсии;
- учебные игры;
- дидактические игры;
- интегрированные занятия.
Цель и задачи ДООП
Цель программы: Приобщение обучающихся к миру искусства через
изобразительное творчество.
Задачи:
1.2.

6

1. Воспитательные:
• воспитывать культуру поведения, уважение к труду, любовь к
животным;
• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость,
ответственность;
прививать навыки конструктивного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками в группе.
2. Развивающие:
•
развивать
у
обучающихся
изобразительные
способности,
художественный вкус, эстетические чувства;
•
развивать творческую активность и самостоятельность;
•
развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук;
•
развивать сенсорную сферу обучающихся (глазомер);
•
задумывать разнообразные сюжеты работ.
3.
Обучающие:
•
учить обучающихся рисовать с натуры, по памяти, по представлению;
•
формировать умение изображать предметы и явления окружающей
жизни;
•
передавать в работе выразительность образа, используя форму, линию,
композицию, колорит, сочетание различных изобразительных материалов;
•
составлять узоры, изображать орнамент;
•
учить создавать двух-трёх фигурные композиции различными
способами.
1.3.

Содержание программы

1.3.1.Учебный план I года обучения
№
Формы
Модуль
Количество часов
Формы
организации
п/п
Тема
контроля
Всего Теория Прак
занятия
тика
Модуль 1. Осеннее настроение
1.1

1.2

1.3
7

Вводное
занятие:
Путешествие
по
стране
Рисовандии.
Тема:
Дождик,
дождик
Тема:

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод

Листопад
1.4 Тема:
Золотой
подсолнух
1.5 Тема:
Сладенькие
яблочки
1.6 Тема: Ягодка
за ягодкой
1.7 Тема:
Весёлый
ёжик
1.8 Тема:
Забавные
котята
1.9 Тема: Птицаосень
1.10 Тема:
Совушка
совабольшая
голова
1.11 Морские
обитатели киты»
1.12 Итоговое
занятие.
Тема: Белые
кораблики по
морю плывут
2.1

2.2

2.3

8

Тема:
Разноцветны
е домики
Тема:
Весёлый
снеговик
Тема:
Праздничная
ёлочка

1

1

1

групповые

1

1

1

наблюдения
метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения
метод
наблюдения

1

1

групповые

1

1

групповые

метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения
метод
наблюдения

1

1

1

1

групповые

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

Модуль 2. В мире фантазий
1
1
групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

Тема:
Морозные
узоры
на
стекле
2.5 Тема:
Снегири на
ветке
2.6 Тема: Рисуем
Африку.
Жираф
2.7 Тема:
Индийский
слоник
2.8 Тема:
Золотая
рыбка
2.9 Тема: Зимнее
дерево
2.10 Тема:
Осьминожки
2.11 Портрет
солдата.
2.12 Итоговое
занятие:
Весенний
ковер
2.4

3.1

3.2
3.3
3.4

3.5

9

Тема: Мой
любимый
сказочный
герой
Тема: Рисуем
вербу
Тема: Ваза с
цветами
Тема:
Космические
фантазии
Тема:
Сказочная

1

1

1

1

групповые

метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения

1

1

1

1

групповые

1

1

групповые

1

групповые

1

1

1

групповые

Модуль 3. Я познаю мир
1
1
групповые

1

1

групповые

1

1

групповые

1

1

групповые

1

1

групповые

метод
наблюдения

метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения

птица
3.6 Тема:
Бабочкикрасотки
3.7 Тема: Белые
барашки
3.8 Тема: Носит
одуванчик
желтый
сарафанчик
3.9 Тема: Белая
черемуха
3.10 Тема:
Звездное
небо
3.11 Тема: Божья
коровка
3.12 Итоговое
занятие: Мы
побывали в
стране
Рисовандии
Итого

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения
метод
наблюдения

1

групповые

1

1

1

групповые

1

1

групповые

1
1

36

групповые

1
1

12

групповые

метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения

24

1.3.2. Учебный план второго года обучения
№
п/п

Модуль
Тема

Формы
Формы
организации
контроля
Прак
занятия
тика

Количество часов
Всего

Теория

Модуль 1. Предметное рисование
1.1

1.2
1.3

10

Вводное
занятие.
Тема: Осень
Тема: Кисть
рябины

1

1

Тема:
Вкусные
дары щедрой
осени

1

групповые

метод
наблюдения

1

групповые

метод
наблюдения

1

групповые

метод
наблюдения

1

Тема: В
грибном
царстве,
лесном
государстве
Тема:
Праздничны
й осенний
букет
Тема: Белая
береза

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения

1.7

Тема: Розы
для мамы

1

1

групповые

метод
наблюдения

1.8

Тема: Иней
покрыл
деревья
Тема: Уроки
светофора

1

1

групповые

метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения

1.4

1.5

1.6

1.9

1.10 Тема:
Корабли на
рейде
1.11 Тема:
Совушкасова
1.12 Итоговое
занятия:
Осенняя
сказка

1

1

1

1

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

Модуль 2. Сюжетное рисование
Вводное
занятие:
Наша
дружная
семья
Тема: Город
вечером

1

1

2.3

Тема: Ежиха
с ежатами

2.4

Тема: Ай да
коты!

2.1

2.2

11

групповые

метод
наблюдения

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

Тема:
Зимушказима
2.6 Тема:
Полярное
сияние
2.7 Тема:
Снежная
семейка
2.8 Тема:
Лыжная
прогулка
2.9 Тема: Если
хочешь быть
здоров…
2.10 Тема:
Пингвины на
льдине
2.11 Тема: Рисуем
музыку
2.5

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения

1

1

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

2.12 Итоговое
1
1
групповые
занятие: Мир
вокруг меня
Модуль 3. Декоративное рисование

метод
наблюдения

3.1

3.2

3.3

3.4

12

Вводное
занятие.
Тема:
Гжельский
узор на
форме
чашки,
чайника,
вазы
Тема:
Роспись по
мотивам
дымковской
игрушки
Тема:
Осенний
ковер
Тема:
Красивый
фартук для
мамы

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения

1

1

Тема:
Морозные
узоры
3.6 Тема:
Сказочный
дворец Деда
Мороза
3.7 Тема:
Пряничные
украшения
3.8 Тема:
Филимоновс
кие лошадки
3.9 Тема:
Хантейская
девочка
3.10 Тема:
Матрешка

1

1

3.11 Тема: Рыбки
играют,
рыбки
сверкают
3.12 Итоговое
занятие: В
мире
фантазий
ИТОГО

3.5

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

групповые

метод
наблюдения

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

1

групповые

метод
наблюдения

1

36

1

10

26

1.3.3.Содержание учебного плана 1-го года обучения
Модуль 1. Осеннее настроение – 12 часов.
1.1 Вводное занятие. Тема: Путешествие по стране Рисовандии.
Теория: Введение в программу. Инструменты нужные для работы и правила
их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Знакомство
с техникой рисования пальчиками.
Практика: Продуктивная деятельность: пальчиковое рисование.
Формы контроля: метод наблюдения
1.2 Тема: Дождик, дождик
Теория: Алгоритм рисования пальчиками.
Практика:
Продуктивная
деятельность:
Музыкальное сопровождение (звуки дождя).
Формы контроля: метод наблюдения
13

рисование

пальчиками.

1.3 Тема: Листопад
Теория: Алгоритм рисования пальчиками.
Практика: Продуктивная деятельность: рисование пальчиками.
Формы контроля: метод наблюдения
1.4 Тема: Золотой подсолнух
Теория: Алгоритм рисования пальчиками.
Практика:
Продуктивная
деятельность:
рисование
Иллюстрация картины И.Левитана «Золотая осень».
Формы контроля: метод наблюдения

пальчиками.

1.5 Тема: Сладенькие яблочки
Теория: Алгоритм рисования пальчиками.
Практика: Продуктивная деятельность: рисование пальчиками.
Формы контроля: метод наблюдения
1.6 Тема: Ягодка за ягодкой
Теория: Алгоритм рисования пальчиками.
Практика: Продуктивная деятельность:
пальчиками с натуры.
Формы контроля: метод наблюдения

рисования

ветки

1.7 Тема: Веселый ежик
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
1.8 Тема: Забавные котята
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование котят ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
1.9 Тема: Птица-осень
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование птиц ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
1.10 Тема: Совушка сова - большая голова
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование совы ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
1.11 Тема: Морские обитатели – киты
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование китов ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
14

рябины

1.12 Итоговое занятие: Тема: Белые кораблики по морю плывут
Теория: Алгоритм рисования ладошкой и пальчиками
Практика: Продуктивная деятельность: пальчиковое рисование и рисование
ладошкой.
Формы контроля: метод наблюдения
Модуль 2. В мире фантазий – 12 часов.
2.1 Вводное занятие. Тема: Разноцветные домики
Теория: Введение в программу. Инструменты нужные для работы и правила
их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Знакомство
с техникой рисования нитками.
Практика: Продуктивная деятельность: печать из ниток
Формы контроля: метод наблюдения
2.2 Тема: Веселый снеговик
Теория: Алгоритм рисования нитками
Практика: Продуктивная деятельность: печать из ниток. Мультфильм
«Снеговик-почтовик».
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Праздничная елочка
Теория: Алгоритм рисования нитками
Практика: Продуктивная деятельность: печать из ниток елочки
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Морозные узоры на стекле
Теория: Алгоритм рисования нитками
Практика: Продуктивная деятельность: печать из ниток узоров
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Снегири на ветке
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование снегиря ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Рисуем Африку. Жираф
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование жирафа ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Индийский слоник
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование слона ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
2.8 Тема: Золотая рыбка
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
15

Практика: Продуктивная деятельность: рисование рыбки ладошкой.
Творчество Пушкина А.С. Сказка «Золотая рыбка»
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Зимнее дерево
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование котят ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Осьминожки
Теория: Алгоритм рисования ладошкой и нитками
Практика: Продуктивная деятельность: рисование осьминожек ладошкой и
печать нитками
Формы контроля: метод наблюдения
2.11 Тема: Портрет солдата
Теория: Алгоритм рисования нитками
Практика: Продуктивная деятельность: печать из ниток
Формы контроля: метод наблюдения
2.12 Итоговое занятие: Тема: Весенний ковер
Теория: Алгоритм рисования ладошкой, пальчиками и печать из ниток
Практика: Продуктивная деятельность: пальчиковое рисование, рисование
ладошкой и печать из ниток.
Формы контроля: метод наблюдения
Модуль 3. Я познаю мир – 12 часов.
3.1 Вводное занятие. Тема: Мой любимый сказочный герой
Теория: Введение в программу. Инструменты нужные для работы и правила
их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Знакомство
с техникой рисования ватными палочками
Практика: Продуктивная деятельность: рисование ватными палочками
Формы контроля: метод наблюдения
3.2 Тема: Рисуем вербу
Теория: Алгоритм рисования ватными палочками
Практика: Продуктивная деятельность: рисование ватными палочками
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Ваза с цветами
Теория: Алгоритм рисования ватными палочками
Практика: Продуктивная деятельность: рисование ватными палочками
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Космические фантазии
Теория: Алгоритм рисования ватными палочками
16

Практика: Продуктивная деятельность: алгоритм рисования ватными
палочками
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Сказочная птица
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Бабочки – красавицы
Теория: Алгоритм рисования пальчиками
Практика: Продуктивная деятельность: рисование бабочек пальчиками
Формы контроля: метод наблюдения
3.7 Тема: Белые барашки
Теория: Алгоритм рисования ладошкой
Практика: Продуктивная деятельность: рисование барашек ладошкой
Формы контроля: метод наблюдения
3.8 Тема: Носит одуванчик желтый сарафанчик
Теория: Алгоритм рисования ниткой
Практика: Продуктивная деятельность: печать из ниток.
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Белая черемуха
Теория: Алгоритм рисования ватными палочками
Практика: Продуктивная деятельность: рисование ватными палочками
Формы контроля: метод наблюдения
3.10 Тема: Звездное небо
Теория: Алгоритм рисования пальчиками
Практика: Продуктивная деятельность: рисование пальчиками
Формы контроля: метод наблюдения
3.11 Тема: Божья коровка
Теория: Алгоритм рисования ватными палочками
Практика: Продуктивная деятельность: рисование ватными палочками
Формы контроля: метод наблюдения
3.12 Итоговое занятие: Тема: Мы побывали в стране Рисовандии
Теория: Алгоритм рисования ладошкой, ватными палочками, пальчиковое
рисование
Практика: Продуктивная деятельность: пальчиковое рисование, рисование
ладошкой и печать из ниток.
Формы контроля: метод наблюдения
1.3.4.Содержание учебного плана второго года обучения
17

Модуль 1. Предметное рисование – 12 часов.
1.1 Вводное занятие. Тема: Осень
Теория: Введение в программу. Инструменты нужные для работы и правила
их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Знакомство
с техникой предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.2 Тема: Кисть рябины
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.3 Тема: Вкусные дары щедрой осени
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.4 Тема: В грибном царстве, лесном государстве
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.5 Тема: Праздничный осенний букет
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.6 Тема: Белая береза
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.7 Тема: Розы для мамы
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.8 Тема: Иней покрыл деревья
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.9 Тема: Уроки светофора
Теория: Алгоритм предметного рисования
18

Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.10 Тема: Корабли на рейде
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.11 Тема: Совушка – сова
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.12 Итоговое занятие: Тема: Осенняя сказка
Теория: Алгоритм предметного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: предметное рисование
Формы контроля: коллективная работа
Модуль 2. Сюжетное рисование – 12 часов.
2.1 Вводное занятие. Тема: Наша дружная семья
Теория: Введение в программу. Инструменты нужные для работы и правила
их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Знакомство
с техникой сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.2 Тема: Город вечером
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Ежиха с ежатами
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Ай да коты!
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Зимушка – зима
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
19

2.6 Тема: Полярное сияние
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Снежная семейка
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.8 Тема: Лыжная прогулка
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Если хочешь быть здоров…
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Пингвины на льдине
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.11 Тема: Рисуем музыку
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
2.12 Итоговое занятие: Тема: Мир вокруг меня
Теория: Алгоритм сюжетного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: сюжетное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
Модуль 3. Декоративное рисование – 12 часов.
3.1 Вводное занятие. Тема: Гжельский узор на форме чашки, чайника,
вазы
Теория: Введение в программу. Инструменты нужные для работы и правила
их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Знакомство
с техникой декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.2 Тема: Роспись по мотивам дымковской игрушки
Теория: Алгоритм декоративного рисования
20

Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Осенний ковер
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Красивый фартук для мамы
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Морозные узоры
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Сказочный дворец Деда Мороза
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.7 Тема: Пряничные украшения
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.8 Тема: Филимоновские лошадки
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Хантейская девочка
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.10 Тема: Матрешка
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
3.11 Тема: Рыбки играют, рыбки сверкают
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
21

3.12 Итоговое занятие: Тема: В мире фантазий
Теория: Алгоритм декоративного рисования
Практика: Продуктивная деятельность: декоративное рисование
Формы контроля: метод наблюдения
1.4.Целевые ориентиры дошкольника:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в изодеятельности,
игре, общении; способен выбирать себе участников по совместной
деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми;
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным
вопросам;
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и
исполнительские функции в совместной деятельности;
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти
на помощь тем, кто в этом нуждается;
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими;
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах изодеятельности;
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах изодеятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и навыки личной гигиены;
• Проявляет ответственность за начатое дело;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
•
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет;
• Знаком с произведениями детской литературы, обладает
•

22

элементарными
представлениями
из
области
живой
природы,
естествознания, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое,
самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к
обучению в школе;
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде;
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира,
произведения народного и профессионального искусства;
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших;
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график первого года обучения
№
п/
п

1

12.0013.00

очная

2

Вводное
занятие:
Путешествие по
стране
Рисовандии

ДТР

Всего
учебн
ых
недел
ь
1

2

12.0013.00

очная

2

Тема: Дождик,
дождик

ДТР

1

3

12.0013.00

очная

2

Тема: Листопад

ДТР

1

4

12.0013.00

очная

2

Тема: Золотой
подсолнух

ДТР

1

5

12.0013.00

очная

2

Тема:
Сладенькие
яблочки

ДТР

1

6

12.0013.00

очная

2

Тема: Ягодка за
ягодкой

ДТР

1

23

Ме Чис
сяц ло

Время Форма Колпроведе занятия во
ния
часо
занятия
в

Тема занятия

Место
провед
ения

7

12.0013.00

очная

2

Тема:
ёжик

8

12.0013.00

очная

2

9

12.0013.00

очная

10

12.0013.00

11

Весёлый

ДТР

1

Тема: Забавные
котята

ДТР

1

2

Тема:
осень

Птица-

ДТР

1

очная

2

Тема: Совушка
сова-большая
голова

ДТР

1

12.0013.00

очная

2

Морские
обитатели
киты»

ДТР

1

12

12.0013.00

очная

2

Итоговое
занятие. Тема:
Белые
кораблики
по
морю плывут

ДТР

1

13

12.0013.00

очная

2

Тема:
Разноцветные
домики

ДТР

1

14

12.0013.00

очная

2

Тема: Весёлый
снеговик

ДТР

1

15

12.0013.00

2

Тема:
Праздничная
ёлочка

ДТР

1

16

12.0013.00

очная

2

Тема: Морозные
узоры на стекле

ДТР

1

17

12.0013.00

очная

2

Тема: Снегири
на ветке

ДТР

1

18

12.0013.00

очная

2

Тема:
Рисуем
Африку. Жираф

ДТР

1

19

12.0013.00

очная

2

Тема:
Индийский
слоник

ДТР

1

20

12.00-

очная

2

Тема:
рыбка

ДТР

1

24

очная

-

Золотая

13.00
21

12.0013.00

очная

2

Тема:
дерево

22

12.0013.00

очная

2

23

12.0013.00

очная

24

12.0013.00

25

12.0013.00

26

Зимнее

ДТР

1

Тема:
Осьминожки

ДТР

1

2

Портрет солдата.

ДТР

1

2

Итоговое
занятие:
Весенний ковер

ДТР

1

очная

2

ДТР

1

12.0013.00

очная

2

Вводное
занятие. Тема:
Мой любимый
сказочный герой
Тема: Рисуем
вербу

ДТР

1

27

12.0013.00

очная

2

Тема: Ваза с
цветами

ДТР

1

28

12.0013.00

очная

2

ДТР

1

29

12.0013.00

очная

2

Тема:
Космические
фантазии
Тема: Сказочная
птица

ДТР

1

30

12.0013.00

очная

2

Тема: Бабочки красотки

ДТР

1

31

12.0013.00

очная

2

Тема: Белые
барашки

ДТР

1

32

12.0013.00

очная

2

ДТР

1

33

12.0013.00

очная

2

Тема: Носит
одуванчик
жёлтый
сарафанчик
Тема: Белая
черёмуха

ДТР

1

34

12.0013.00

очная

2

Тема: Звёздное
небо

ДТР

1

25

очная

35

12.0013.00

очная

2

Тема: Божья
коровка

ДТР

1

36

12.0013.00

очная

2

Итоговое
занятие: Мы
побывали в
стране
Рисовандии

ДТР

1

2.2 Календарный учебный график второго года обучения
№
п/
п

1

10.2511.25

очная

2

Вводное
занятие. Тема:
Осень

ДТР

Всего
учебн
ых
недел
ь
1

2

10.2511.25

очная

2

Тема: Кисть
рябины

ДТР

1

3

10.2511.25

очная

2

ДТР

1

4

10.2511.25

очная

2

ДТР

1

5

10.2511.25

очная

2

ДТР

1

6

10.2511.25

очная

2

Тема: Вкусные
дары щедрой
осени (овощи,
фрукты
Тема: В грибном
царстве, лесном
государстве
Тема:
Праздничный
осенний букет
Тема: Белая
береза

ДТР

1

7

10.2511.25

очная

2

Тема: Розы для
мамы

ДТР

1

8

10.2511.25

очная

2

Тема: Иней
покрыл деревья

ДТР

1

26

Ме Чис
сяц ло

Время Форма Колпроведе занятия во
ния
часо
занятия
в

Тема занятия

Место
провед
ения

9

10.2511.25

очная

2

Тема: Уроки
светофора

ДТР

1

10

10.2511.25

очная

2

Тема: Корабли
на рейде

ДТР

1

11

10.2511.25

очная

2

Тема: Совушкасова

ДТР

1

12

10.2511.25

очная

2

ДТР

1

13

10.2511.25

очная

2

ДТР

1

14

10.2511.25

очная

2

Итоговое
занятия:
Осенняя сказка
Вводное
занятие: Наша
дружная семья
Тема: Город
вечером

ДТР

1

15

10.2511.25

очная

2

Тема: Ежиха с
ежатами

ДТР

1

16

10.2511.25

очная

2

Тема: Ай да
коты!

ДТР

1

17

10.2511.25

очная

2

Тема: Зимушказима

ДТР

1

18

10.2511.25

очная

2

Тема: Полярное
сияние

ДТР

1

19

10.2511.25

очная

2

Тема: Снежная
семейка

ДТР

1

20

10.2511.25

очная

2

Тема: Лыжная
прогулка

ДТР

1

21

10.2511.25

очная

2

ДТР

1

22

10.2511.25

очная

2

Тема: Если
хочешь быть
здоров…
Тема: Пингвины
на льдине

ДТР

1

23

10.2511.25

очная

2

Тема: Рисуем
музыку

ДТР

1

27

24

10.2511.25

25

10.2511.25

очная

2

26

10.2511.25

очная

2

27

10.2511.25

очная

2

28

10.2511.25

очная

2

29

10.2511.25

очная

2

30

10.2511.25

очная

2

31

10.2511.25

очная

2

32

10.2511.25

очная

2

33

10.2511.25

очная

2

34

10.2511.25

очная

2

35

10.2511.25

очная

2

36

10.2511.25

очная

2

очная

2

Итоговое
занятие: Мир
вокруг меня
Вводное
занятие. Тема:
Гжельский узор
на форме чашки,
чайника, вазы
Тема: Роспись
по мотивам
дымковской
игрушки
Тема: Осенний
ковер

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

Тема: Красивый
фартук для
мамы
Тема: Морозные
узоры

ДТР

1

ДТР

1

Тема:
Сказочный
дворец Деда
Мороза
Тема:
Пряничные
украшения
Тема:
Филимоновские
лошадки
Тема:
Хантейская
девочка
Тема: Матрешка

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

Тема: Рыбки
играют, рыбки
сверкают
Итоговое
занятие: В мире
фантазий

ДТР

1

ДТР

1

2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
28

видеокамера; музыкальный центр; проектор с экраном; компьютер;
фотоаппарат; DVD-проигрыватель.
2.2.2. Информационное обеспечение
1. Василькова Т. Г. «Школа раннего развития» (электронный ресурс) //
Т. Василькова. Персональный сайт –
http://nnm.me/blogs/ves_sergey/shkola_rannego_razvitiya_shedevry_kroshek_cha
st_1/
2.2.3 Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования - организует образовательную
деятельность в соответствии с Программой, обеспечивает наполнение
развивающей предметно-пространственной среды для преобразования
знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает
взаимодействие всех участников образовательных отношений (пдо,
родители, дети, музыкальный руководитель).
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы,
отслеживаются и фиксируются в формах: готовая работа, отзыв детей и
родителей.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы,
демонстрируются в формах: готовое изделие, праздник.
2.4 Оценочные материалы
Тест креативности Торранса направлен на исследование творческой
одаренности детей. (Приложение 1)
Изобразительная группа тестов направлена на выявление уровня
развития воображения. (Приложение 2)
2.5 Методические материалы
− особенности организации образовательного процесса – очно, очнозаочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;
− методы обучения (словесный - универсальный метод обучения. С его
помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание
музыкальных
произведений,
объясняются
элементарные
основы
музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и
др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова
в обучении:
- рассказ;
- беседа;
29

- обсуждение;
- объяснение;
- словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Наглядный - способствует более быстрому, глубокому и прочному
усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к
изучаемым упражнениям. К этим методам относятся методические приемы:
- показ упражнений;
- демонстрация плакатов, рисунков, видеозаписей;
- прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает
закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием
музыкальных отрывков.
Игровой -используется при проведении музыкально — ритмических
игр. Этот метод основан на элементах соперничества обучающихся между
собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого
результата) и воспитания убеждение, поощрение, мотивация;
− формы организации образовательного процесса: групповая;
− формы организации учебного занятия (беседа, выставка, галерея,
игра, наблюдение, творческая мастерская).
− педагогические технологии: технология индивидуализации обучения
- индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются
приоритетными. Главным достоинством индивидуального обучения является
то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп
обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за
его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию;
- технология игровой деятельности – различаются: по видам
деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,
психологические);
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные,
познавательные,
контролирующие,
развивающие,
репродуктивные,
творческие, коммуникативные и др.);
- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
др.);
- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные,
уличные, компьютерные и др.).
В практической работе педагоги дополнительного образования часто
используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебнодидактическим материалом)
− алгоритм учебного занятия
1.
самоподготовка
педагога:
подбор
информационного,
познавательного материала (содержания занятия);
2. обеспечение деятельности учащихся: подбор, изготовление
дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;
3. материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета,
инвентаря, оборудования и т.д.;
−
дидактические
материалы: раздаточные
материалы,
инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы
изделий.
30

2.6. Список литературы
2.6.1. Основная и дополнительная
Основная литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.
№ 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ
«Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015).
3. Василькова Т. «Школа раннего развития» (электронный ресурс)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М., 2004.
6. Концепция развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая
группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
9. Рузакова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности. – Санкт-Петербург, 2007.
10. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37 лет. – М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
11. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика –
Синтез, 2006.
Дополнительная литература:
1. Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная
педагогика 2011.
2. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника.
Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
2.6.2. Интернет-ресурсы:
1. Василькова Т. Г. «Школа раннего развития» (электронный ресурс) //
Т. Василькова. Персональный сайт http://nnm.me/blogs/ves_sergey/shkola_rannego_razvitiya_shedevry_kroshek_cha
st_1/

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».