программа Умелочка

1

Содержание:
№ п/п
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность программы
1.2 Нормативные документы
1.3 Уровень освоения программы
1.4 Актуальность программы
1.5 Педагогическая целесообразность
1.6 Отличительные особенности программы
1.7 Адресат программы

Стр.
3
3
3
3
4
4

1.8

Объём и сроки освоения программы

7

1.9

Формы обучения

7

1.10

Формы организации образовательного процесса

7

1.11

Режим занятий

7

5

5
6

2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

7

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8

3.1

Учебный план первого года обучения

8

3.2

Учебный план второго года обучения

9

3.5

Содержание учебного плана первого года обучения

10

3.6

Содержание учебного плана второго года обучения

13

4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

16

1.1 Календарный учебный график первого года обучения

18

1.2 Календарный учебный график второго года обучения

23

2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

27

3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

28

4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

29

5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

29

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

33

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

34

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелочка» имеет художественную направленность. Данная программа
ориентирована на развитие художественного вкуса и творческих
способностей детей.
1.2. Нормативные документы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелочка» разработана
в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
(№273-ФЗ ред. от 28.02.2025 );
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
ред. от 01.07.2025 г. № 1745-р);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Федеральный проект «Все лучшее детям», национальный проект
«Молодежь и дети» (реализуется в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года»);
 Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(от 03.09.2019 г. № 467; ред. от 21.04.2023);
 Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
 Постановление Правительства Оренбургской области «О реализации
мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.
№ 485 - пп);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
3

(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г.
№ 2) (ред. 01.09.2025 г.)
 Письмо Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
 Устав МБУДО «Дом творческого развития Акбулакского района
Оренбургской области» от 05.03.2019 №129-п
1.3. Уровень освоения программы.
Программа «Умелочка» предполагает освоение учебного материала на
стартовом и базовом уровнях.
Стартовый уровень предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы. Реализация программы на стартовом уровне направлена на
формирование и развитие творчества, удовлетворение потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, мотивации личности к
познанию, труду.
Базовый уровень предполагает
углубленное изучение техник
рукоделия, умение их самостоятельно применять и комбинировать при
выполнении
творческих
заданий,
формирование
образного,
пространственного мышления; умение выражать мысли при помощи
изобразительных средств и материалов. Учащиеся на базовом уровне смогут
совершенствовать свои умения, навыки при работе нужными инструментами
и приспособлениями при изготовлении изделий, открыток, поделок, панно к
праздникам в различных техниках.
Реализация программы на данном уровне освоения предполагает
развитие
творческих
способностей
учащихся,
расширение
информированности учащихся в области художественного творчества,
обогащение навыками общения в активной совместной деятельности и
умениями нести ответственность за свои совершаемые действия.
1.4. Актуальность программы заключается в том, что занятия по
декоративно -прикладному творчеству активно внедряются в дополнительное
образование для сохранения и развития народных традиций. В современном
мире декоративно -прикладное творчество стало неотъемлемой частью
нашей жизни, рукоделие стало популярным. Оно применяется для украшения
одежды, интерьера. Программа поможет ребёнку в поиске инновационных
технологий, внесению новых веяний в традиционные виды декоративно прикладного творчества.
Чтобы мотивировать интерес детей к декоративно -прикладному
творчеству, необходимо постоянно изучать различные формы рукоделия. В
4

современном мире модным стали такие направления, как: «Бисероплетение»,
игрушки ручной работы, «Пэчворк»,«Канзаши».
Изделия ручной работы имеют огромную ценность и популярность.
Разноуровневая программа позволяет заниматься с детьми разного
уровня физического и психического развития, оказывает помощь и
поддержку одарённым детям.
Содержание программы отвечает потребностям учащихся не только в
творческой самореализации, но и в практическом применении результатов
своей работы. Декоративные изделия могут украсить интерьер, стать
подарком, атрибутом в игре, оригинальной вещью.
1.5. Педагогическая целесообразность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелочка» позволяет сплотить творческий коллектив, создать между
учащимися здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить
способность личностного роста, выявить творческий потенциал. А также
развить у детей такие качества, которые помогут в общении со сверстниками
и не только: понимание, что все люди разные, принятие этих различий,
умение сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
В процессе обучения учащиеся приобретают навыки не только работы
по образцам и схемам, но и проявляют способности самостоятельного
создания изделий, поделок, подарков. Это творческий процесс, требующий
воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изделие,
созданное
своими
руками,
согревает,
украшает
и
выражает
индивидуальность.
1.6. Отличительные особенности программы.
В процессе подготовки дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Умелочка» проанализированы:
- Программа арт-студии «Рукодельница» ПДО Новикова Т.А.,2021 г.
р.п.Лесной, МБУДО Лесовский ДДТ;
- Программа «Рукодельница» ПДО Котова Н.В. 2013 г. г.Ачинск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13».
Программа арт-студии «Рукодельница» ПДО Новиковой Т.А.
отличается от уже существующих тем, что все модули программы считаются
вариативными. Идея создания и примерное содержание тем и разделов
формировалось по инициативе обучающихся и взрослых, в соответствии с их
пожеланиями и предложениями. Содержание тем внутри разделов
программы и темп их усвоения могут варьироваться и даже не изучаться – в
зависимости от возможностей, желания и заинтересованности каждого
ребенка. Темы внутри модулей выстраиваются по принципу «от простого к
сложному». Такой подход даёт возможность каждому ребенку в ходе
освоения модуля выбрать задание из предложенных вариантов по своему
5

желанию и возможностям, уровню знаний и способностей. Способности и
возможности, обучающихся объединения, уровень их личностного развития
очень разные. Именно это обуславливает необходимость разноуровневого
подхода к развитию каждого ребёнка.
Программа «Рукодельница» ПДО Котовой Н.В. дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно –
прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально
реализовать себя в нем.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелочка» имеет следующие отличительные особенности:
- программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено
на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения строится на единстве методов и приемов активного и
увлекательного обучения, при которых усвоение знаний, умений и правил
художественной деятельности происходит эффективнее. Тем самым идет
процесс раскрытия творческих потенциалов учащихся.
- на занятиях творческого объединения «Умелочка» учащиеся
приобретают навыки не только работы по предложенным образцам и схемам,
но и проявляют способности самостоятельного создания изделий, поделок,
подарков. Они увлечены творческим интересным процессом, требующим
воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. В конечном итоге
каждый учащийся подготовит изделие именно своими руками, которое в
дальнейшем будет согревать, украшать, выражать его индивидуальность.
Тематические изделия, изготовленные в преддверии праздников, будут
служить отличным подарком для родных и близких, друзей учащихся. Ведь
нет ничего лучше подарка, изготовленного своими руками.

1.7. Адресат программы.
Данная программа рассчитана на работу с учащимися 9-13 лет.
Программа учитывает возрастные особенности детей (активное
познавательное развитие, совершенствование мышления, внимания,
воображения) и направлена на необходимость планомерного развития
творческих способностей школьников. Дети
школьного возраста
испытывают потребность в художественном творчестве. За внешней формой
предметов и явлений учащиеся, с помощью педагога, открывают внутреннее
содержание, вызывающее у них отклик. При достаточном богатстве таких
впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое
личное переживание в создаваемых им самим образах.
Занятия по
программе проводятся в группах постоянного состава.
1.8. Объём и сроки освоения программы.
6

Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
«Умелочка» рассчитана на два года обучения, общее количество часов – 288
учебных часа, из которых:
- первый год обучения – 144 часа;
- второй год обучения – 144 часа:
1.9. Формы обучения – очная.
1.10. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой работы являются групповые занятия.
1.10. Режим занятий.
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 академически часа;
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа;
Продолжительность очных занятий: 1 академический час.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Приобщение обучающихся к творческому
самовыражению
личности ребенка через приобретение умений и навыков декоративноприкладного творчества.
Задачи
образовательные:
- знакомить воспитанников с современными направлениями в декоративноприкладном творчестве;
- учить детей владеть различными материалами, инструментами
приспособлениями, необходимыми в работе;
- учить современным технологиям рукоделия;
- учить изготавливать и применять свои работы в жизни.
развивающие:
- развивать фантазию, наблюдательность, неординарное мышление,
художественный вкус;
- развивать усидчивость, аккуратность в работе, мелкую моторику рук,
глазомер.
воспитательные:
воспитывать атмосферу доверия и сотрудничества для раскрытия
творческой личности ребёнка;
- воспитывать способность к самооценке;
- воспитывать потребность к творческому труду, усидчивость;
- воспитывать взаимопонимание, милосердие, культуру общения, умение
делать людям добро.

7

3. Содержание программы

Раздел

Формы аттестации контроля

1

Вводное занятие

2

1

1

опрос, беседа, входная
диагностика, материал
анкетирования и тестирования

2

«Волшебная нить и
разноцветье пуговиц»

34

8

26

творческие работы, творческие
задания, выставка творческих
работ

3

«Удивительные лоскуты и
ленты»

36

8

28

творческие работы, творческие
задания, выставка творческих
работ

4

Бисероплетение
«Бисерная фантазия»

36

6

30

творческие работы, творческие
задания, выставка творческих
работ

5

Вязание крючком

34

8

26

творческие работы, творческие
задания, выставка творческих
работ

6

Итоговое занятие

2

2

-

опрос, занимательная викторина по
всем разделам первого года
программы.

Итого:

144

33

111

Теория

№

Всего
часов

Практика

3.1. Учебный план объединения «Умелочка».
(первый год обучения)

3.2. Учебный план объединения «Умелочка»
(второй год обучения)

8

Практика

Формы аттестации контроля

1

Вводное занятие

2

1

1

опрос, беседа, входная
диагностика, материал
анкетирования и тестирования

2

«Мы не новички»

2

1

1

беседа, опрос, викторина, выставка
работ, презентация - фото,
творческие задания

3

«Волшебная изонить»

34

7

27

творческие работы, творческие
задания, выставка творческих
работ

4

«Удивительные лоскуты и
ленты»

30

7

23

творческие работы, творческие
задания, выставка творческих
работ

5

Бисероплетение
«Бисерная фантазия»

36

7

29

творческие работы, творческие
задания, выставка творческих
работ

6

Вязание спицами

32

5

27

творческие работы, творческие
задания, выставка творческих
работ

7

Шоппер

6

1

5

творческие работы, творческие
задания, выставка творческих
работ

8

Итоговое занятие

2

2

-

опрос, занимательная викторина
по всем разделам двух лет
программы.

Итого:

144

31

113

Теория

Раздел
Всего
часов

№

3.3. Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
9

Теоретическая часть:
Знакомство с детьми. Цели и задачи обучения. Условия безопасной работы.
План работы на год. Организация рабочего места. Инструменты и материалы.
Практическая часть:
Творческая игра «Путешествие в «Умелочку».
Раздел 2. Волшебная нить и разноцветье пуговиц. (34 часа)
Теоретическая часть:
Знакомство с инструментами, разнообразие ниток, условия безопасной
работы. Виды швов. Способы ремонта одежды. «Из древних времён до
наших дней» (история появлении пуговиц, виды, для чего нужны).
Практическая часть:
«Ниточка – иголочка»: виды швов, петля из ниток, обработка края,
Сшивание ткани разными швами.
«Чудесные зверюшки»: плоскостная игрушка из ниток. Выкройка основы
для игрушки, рисование эскиза, подбор материала для поделки. Выбор
дополнительного материала для украшения поделки.
«Разноцветье пуговиц»: рисование эскиза пуговицы. Самостоятельное
изготовление пуговиц из различного бросового материала. Творческое
оформление пуговицы.
«Умелые руки»: пришивание пуговиц разными способами, умение делать
петлю разными способами, «ремонт одежды». Применение полученных
навыков в быту.
«Цветочная полянка»: рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор
необходимого материала. Изготовление панно (ручные швы. пуговицы).
«Нашим любимым бабушке и дедушке: рисование эскиза, выбор цветовой
гаммы, подбор необходимого материала. Подарок из разного материала (нитки,
синельная проволока, пуговицы). «Букет», «Сердечко», «Шкатулочка»
«Самым дорогим»: рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор
необходимого материала. Подарок (маме, папе) «Рамка для фото», «Букет
цветов», «Дары природы»
Раздел 3. «Удивительные лоскуты и ленты». (36 часа)
Теоретическая часть:
Знакомство с разнообразием видов текстиля, для чего предназначен.
Техника пэчворк (базовые основы). Моделирование выкройки, раскрой
ткани. Знакомство с различными видами лент, тесьмы, способы
декорирования.
Практическая часть:

10

«Интересное рядом» (Путь текстиля сквозь века): разбор тканей по
фактуре, по назначению, умение находить лицевую и изнаночную сторону
ткани.
«Веселая мозаика»: техника пэчворк (мозаика из треугольников, квадратов,
полосок). Рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор необходимого
материала. Подготовка основы для работы. Умение составлять красивый
рисунок из квадратов.
«Фантазия и лоскуты»: плоскостная игрушка, аппликация из ткани, весёлая
прихватка (выкройка, раскрой) – на выбор ребёнка. Рисование эскиза, выбор
цветовой гаммы, подбор необходимого материала. Умение применять
полученные навыки.
«Новогодняя игрушка»: объёмная игрушка из лоскутов, проволоки,
бросового материала. Рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор
необходимого материала. Умение применять полученные навыки.
«Чудо - ленты»: умение декорировать ленты различными способами,
практиковать создание интересных вариантов. Выбор цветовой гаммы умение красивого сочетания цвета и фактуры лент.
«Весёлая закладка»: плоскостная поделка из разноцветных лент.
Рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор необходимого материала.
Подготовка основы для работы. Умение составлять красивый рисунок.
«Фантазёры»: объёмная игрушка из ленты и тесьмы. Рисование эскиза,
выкройки, выбор цветовой гаммы, подбор необходимого материала.
Практиковать создание интересных вариантов.
«Зимний пейзаж»: коллективная работа с применение всех полученных
навыков работы с нитками., тканью, пуговицами, лентами. Рисование эскиза,
выбор цветовой гаммы, подбор необходимого материала.
Подготовка основы для работы. Умение работать в коллективе, составлять
красивую композицию.
Раздел 4. «Бисероплетение». (36 часа)
Теоретическая часть:
Знакомство с разнообразием форм и видов бисера, для чего предназначен,
виды плетения. История традиций. Моделирование изделий из бисера,
чтение схем узоров плетения. Виды плетения: цепочки «в одну нить»,
цепочка «в две нити», ажурное плетение, плотное плетение, плетение на
проволоке, параллельное плетение.
Практическая часть:
«История традиций и современность»: разбор бисера по размеру, по
материалу, умение находить интересное применение бусин и бисера.
Самостоятельное изготовление бусин из бросового и природного материала.
Плетение цепочки «в одну нить».
«Цепочка за цепочкой»: плетение цепочки «в две нити», ажурное плетение,
плотное плетение, плетение на проволоке. Чтение схем узоров плетения.
«Полезные брелочки»: применение полученных навыков (подарок папе)
11

Рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор необходимого
материала. Самостоятельный выбор изделия, чтение схемы.
«Чудная бижутерия»: изготовление подарка маме (колечко, браслет,
кулон). Применение полученных навыков. Рисование эскиза, выбор цветовой
гаммы, подбор необходимого материала. Самостоятельный выбор изделия,
чтение схемы.
«Насекомые и животные из бисера»: применение параллельного плетения.
Рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор необходимого материала.
Самостоятельный выбор изделия, чтение схемы.
«Лесная полянка»: коллективная работа (насекомые, цветы, трава…).
Применение полученных навыков. Рисование эскиза, выбор цветовой
гаммы, подбор необходимого материала. Подготовка основы для работы.
Умение работать в коллективе, составлять красивую композицию.
Раздел 5. «Вязание». (34 часа)
Теоретическая часть:
История вязания крючком. Знакомство с вязанием и сопутствующими
материалами (нитки, крючки, ножницы…). Чтение схем. Знакомство с
вязанием основных видов петель, с вязанием по кругу, вязание квадрата,
соединением деталей.
Практическая часть:
«Волшебный крючок»: умение пользоваться вязальным крючком,
подбирать соответствующую толщину пряжи, ниток.
«Интересные рисунки» (ажурная дорожка): чтение схем, зарисовка схем,
Вязание крючком. Вязание основных видов петель. Упражнение в вязании
крючком.
«Чудо - коврик»: выполнение узорного полотна (вязание по кругу). Умение
пользоваться вязальным крючком, подбирать соответствующую толщину
пряжи, ниток.
«Ажурный цветок»: упражнение в вязании петель с одним накидом, с двумя
накидами. Умение пользоваться вязальным крючком, подбирать
соответствующую толщину пряжи, ниток.
«Разноцветные квадраты»: вязание крючком квадрата (закрепление
полученных навыков). Умение пользоваться вязальным крючком, подбирать
соответствующую толщину пряжи, ниток. Умение красиво сочетать цвет и
толщину пряжи.
«Чехол для телефона»: вязание изделия в подарок (на выбор ребенка с
украшением). Умение применять полученные навыки. Рисовать эскиз,
подбирать дополнительные элементы.

12

«Сумочка для модницы»: вязание изделия по кругу. Умение соединять
детали. Умение применять полученные навыки. Рисовать эскиз, подбирать
дополнительные элементы, украшения.
«Летний пейзаж»: коллективная работа (закрепление полученных навыков).
Умение работать в коллективе, составлять красивую композицию. Рисование
эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор необходимого материала. Подготовка
основы для работы.
Раздел 6. «Итоговое занятие». (2 часа)
Теоретическая часть: занимательная викторина по всем разделам первого
года программы.
Практическая часть: организация выставки творческих работ воспитанников.
Всего часов: 144.

3.4. Содержание учебного плана второго года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теоретическая часть:
Знакомство с новыми детьми. Цели и задачи обучения. Условия безопасной
работы. План работы на год. Организация рабочего места. Инструменты и
материалы.
Практическая часть:
Творческая композиция «Фантазия Умелочек»
Раздел 2. «Мы не новички». (2 часа)
Теоретическая часть:
Вспомнить навыки и умения, приобретённые за 1 год обучения
(инструменты, виды материалов, для чего предназначены техники)
Практическая часть:
задание - творческий выбор изготовления элементов в разных техниках
(применение полученных знаний).
Раздел 3. «Волшебная изонить». (34 часа)
Теоретическая часть:
История возникновения техники (материал, инструменты). Основы техники
изонити: заполнение угла, заполнение окружности, комбинирование углов и
кругов, заполнение овала, квадрата, «сердца», разметка, Создавать
многослойную работу.
Практическая часть:
«Интересное рядом»: умение выбирать инструменты для работы, материал,
цветовую гамму исполнения.
13

«Солнечный луч», «Воздушные шарики»: заполнение угла, заполнение
окружности, выбор основы и цветовой гаммы работы.
«Осенние листья»: комбинирование углов и кругов, выбор основы и
цветовой гаммы работы.
«Сердечко в рамке»: (подарок маме)заполнение овала, квадрата, «сердца»,
выбор основы и цветовой гаммы работы.
«Насекомые»: самостоятельно делать эскиз и разметку работы, применять
полученные навыки, выбор основы и цветовой гаммы работы.
«Рыбки в аквариуме»: создание многослойной работы в технике изонить,
выбор основы и цветовой гаммы работы.
«Осенний пейзаж»: (коллективная работа, закрепление полученных
навыков). Умение работать в коллективе, составлять красивую композицию.
Рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор необходимого материала.
Подготовка основы для работы. Смешанная техника (изонить,
аппликация, пуговицы, бусины)
Раздел 4. «Удивительные лоскуты и ленты». (30 часов)
Теоретическая часть: Разновидности техники пэчворк (крейзи-пэчворк,
японский, вязаный, квилтинг), знакомство с основными стежками ленточной
вышивки (французский узелок, роза, листик), техника канзаши.
Практическая часть:
«Лоскутная техника (пэчворк)»: умение сочетать детали, сметывание
ручным швом, выбор основы и цветовой гаммы работы.
«Прихватка из квадратов»: умение самостоятельно сочетать цвета,
соединять в определённой последовательности, выбор основы и цветовой
гаммы работы.
«Ленточная вышивка»: умение работать с основными стежками
(французский узелок, роза, листик), выбор основы и цветовой гаммы работы.
«Морозные узоры»: вышивка на салфетке, перенос эскиза на ткань,
сочетание цветов, выбор основы и цветовой гаммы работы.
«Техника канзаши»: применение основных элементов техники в творческих
работах, выбор материала и цветовой гаммы.
«Украшения для волос»: применение полученных навыков работы в
технике канзаши, выбор изделия, материала и цветовой гаммы.
«Зимняя сказка»: (коллективная работа с применением пэчворк, ленточной
вышивки, бисер), Умение работать в коллективе, составлять красивую
композицию. Рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор
необходимого материала.
Раздел 5. «Бисерная фантазия». (36 часов)
Теоретическая часть: вспомнить виды бисера, плетения, инструменты и
безопасность при работе), техника крепления застёжек. Новые техники:
«кирпичный стежок», «петельное плетение», «ажурное плетение + бусины»,
«ндебеле», плетение на проволоке. Чтение схем.
14

Практическая часть:
«Что знаем, что умеем»: задание - творческий выбор изготовления
элементов в разных техниках (применение полученных знаний), сочетание
цветов, выбор основы и цветовой гаммы работы.
«Брелок» (подарок): техника «кирпичный стежок» - чтение схемы,
рисование эскиза, выбор материала, инструментов, цветовой гаммы.
Кулон «Цветок»: техника «петельное плетение» - чтение схемы, рисование
эскиза, выбор материала, инструментов, цветовой гаммы.
Колье «Нежность»: техника «ажурное плетение + бусины» - чтение схемы,
рисование эскиза, выбор материала, инструментов, цветовой гаммы.
«Весенние листочки»: техника «ндебеле» - чтение схемы, рисование эскиза,
выбор материала, инструментов, цветовой гаммы.
«Птицы», «Дерево»: плетение на проволоке - чтение схемы, рисование
эскиза, выбор материала, инструментов, цветовой гаммы.
«Весенняя роща»: (коллективная работа с применением новых техник
бисероплетения). Умение работать в коллективе, составлять красивую
композицию. Рисование эскиза, выбор цветовой гаммы, подбор
необходимого материала.
Раздел 6. «Вязание». (32 часа)
Теоретическая часть: знакомство с материалами (виды спиц, пряжа,
маркировка, базовые элементы, безопасность при работе), знакомство с
узорами ( платочная вязка, «рисовый узор», простая коса), Работа по схеме,
цветное вязание.
Практическая часть:
«Вязание спицами»: выбор спиц и пряжи (упражнение вязания), вязание
резинки 1/1,чтение схемы узора.
«Разноцветье узоров» (вязание палантина): узоры( платочная вязка,
«рисовый узор», простая коса), выбор спиц, пряжи, сочетание цветов в
изделии.
«Сумка для обуви»: применение разных техник вязания и связывание
деталей, рисование эскиза изделия, выбор материала и спиц, дополнительных
элементов (украшений).
«Декоративная подушка»: работа по схеме, цветное вязание, умение
пользоваться спицами, подбирать соответствующую толщину пряжи, ниток.
Умение связывать спицами детали изделия.
«Грелка на кружку»: узор «Коса» и другие узоры на выбор (применение
полученных навыков), выбор пряжи, цветовой гаммы, . спиц для вязки
изделия.

15

Раздел 7. «Шопер». (6 часов)
Теоретическая часть: беседа о том, чему научились за 2 года , обсуждение
нарисованных эскизов.
Практическая часть: применение полученных навыков, полученных за 2
года обучения (умение делать эскиз, выкройку, читать схему , выбирать
необходимый материал и инструменты).
Раздел 8. «Итоговое занятие». (2 часа)
Теоретическая часть: занимательная викторина по всем разделам второго
года программы.
Практическая часть: организация выставки творческих работ воспитанников.
Всего часов: 144 часа.
Педагог оставляет за собой право вносить дополнения и изменения в программу.

4. Планируемые результаты.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы
«Умелочка» и методы отслеживания результативности.
При освоении программы «Умелочка» отслеживаются три вида
результатов: предметные, метапредметные и личностные, что позволяет
определить динамическую картину творческого развития обучающихся.
В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные
с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний,
умений и навыков обучающиеся овладевают на уровне:
– актуального развития (репродуктивная деятельность, хорошо освоенная и
выполняемая практически автоматически);
– зоны ближайшего развития («перспективные действия» – находящиеся
еще в стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития
обучающихся в области декоративно-прикладного творчества).
Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и
персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий,
игровых мероприятий, участия в районных, областных конкурсах
декоративно-прикладного творчества. Итоговые работы выполняются детьми
в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце учебного года.
Способы определения результатов и формы промежуточного и итогового
контроля, адекватные заявленному содержанию программы и возрасту
обучающихся.

16

Предметные
г.о.
1-й г.о. – знает правила техники

2-й г.о.

безопасности и личной гигиены
при работе различными
материалами и при
изготовлении изделий;
– владеет азами специальной
терминологии;
– знает назначения основных
материалов и инструментов,
приспособлений и умеет
применять их в своей
деятельности;
– имеет представление о видах
творческой деятельности и
постигает их выразительные
возможности;
– может составить простую
композицию по образцу, с
дополнительными элементами
или самостоятельно;
- владеет элементарными
навыками работы с иголкой,
нитками, лентами, крючком,
спицами, пряжей и тканью для
изготовления и
конструирования поделок.
– имеет представление о
материалах и элементарных
техниках, применяемых при
работе с различными
материалами;
– умеет безопасно
использовать специальные
инструменты;
– имеет представление о видах
творческой деятельности и
постигает их выразительные
возможности;
- умеет пользоваться
разнообразными
выразительными средствами –
цветом, линией, объёмом,
композицией, ритмом;
– может составить несложную
композицию по образцу, с
дополнительными элементами
или самостоятельно

Метапредметные

Личностные

– умеет выбирать целевые
установки для своих
действий и поступков;
– различает изученные виды
декоративно-прикладного
творчества, представляет их
роль в жизни человека
– выполняет изделие по
образцу, по памяти, по
представлению;
– умеет составлять
несложные композиции;
– работает по
предложенному педагогом
плану, сам частично
планирует свою работу;
– участвует в выставках в
группе, в учебном заведении

– имеет внутреннюю позицию
на уровне положительного
отношения к обучению;
– умеет выражать своё
отношение к окружающей
действительности;
– имеет социальнопсихологическое чувство
удовлетворения от изделия,
сделанного своими руками;
- имеет учебно-познавательный
интерес к новому предметному
материалу и способам решения
частной задачи

– умеет рационально
организовать рабочее место;
- создаёт эскиз композиции,
изделия с помощью
педагога;
- знает первоэлементы языка
пластических искусств,
основы понимания их связи
с окружающей жизнью;
–понимает, что творчество это неотъемлемая часть
культуры;
- понимает эмоциональную
связь творчества с миром
своих личных наблюдений,
переживаний, раздумий;
- умеет творчески подходить
к выполнению задания;
– участвует в выставках и
конкурсах районного,
областного уровня;
-

- имеет учебно-познавательный
интерес к новому предметному
материалу и способам решения
частной задачи;
- аккуратно и ответственно
выполняет работу и умеет
общаться со сверстниками;
– имеет социально психологическое чувство
удовлетворения от изделия,
сделанного своими руками;
- имеет коммуникативные
навыки;
– умеет выполнять в
коллективе различные
социальные роли

17

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
1.1.

1

Дата Время

Форма занятия

Тема занятия

Форма контроля

1.Вводное занятие

опрос; выполнение
творческих заданий

Кол-во
часов

№
п/п

Календарный учебный график первого года обучения

беседа;
практическая работа

2

2. «Волшебная нить и разноцветье пуговиц»
2

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций
практическая работа

2

История
возникновения
нити

опрос
выполнение творческих
заданий

3

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций
практическая работа
беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

«Ниточка –
иголочка»

опрос
выполнение творческих
заданий
опрос
выполнение творческих
заданий

6

практическая работа

2

7

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций
практическая работа
беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

«Разноцветье
пуговиц»

2

«Умелые руки»

9

практическая работа

2

10

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

11

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

12

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

13

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

14

практическая работа

2

4
5

8

2
2

«Чудесные
зверюшки»

«Цветочная
полянка»

«Нашим любимым
бабушке и
дедушке»

опрос
выполнение творческих
заданий
опрос
выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

опрос
выполнение учебных и
творческих заданий

18

15

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

16

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

17

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

18

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

«Самым дорогим»

Опрос

3. «Удивительные лоскуты и ленты»
19

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций
практическая работа

2

Интересное рядом.
Путь текстиля
сквозь века.

опрос
выполнение творческих
заданий

20

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

«Веселая мозаика»

опрос

21

практическая работа

2

22

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

23

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

24

практическая работа

2

25

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

26

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

27

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

28

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций
практическая работа

2

«Чудо-ленты»

опрос,
выполнение учебных и
творческих заданий

29

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

«Веселая закладка»

опрос

30

практическая работа

2

31

беседа; просмотр

2

«Фантазеры»

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

«Фантазия и
лоскуты»

«Новогодняя
игрушка»

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

19

слайдов, иллюстраций
32

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

33

практическая работа

2

34

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

35

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

36

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

«Зимний пейзаж»

4. Бисероплетение
37

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций
практическая работа

2

История традиций
и современность

опрос,
выполнение учебных и
творческих заданий

38

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

«Цепочка за
цепочкой»

опрос

39

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

40

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

41

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

42

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

43

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

44

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

45

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

46

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

47

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

«Полезные
брелочки»

«Чудная
бижутерия»

опрос

опрос

20

48

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

49

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

50

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

51

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

52

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

53

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

54

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

«Насекомые и
животные из
бисера»

«Лесная полянка»

опрос

опрос

5. Вязание
беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций
практическая работа
беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций
практическая работа

2

. История вязания
крючком.

2

57

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

«Ажурная
дорожка»
(интересные
рисунки)
«Чудо-коврик»

58

практическая работа

2

59

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

60

практическая работа

2

61

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

62

практическая работа

2

63

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

64

практическая работа

2

55

56

«Ажурный цветок»

«Разноцветные
квадраты»

«Чехол
телефона»

для

опрос
выполнение учебных и
творческих заданий
опрос
выполнение учебных и
творческих заданий
опрос
выполнение учебных и
творческих заданий
опрос
выполнение учебных и
творческих заданий
опрос
выполнение учебных и
творческих заданий
опрос
выполнение учебных и
творческих заданий
21

65

практическая работа

2

66

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

67

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

68

практическая работа

2

69

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

70

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

71

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

72

беседа; викторина,
просмотр слайдов,
иллюстраций

Дата Время

опрос
выполнение учебных заданий

144

Календарный учебный график второго года обучения
Форма занятия

Тема занятия

Форма контроля

Кол-во
часов

№
п/п

«Летний пейзаж»

6. Итоговое
занятие

Итого:

1.2.

«Сумочка для
модницы»

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

1

беседа;
практическая работа

2

1.Вводное занятие

опрос; выполнение
творческих заданий

2

беседа; викторина,
практическая работа

2

2.«Мы не
новички»

опрос
выполнение учебных
заданий

2.

«Волшебная изонить»

3

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций,
практическая работа

2

«Интересное
рядом»

опрос; выполнение
творческих заданий

4

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

«Солнечный луч»
«Воздушные

опрос

22

шарики»
5

практическая работа

2

6

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

7

практическая работа

2

8

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

9

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

10

практическая работа

2

11

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

12

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

13

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

14

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

15

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

16

практическая работа

2

17

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

18

«Осенние листья»

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

«Сердечко в рамке»

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

«Насекомые»

«Рыбки в
аквариуме»

«Осенний пейзаж»

2

выполнение учебных и
творческих заданий

2

выполнение учебных и
творческих заданий

практическая работа
19

практическая работа

опрос

4. «Удивительные лоскуты и ленты»
20

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

21

практическая работа

2

22

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

«Лоскутная
техника (пэчворк)»

опрос
выполнение учебных и
творческих заданий

«Прихватка из
квадратов»

опрос

23

23

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

24

практическая работа

2

25

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

26

практическая работа

2

27

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

28

практическая работа

2

29

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций,
практическая работа
беседа; просмотр
слайдов, изделий,
иллюстраций

2

Техника канзаши

2

Брошь, заколка,
бантик на резинке в
технике канзаши

30

31

«Ленточная
вышивка»

«Морозные узоры»

выполнение учебных и
творческих заданий
опрос
выполнение учебных и
творческих заданий
опрос, выполнение учебных
и творческих заданий
опрос
выполнение учебных и
творческих заданий

2
практическая работа

32

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

«Зимняя сказка»

опрос

33

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

34

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

5. Бисероплетение
«Бисерная фантазия»
35

игра, беседа;
просмотр слайдов,
иллюстраций

36

2

«Что знаем, что
умеем»

2

опрос
выполнение учебных и
творческих заданий
опрос

37

практическая работа
беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

38

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

39

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

Брелок «Звезда»,
«Сердечко»

24

40

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

41

практическая работа

2

42

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

43

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

44

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

45

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

46

практическая работа

2

47

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

48

практическая работа

2

49

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

50

Кулон «Цветок»

выполнение учебных и
творческих заданий
Колье «Нежность»

«Весенние
листочки»

«Птицы»
Дерево

опрос

опрос
выполнение учебных и
творческих заданий

«Весенняя роща»

опрос

2

выполнение учебных и
творческих заданий

2

выполнение учебных и
творческих заданий

2

выполнение учебных и
творческих заданий

практическая работа
52

опрос

выполнение учебных и
творческих заданий

практическая работа
51

опрос

практическая работа
6. Вязание
53

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

Вязание спицами

опрос

54

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

55

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

25

56

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

57

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

58

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

59

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

60

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

61

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

62

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

63

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

64

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

65

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

66

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

67

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

68

практическая работа

2

69

беседа; просмотр
слайдов, иллюстраций

2

70

практическая работа

2

выполнение учебных и
творческих заданий

2

выполнение учебных и
творческих заданий

71
72

практическая работа
беседа; викторина,
просмотр слайдов,
иллюстраций

2

«Разноцветье
узоров»
Палантин «Радуга»

Сумка для обуви

«Декоративная
подушка»

«Грелка на
кружку»

опрос

опрос

опрос

опрос
выполнение учебных и
творческих заданий

7. Шоппер

8. Итоговое
занятие

опрос

опрос,
выполнение учебных
заданий

26

Итого:

144

2. Условия реализации программы
Результат реализации программы «Умелочка» во многом зависит от
подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного
оборудования.
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
Материально- техническое обеспечение:
1. Уголок техники безопасности.
2. 6-8 ученических столов.
3. Стол педагога с образцами изделий.
4. Доска для зарисовки эскизов.
5. Стенд с репродукциями, стенд сменный для детских работ.
6. Шкаф, полки для объёмных экспонатов.
7. Предметный стол.
8. Лоскуты ткани..
9. Графические материалы: карандаш, мелок.
10. Ножницы, канцелярские ножи, линейки, циркули.
11. Клей: ПВА, резиновый, «Момент», «Мастер» («Титан»).
12. Для реализации электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в
Интернет, соответствующего программного обеспечения.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям
и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Особое внимание следует уделить рабочему месту учащегося. На рабочих
местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни
искусственной освещённости люминесцентными лампами при общем
освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп
накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Оформление кабинета должно нести обучающую, развивающую,
воспитательную, информационную нагрузку.
Методическое оснащение:
− методические плакаты;
− стенды с образцами материалов, инструментов;
− справочно-информационная литература, комплекты журналов, картотека с
эскизами-образцами для первых учебных работ и с вариантами эскизов по
каждому из заданий;.
− образцы народного декоративно-прикладного творчества, авторские
работы педагога;
27

− фонд компьютерных альбомов-презентаций по декоративно-прикладному
творчеству;
− раздаточный материал (шаблоны, схемы, эскизы, образцы).
− образовательные онлайн – платформы; цифровые образовательные
ресурсы: Просвещение, Культура.РФ, Библиотекарь.ру, Россия–Моя история;
социальные сети (группы «Дом Творческого развития»); электронная почта.
Кадровое обеспечение.
Успешно реализовать данную программу может педагог дополнительного
образования, имеющий специальные умения и навыки и активно
использующий средства ИКТ в профессиональной педагогической и учебной
деятельности.
3. Формы аттестации/контроля
При реализации программы используется несколько видов контроля:
− входящий контроль – проверка знаний, умений и навыков ДПТ,
собеседование в начале года для определения уровня развития
обучающихся;
− текущий контроль – проходит на каждом занятии. Педагог следит за
правильностью усвоения нового материала (наблюдения, микро-опроса и
т.д.);
− комплексный контроль – проходит после изучения каждого модуля
программы (тестирование, конкурс, викторина);
− викторины на знание теории в конце каждого полугодия;
− итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для выявления
уровня полученных знаний и умений, приобретенных в учебном году
(викторины, конкурсы).
− педагогическая диагностика основных качеств умственного развития
обучающихся по ДПТ (по Венгеру) по итогам каждого полугодия
(Приложение 1.1);
− оценка умений и навыков технологических приёмов в декоративноприкладном творчестве по итогам каждого полугодия (Приложение 1.2);
Система отслеживания и оценивания результатов обучения также
проходит через участие обучающихся в выставках, конкурсах, фестивалях,
массовых мероприятиях. Выставочная деятельность является важным
итоговым этапом занятий.
Выставки проводятся в конце занятия или темы с целью обсуждения;
постоянные сменяемые выставки в кабинете, где проходят занятия;
тематические – по темам конкурсов; итоговые – в конце года выставка
работ обучающихся с участием родителей.
4. Оценочные материалы
Размещаются в приложении: тесты, диагностические методики, анкеты,
соответствующие профилю программы и возрасту учащихся (Приложение 1).
5. Методические материалы.
28

Перечисление методов обучения.
Методы обучения:
1) по источнику передачи и восприятия информации:
- словесный: рассказ, беседа, лекция;
- наглядный: иллюстрация, наглядный материал, образцы и т.п.;
- практический: показ, постановка опытов;
2) по характеру деятельности:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, лекция, фильм,
карточки и т.п.);
- проблемный (постановка проблемных вопросов, создание
проблемных ситуаций);
- проектный метод (разработка проектов, создание творческих работ);
- метод игры (игры дидактические, развивающие, ролевые, деловые).
Перечисление технологий обучения.
Основу программы составляют такие технологии, как:

педагогические
технологии
на
основе
личностной
образовательного процесса: педагогика сотрудничества;

педагогические технологии на основе эффективности управления
и организации образовательного процесса: групповые технологии;

технологии индивидуального обучения;

педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

проблемное обучение.
Реализации этих технологий помогают следующие организационные
формы: теоретические и практические занятия (групповые и коллективные),
игры, беседы.
Описание форм учебных занятий.
Формы организации образовательного процесса: групповая и
индивидуальная. Формы организации занятия: открытое занятие,
практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия, игра, выставки.
Описание алгоритма учебного занятия

Блоки

Этапы

Этап учебного
занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

29

Мотивационный

1

2

3

Основной

4

5

6

Организационный

Подготовка детей к
работе на занятии.

Организация начала
занятия, создание
психологического настроя
на учебную деятельность и
активизация внимания.

Проверочный

Установление
правильности и
осознанности
выполнения домашнего
задания (если таковое
было), выявление
пробелов и их
коррекция.

Проверка домашнего
задания (творческого,
практического), проверка
усвоения знаний
предыдущего занятия.

Сообщение темы, цели
учебного занятия и
Подготовительный Обеспечение мотивациии
мотивация учебной
(подготовка к
принятие детьми цели
деятельности детей
новому
учебно-познавательной
(например, познавательная
содержанию)
деятельности.
задача, загадка - вопрос,
сюжетная игра).
Обеспечение
Использование заданий и
восприятия, осмысления
Усвоение новых
вопросов, которые
и первичного
знаний и способов
активизируют
запоминания связей и
действий
познавательную
отношений в объекте
деятельность детей.
изучения.
Установление
правильности и
Применение пробных
Первичная
осознанности усвоения
практических заданий,
проверка
нового учебного
которые сочетаются с
понимания
материала, выявление
объяснением
изученного
ошибочных или
соответствующих правил
спорных представленийи
или обоснованием.
их коррекция.
Применение творческих
Закрепление новых Обеспечение усвоения
заданий, которые
знаний, способов новых знаний, способов
выполняются
действий и их
действий и их
самостоятельно
применение
применения.
детьми.

7

Обобщение и
систематизация
знаний

8

Контрольный

Формирование
Использование бесед,
целостного
практических и
представления знанийпо
самостоятельных заданий.
теме.
Использование тестовых
Выявление качества и
заданий, устного
уровня овладения
(письменного) опроса, а
знаниями, самоконтроль также заданий различного
и коррекция знаний и
уровня сложности
способов действий.
(репродуктивного,
творческого).
30

Заключительный

9

10

Итоговый

Рефлексивный

Анализ и оценка
успешности достижения
Педагог совместно с детьми
цели, определение
подводит итогзанятия.
перспективы
последующей работы.

Мобилизация детей на
самооценку.

Самооценка детьми своей
работоспособности,
психологического
состояния, причин
некачественной работы,
результативности работы,
содержания и полезности
учебной работы.

Образовательный процесс включает в себя различные методы
обучения:
−
репродуктивный (воспроизводящий);
−
иллюстративный
(объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного материала);
−
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения);
−
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы её решения).
На занятиях объединения применяются различные педагогические
технологии:
1)
Методика развивающего обучения на начальном этапе (умение
правильно подобрать материал и инструменты для работы, в одной работе
совмещать различные техники творчества и т.п.);
2)
Игровые технологии ( игры - задания);
3)
Методика КТД при выполнении коллективных панно в различных
техниках исполнения (используются групповые, индивидуально-групповые
формы работы);
4)
Элементы ТРИЗ - технологии при выполнении творческих
упражнений и работ.
В процессе реализации программы проводятся беседы с просмотром
демонстрационного материала, дидактического материала: раздаточных и
вспомогательных материалов, карточек, шаблонов и трафаретов.
Применяются наглядные материалы: таблицы, схемы, плакаты, картины,
фотографии. Также используются электронные и мульти – медиа - ресурсы:
видеозаписи, презентации и слайды, видеофильмы, иллюстративного
материала. Всё вышеперечисленное позволяет расширить знания детей о
31

видах и жанрах изобразительного искусства, об истории традиционных
народных ремёсел; о техниках и приёмах изобразительной и
конструкторской деятельности; организации рабочего места и технике
безопасности.
Теоретические знания подкрепляются практическим освоением тем:
изображением на плоскости и в объёме, декоративно -прикладным
творчеством, конструированием, создание работ из пластилина и глины.
Используется методическая продукция (разработки и сценарии игр,
экскурсий, рекомендации по проведению практических занятий).
В процессе обучения в творческом объединении практикуется
регулярное прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Также в программе отведено время для участия детей в районных и
областных конкурсах декоративно - прикладного творчества, организации
выставок и подготовки к праздникам (изготовление сувениров).

6.

Список литературы

1. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков: Учебное
пособие М. 2020;
2. Белорусова С.В. Методы создания благоприятного психологического
климата на учебном занятии / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
/http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-1.htm ;
3. Давыдова Т.В. Большая энциклопедия поделок, М. 2020
4. Горячева Е.В. Рукоделие в школе: практический курс, Санкт - Пет.2018
5. Слижен О.В. Вязание спицами для детей: от азов к мастерству,М. 2019
6. Корябина Л.В. Школа вязания спицами для детей, Екатеринбург - 2018
7. Каминская Е.А. Вязание крючком: первые шаги, М. - 2020
8. Ращупкина С.Ю. Лоскутное шитье для начинающих, М. - 2018
32

9. Муханова И.Н. Весёлый пэчворк: шьём с детьми, Казань - 2020
10. Грушина Л.В. Изонить: волшебство нитяных узоров, М. - 2019
11. Шмидт Е.А. Нитяная графика для детей, Воронеж - 2017
12. Ткачёва Е.Г. Бисер для детей: уроки труда в школе, М. - 2018
13. Белякова О.В. Волшебный бисер: плетём вместе с детьми, Санкт Петербург - 2021
14. Зайцева А.А. Поделки из ниток: от простого к сложному, М. - 2020
15. Лыкова И.А. Нитяные фантазии:учимся делать подарки своими
руками, М. - 2019

33

7. Приложение
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Умелочка»

Приложение № 1-1
Таблица 1 .Таблица результатов усвоения учебного материала.
Цель: оценка уровня и роста объема знаний, умений, навыков обучающихся
на занятиях творческого объединения.
Метод: наблюдение педагога.
Ф
И

Владение
инструм.

Знания
по
истории
ремесла

Планиров.
трудовых
действий

Подбор
материАла

н

н

н

н

п

к

п

к

п

к

п

к

Раскрой
материала

Цвет и
композиция

Приемы
декоратив.
обработки
кожи

Результат

н

н

Н

н

п

к

п

К

п

к

п

Критерии показателей усвоения учебного материала:
1 балл слабо владеет инструментом, техникой обработки кожи, цветом
и
композицией.
2 балла - умеет пользоваться инструментом, различной техникой
обработки кожи, имеет представление о цвете и композиции.
3 балла - свободно владеет инструментом, правильно подбирает цвет, и
составляет композиции.
Анализ результативности критериев оценки
умений и навыков технологических приёмов
в декоративно-прикладном творчестве (по 3 – балльной шкале)
Баллы

0-10
Низкий
уровень

Критерии

Ан
ал
из

Слабо владеет инструментом, не отличает кожу от заменителя, не умеет
планировать трудовые действия, раскрой деталей проводит не экономно,
не владеет цветом и композицией, творческие работы
неаккуратные, нет желания проявить фантазию, выполняет работу без
инициативы и неаккуратно.
34

к

Умеет пользоваться инструментом, правильно распределяет трудовые
действия для выполнения работы, подбирает материал по качеству и
уровень
структуре, имеет представление о цвете и композиции, выполняет работу
аккуратно, по образцу или эскизу, не умеет проявить фантазию,
самостоятельность.
18-21
Свободно владеет набором инструментов, правильно подбирает цвет,
Высокий соблюдает композиционные пропорции, при выполнении работы
уровень
пользуется разными приёмами декоративной обработки кожи, хорошо
разбирается в свойствах материалов, грамотно применяет их к разным
видам творчества, грамотно подбирает нужный для работы материал,
правильно применяет полученные знания по истории ремесла, проявляет
самостоятельность
и фантазию, выполняет работу заинтересовано и аккуратно.
11-17
Средний

Обработанные данные позволяют выразить предметный результат усвоения
программы «Умелочка» графически на каждого обучающего, так и всей
группы (по начальной, промежуточной и конечной диагностике).
Приложение № 1-2
Таблица 2. Таблица результатов развития личностных качеств обучающихся
творческого объединения «Умелочка»
Цель:
оценка влияния занятия, данным видом творчества на развитие личностных
качеств обучающихся.
Метод:
наблюдение педагога и детей.
Трудолюбие

Ф.И.

Настойчивость

Любознательность

Аккуратность

Результат
в баллах

Общая оценка

Оценка детей

Оценка педагога

самооценка

Общая оценка

Оценка детей

Оценка педагога

Самооценка

Общая оценка

Оценка детей

Оценка педагога

самооценка

Общая оценка

Оценка детей

Оценка педагога

самооценка

Сентябрь (январь, май)

Таблица 3. Сводная ведомость результатов развития личностных качеств
обучающихся объединения «Умелочка»
№

Ф. И.

Сентябрь

Январь

Май

Сводная ведомость позволяет выразить результаты обработки критериев
развития личностных качеств обучающихся в творческом объединении графически, что наглядно позволяет увидеть динамику развития личностных
результатов.
Критерии и уровневые показатели личностных качеств.
35

1 балл - уклоняется от работы или плохо выполняет, не стремиться узнать что-то новое,
небрежность в работе.
2 балла - охотно берется за любую работу, доводит задуманную работу до конца,
интересуется новыми знаниями, аккуратен в работе.
3 балла - ищет сам новые варианты в работе, всегда добивается хорошего результата,
следит за порядком, интересуется новыми разработками в области данного вида
рукоделия.

Анализ результатов развития личностных качеств обучающихся
творческого объединения «Умелочка»
Баллы

Критерии

Низкий
уровень
1-10 балла

Больше всего занят собой, своими чувствами, своими проблемами;
избегает самостоятельного решения поставленной задачи. Делает
поспешные, необоснованные выводы о других людях;
пытается навязывать свою волю группе; окружающие в его
присутствии чувствуют себя скованно, отсутствует любовь к
людям. Не проявляет старательность, работу не доводит до конца,
присутствует больше как наблюдатель, берется за работу с
желанием, но не доводит работу до конца, присутствует ради
общения, изредка проявляет старательность, чтобы избежать
осуждения.
В выполнении задачи проявляет малую личную инициативу,
не высказывает оригинальных идей, не берет на себя функции
руководителя, не всегда помогает своим товарищам и мало
содействует достижению общей цели, участвует в творческой
работе, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и
умений, может работать с интересом, особенно если хочет
выделиться перед другими
Имеет большой творческий потенциал; в его присутствии все
чувствуют себя свободно, не уклоняется от непосредственного
решения сложной задачи, активно участвует в коллективной
работе, может возглавить творческую группу, любую работу
выполняет старательно и добросовестно, до конца, считает, что
иначе нельзя. Ответственно подходит к любой работе, проявляет
фантазию при выполнении изделия.
Активное, творческое отношение к работе.

Средний
уровень
11-20
баллов

Высокий
уровень
21 и выше
баллов

Анализ

Приложение № 2-1
Модель беседы «Шаги творчества»
Цель: развитие навыков творчества и креативного мышления при
выполнении эксклюзивного изделия по данному модулю в процессе поиска
решения поставленной проблемы.
Методы: метод проблемного обучения
- создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
-самостоятельный поиск ответа обучающегося на поставленную проблему;
- поиск ответов с использованием «опор» (опорных схем);
36

1. Сообщение по разделу и теме календарно-тематического плана.
2. Шаг 1 – сформулируем проблему.
На доске или листе ватмана рисуем таблицу:
Что есть

Почему это
устраивает

не

Что нужно

Воспитанники вместе с педагогом заполняют таблицу. В итоговой графе
«Что нужно» появляются основные параметры для формулирования
проблемы. Для облегчения подчеркиваем ключевые слова в формулировке
проблемы.
3. Шаг 2 – проанализируем «свой» опыт, попробуем решить проблему
в рамках этого опыта.
Все вместе заполняем следующую таблицу (мозговая атака):
Известный опыт

Формулировка проблемы
Идеи по
усовершенствованию

Решена ли проблема?

В процессе работы воспитанники приходят к выводу, что известными
способами проблему решить нельзя, так как предложенные идеи не
«перекрывают» проблему целиком.
4.
Шаг 3 – предлагаем новые, неизвестные способы решения
проблемы. Можно разделиться на несколько групп для поиска идеи решения
проблемы. Результаты работы групп представляются в качестве рисунков,
схем, таблиц, эскизов.
5.
Шаг 4 –истинность идеи и ее осуществление. Педагог объясняет,
что проделанная группами работа связана с четвертым Шагом творчества,
когда конструктор или изобретатель разрабатывает свою идею, т. е.
проверяет истинность и осуществляет. Причем этап осуществления идеи
может быть достаточно коротким, и очень длительным.
После завершения работы групп педагог развешивает рисунки, схемы,
таблицы, эскизы, выполненные воспитанниками при работе с каждым
Шагом. Затем группа вспоминает все этапы работы. Это Шаги Творчества.
Приложение № 2-2
Индивидуальный образовательный маршрут развития воспитанников с
потенциальной творческой одаренностью объединения «Умелочка»
Цель: выявление и педагогическая поддержка детей
потенциальной творческой способностью (одаренностью)
объединения
«Кожаная

с явной и
на занятиях
пластика»

37

Схема индивидуального образовательного маршрута развития (далее МР)
воспитанника творческого объединения «Умелочка»

МР





Пояснительная записка
Особенности развития воспитанника
Описание его способностей и потенциальных возможностей
Особенности организации образовательного процесса
Ожидаемые результаты
Карта результативности первого года
обучения
Форма и способы отслеживания результативности образовательного
процесса

Форма составления индивидуального образовательного МР для воспитанников
с особыми потенциальными способностями

Для индивидуальной работы с воспитанниками творческого объединения
«Кожаная пластика», имеющих особый потенциал способностей к данному
виду творчества, разработан индивидуальный образовательный маршрут
развития (МР). По окончанию первого года обучения выявляются
воспитанники с наиболее высокими показателями диагностических данных и
анализа продукта деятельности (Приложения №1-1, 1-2).
Выявление детей с высоким потенциалом, связано с оказанием им
помощи и поддержки, создания условий для личностного роста детей в
творческом объединении «Кожаная пластика». Выявить как можно больше
воспитанников с таким творческим потенциалом и обеспечить им
благоприятные условия для совершенствования и самореализации в данном
виде творчества. На основании диагностических данных педагог дает
описание его способностей и потенциальных творческих возможностей.
Сравнение и анализ результатов диагностики дает возможность планировать
перспективы саморазвития воспитанника и высоких достижений в своем
творчестве и креативном мышлении.
Формы и способы отслеживания результативности образовательного
процесса в приложении №1-1, 1-2.
38

Форма индивидуального образовательного маршрута развития (МР)
разработана для воспитанников творческого объединения «Умелочка»,
рассчитана на 2 года и состоит из 2-х этапов:
1 этап – становление (оптант), срок 1 год, первый год обучения;
2 этап – развитие (адент), срок 1 год, второй год обучения;
Совместное планирование МР создает условия для формирования
внутренней мотивации деятельности и достижения личностных результатов,
повышения самооценки

МР

воспитанника

1 этап – становление (оптант), выявление воспитанников с высоким потенциалом
(заполняется в мае месяце, первый год обучения)
срок реализации 1 год – первый год обучения Ф. И. воспитанника, возраст: диагностика
и анализ (приложения1-1,1-2,1-3,1-4);личные наблюдения педагога; участие и победы на
конкурсах прикладного творчества
Уровень

Название
мероприятия

Статус

Награда

2 этап – развитие (адент)
срок реализации 1 год – второй год обучения
Модуль, тема
Задачи
Ожидаемые результаты и фактические
Ф.И.
достижения
Уровень
Название
Статус Награда
мероприятия

Приложение № 2-3
Список литературы
1.Индивидуально познавательные маршруты как способ развития личности
ребенка в условиях УДОД// Дополнительное образование и воспитание.2006.- № 11. - с. 23
2.Лойко И. А.Модель развития творческой индивидуальности обучающихся
ОЭР // Дополнительное образование и воспитание.- 2009.- № 3. - с. 22
3. Кириенко Т. Система работы с одарёнными детьми. // Дополнительное
образование и воспитание.- 2011. -№ 9. - с. 19

39

4. Корелова В. И. Концепция «Одаренные дети». // П. - 2012 г. – с. 20
5.Липина С. А.Проект "Индивидуальный образовательный маршрут для
детей с хореографической одаренностью" //Дополнительное образование и
воспитание.- Общепедагогичекие технологии.

Приложение № 3-1
Методические рекомендации по обеспечению здоровье сбережения
воспитанников на занятиях объединении «Умелочка»
 Знание основ безопасности своей деятельности и правил поведения в
общественных местах.
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
 Соблюдение правил обращения с колющими и режущими
инструментами.
 Соблюдение правил техники безопасности при работе с электроплитой,
свечой, клеем.
 Организация образовательного процесса с учётом его влияния на
здоровье воспитанника и педагога.
 Оптимальный расчёт учебной нагрузки для каждого ребёнка с учётом
его индивидуальных психофизических особенностей.
 Проведение физкультминуток, упражнений для кистей рук,
позвоночника.
 Проведение гимнастики для глаз.
Приложение № 3-2
Правила поведения в объединении «Умелочка»
и техника безопасности при работе с инструментами и оборудованием
для выполнения творческих работ.
1.
Строго соблюдать и выполнять инструкции педагога.
2.
Ношение и хранение режущего и колющего инструмента обязательно в
зачехлённом виде,
3.
Нельзя делать резких движений рукой с режущим и колющим
инструментом — можно поранить сидящего рядом товарища.
4.
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их
можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
5.
Применять инструмент только по назначению.
6.
Заточку инструмента производит педагог - руководитель объединения
или специально подготовленный человек.
40

7.
Рабочее место всегда должно содержаться в чистоте и образцовом
порядке, а инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы
удобно было их брать, не затрачивая времени на поиски.
8.
Вынос инструмента из рабочего кабинета запрещён. Соблюдать
требования пожарной безопасности, помещение должно быть оборудовано
средствами тушения.
9.
В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к
педагогу. Педагог обязан оказать первую помощь.

Приложение 3-3
Игры-разминки для проведения динамических пауз.
Цель: Активизировать двигательную активность, снять напряжение с мышц,
поднять настроение.
Игра «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара смотрит влево, дети
поворачивают корпус влево, смотрит вправо, дети поворачивают корпус
вправо. Смотрит вверх, поднимают голову вверх. Смотрит вниз. Опускают
голову. Чуть присела на карниз, выполняют легкие полуприседания, а с него
свалилась вниз, резко приседают. Рекомендация: во время исполнения
движений, дети держат руки за спиной. Педагог следит за осанкой.
Игра «Веселые хлопушки». Пусть стоят на месте ножки Ля-ля-ля дети
выполняют повороты корпуса вправо и влево. Только хлопают ладошки Ляля-ля. Хлопай - (4 раза) выполняются ритмичные хлопки перед собой. Хлоп,
да хлоп перед собой. А теперь скорей похлопай (дети хлопают за спиной).
«Да погромче за спиной (3 раза) хлопай», хлопки перед собой снизу вверх
мягкими руками. Руки выше поднимай, ниже –(3 раза) хлопай, выполняются
хлопки сверху вниз, руки ниже опускай. А теперь качать руками (делают
плавные движения кистью перед собой) можно целых пять минут, отдыхайте
вместе с нами, руки тоже отдохнут. Рекомендация: дети выполняют
движения за педагогом. Хлопки руками выполняются на счет «раз», затем на
счет «два», затем на счет «три» и «четыре».
Игра «Кошка». Погладим ладошку, словно кошку нежно и ласково (гладить
воображаемую кошку). Погладим маленькую кошку, погладим большую
кошку. Положим на другую ладошку (тоже движение на другой руке). Кошка
рассердилась (сжать кулаки), выпустила когти, активным движением
распрямить все пальцы. Спрятала когти (сжать кулаки).
Игра «Снежок». Мягкий, беленький пушок, (присесть) и руками сгребаем
снежок, дружно собираем, лепим кругленький снежок встать, слепить
ладонями «снежок». И вперед бросаем выполнить бросок, выставив вперед
правую ногу. Рекомендация: педагог следит за ровной спиной воспитанников
во время приседаний, ладони рук прямые двигаются навстречу друг другу.
Когда лепят «снежок» ладони круглые, изображают форму снежка
41

.
Приложение №3-4
Гимнастика для глаз
Цель: Снять напряжение с мышц,
улучшение кровообращения,
активизировать двигательную активность других мышц глаз.
1. Упражнение для укрепления мышц век, улучшение
кровообращения и расслабления мышц глаз.
Выполняется сидя.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на такое же время.
2. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком
расстоянии.
Выполняется стоя.
Смотреть перед собой 2-3 секунды, затем, держа перед глазами на расстоянии
25-30 сантиметров указательный палец правой руки, смотреть на его конец 3-4
секунды. Опустить руку. Повторить упражнение 10-12 раз.
3. Упражнения,
укрепляющие
мышцы
глаз.
Выполняется стоя:
а) держать указательный палец правой руки на расстоянии 2530сантиметров от глаз;
б) смотреть на кончик пальца 3-5 секунд;
в) убрать ладонь, смотреть на кончик пальцаЗ-5 секунд. Опустить руку.
Повторить те же упражнения с левой рукой. На занятии после 25-30 минут
работы можно посоветовать такое простое упражнение: закрыть глаза и
посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.
1. Поморгай глазами (30 секунд).
2. Посмотри неподвижно в одну точку (30 секунд).
3. Посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны.
4. Переведи взгляд вверх, вниз, опять вверх, вниз. Отдохни и повтори
еще раз.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».