1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Карусель БЕЗопасности» Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Карусель БЕЗопасности» имеет социально-гуманитарную направленность. Актуальность Программа «Карусель БЕЗопасности» посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определять степень опасности, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Отличительные особенности программы данная программа отличатся от дополнительной общеразвивающей программы «Островок безопасности» автор Адиганова А.А., тем, что в нее не входит раздел «Здоровье человека», но имеются разделы по изучению правил ДД и знакомство с дорожными знаками. Программа ведется на русском языке. Адресат программы: Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Программа учитывает возрастные особенности обучающихся (активно-познавательное развитие, совершенствование мышления, внимания, воображения.) А также программа направлена на планомерное развитие творческих способностей младших школьников. Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе: психология и физиология 5-7 летнего возраста. Объем программы: Срок реализации дополнительной образовательной программы - 2 года. Общий объём часов 72 часа (первый год обучения – 36 ч., второй год обучения – 36 ч. продолжительность занятий соответствует пункту 12.13 СанПиН (2.4.1. 2660-10) Формы обучения и виды занятий по программе смешанная форма обучения. При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Программой предусмотрены следующие формы проведения занятий: -групповые; - индивидуальные; - интегрированные занятия; - беседы; - открытые занятия; - экскурсии; - творческие встречи; - участие в различных конкурсах Особенности организации образовательного процесса - индивидуальные или групповые online и offline-занятия; - образовательные online – платформы; - цифровые образовательные ресурсы; - видеоконференции (Сферум); - социальные сети; - электронная почта; - комбинированное использование online и offline режимов; - видеолекция; - оnline- консультация. 1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 20 минут.(онлайн), в очном формате проводятся 1 раз в неделю, длительность 25 минут. На втором году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность 25 минут, продолжительность занятий соответствует пункту 12.13 СанПиН (2.4.1. 2660-10) Для реализации программы применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ; беседа; обсуждение; объяснение; словесное сопровождение движений под музыку и т.д. Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам относятся методические приемы: показ упражнений; демонстрация плакатов, рисунков, видеозаписей; прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Практические методы основаны на активной деятельности самих обучающихся. Этот метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. Игровой метод используется при проведении ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества обучающихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. В основу программы положены следующие принципы: Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении предметными навыками и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу. Принцип доступности требует постановки перед обучающимися, задач соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному. Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования предметных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности обучающихся, Принцип гуманности в воспитательной работе выражает: безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения; Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде. 1.2 Цель программы: Формирование основы безопасного поведения дошкольников через формирование у ребёнка навыков разумного поведения, в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями на занятиях в творческом объединении «Карусель БЕЗопасности» Задачи программы: 1. Развивать волевые качества и выполнять установленные нормы поведении. 2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям. 3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками. 4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям. Развивающие задачи: 1. Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни 2. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники . 4. Формировать умения ликвидации возможных последствий. Воспитательные задачи : 1. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе. 2. Воспитывать бережное отношение к окружающему: природе, животным, своему организму, окружающим предметам. 4. Воспитывать желание помогать другим. 5. Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей. Предметные (обучающиеся): - обучить выполнению заданий по инструкции педагога -формирование элементов IT-компетенций 1.3.Содержание программы: Учебный план программы «Карусель БЕЗопасности» (первый год обучения) № п/п Раздел тема 1 раздел «Правила дорожного движения» 1-2 «Зачем нужны правила дорожного движения» Количество часов Всего Теория Практика 12 6 6 2 1 1 3-8 «Виды транспорта» 6 3 3 9-12 «Знай и выполняй правила дорожного движения» 4 2 2 2 раздел «Наши помощники на дороге 13-14 «Знакомство с дорожным знаком: «Дети» 12 6 6 2 1 1 15-16 «Знакомство с дорожным знаком «Остановка общественного транспорта» 2 1 1 17-18 «Знакомство с дорожным знаком – Пешеходный « переход» 2 1 1 Формы аттестации/ контроля Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения 19-20 «Наш помощник светофор» 2 1 1 21-24 «Знай и выполняй правила дорожного движения и поведения на улицах. 4 2 2 3 раздел «Безопасность и здоровье» 25-28 «Пожароопасные предметы» 12 4 6 2 6 2 29-32 Безопасная природа 4 2 2 33-36 «Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко» 4 2 2 Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фотовидеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Содержание учебно-тематического плана программы «Карусель БЕЗопасности» (первый год обучения) 1 раздел «Правила дорожного движения» 12 часов теория – 6ч. практика - 6ч. Теория «Зачем нужны правила дорожного движения» Практика Лепка предметная «Мой веселый грузовик» (пластилин), Теория Водные виды транспорта Практика: аппликация «Пароход». Теория «Воздушные виды транспорта» Практика: Художественное конструирование воздушный шар Теория «Виды пассажирского транспорта» «Практика: Д/и «Назови и положи на место». Теория «Железнодорожный вид транспорта» Практика Аппликация с элементами рисования (коллективная композиция из цветной бумаги» Теория «Специальные виды транспорта: «Скорая помощь», «Пожарная машина»,«Полиция», машина МЧС» Практика: Разгадывание загадок, квест «Безопасный город» Теория «Знай и выполняй правила дорожного движения» Практика Коллективная работа «Наш поселок» 2 раздел «Наши помощники на дороге» 12часов: теория: 6ч. практика 6ч. Теория Знакомство с дорожным знаком «Остановка общественного транспорта» Практика Аппликация с элементами рисования «Дорожные знаки» Теория «Знакомство с дорожным знаком – «Пешеходный переход» Практика: Подвижные игра «Найди нужный знак», «Светофор» Практика Заучивание стихотворения С. Маршака «Про светофор» рисунок на тему: «Машины наши помощники» Теория «Наш помощник светофор» Практика Аппликация «Светофор»; игра «Красный, желтый, зеленый», Теория Чтение рассказа про Зайку – непослушайку. Практика Чтение стихотворения «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина), Игровая программа «Дорожные знаки – наши помощники» Теория «Знай и выполняй правила дорожного движения»Практика коллективная работа в технике коллаж - «Мой путь в домой» 3 раздел «Безопасность и здоровье» 12часов: теория: 6ч. практика 6ч. Теория «Пожароопасные предметы» Практика Инсценировка сказки «Кошкин Дом» Теория «Не играй с огнем» Практика Рисование по замыслу Теория «Безопасная природа» Практика игра «Живое –неживое» Теория «Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко» Практика коллективная работа «Наше здоровье в наших руках». Учебный план программы «Карусель БЕЗопасности» (второй год обучения) № п/п Раздел тема 1 раздел «Дорожные знаки» 1-4 «Знаки сервиса» Количество часов Всего Теория Прак тика 12 6 6 4 2 2 5-8 «Запрещающие знаки» 4 2 2 9-12 «Информационные знаки» 4 2 2 2 раздел «Участники дорожного движения» 13-16 «Мой путь» 12 6 6 4 2 2 17-18 «Пешеход» 2 1 1 19-22 «Водитель» 4 2 2 23-24 «Готовы ли мы стать пассажирами?» 2 1 1 4 2 2 3 раздел «Правила безопасного поведения» 25-28 Правила поведения в лесу Формы аттестации/ контроля Фото-видеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фото-видеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фото-видеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фото-видеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фото-видеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фото-видеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фото-видеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фото-видеоотчет, 29-32 Правила поведения дома 4 2 2 33-36 Правила поведения в общественных местах 4 2 2 аудиозапись, метод наблюдения Фото-видеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Фото-видеоотчет, аудиозапись, метод наблюдения Содержание программы «Карусель БЕЗопасности» (второй год обучения) 1 раздел Знаки дорожного движения 12 часов: теория: 6ч. практика 6ч. Теория««Знаки сервиса»Зачем нужны правила дорожного движения» Практика Мастерская Незнайки Теория «Запрещающие знаки» Цвет и форма запрещающих знаков» Практика Игра «Дорожное - недорожное» Мастерская Незнайки изготовление знаков Теория «Информационные знаки» Практика Аппликация с элементами рисования, «Дорожные знаки» 2 раздел «Участники дорожного движения» 12 часов: теория: 6ч. практика 6ч. Теория «Мой путь» Практика Видеоэкскурсия «Мы идем по улице» Теория Пешеход. Практика Мастерская Незнайки Теория Водитель. Практика Мастерская Незнайки Теория«Готовы ли мы стать пассажирами?» Практика Игровая программа «Готовы ли мы стать пассажирами?» 3 раздел «Правила безопасного поведения» 12 часов: теория: 6ч. практика 6 ч. Теория Правила поведения в лесу Практика изготовление листовок с правилами Теория Правила поведения в общественных местах Практика рисование по замыслу. Теория Правила поведения дома Практика коллективная работа «Мой дом» 1.4.Ожидаемые результаты: (Целевые ориентиры) - у обучающихся будут иметь сформированные элементы IT-компетенций; - обучающийся овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. - обучающийся обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. - обучающийся способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. -обучающийся способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. - обучающийся понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. - обучающийся проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. -обучающийся проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. - обучающийся обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. -обучающийся достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. - обучающийся соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. - обучающийся имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. 3-8 очна я 6 «Виды транспорта» 9-12 очна я 4 13-14 очна я 2 «Знай и выполняй правила дорожного движения» «Знакомство с дорожным знаком: «Дети» 15-16 очна я 2 17-18 очна я 2 19-20 очна я 2 21-24 очна я 4 25-28 очна я Тема занятий 4 Место проведени я часы колво часов «Зачем нужны правила ЭО и \метод дорожного движения» ДОТ, наблюдения ДТР Время 2 Число очна я Месяц 1-2 № занятия Форма обучения 2.Комплекс организационно-педагогических условий: 2.1 Календарно- учебный график программы «Карусель БЕЗопасности» (первый год обучения) Форма контроля ЭО и ДОТ, ДТР ЭО и ДОТ, ДТР ЭО и ДОТ, ДТР ЭО и ДОТ, ДТР метод наблюдения ЭО и ДОТ, ДТР ЭО и ДОТ, ДТР «Знай и выполняй ЭО и правила дорожного ДОТ, движения и поведения на ДТР улицах. «Пожароопасные ЭО и предметы» ДОТ, ДТР метод наблюдения «Знакомство с дорожным знаком «Остановка общественного транспорта» «Знакомство с дорожным знаком – Пешеходный « переход» «Наш помощник светофор» метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения 29-32 очна 4 я «Безопасная природа» 33-36 очна 4 я «Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко» ЭО и ДОТ, ДТР ЭО и ДОТ, ДТР метод наблюдения метод наблюдения «Знаки сервиса» 5-8 очная 4 «Запрещающие знаки» 9-12 очная 4 13-16 очная 4 17-18 очная 2 19-22 очная 4 23-24 очная 4 25-28 очная 4 29-32 очная 4 Место проведени я часы колво часов 4 Время очная Число 1-4 Месяц Тема занятий № занятия Форма обучения 2.2 Календарно- учебный график программы «Карусель БЕЗопасности» (второй год обучения) ДТР ЭО и ДОТ, ДТР «Информационн ЭО и ые знаки» ДОТ, ДТР «Мой путь» ЭО и ДОТ, ДТР «Пешеход» ЭО и ДОТ, ДТР «Водитель» ЭО и ДОТ, ДТР «Готовы ли мы ЭО и стать ДОТ, пассажирами?» ДТР Правила ЭО и поведения в лесу ДОТ, ДТР Правила ЭО и поведения в ДОТ, общественных ДТР местах Форма контроля \метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения метод наблюдения 33-36 очная 4 Правила поведения дома ЭО и ДОТ, ДТР метод наблюдения Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Результат реализации программы «Карусель ЬЕЗопасности» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения. Для эффективности образовательного процесса необходимы: – помещение для занятий, соответствующее санитарно–гигиеническим требованиям; – видео, аудиоаппаратура; – набор DVD, CD – дисков. - наборы таблиц Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования - организует образовательную деятельность в соответствии с Программой, обеспечивает наполнение развивающей предметно-пространственной среды для преобразования знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает взаимодействие всех участников образовательных отношений (пдо, родители, дети, музыкальный руководитель). Информационное обеспечение - Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96с.илл Оценочные материалы Анкета «Правила и безопасность дорожного движения», тест креативности Торренса, методика диагностики эмоционального отношения к учению. Методические материалы творческого объединения «Карусель БЕЗопасности» Обеспечение программы методическими пособиями: - Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». –М.:«Издательство Скрипторий 2003», 2009.-80с. - Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.; Скорлупова О.А. - Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность». –М.:«Издательство Скрипторий 2003», 2009.-80 с. Энциклопедия детских игр, Лыкова И.А., Шипуновпа В.А. - Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96с.илл, - Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие Необходимым условием организации занятий является предметноразвивающая среда, главной составляющей которой является дидактический материал для учащихся: - дидактические игры; - наглядный материал; - раздаточный материал; - предметные картинки; - сюжетные картинки. Презентации: «Виды транспорта», «Огонь- наш друг, огонь- наш враг», «Зачем нужны правила дорожного движения», «Правила безопасности в лесу» автор разработчик программы 6. Алгоритм учебного занятия. 1 этап: организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию). Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). 3 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступатьследующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 4 этап: контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 5 этап: итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу. 6 этап: рефлективный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей. Нормативно – правовые документы, регламентирующие разработку и реализацию общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Карусель БЕЗопасности» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.); Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10); Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10). Федеральный проект «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467); Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Письмо Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Рабочая концепция одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.; – Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015); - Устав МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п. Основная литература 1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство Пресс», 2004. – 144 с. 2. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008. 3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с. 4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с. 5. .Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008. 6. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009. 7. 5.Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2012-2013. 8. Лыкова И.А., Шипуновпа В.А., Детская безопасность: учебнометодическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96с.илл. 9. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с. 10.Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с. 11.Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с. 12.. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с 13.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с. 14.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с. 15.Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с. Интернет – ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 8. 9. http://viki.rdf.ru/item/1151/download/ http://viki.rdf.ru/item/281/download/ http://viki.rdf.ru/item/2862/download/ http://viki.rdf.ru/item/1051/download/ http://viki.rdf.ru/item/1798/download/ http://viki.rdf.ru/item/2888/download/ https://www.youtube.com/watch?v=7jQ1EClAGGM https://5gor.uralschool.ru/site/pub?id=427 https://www.youtube.com/watch?v=eSHWioYif-Y ПРИЛОЖЕНИЕ Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5– 7 лет Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5 -7 лет, «Ребенок дома» «Ребенок на улицах города» «Пожарная безопасность» «Азбука здоровья» Цель рабочей программы: Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников 5-7 лет в окружающей среде. I. «Ребенок на улицах города» 1. Закреплять знания о значении сигналов светофора 2. Познакомить с элементами дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта) 3. Познакомить с видами транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный) 4. Познакомить с дорожными знаками («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта») 5. Закреплять знания о правилах поведения в общ. транспорте и ожидая его 6. Рассказать детям о месте для игр и о правилах поведения во время игр 7. Рассказать детям о правилах езды на велосипеде. «Пожарная безопасность» 1. Познакомить детей с причинами и последствиями пожаров 2. Познакомить детей с правилами поведения во время пожара 3. Дать детям знания о профессии пожарного I. «Ребенок на улицах города» 1. Познакомить с дорожными знаками (запрещающие,, информационноуказательные, знаки сервиса) 2. Закреплять правила поведения в общественном транспорте и ожидая его 3. Расширять знания об устройстве улицы и ее частями, дать понятие «Перекресток», «Островок безопасности» 4. Расширять знания о светофоре, его видах и значении 5. Познакомить с профессией регулировщика и его сигналами 6. Закреплять знания о видах транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный) 7. Закреплять знания о месте для игр и о правилах поведения во время игр 8. Закреплять знания о правилах езды на велосипеде II. «Ребенок дома» 1. Закреплять знания детей об опасных предметах, электроприборах и правилах обращения с ними Критерии оценки знаний детей к школе: I. «Ребенок на улицах города» 1. Знать и называть дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса) 2. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его 3. Знать об устройстве улицы и ее частях, знать понятие «Перекресток», «Островок безопасности» 4. Знать о светофоре, его видах и значении 5. Знать кто такой регулировщик и его сигналы 6. Знать и называть виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный) 7. Знать о месте для игр и о правилах поведения во время игр 8. Знать о правилах езды на велосипеде II. «Ребенок дома» 1. Знать об опасных предметах, электроприборах и правилах обращения с ними III. «Ребенок и другие люди» 1. Знать о правилах поведения с незнакомыми людьми 2. Знать номер вызова полиции 02 3. Знать и называть свою Ф.И., адрес и фамилию, имя, отчество родителей IV. «Ребенок и природа» 1. Знать, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми 2. Знать о правилах поведения с насекомыми и животными (не брать, не дразнить, не гладить) 3. Знать и лекарственные и ядовитые растения (3-4) 4. Знать о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период) V. «Пожарная безопасность» 1. Знать номер вызова пожарных 01 2. Знать о причинах и последствиях пожаров 3. Знать правила поведения во время пожара Диагностическое обследование проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка. Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо. Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы. При проведении диагностического обследования важно придерживаться 2-х заповедей: 1. Не навреди ребёнку. 2. Помоги взрослому, находящемуся возле ребёнка. Результаты диагностики детей заносятся в диагностическую карту. В основу диагностической карты по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -7 лет положены критерии: • Знания о пожарной безопасности • Знания о безопасном поведении дома Оценка знаний ведется по трех балльной системе: 3 балла - высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата. 2 балла - средний уровень — ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого. 1 балл - низкий уровень — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько малорезультативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует. К каждому из критериев подобраны задания для каждого возраста, при помощи которых можно определить уровень сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет. Задания для выявления уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5 – 7 лет: «Ребенок на улицах города» 1 задание Игра с макетом улицы Цель проведения: Знают ли части улицы, место перехода улицы Знают ли дорожные знаки Знают ли что такое перекресток и островок безопасности 2 задание Игра «О чем говорит светофор» Цель проведения: Знают ли дети значение сигналов светофора Материал: карточки с изображением сигналов светофора, действий пешеходов. Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку соотнести сигналы светофора с действиями пешеходов. Для старшей и подготовительной групп Добавляются картинки с сигналами пешеходного светофора 3 задание Беседа по сюжетным картинкам Цель проведения: Знают ли правила поведения в общественном транспорте и ожидая его Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий на остановке общественного транспорта и в общественном транспорте. Вопросы к беседе: Рассмотри картинки и назови, кто ведет себя неправильно (правильно)? Где люди ожидают транспорт? 4 задание Игра «Правильно – неправильно» Цель проведения: Знают ли дети места для игр Знают ли дети правила езды на велосипеде Материал: картинки с правильными действиями детей и не правильными действиями на дороге, во дворе, на велосипеде. Значки ! (правильно) и Х (неправильно) Ход игры: Ребенок рассматривает картинки и расставляет значки, где правильно ведут себя дети, а где неправильно. Почему? 5 задание Игра - лото «Виды транспорта» (подгрупповая) Цель проведения: Знают ли дети виды транспорта Материал: настольно-печатная игра – лото «Виды транспорта» В процессе игры дети должны не только закрывать большие карты маленькими, но и проговаривать какой тот или иной транспорт. 6 задание «Регулировщик» Цель проведения: Знают ли дети кто такой регулировщик и его сигналы Материал: картинки с изображением регулировщика и сигналов светофора Ход: соотнести сигналы светофора с сигналами регулировщика «Ребенок дома» 1 задание Игра «Источники опасности» Цель проведения: Знают ли дети опасные предметы Материал: Карточки с изображением опасных и неопасных предметов Ход игры: Ребенку раздаются карточки, воспитатель предлагает рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы: Что может быть источником пожара? Что может быть источником травмы (ожога, пореза…)? Что может быть источником гибели человека? Для старшей и подготовительной группы 2 задание «Мой домашний адрес» Цель проведения: Знают ли дети свой домашний адрес Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передает мяч ребенку и говорит6 «Я живу в (на)… городе (районе, поселке, улице, доме и т.д.)», ребенок продолжает, называя свой адрес, и передает мяч соседу и т.д. 3 задание «Моих родителей зовут» Цель проведения: Знают ли дети имя, отчество и фамилию родителей Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. «Ребенок и другие люди» 1 задание Игра-тренинг «Незнакомец» (подгрупповая) Цель проведения: Знают ли дети правила поведения с незнакомым человеком Ход игры: во время игры дети должны показать как нужно вести себя с незнакомцем в разных ситуациях: В дверь стучатся (что делать?) Незнакомец предлагает конфетку (игрушку, зверушку и т.п.)? Незнакомец тащит тебя в машину? «Ребенок и природа» 1 задание «Правильно - неправильно» Цель проведения: Знают ли дети правила обращения с животными Материал: сюжетные картинки с правильными и неправильными действиями с животными, кружки красного и зеленого цвета. Ход игры: Рассмотреть картинки и положить зеленый кружок, где изображены правильные действия и красный с неправильными. Почему? 2 задание «Можно - нельзя» Цель проведения: Знают ли дети правила поведения на природе, на воде Материал: карточки с изображением правильных и неправильных действий на природе, на воде Ход игры: Задача детей распределить карточки по принципу можно – нельзя. Почему 3 задание «Топаем, хлопаем» Цель проведения: Знают ли дети ядовитые и полезные растения Ход игры: Педагог называет или показывает картинку с изображением растения, дети если ядовитое, то топают, если полезное хлопают. «Пожарная безопасность» 1 задание «Пожар» Цель проведения: Знают ли дети правила пожарной безопасности Материал: картинки с изображением причин пожара и предметов тушения пожара Ход игры: детям раздаются карточки. Педагог предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку - Отчего происходит пожар? - Что нужно делать, если случился пожар? И т.п. 2 задание «Разложи по порядку» Цель проведения: Знают ли дети правила поведения во время пожара Материал: картинки с изображением действий во время пожара. Ход игры: Ребенок должен разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях. «Азбука здоровья» 1 задание «Здоровый малыш» Цель проведения: Знают ли как уберечь свое здоровье, правила личной гигиены Материал: игра – лото «Здоровый малыш» Ход игры: Ребенку предлагается показать и проговорить «что такое хорошо и что такое плохо». 2 задание «Гигиена и хорошее здоровье» Цель проведения: Знают ли дети о частях тела человека и их функциях Материал: игра – лото «Гигиена и хорошее здоровье 1 задание «Телефон» Цель проведения: Знают ли дети номер телефона аварийных служб Материал: картинки с изображением специального вида транспорта, такси и номера телефонов Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать любой номер и найти машину, которая придет по этому номеру. Так проводит педагогическое исследование, то методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс. Тогда проведение исследования не нарушает жизнедеятельности детей, а естественно вписывается в неё. Поэтому, я считаю, главным методом выступает наблюдение, которое проводится в привычных для детей условиях. Метод наблюдения не имеет возрастных ограничений, и применим к ребёнку любого возраста. Наблюдения я специально планирую и подготавливаю условия, побуждающие ребёнка к игре. Но иногда провожу и спонтанно. В этом случае использую любой момент, когда замечаю, что ребёнок готовиться к игре по ОБЖ начинает играть, играет (с партнёром или в одиночку). Диагностическое обследование провожу не только методом наблюдения, но и с помощью дидактических игр, такие как: «Правильно - не правильно», «Можно – нельзя», «Разрешается, запрещается», «Разложи по порядку» (игра позволяет выявить уровень знаний детей о действиях во время пожара, задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и рассказать об изображенных на них действиях) и т.д. Дидактические игры проводятся как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. Подбираю игры так, чтобы в одних происходила манипуляция с картинками, в других беседа, в третьих действия опорно-двигательного аппарата. Так же считаю эффективным методом диагностики это игры – тренинги (создание проблемной ситуации). С помощью таких игр выясняется не только знания детей, но и умения действовать в опасной ситуации. Например, игра-тренинг «Незнакомец», задача детей рассказать, показать как вести себя с незнакомцем. Подсчёт баллов поможет увидеть состояние работы по обучению детей основам безопасного поведения и сделать корректировку в перспективном планировании на учебный год, спланировать перспективную педагогическую работу и индивидуальную помощь ребёнку по обучению правил безопасного поведения. Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний по основам безопасности жизнедеятельности каждого ребёнка на протяжении всего учебного года. Не зная особенностей усвоения детьми знаний по основам безопасности жизнедеятельности, невозможно правильно организовать непосредственнообразовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Диагностическое обследование мне помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого обучающегося.