Программа Заниматика 2 год Тукенова (1)

Районный отдел образования Акбулакского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом творческого развития
Акбулакского района Оренбургской области»
РАССМОТРЕНО
И СОГЛАСОВАНО:
на заседании
Методического совета ДТР
Протокол № 1
"31" августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МБУДО ДТР
____________ С.В.Косточка
от 31.08.2023 г. № 01/14-117

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Заниматика»

Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Тукенова Дина
Кубайдулловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной
категории

п. Акбулак, 2023 год
1

Содержание:
№ п/п
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Нормативные документы
1.3.
Уровень освоения программы
1.4.
Актуальность программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Отличительные особенности программы

Стр.
3
3
3
3
4
4
4
4

1.7.

Адресат программы

5

1.8.

Объём и сроки освоения программы

5

1.9.

Формы обучения

5

1.10

Формы организации образовательного процесса

5

1.11

Режим занятий

5

2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

5

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6

3.1

Учебный план первого года обучения

6

3.2

Учебный план второго года обучения

8

3.3

Содержание учебного плана первого года обучения

10

3.4

Содержание учебного плана второго года обучения

14

4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

22

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

22

1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

22

1.1

Календарный учебный график первого года обучения

22

1.2

Календарный учебный график второго года обучения

25

2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

29

3.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

30

4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

30

5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

31

6.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

32

7.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

34

8.

ПРИЛОЖЕНИЕ

34

2

I. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
1.1.Направленность (профиль) программы:
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Заниматика»
имеет социально-гуманитарную направленность и
способствует развитию умственных способностей, развитию элементов
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Данная
программа
построена
на
принципах
развивающего
обучения,
предполагающего формирование у детей мыслительных операций: умения
самостоятельно анализировать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи.
1.2. Нормативные документы:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273ФЗ от 29 декабря 2012 г. (редакция от 04.08.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу
с 01.09.2023);
 Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
от 03.09.2018 г. протокол № 10);
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г.
протокол № 10).
 Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г.
протокол № 10)
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(от 03.09.2019 г. № 467);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
 Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации
мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.
№ 485 - пп);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно3

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г.
№ 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);
 Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
 Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ,
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
 Уставом МБУДО ДТР от 05.03.2019 №129-п
1.3. Уровень освоения программы. Стартовый.
1.4. Актуальность программы обусловлена необходимостью современного
общества в интеллектуально развитых людях. Роль математики в развитии
личности растущего человека чрезвычайно важна. Математика сегодня - одна
из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное,
широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от
каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности,
включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое
воспитание и развитие.
1.5. Педагогическая целесообразность. Обучение математике в дошкольном
возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер,
оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной
активности,
мыслительной
деятельности,
формирование
системы
элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни,
обеспечивая
тем
самым
готовность
к
обучению
в
школе.
Занятия по программе «Заниматика» также способствуют воспитанию у
дошкольника интереса к точным наукам, умения преодолевать трудности, не
бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных
задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует
интегративный подход, направленный не только на появление у детей
математических представлений, но и на развитие ребенка в целом.
Познавательная деятельность по математике организуется с учетом
индивидуального темпа продвижения ребенка.
1.6. Отличительная особенность программы.
Программа
«Заниматика»
является
адаптационной. Отличительной особенностью программы является
системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка
средствами занимательных заданий по математике. Программа представляет
4

систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не
утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических
понятий.
1.7. Адресат программы. Возраст учащихся, участвующих в реализации
программы 6-7 лет. Программа учитывает возрастные особенности детей
(познавательное развитие, развитие коммуникативных способностей).
1.8. Объём и срок освоения программы.
Срок реализации дополнительной образовательной программы -2 года
Общий объём часов – 108 часов
1.9. Форма обучения. Очная. При реализации программы (частично)
применяется дистанционное обучение .
1.10. Формы организации образовательного процесса. Индивидуальная,
групповая, смешанная.
В режиме очного обучения основной формой работы являются учебные
занятия:
− групповые;
− коллективные;
− интегрированные;
− беседы;
− просмотр слайдов, фильмов, иллюстраций;
а также:
− занятия-соревнования: конкурсы, викторины;
− учебные игры;
− дидактические игры;
− экскурсии;
В режиме дистанционного обучения:
− индивидуальные или групповые онлайн-занятия;
− образовательные онлайн – платформы: ВК мессенджер; электронная
почта;
− онлайн -консультация и др.
Во время онлайн-занятий проводится динамическая пауза, гимнастика для
глаз.
Занятия проводятся в группах одного возраста (6-7 лет), состав учащихся
может меняться. Обучение ведётся на русском языке.
1.11. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. 2
раза в неделю по 25 минут.
2. Цель и задачи программы.
Цель: формирование у учащихся элементарных математических
представлений и основ логического мышления.
Задачи:
1. Воспитательные:
-воспитать культуру общения со сверстниками и взрослыми;
-развивать активность, самостоятельность, аккуратность;
-воспитать уверенность в собственных интеллектуальных возможностях;
5

-развивать коммуникативные особенности.
2. Развивающие:
-формирование и развитие познавательных процессов: внимания,
воображения, различных видов памяти, в т.ч. образной;
-развитие мышления детей в ходе усвоения таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать;
3.Обучающие:
-научить детей анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать
предметы по заданным признакам;
-формировать геометрические, пространственные и временные
представления;
3. Содержание программы
3.1. Учебный план первого года обучения
№

п/п

Название раздела, темы

1

Вводное занятие. Игра
«Знакомимся с вами».
Инструктаж по технике
безопасности.

2

Сравнение предметов.
Форма. Ориентирование в
пространстве.
Сравнение предметов.
Сравнение предметов.
Закрепление.
Овал.
Четырёхугольники.
Формы и фигуры.
Геометрические фигуры.
Пространственные
отношения.
Ориентирование на листе
бумаги.
Ориентирование в комнате.
Закрепление .
Количество и счёт.
Число и цифра 1.
Число и цифра 2.
Числа и цифры 1,2,3.
Числа и цифры 1,2,3,4.
Число и цифра 5.
Закрепление.

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Количество
часов
1

Формы контроля
устный опрос

11
1
1
1
1
1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1
1
12
1
1
1
1
1
1

метод наблюдения
устный опрос
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
6

3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
4
4.1

4.2
4.3

4.4
4.5
4.6
4.7

4.8

4.9

4.10

4.11
5

Число и цифра 6.
Число и цифра 7.
Число и цифра 8.
Число и цифра 9.
Число и цифра 10.
Числа 1-10.
Ментальная арифметика
Знакомство с ментальной
арифметикой. Знакомство с
абакусом.
Набор чисел, использование
пальцев, пятерка, «птичка»
Использование «старших»
разрядов для
отображения чисел
Пятерка – старший брат,
другой разряд – друзья.
Знакомство с ментальными
картами.
Знакомство с флеш- картами.
Набор чисел на абакусе.
Простые операции: сложение
и вычитание (+\- 1, +\- 5,
когда не требуются правила)
выполнение заданий на счетах
Простые операции: сложение
и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5,
когда не требуются
правила), выполнение
заданий на счетах
Простые операции: сложение
и вычитание (+\- 1,2, 3, +\5, когда не требуются
правила), выполнение заданий
на счетах
Простые операции: сложение
и вычитание (+\- 1,2,3,4, +\- 5,
когда не требуются
правила), выполнение заданий
на счетах и ментальной карте.
Повторение: отображение
чисел, набор чисел на абакусе.
Итоговое занятие.
Повторение: сложение и
вычитание без правил

1
1
1
1
1
1
11
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

устный опрос

метод наблюдения

7

3.2. Учебный план второго года обучения.
№

п/п
1

2.
2.1
2.2

2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
3

3.1
3.2

3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2

Название раздела,
Количество
темы
часов
Вводное
занятие. 1
Инструктаж по технике
безопасности
Величина и форма..
11
Сравнение и измерение
1
длин предметов
1
Сравнение предметов по
тяжести. Знакомство с
весами.
1
Закрепление сравнения.
1
Геометрические фигуры.
1
Круг.
1
Окружность.
1
Шар.
1
Деление квадрата на
равные части.
1
Деление круга на равные
части.
1
Повторение
геометрических фигур.
1
Закрепление величин и
форм.
6
Ориентирование в
пространстве и во
времени.
1
Знакомство с
ориентированием.
1
Ориентировка на листе
бумаги. Ориентировка в
комнате
1
Моделирование в виде
рисунка.
1
Что такое сутки. Части
суток.
1
Дни недели.
1
Закрепление.
24
Количество и счёт
1
Числа и цифры от 1-10
1
Число 11.

Формы контроля
устный опрос

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
устный опрос

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
устный опрос
метод наблюдения
метод наблюдения
8

4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24
5
5.1
5.2

5.3

5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13

5.14

Закрепление.
Число 12.
Закрепление
Число 13.
Закрепление.
Число 14.
Закрепление
Число 15.
Закрепление
Число 16.
Закрепление
Число 17.
Закрепление
Число 18.
Закрепление
Число 19.
Закрепление
Число 20.
Примеры на сложение .
Примеры на вычитание.
Закрепление
Закрепление
Ментальная арифметика
«Счет в воображении».
Устройство абакуса.
Работа с флеш- картами,
набор чисел
на абакусе.
Работа с ментальными
картами. Набор чисел на
абакусе.
Правило: +4= -1+5.
Правило: +3= -2+5.
Правило: +2 = -3+5.
Правило: +1= -4+5.
Правило: -4 = -5 +1
Правило: -3 = -5+2
Правило: -2 = -5+3
Правило: -1 = -5+4
Повторение сложения и
вычитания
Работа на абакусе
«птичкой». Состав числа
10
Правило: +5 = -5+10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1
1
1
1
1
1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

метод наблюдения

9

5.15
5.16
5.17
5.18
5.19
5.20
5.21
5.22
5.23
5.24
5.25
5.26

Правило: +6 = -4+10
Правило: +7 = -3+10
Правило: +8 = -2+10
Правило: +9 = -1+10
Закрепление.
Правило: -5 = -10+5
Правило: -6 = -10+4
Правило: -7 = -10+3
Правило: -8 = -10+2
Правило: -9 = -10+1
Повторение правил.
Закрепление. Работа с
флеш- картами.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

5.27

1

метод наблюдения

5.28
5.29

Закрепление. Работа с
ментальными картами.
Работа на абакусе.
Повторение. Решение
примеров с применением
известных правил.

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

6

Итоговое занятие. Работа
на абакусе.

1

устный опрос

3.3 Содержание учебного плана 1 года обучения.
Раздел 1.
Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игра «Знакомимся с вами».
Формы контроля: устный опрос
Раздел 2. Сравнение предметов. Форма. Ориентирование в пространстве. 11ч.
2.1Тема: Сравнение предметов.
Теория: Возрастающий и убывающий порядок по величине.
Практика: Д/и «Найди пару», «Расставь по порядку».
Формы контроля: метод наблюдения
2.2 Тема: Сравнение предметов.
Теория: Форма и размер.
Практика: д/и «Что больше?»
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Закрепление.
Теория: Формы предметов.
Практика: д/и « Что меньше?», «Дорисуй», «Найди отличия»
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Овал.
10

Теория: Познакомить с овалом.
Практика: д/и «Чудесный мешочек»
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Четырёхугольники.
Теория: Знакомство с трапецией , прямоугольником.
Практика: Выкладывание форм из счётных палочек. Построение
треугольником, квадратом, по кругу.
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Формы и фигуры.
Теория: Определение формы предмета.
Практика: Д/и «На какую фигуру похож?», «Подбери предмет».
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Геометрические фигуры.
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами.
Практика: Составление узора из фигур. Д/и «Определи на ощупь».
Формы контроля: метод наблюдения.
2.8 Тема: Пространственные отношения.
Теория: Понятия «вперёд», «назад», «вверх», «вниз».
Практика: Игровые упражнения «Что где находится?», «Что изменилось?»
Штриховка предметов.
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Ориентирование на листе бумаги.
Теория: Беседа о работе в тетради.
Практика: Д/и «Дорисуй картину», «Найди и раскрась».
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Ориентирование в комнате.
Теория: Что такое план?
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Как мы маме помогаем».План комнаты.
Формы контроля: метод наблюдения
2.11Тема: Закрепление.
Теория: Ориентирование на листе бумаги.
Практика: Игра «Назови соседей», Аппликация «Полянка».
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 3 . Количество и счёт 12ч.
3.1 Тема: Число и цифра 1.
Теория: Знакомство с числом и цифрой 1.
Практика: Игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй», «Соедини
правильно», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.2 Тема: Число и цифра 2.
Теория: Количество и счёт. Знаки + -.
Практика: Получение числа. Д/и «Найди пару».
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Числа 1,2,3.
Теория: Образование числа 3.
Практика: работа в тетради, д/и «Сосчитай и напиши».
11

Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Числа и цифры 1,2,3,4.
Теория: Образование числа 4. Соотношение количества предметов и цифр.
Практика: Д/и «Нарисуй и напиши», «Кто внимательный?», диагностика.
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Число и цифра 5.
Теория: Независимость числа от величины предмета.
Практика: Сложение числа 5 из двух меньших. Д/и «Дорисуй».
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Закрепление.
Теория: Образование чисел .
Практика: Игровое упражнение «Посчитай и напиши», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.7 Тема: Число и цифра 6.
Теория: Понятия «длинный», «короче», «самый короткий».Сложение числа
6 из двух меньших. Знаки+ -.
Практика: Логическая задача на установление закономерностей, работа в
тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
3.8Тема: Число и цифра 7.
Теория: Образование числа 7.
Практика: д/и «Угадай» , « Слушай и считай», «Сложи квадрат».
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Число и цифра 8.
Теория: Образование числа 8. Порядковый и количественный счёт.
Практика: д/и « Угадай», «Бусы».
Формы контроля: метод наблюдения
3.10 Тема: Число и цифра 9.
Теория: Образование числа 9.
Практика: Работа в тетради. Игровое упражнение «Дорисуй правильно»,
«Слушай, смотри, делай».
Формы контроля: метод наблюдения
3.11 Тема: Число и цифра 10.
Теория: Образование числа.10.
Практика: Работа в тетради . Игра «Будь внимательным».
Формы контроля: метод наблюдения
3.12 Тема: Числа и цифры 1-10.
Теория: Сложение числа 10 из двух меньших.
Практика: работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 4. Ментальная арифметика -11 ч.
4.1 Тема: Знакомство с ментальной арифметикой. Знакомство с абакусом.
Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция
(братья и друзья).
Практика: Правила передвижения бусинок.
Формы контроля: метод наблюдения
12

4.2 Тема: Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка».
Теория: Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при
передвижении косточек. Термин «птичка».
Практика: Выполнение заданий на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
4.3 Тема: Использование «старших» разрядов для отображения чисел.
Теория: Что такое «старший» разряд для отображения чисел. Ряд десятков на
абакусе. Чтение загадки про числа. Набор чисел на абакусе.
Практика: Набор чисел на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
4.4 Тема: Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.
Теория: Что такое старший брат, друзья. Пятёрка на счётах. Как складывать
пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка».
Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
4.5 Тема: Ментальная карта и как с ней работать.
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
4.6 Тема: Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе.
Теория: Что такое флеш-карта и как ими пользоваться.
Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.
4.7 Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не
требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и
вычитании. Обнуление.
Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.
Формы контроля: метод наблюдения
4.8 Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не
требуются правила).
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и
вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
4.9 Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не
требуются правила).
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и
вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
4.10Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2,3,4, +\- 5, когда
не требуются правила).
13

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и
вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
4.11 Тема: Повторение: отображение чисел, набор чисел на абакусе.
Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5 Раздел. Итоговое занятие. 1ч.
Тема: Повторение: сложение и вычитание без правил
Теория: Строение абакуса. Отображение и набор чисел.
Практика: простые операции: выполнение сложения и вычитания.
Формы контроля: устный опрос, контроль работы на абакусе.
3.4. Содержание учебного плана второго года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие. 1ч.
Тема: Инструктаж по технике безопасности
Теория: Правила безопасного поведения на занятиях и на перемене.
Практика: д\и «Предметы вокруг нас»
Формы контроля: устный опрос
Раздел 2. Величина и форма. 11ч.
2.1 Тема: Сравнение и измерение длин предметов.
Теория: Знакомство с рабочей тетрадью, объяснение принципа работы с
линейкой.
Практика: Измерение отрезком.
Формы контроля: метод наблюдения
2.2 Тема: Сравнение предмета по тяжести. Знакомство с весами.
Теория: Знакомство с весами.
Практика: д/и «Что больше?»
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Закрепление сравнения.
Теория: Повторение изученных тем.
Практика: Работа в тетради, взвешивание мелких предметов.
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Геометрические фигуры.
Теория: Сравнение предметов с указанием из сходства и различия по
заданным признакам (форма, размер, цвет).
Практика: Работа в тетради, д\и «Найди тень фигур» .
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Круг.
Теория: Знакомство с кругом. Изучение круглых предметов вокруг.
Практика: пальчиковая гимнастика с мячом, работа в тетради, нарисовать
животное с помощью кружков.
14

Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Окружность.
Теория: Изучение окружности
Практика: Игровое задание «Дорисуй шарикам ниточки»
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Шар
Теория: Изучение шара.
Практика: Работа в тетради, д\и «Мишка с шарами»
Формы контроля: метод наблюдения
2.8 Тема: Деление квадрата на равные части
Теория: Учить делить квадрат на равные части.
Практика: Д/и «Логический квадрат».
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Деление круга на равные части.
Теория: Учить делить круг на равные части.
Практика: Пальчиковая гимнастика с пуговицами. д\и «Сложи фигуру».
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Повторение геометрических фигур.
Теория: Закрепление названия и форм геометрических фигур.
Практика: работа в тетради. Аппликация «Мишка с шарами».
Формы контроля: метод наблюдения
2.11 Тема: Закрепление величин и форм.
Теория: Закрепление знаний о величинах и формах
Практика: игровая программа «Умелые ручки»
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 3. Ориентировка в пространстве и во времени. 6часов.
3.1 Тема: Знакомство с ориентированием.
Теория: Изучить понятие «ориентирование».
Практика: графический диктант.
Формы контроля: метод наблюдения
3.2. Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в комнате.
Теория: Понятия «центр», «над», «под», слева от…
Практика: д/и «Дорисуй», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Моделирование в виде рисунка.
Теория: Ознакомление с моделированием в виде рисунка.
Практика: Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Что такое сутки, части суток.
Теория: Знакомство с понятием «сутки», «части суток».
Практика: д/и «Собери рисунок», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Дни недели.
Теория: Знакомство с днями недели.
Практика: Загадка «Дни недели», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
15

3.6 Тема: Закрепление.
Теория: Ориентирование в пространстве и во времени.
Практика: Игровая программа «Что умеем и что знаем».
Формы контроля: устный опрос
Раздел 4. Количество и счёт. 24 часа.
4.1Тема: Числа и цифры от 1-10
Теория: Количественный и порядковый счёт
Практика: Математические загадки. Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.2 Тема: Число 11
Теория: Познакомить с образованием числа 11и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число 11. Решение арифметических
задач.
Формы контроля: метод наблюдения
4.3 Тема: Закрепление.
Теория: Повторение числа 11.
Практика: д/и «Что ты видишь (воображение)?
Формы контроля: метод наблюдения.
4.4 Тема: Число 12.
Теория: Познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число 12.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.5 Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование числа 12
Практика: Решать логические задачи на установление закономерностей.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.6 Тема: Число 13
Теория: Познакомить с образованием числа 13 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число13.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.7 Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование числа 13
Практика: Решать арифметические задачи.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.8 Тема: Число 14.
Теория: Познакомить с образованием числа 14 и новой счетной единицей –
десятком. Объяснить, что в двух неделях 14 дней.
Практика: Работа в тетради. Записывать число14.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.9 Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование числа 14.
Практика: Решать логические задачи на установление закономерностей.
16

Формы контроля: устный опрос.
4.10 Тема: Число 15.
Теория: Познакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей –
десятком
Практика: Работа в тетради. Записывать число15, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.11 Тема: Закрепление
Теория: Повторить образование числа 15.
Практика: д/и «Допиши и соедини правильно».
Формы контроля: метод наблюдения.
4.12 Тема: Число 16.
Теория: Познакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число16, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.13 Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование числа 16.
Практика: Решать арифметические задачи.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.14 Тема: Число 17.
Теория: Познакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число17, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.15 Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование числа 17.
Практика: Д/и «Какие примеры решал снеговик?», решение примеров.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.16 Тема: Число 18.
Теория: Познакомить с образованием числа 18 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число18, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.17 Тема: Закрепление
Теория: Повторить образование числа 18.
Практика: решение примеров
4.18 Тема: Число 19.
Теория: Познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число19, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.19Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование числа 19.
Практика: Решать логические задачи на установление закономерностей
Формы контроля: метод наблюдения.
4.20Тема: Число 20.
17

Теория: Познакомить с образованием числа 20и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число20, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.21Тема: Примеры на сложение.
Теория: Повторить примеры на сложение.
Практика: Решение примеров.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.22 Тема: Примеры на вычитание.
Теория: Повторить примеры на вычитание.
Практика: Решение примеров.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.23 Тема: Закрепление.
Теория: Закрепление изученного материала.
Практика: решение Математических загадок.
Формы контроля: метод наблюдения.
4.24 Тема: Закрепление.
Теория: работа с задачами-шутками.
Практика: Составление и решение задач-шуток. Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
Раздел 5. Ментальная арифметика. 29 часов.
5.1 Тема: «Счет в воображении». Устройство абакуса.
Теория:
Практика: Выполнение заданий на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
5.2 Тема: Работа с флеш- картами, набор чисел на абакусе.
Теория: Способы работы с флеш- картами
Практика: Выполнение заданий на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
5.3 Тема: Работа с ментальными картами. Набор чисел на абакусе.
Теория: Способы работы с ментальными картами
Практика: Выполнение заданий на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
5.4 Тема: Правило: +4= -1+5.
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.5Тема: Правило: +3 = -2+5
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.6 Тема: Правило: +2 = -3+5.
18

Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.7 Тема: Правило: +1 = -4+5
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.8Тема: Правило: -4 = -5 +1
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.9Тема: Правило: -3 = -5+2
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.10 Тема: Правило: -2 = -5+3
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.11 Тема: Правило: -1 = -5+4
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.12 Тема: Повторение сложения и вычитания.
Теория: Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
5.13 Тема: Работа на абакусе «птичкой». Состав числа 10
Теория: изучение метода «птичкой»
Практика: Выполнение задания на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
5.14 Тема: Правило: +5 = -5+10
19

Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +5
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.15 Тема: Правило: +6 = -4+10
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +6
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.16 Тема: Правило: +7 = -3+10
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +7
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.17 Тема: Правило: +8 = -2+10
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +8
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.18 Тема: Правило: +9 = -1+10
Теория: Изучение метода сложение с помощью друга +9
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.19 Тема: Повторение
Теория: Изучение методов сложения.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
5.20 Тема: Правило: -5 = -10+5
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания.
Новое правило: -5 = -10+5
Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на
счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
5.21 Тема: Правило: -6 = -10+4
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое
правило: -6 = -10+4
Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на
счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
5.22 Тема: Правило: -7 = -10+3
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания.
Новое правило: -7 = -10+3
20

Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на
счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
5.23 Тема: Правило: -8 = -10+2
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания.
Новое правило: -8 = -10+2
Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на
счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
5.24 Тема: Правило: -9 = -10+1
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания.
Новое правило: -9 = -10+1
Практика: Решение примеров с применением известных и новых правил на
счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
5.25 Тема: Повторение
Теория: Повторение правил. Упражнения на все правила
Практика: Выполнение контрольного задания на абакусе и в рабочей
тетради, ментальной карте, на тренажере.
Формы контроля: метод наблюдения
5.26 Тема: Закрепление. Работа с флеш- картами.
Теория: Способы работы с флеш-картами.
Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
5.27 Тема: Закрепление. Работа с метальными картами.
Теория: Способы работы с ментальными картами.
Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
5.28 Тема: Работа на абакусе.
Теория: Закрепление материала.
Практика: Счет на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
5.29 Тема: Повторение. Решение примеров с применением
известных правил.
Теория: Закрепление материала
Практика: Решение примеров.
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 6. Итоговое занятие
Тема: Работа на абакусе.
Теория: Закрепление материала.
Практика: Выполнение заданий на счетах.

21

4. Планируемые результаты.
В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать
конфликты;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Результаты работы могут быть представлены в форме выполнения
коллективных и персональных математических работ обучающихся,
итоговых занятий, игровых мероприятий, участия в районных конкурсах,
всероссийских олимпиадах по математике. Итоговые работы выполняются
детьми в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце учебного года.
II. Комплекс организационно-педагогических условий.
1.Календарный учебный график.
1.1.
№
п/
п

Календарный учебный график 1 года обучения

Ме Чис Время
сяц ло прове
дения
занят
ия

Форма
занятия

3
4
5
6
7

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

Тема занятия

Место
провед
ения

Всего
учебн
ых
недел
ь
1

1

ДТР
Вводное
занятие.
Игра
«Знакомимся с
вами.
Инструктаж по
технике
безопасности.
ДТР
Сравнение
предметов.
ДТР
Сравнение
предметов.
ДТР
Закрепление.

1

Овал.

ДТР

1

1

Четырёхугольни
ки.
Формы и
фигуры.

ДТР

1

ДТР

1

1

1

2

Кол
-во
час
ов

1
1

1

1
1
1

22

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

1

Геометрические
фигуры.
Пространственн
ые отношения.
Ориентирование
на листе бумаги.
Ориентирование
в комнате.
Закрепление.

ДТР

1

1

Число и цифра 1.

ДТР

1

1

Число и цифра 2.

ДТР

1

1

ДТР

1

ДТР

1

1

Числа и цифры
1,2,3.
Числа и цифры
1,2,3,4.
Число и цифра 5.

ДТР

1

1

Закрепление.

ДТР

1

1

Число и цифра 6.

ДТР

1

1

Число и цифра 7.

ДТР

1

1

Число и цифра 8.

ДТР

1

1

Число и цифра 9.

ДТР

1

1

Число и цифра
10.

ДТР

1

групповое
занятие

1

Числа 1-10.

ДТР

1

25

групповое
занятие

1

ДТР

1

26

групповое
занятие

1

Знакомство с
ментальной
арифметикой .
Знакомство с
абакусом.
Набор чисел,
использование
пальцев,
пятерка,
«птичка»

ДТР

1

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

24

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

1
1
1

1

23

27

групповое
занятие

1

28

групповое
занятие

1

29

групповое
занятие

1

30

групповое
занятие

1

31

групповое
занятие

1

32

групповое
занятие

1

33

групповое
занятие

1

Использование
«старших»
разрядов для
отображения
чисел
Пятерка –
старший брат,
другой разряд –
друзья.
Знакомство с
ментальными
картами.
Знакомство с
флеш- картами.
Набор чисел на
абакусе.
Простые
операции:
сложение и
вычитание (+\1, +\- 5, когда не
требуются
правила)
выполнение
заданий на
счетах
Простые
операции: сложе
ние и
вычитание (+\1, 2, +\- 5, когда
не требуются
правила), выпол
нение
заданий на
счетах
Простые
операции: сложе
ние и
вычитание (+\1,2, 3, +\5, когда не
требуются
правила), выпол
нение заданий н
а счетах

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

24

34

групповое
занятие

1

Простые
операции: сложе
ние и
вычитание (+\1,2,3,4, +\- 5,
когда не
требуются
правила), выпол
нение заданий
на счетах и мент
альной карте.

ДТР

1

35

групповое
занятие

1

ДТР

1

36

групповое
занятие

1

Повторение:
отображение
чисел, набор
чисел на
абакусе.
Итоговое
занятие.
Повторение:
сложение и
вычитание без
правил .

ДТР

1

1.2. Календарный учебный график 2 года обучения.
№
п/
п

Ме Чис Время
сяц ло прове
дения
занят
ия

Форма
занятия

Кол
-во
час
ов

Тема занятия

1

групповое
занятие

1

2

групповое
занятие

1

3

групповое
занятие

1

4

групповое
занятие

1

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Сравнение и
измерение длин
предметов.
Сравнение
предметов по
тяжести.
Знакомство с
весами.
Закрепление
сравнения.

Место Всего
прове учеб
дения ных
недел
ь
ДТР
1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1
25

ДТР

1

1

Геометрические
фигуры.
Круг.

ДТР

1

1

Окружность.

ДТР

1

1

Шар.

ДТР

1

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

1

Деление квадрата
на равные части.
Деление круга на
равные части.
Повторение
геометрических
фигур.
Закрепление
величин и форм.
Знакомство с
ориентированием.
Ориентировка на
листе бумаги.
Ориентировка в
комнате
Моделирование в
виде рисунка.
Что такое сутки.
Части суток.
Дни недели.

ДТР

1

1

Закрепление.

ДТР

1

1

ДТР

1

1

Числа и цифры от
1-10
Число 11.

ДТР

1

1

Закрепление.

ДТР

1

1

Число 12.

ДТР

1

1

Закрепление

ДТР

1

групповое
занятие

1

Число 13.

ДТР

1

групповое

1

Закрепление.

ДТР

1

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

24
25

5
6
7
8
9
10
11

12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23

1
1

1
1

1

26

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии

44

групповое
занятии

45

групповое
занятии

1

Число 14.

ДТР

1

1

Закрепление

ДТР

1

1

Число 15.

ДТР

1

1

Закрепление

ДТР

1

1

Число 16.

ДТР

1

1

Закрепление

ДТР

1

1

Число 17.

ДТР

1

1

Закрепление

ДТР

1

1

Число 18.

ДТР

1

1

Закрепление

ДТР

1

1

Число 19.

ДТР

1

Закрепление

ДТР

1

Число 20.

ДТР

1

Примеры на
сложение .
Примеры на
вычитание.
Закрепление

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

Закрепление

ДТР

1

«Счет в
воображении».
Устройство
абакуса.
Работа с флешкартами, набор
чисел
на абакусе.
Работа с
ментальными

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1
27

46
47
48
49
50
51
52
53
54

групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии

55

групповое
занятии

56

групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

картами.
Правило:
+4= -1+5.
Правило:
+3=-2+5.
Правило:
+2 = -3+5.
Правило:
+1= -4+5.
Правило:
-4 = -5 +1
Правило:
-3 = -5+2
Правило:
-2 = -5+3
Правило:
-1 = -5+4
Повторение
сложения и
вычитания
Работа на абакусе
«птичкой».
Состав числа 10
Правило:
+5 = -5+10
Правило:
+6 = -4+10
Правило:
+7 = -3+10
Правило:
+8 = -2+10
Правило:
+9 = -1+10
Закрепление.
Правило:
-5 = -10+
Правило:
-6 = -10+4
Правило:
-7 = -10+3
Правило:
-8 = -10+2
Правило:
-9 = -10+1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1
28

67

групповое
занятии

68

групповое
занятии

69

групповое
занятии

70

групповое
занятии
групповое
занятии

71

72

групповое
занятии

Повторение
правил.
Упражнение на
все правила.
Закрепление.
Работа с флешкартами.

ДТР

1

ДТР

1

Закрепление.
Работа с
ментальными
картами.
Работа на
абакусе.
Решение
примеров с
применением
известных
правил.

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

Итоговое занятие. ДТР
Работа на
абакусе.

1

2. Условия реализации программы.
Результат реализации программы «Заниматика» во многом зависит от
подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного
оборудования.
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
Материально- техническое обеспечение:
1.Уголок техники безопасности.
2.Ученические столы.
3.Стол педагога.
4.Доска с магнитами.
5.Стенд сменный для детских работ.
6. Шкаф, полки для объёмных экспонатов.
7. Предметный стол.
9. Индивидуальные доски.
10. Цветной картон, цветная бумага.
11. Белая и тонированная бумага разных размеров.
12.Ручки шариковые, карандаши, фломастеры, ножницы, линейки, клей
ПВА, счетные палочки, набор карточек с изображением различных моделей
(для сборки конструктора)
13. Для реализации электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в
Интернет, соответствующего программного обеспечения.
29

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям
и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Особое внимание следует уделить рабочему месту учащегося. На рабочих
местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни
искусственной освещённости люминесцентными лампами при общем
освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп
накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Оформление кабинета должно нести обучающую, развивающую,
воспитательную, информационную нагрузку.
Кадровое обеспечение.
Успешно реализовать данную программу может педагог дополнительного
образования, имеющий специальные умения и навыки и активно
использующий средства ИКТ в профессиональной педагогической и учебной
деятельности.
Информационное обеспечение
1. Н.И. Гетман «Дополнительная программа ««Раз – ступенька, два –
ступенька» (электронный ресурс) // Н.И. Гетман Персональный сайт https://weburok.com

3. Форма контроля.
метод наблюдения
4.Оценочные материалы.
«Формирование элементарных математических представлений»
На начало учебного года
*различают группы, содержащие 1 и 2,
2 и 3 предмета ,на основе
сопоставления их элементов один к
одному. Называет общее количество
предметов на основе счета воспитателя;
* считает в пределах 5;
*знаком с образованием чисел 4 и 5;
* различает и называет круг ,квадрат
,прямоугольник ,треугольник;
* сравнивает предметы по длине и
ширине;
* отсчитывает определенное
количество предметов по образцу;
*знает ,что число предметов не зависит
от их размеров ,формы и места их
расположения, от расстояния между
предметами;
* устанавливает соотношения между
тремя-пятью предметами по длине
,ширине. высоте, толщине и объему в
целом, раскладывать предметы в ряд в
порядке возрастания или убывания
величины;
* считает и отсчитывает предметы по

На окончание учебного года
* определяет направления расположения
предметов: впереди, сзади ,вверху ,внизу
.слева ,справа;
*различает
круг и овал \фигуру
ограниченную овалом\;
*знаком с образованием чисел от 6 до
9,умеет
сравнивать
совокупности
предметов
выраженные
смежными
числами,и устанавливает
равенство
между ними .
*умеет считать предметы на ощупь, в
счете и воспроизведении заданного
количества движений по образцу и
названному в пределах 9 ;
*развиты навыки ориентировки на листе
бумаги;
* соотносит предметов по форме с
геометрическими образцами;
*сформированы представлений о неделе,
днях недели ,
*знаком с образованием числа 10, счет
и отсчет в пределах 10;
*имеет представление о том, что вести
счет предметов можно в любом
30

осязанию ;
* считает звуки;
* отсчитывает определенное
количество предметов по образцу и
названному числу;
* различает и называет шар ,куб
,цилиндр;
* различает и называет предметы:
круглой ,прямоугольной ,квадратной и
треугольной формы

направлении;
*развито умение видеть равное
количество в группах разных предметов
и умение обобщать числовые значения
\всех игрушек по 6,по 7 и т.д.\
*развиты навыки ориентировки в
пространстве;
*имеет представление о том, что
некоторые предметы можно разделить на
2 и 4 равные части и устанавливает
отношения между целым и частью ;
*знакомы с количественным составом
чисел первого пятка из единиц;
*развито умение сравнивать смежные
числа в пределах 10,на наглядной
основе
*умеет определять, какое число больше
или меньше другого;
* развито умение анализировать форму
предметов;
*умеет устанавливать, размерных
соотношений между предметами *развит
глазомер.

5. Методические материалы
Для реализации программы используются следующие материалы:
-календарно-тематический график;
-методическая литература для педагога.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
− репродуктивный (воспроизводящий);
− иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
− проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения);
− эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы её решения).
-психологический, социальный (анкетирование, опрос);
На занятиях студии применяются различные педагогические технологии:
 Методика развивающего обучения на начальном этапе (знакомство с
заниматикой)
 Игровые технологии (дидактические игры);
Теоретическая часть программы даётся в форме бесед с просмотром
слайдов, видеофильмов, иллюстративного материала и позволяет расширить
знания в области математики, организации рабочего места и технике
безопасности.
Теоретические знания подкрепляются практическим освоением тем:
вычислением примеров, неравенств, работа со счетными палочками,
абакусом.
31

6. Воспитательная работа
Программа воспитания.
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания – создание условий для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой личности,
способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Работа с коллективом учащихся творческого объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов
самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала
учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями учащихся творческого объединения включает в
себя:
– организацию системы индивидуальной и коллективной работы
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение
открытых занятий в течение учебного года);
32

- оформление информационных уголков для родителей по вопросам
воспитания детей.
Содержательная часть
Содержание, формы, методы и технологии воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное
значение; получают опыт деятельности, в которой формируются,
проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании
среды
своего
личностного
развития,
творческой
самореализации. Практические занятия детей (подготовка к конкурсам,
математическим соревнованиям и проч.) способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к
членам своего коллектива.
Участие в проектах способствует формированию умений в области
целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выступления — способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную
сферу детей.
Основные группы методов воспитательной работы:
1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия,
диспут, метод примера. Основная функция первой группы методов состоит в
формировании отношений, установок, направленности, убеждений и
взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах
поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека
отражаются на его поведении.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения: упражнение, приучение, поручение, требование,
создание воспитывающих ситуаций.
3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение,
наказание. С помощью методов третьей группы педагоги и сами
воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности
воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на
поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение
неодобряемого поведения.
33

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные
методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов
деятельности.
7. Список литературы
1. «Математика: числа второго десятка» Т.Н.Канашевич. Минск – 2008г
2. «И учеба, и игра: математика. Т.И. Тарабарина; Н.В, Елкина. Ярославль –
2003г.
3.Ларина Т.И. 50 игр на сложение и вычитание. Ярославль: академия 2019.
4.Логинова В. И., Бабаева Т. Н., Кондратьева Н.Н. Программа «Развитие». СПетербург «Детство-Пресс», 2004.
5.Морозова И.А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических
представлений. М: Мозаика-Синтез 2018.
6.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. М: Мозаика-Синтез .2018.
7.«Раз ступенька, два ступенька…» Л.Г. Петерсон; Н.П.Холина. Москва –
2004г.
8. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как
нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников //
9.Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225
10.Филиппс Ч. «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней
тренировки мозга», Москва, 2019
Интернет-ресурсы:
1. Н.И. Гетман «Дополнительная программа «Раз – ступенька, два –
ступенька» (электронный ресурс) // Н.И. Гетман Персональный сайт https://weburok.com
2.Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной
математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-vobuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
3. Занимательные задачки для дошкольника! –
http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
4.«Ментальная арифметика для
каждого» https://www.youtube.com/watch?v=B501nxpSjh4&list=PL_ralnP0rv852arOdqsJwO
wSUqMGMQeXQ

5.Онлайн-тренажер «Абакус» https://t.mentalnaya-arifmetika.club/
6.Онлайн-сервис для педагогов https://akira.education/trainer.html
8.Приложение.
Методические рекомендации по обеспечению здоровье сбережения
воспитанников на занятиях
 Знание основ безопасности своей деятельности и правил поведения в
общественных местах.
34

 Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
 Соблюдение правил обращения с режущими инструментами.
 Организация образовательного процесса с учётом его влияния на здоровье
учащихся и педагога.
 Оптимальный расчёт учебной нагрузки для каждого ребёнка с учётом его
индивидуальных психофизических особенностей.
 Проведение физминуток, упражнений для кистей рук, позвоночника.
 Проведение гимнастики для глаз.
Упражнения для релаксации, для глаз, для мышечной активности
(Приложение 4.2)
Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
№п/п

Дата проведения

1

Сентябрь

2

Октябрь

3
4

Ноябрь
Ноябрь

5

Декабрь

6

Январь

7

Февраль

8

Март

9

Апрель

10

Май

Мероприятие (форма, наименование)
сентябрь
Ознакомительное мероприятие Здравствуй, заниматика!
октябрь
Экскурсия в краеведческий музей им. И.П.Редько.
ноябрь
Конкурс рисунков ко Дню матери «Считаем вместе с мамой»
Совместное мероприятие с Движением Первых
декабрь
Посещение детской библиотеки.
январь
Спортивное мероприятие «Раз, два, три, четыре, пять!»
февраль
Познавательное мероприятие «День Защитника Отечества история праздника.»
март
Выставка поделок «Для мамы», посвященное дню 8 марта.
апрель
Профилактическое мероприятие с инпектором ОГИБДД
май
Профилактическое мероприятие с инспектором по пожарному
надзору

35

Анкета для родителей
(исследование по вопросу интереса детей и родителей к занятиям
ребёнка в творческом объединении)
Вам предлагается анкета с вопросами, один из вариантов ответа нужно
обвести или в графе рядом написать свой ответ. Результаты ответов помогут
педагогу совершенствовать работу по организации образовательного
процесса, сделать его более содержательным и интересным, а также в
дальнейшем определить, какая именно помощь нежна Вам для общения с
ребенком в семье.
1. Каким образом Ваш ребенок попал в наше объединение?
- записался по приглашению педагога объединения;
- по совету воспитателя ДОУ;
- по совету родителей.
2. Знакомы ли Вы с программой объединения, т.е. содержанием деятельности
объединения?
- хорошо знакомы;
- имеете общее представление;
- незнакомы.
3. Как Вы относитесь к занятиям Вашего ребёнка в нашем объединении?
- одобряете;
- безразлично;
- не одобряете.
4. Считаете ли Вы, что эти занятия принесут пользу Вашему ребенку?
- большую;
- небольшую;
- возможно, пригодится в жизни.
5. Как относится Ваш ребенок к посещению этих занятий?
- посещает с удовольствием;
- особой радости не испытывает;
- посещает по Вашей просьбе или напоминанию преподавателя.
6. Нравится ли Вам педагог?
- как профессионал;
- как человек;
- как воспитатель (организатор массовых мероприятий, экскурсий и т.п.)
7. Чего вы ждете в итоге от посещения Вашим ребенком наших занятий?
- хороших умений и математических навыков ;
- развития способностей к обучению в школе;
- ничего не жду.
8. Помогают ли Вам в общении с ребенком его занятия в объединении?
- да, очень;
- есть общий интерес;
- нет.
9. Сколько времени Вы уделяете своему ребенку?
- понемногу ежедневно;
- периодически, когда есть свободное время;
- очень мало по ряду причин.

36

Правила поведения в кабинете и техника безопасности при работе с
инструментами и материалами.
1. Быть внимательным и дисциплинированным; точно выполнять указания
педагога.
2. Не приступать к выполнению работы без разрешения педагога.
3. Размещать инструменты и приспособления на своём рабочем месте так,
чтобы исключить их падение.
4. Рабочее место всегда должно содержаться в чистоте и образцовом порядке, а
инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было
их брать, не затрачивая времени на поиски.
5. Нельзя делать резких движений рукой с режущим и инструментом — можно
поранить сидящего рядом товарища.
6. Применять инструменты (карандаши, ножницы и др.) только по назначению.
7. В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к педагогу.
Педагог обязан оказать первую помощь.
8. По окончании работы каждый должен убрать за собой рабочее место.
Упражнения, игры-разминки для проведения динамических пауз.
Цель: Активизировать двигательную активность, снять напряжение с мышц,
поднять настроение.
Упражнения для снятия усталости
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочки, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю.
Ветерком все просушу.
Утюгом туда – сюда
Белье быстро глажу я
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.

Имитировать
укачивание куклы
Загибать
поочередно пальцы

Имитировать движения, описанные в
стихотворении

Положить ладони на стол или
на колени

37

Включение подобных упражнений в занятия дошкольников способствует
психической разрядке и восстановлению сил, а значит, благоприятно
сказывается на здоровье каждого ребенка.
Игра «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара смотрит влево, дети
поворачивают корпус влево, смотрит вправо, дети поворачивают корпус
вправо. Смотрит вверх, поднимают голову вверх. Смотрит вниз. Опускают
голову. Чуть присела на карниз, выполняют легкие полуприседания, а с него
свалилась вниз, резко приседают.
Рекомендация: во время исполнения движений, дети держат руки за спиной.
Педагог следит за осанкой.
Игра «Снежок». Мягкий, беленький пушок, (присесть) и руками сгребаем
снежок, дружно собираем, лепим кругленький снежок встать, слепить
ладонями «снежок». И вперед бросаем! выполнить бросок, выставив вперед
правую ногу. Рекомендация: педагог следит за ровной спиной обучающихся
во время приседаний, ладони рук прямые двигаются навстречу друг другу.
Когда лепят «снежок» ладони круглые, изображают форму снежка.
Гимнастика для глаз
Цель: Снять напряжение с мышц, улучшение кровообращения,
активизировать двигательную активность других мышц глаз.
1. Упражнение для укрепления мышц век, улучшение кровообращения и
расслабления мышц глаз.
Выполняется сидя: Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза
на такое же время.
2. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком
расстоянии.
Выполняется стоя: Смотреть перед собой 2-3 секунды, затем, держа перед
глазами на расстоянии 25-30 см указательный палец правой руки, смотреть на
его конец 3-4 секунды. Опустить руку. Повторить упражнение 10-12 раз.
3. Упражнения, укрепляющие мышцы глаз.
Выполняются стоя: а) держать указательный палец правой руки на расстоянии
25-30 см от глаз;
б) смотреть на кончик пальца 3-5 секунд;
в) убрать ладонь, смотреть на кончик пальца З-5 секунд. Опустить руку.
Повторить те же упражнения с левой рукой. На занятии после 25-30 мин. работы
можно посоветовать такое простое упражнение: закрыть глаза и посидеть
минутку, откинувшись на спинку стула.
1. Поморгай глазами (30 секунд).
2. Посмотри неподвижно в одну точку (30 секунд).
3. Посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны.
4. Переведи взгляд вверх, вниз, опять вверх, вниз. Отдохни и повтори
еще раз.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».