Содержание:
№ п/п
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность программы
1.2 Нормативные документы
1.3 Уровень освоения программы
1.4 Актуальность программы
1.5 Педагогическая целесообразность
1.6 Отличительные особенности программы
1.7 Адресат программы
1.8
1.9
1.10
1.11
Объём и сроки освоения программы
Формы обучения
Формы организации образовательного процесса
Режим занятий
2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.
Стр.
3
3
3
3
4
4
4
4
5
6
6
6
6
7
8
Учебный план
8
4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
17
1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
18
II.
3.2.
Содержание учебного плана
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.1 Календарный учебный график
2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
3.
5.
6.
6.
7.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
9
18
18
20
21
23
23
26
29
31
I.
1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
1.1. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Ассоциация 3D (Добровольцы добрых дел)»
имеет социально - гуманитарную направленность.
Данная программа предполагает включение детей в социально-значимую
деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию
инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
1.2. Нормативные документы. Программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29 декабря 2012 г.);
2. Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол №
10);
3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года);
4. Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019
г. № 467);
6. Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);
7. Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации
мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного
образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп);
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI.
«Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
10. Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»);
11. Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная
целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
12. Уставом МБУДО ДТР от 05.03.2019 №129-п
1.3.
Уровень
освоения
программы:
стартовый.
Программа,
модифицированная, разработана с учетом особенностей образовательного
учреждения, возраста и уровня подготовки детей.
1.4. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
вовлечение детей в добровольческую (волонтёрскую) деятельность – одно из
приоритетных направлений современной государственной молодёжной политики.
С 1 января 2025 года по поручению Президента России Владимира Путина
начал реализацию Национальный проект «Молодёжь и дети». Проект направлен на
создание благоприятной среды для развития талантов и самореализации молодёжи
в возрасте от 14 до 35 лет. Программа «Ассоциация 3D (Добровольцы добрых
дел)» способствует становлению и развитию патриотически настроенного,
высоконравственного и ответственного гражданина.
Волонтёрское движение в Акбулакском районе охватывает большинство
сфер общественной жизни: спорт, здравоохранение, социальную защиту, культуру,
образование, экологию и т.д. Наши дети готовы участвовать в развитии
территории, на которой они проживают, помогают в решении проблем, стоящих
перед обществом.
1.5. Педагогическая целесообразность. Современное общество нуждается в
социально активной личности, которая умеет самостоятельно принимать решения в
ситуации выбора, воспитанная на общечеловеческих ценностях, гуманизма и
милосердия, человеколюбия и сострадания, способной оказать безвозмездную
помощь любому человеку независимо от его положения в обществе. Программа
способствует формированию духовно-нравственных качеств личности подростка,
улучшению морально-психологического состояния подрастающего поколения,
повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению
социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему
развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
1.6. Отличительные особенности программы. В процессе разработки
данной
программы
были
проанализированы
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы:
− «Мы - волонтёры», ПДО Поляничко О.Г., МОУДОД «Шумилихинский Дом
детского творчества», 2023г;
− «Основы организации волонтёрской деятельности», ПДО Алексеева А.А., МБОУ
«Гимназия №5», г. Рязань, 2022г;
− «Основы волонтёрской деятельности», ПДО Скачкова Л.Н., МБОУ СОШ Р.п.
Ровное, 2023г
Особенности программ:
- «Мы - волонтёры» - создание условий для включения учащихся в социальную
практику, это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в
окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит
и неравнодушным к миру вокруг.
- «Основы организации волонтёрской деятельности» - направлена на гражданскопатриотическое воспитание, путём формирования у детей активной жизненной и
гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности.
- «Основы волонтёрской деятельности» - значение добровольчества в
профилактике асоциального поведения и детской безнадзорности через усиление
сопротивляемости личности негативным влияниям среды, где важнейшей задачей
названо формирование навыков социальной и личностной компетентности,
умения общаться, понимать других людей, а также осознание собственного
достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с
мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Отличие данной программы от других является то, что для проведения
занятий с учащимися используются разнообразные формы досуговой
деятельности, они представляют собой коллективные дела, которые направлены на
проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное
участие каждого. Программа опирается на запросы социума, новые взгляды на
обучение и на приоритеты образования. В программу внедрены инновационные
технологии и эффективные методические разработки адаптивная технология
системы обучения, педагогики сотрудничества, диалог культур М. Бахтина - В.
Библера и методики создания коллектива, коллективной творческой деятельности
(КТД). Важной отличительной особенностью программы является привязанность
содержания программы к праздничным и памятным датам, поэтому темы из
различных блоков пересекаются и чередуются, что позволяет постоянно пополнять
и закреплять знания и практические навыки учащихся.
1.7. Адресат программы. Программа адресована учащимся 13 - 14 лет.
В подростковом возрасте складываются способности к свободному
мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе
социальная, становится реальной личностной потребностью. Этот период
отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать,
демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со
стороны.
Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять
определённое место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят
отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в
системе «Я и моё участие в жизни общества».
Программа несёт в себе основную идею – воспитать поколение тех, кто
способен помочь и понять, что важны не слова жалости и сопереживание, а
отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Занятия по программе могут проводиться в группах переменного состава.
Программа может использоваться для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов как на общих основаниях, так и по индивидуальному
образовательному маршруту.
Программа разработана и проводится на русском языке.
1.8. Объём и сроки освоения программы. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Ассоциация 3D» рассчитана
на 1 год обучения, 72 учебных часа.
1.9. Формы обучения – очная.
1.10. Формы организации образовательного процесса. Смешанная форма
обучения. При реализации программы возможно частичное применение
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
В режиме очного обучения основной формой работы является учебные
занятия:
− групповые;
− коллективные;
− интегрированные;
− беседы;
− просмотр слайдов, фильмов;
− занятия-соревнования: конкурсы, викторины, квесты;
− учебные игры;
− дидактические игры;
− творческие встречи;
− дискуссии;
− мастер-класс;
− творческая мастерская;
− конференция;
− тренинг;
− практикум;
− трудовая акция;
− уличная акция;
− информационная акция.
В режиме дистанционного обучения:
− индивидуальные или групповые онлайн-занятия;
− образовательные онлайн – платформы; цифровые образовательные ресурсы;
социальные сети (группы ВК: «Дом Творческого развития», «Ассоциация 3D»;
чаты ВК мессенджера); электронная почта;
− комбинированное использование онлайн и офлайн режимов при необходимости;
− онлайн -консультация и др.
1.11. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа;
Продолжительность очных занятий в группах - 2 раза в неделю по 2
академических часа с 5-минутным перерывом.
Продолжительность онлайн- занятий: 30 минут во время онлайн-занятия
проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Продолжительность занятий и их кратность в неделю определена в
соответствии с возрастными особенностями детей и нормами СанПина.
2. Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств
личности,
через
организацию
общественно-полезной
деятельности,
способствующей самореализации личности учащегося.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к
жизни;
воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты,
отзывчивости;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении
и укреплении здоровья;
- содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье,
школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование
отношения к социальному служению как к норме жизни;
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу
доброжелательности и сотрудничества;
- развивать активную деятельность;
- формировать общественную активность, реализацию в социуме.
2. Развивающие:
- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
- развитие уверенности в себе;
- формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских
качеств;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми
различных социальных категорий;
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей
деятельности.
3. Обучающие:
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам
лучше понимать себя;
- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
- знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- обучение основам работы с различными видами информации;
- знакомство с интерактивными методами обучения, современными
социальными технологиями;
- обучение методике социального проектирования;
- расширение навыков работы с информацией;
- специальная подготовка добровольцев по работе с людьми различных
социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки
девиантного поведения).
3. Содержание программы
Теория
Раздел
Всего
часов
№
1
Вводное занятие
2
4
3
Возникновение и
развитие
добровольческого
движения
Я – доброволец
6
2
4
4
Культура общения
4
2
2
5
Психологическая
подготовка
добровольцев
4
2
2
10
4
6
Игровые технологии в
работе волонтёра
Информационные
технологии в работе
волонтёра
Основы проведения
социальных дел
4
2
2
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Лидерство в
волонтёрском
объединении
2
1
Практика
3.1. Учебный план
2
1
2
Формы аттестации контроля
Опрос,
наблюдение
(степень
заинтересованности, мотивация и т.д.)
тестирование, диагностика
Опрос, наблюдение, анкетирование,
выступления обучающихся,
диагностическая игра
Опрос, наблюдение, выступления
обучающихся, регистрация на сайте
Добро.RU, заявление на выдачу
волонтерской книжки
Тренинги, викторина. Творческая
работа: эссе «Кто такой доброволец».
опрос, наблюдение, выступление
обучающихся, тренинги. Создание
ситуаций проявления качеств, умений и
навыков
беседа, наблюдение, тестирование, игра.
Творческая работа - эссе «Я – Лидер!»,
творческие задания.
Творческое задание: проект игровой
программы праздника
6
2
4
6
2
4
Работа волонтёров по
пропаганде ЗОЖ
8
4
4
Подготовка акции, классного часа по
пропаганде ЗОЖ
Событийное
волонтёрство
6
2
4
Самостоятельная работа: подготовка
мероприятия по проведению События
Эко - волонтёры
2
1
1
Семейное
добровольчество.
Социальное
волонтёрство
Волонтёры Победы!
2
1
1
Творческая работа: эссе «Земля – наш
общий дом!» «Трудовой десант»
4
2
2
Творческое задание: листовка, брошюра,
социальный ролик, социальный плакат.
Написание новостей.
Проект, социальная акция, уличная
акция. Защита проекта
Опрос, наблюдение. Эссе «Моя семья –
мое богатство!»
Письмо «Спасибо деду за Победу!»,
участие в акциях, помощь в проведении
мероприятий, посвященных Дню
15
Заключительные
занятия «Впереди
лето!»
4
Итого: 72
2
2
31
41
Победы
Итоговые ролики, портфолио
обучающихся. Составление плана на
лето. Встреча с волонтерами других
добровольческих объединений.
Выступления обучающихся Итоговая
программа подведения итогов учебного
года
3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теоретическая часть:
Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение
волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Качества
необходимые волонтѐру. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть:
Знакомство в группе. Узнаѐм друг друга». Диагностика «Приоритет жизненных
ценностей» (анкета). Игры: «Расскажи мне о себе», «Кто мой друг». Заповеди
волонтеров. Подведение итогов.
Раздел 2. Возникновение и развитие добровольческого движения. (4 часа)
2.1. Тема «История добровольчества»
Теоретическая часть:
Социальная работа и социальное служение. История добровольчества.
Волонтёрство как институт формирования и развития социальной активности
молодёжи.
Практическая часть:
Мотивация волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в личностном
развитии.
Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год.
Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после
показа или объяснения педагога.
2.2. Тема «Добровольчество в современной России»
Теоретическая часть:
Понятие о добровольческой (волонтѐрской) деятельности для каждого.
Добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование.
Социальная работа и социальное служение. Роль волонтёра в решении социальных
проблем местного сообщества.
Практическая часть:
Мотивация волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в личностном
развитии. Самостоятельное выполнение творческих заданий.
Раздел 3: Я - доброволец. (6 часов)
3.1. Тема «Качества волонтёра»
Теоретическая часть:
Качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид.
Практическая часть:
Тренинги на развитие личностных качеств, Детям предлагается самостоятельно
выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
3.2. Тема «Ораторское искусство»
Теоретическая часть:
Развитие личностных качеств, внешний вид, ораторское искусство, коммуникации.
Практическая часть:
Тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскому искусству,
искусство публично выступления. Детям предлагается самостоятельно выполнить
предложенные задания после показа или объяснения педагога
3.3.
Тема «Искусство публичных выступлений»
Теоретическая часть:
Развитие личностных качеств, внешний вид, искусство публичных выступлений,
коммуникации.
Практическая часть:
Тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по искусству публичных
выступлений. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные
задания после показа или объяснения педагога.
Раздел 4: Культура общения. (4 часа)
4.1. Тема «Культура общения»
Теоретическая часть:
Что значит «Культура общения».
Практическая часть:
Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение,
приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый
остров».
4.2. Тема: «Современный человек – грамотный человек»
Теоретическая часть:
Современный человек – грамотный человек. Современный мир и книга.
Ораторское искусство.
Практическая часть:
Викторина «Грамотей». Конкурс эссе «Кто такой доброволец». Тренинг
коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация.
Раздел 5: Психологическая подготовка добровольцев. (4 часа)
5.1. Тема: «Специальная подготовка добровольца»
Теоретическая часть:
Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности:
дети младшего возраста, дети ОВЗ, люди пожилого возраста. Психологический,
биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в
обществе.
Практическая часть:
Просмотр и обсуждение видеороликов. Тренинг личностного роста: «Каков я на
самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность».
«Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно
решать».
5.2. Тема: «Специальная подготовка добровольца»
Теоретическая часть:
Что такое ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные
стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие
навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и
взаимодействия. Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.
Практическая часть:
Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения.
Ролевая игра «Свои и чужие».
Раздел 6: Лидерство в волонтёрском движении. (10 часов)
6.1. Тема: «Что значит быть лидером»
Теоретическая часть:
Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером.
Практическая часть:
Эссе «Кто такой Лидер».
6.2. Тема: «Типы лидеров»
Теоретическая часть:
Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства.
Практическая часть:
Тренинг лидерских навыков. Детям предлагается самостоятельно выполнить
предложенные задания после показа или объяснения педагога.
6.3. Тема: «Диагностика лидерских качеств»
Теоретическая часть:
Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей.
Практическая часть:
Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Детям предлагается самостоятельно
выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
6.4. Тема: «Неформальное и формальное лидерство»
Теоретическая часть:
Неформальное и формальное лидерство.
Практическая часть:
Тренинг лидерских навыков. Детям предлагается самостоятельно выполнить
предложенные задания после показа или объяснения педагога.
6.5. Тема: «Рефлексия»
Теоретическая часть:
Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя.
Практическая часть:
Вопросы для рефлексии. Тренинг
выполнение творческих заданий.
лидерских
навыков.
Самостоятельное
Раздел 7: Игровые технологии в работе волонтёра. (4 часа)
7.1. Тема: «Роль и сфера применения игры»
Теоретическая часть:
Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение. Игры – адаптации.
Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора
игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к
ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра.
Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы.
Моделирование познавательной игры.
Практическая часть:
Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досугово - массовых
мероприятий, детских праздников. Разучивание и проведение игр-адаптаций для
людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки.
7.2. Тема: «Коллективное творческое дело»
Теоретическая часть:
Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия
проведения КТД.
Практическая часть:
КТД «Пять добрых дел».
Раздел 8: Информационные технологии в работе волонтёра. (6 часов)
8.1. Тема: «Новостная статья»
Теоретическая часть:
Информационные технологии в работе волонтёра. Новостная статья. Структура
новостной статьи. Пресс-релиз. Деловое письмо. Структура делового письма.
Практическая часть:
Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем
мероприятии. Взаимодействие организаций с объектами внешней среды:
государственные организации, коммерческие организации, общественность.
Написание делового письма.
8.2. Тема: «Информационный буклет. Листовка»
Теоретическая часть:
Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления. Цели,
задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема. Технические и дизайнерские
рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практическая часть:
Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после
показа или объяснения педагога. Разработка и составление информационного
буклета, листовки.
8.3. Тема: «Социальная реклама»
Теоретическая часть:
Презентация. Как составить агитационную презентацию. Понятие социальной
рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология
социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик.
Технология создания видеоролика.
Практическая часть:
Обучение работы в программе Movie Maker. Работа над созданием видеоролика. Показ
видеороликов.
Раздел 9: Основы проведения социальных дел. (6 часов)
9.1. Тема: «Социальная акция»
Теоретическая часть:
Понятие «социальная акция». Цель, задачи, алгоритм проведения.
Практическая часть:
Разработка и проведение социальных акций. Проведение благотворительных,
экологических социальных акций.
9.2. Тема: «Социальный проект»
Теоретическая часть:
Понятие «социальный проект». Основы социального проектирования. Этапы
социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального
проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.
Практическая часть:
Основы социального проектирования. Разработка и реализация социальных
проектов. Мастерство защиты проекта. Детям предлагается самостоятельно
выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
9.3. Тема: «Гражданская позиция и гражданская самоорганизация»
Теоретическая часть:
Гражданин, гражданское самосознание, гражданская позиция, гражданская
самоорганизация, общественные объединения и организации. Роль волонтёра в
решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтёрской
деятельности.
Практическая часть:
Тест «Ориентирование в правовых понятиях». Приёмы проведения переговоров.
Рассмотрение ситуаций из жизни с целью правильного подбора наиболее
приемлемого решения. Организация социальных дел гражданско-патриотического
направления.
Раздел 10: Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ. (8 часов)
10.1. Тема: «Мир без вредных привычек»
Теоретическая часть:
Виды зависимостей. Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и
нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость.
Вредные
привычки, что это такое. Психологические особенности работы с людьми,
имеющими зависимость. Пропаганда ЗОЖ. Подбор положительных примеров и
образцов активной жизнедеятельности.
Практическая часть:
Планирование мероприятий (проведение спортивных соревнований, Дней здоровья
«Мы за здоровый и спортивный образ жизни» и др.). Распределение обязанностей.
Знакомство с формами проведения волонтёрских мероприятий. Разъяснительная
работа по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактике социально негативных явлений в подростковой и молодёжной среде.
10.2. Тема: «Химическая зависимость»
Теоретическая часть:
Химическая зависимость. Влияние курения на организм человека. Влияние
алкоголя на организм человека. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как
незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая
и моральная зрелость человека..
Практическая часть:
Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о ЗОЖ, о
вреде курения, алкоголя, о вреде злоупотреблений ПАВ. Встреча с наркологом.
Встреча с инспектором Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
(КДН и ЗП). Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и
никотиновой зависимостей.
10.3. Тема: «Игровая зависимость»
Теоретическая часть:
Компьютерная, игровая зависимости. Профилактика.
Практическая часть:
Разработка и проведение мероприятий по профилактике компьютерной и игровой
зависимость. Сценарии. Репетиции.
10.4. Тема: «Умей сказать «Нет»
Теоретическая часть:
Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия.
Критика ложных поводов для употребления алкоголя (табакокурения).
Практическая часть:
Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия
человека. Тренинги на сопротивление групповому давлению. Детям предлагается
самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения
педагога. Умение принимать волевые решения и отказ от того, что уводит в
сторону. Встреча с районным психологом.
Раздел 11: Событийное волонтёрство. (6 часов)
11.1.- 11.3. Тема: «Событийное волонтёрство»
Теоретическая часть:
Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами,
работающими в данном направлениями.
Практическая часть:
Планирование творческих мероприятий. Помощь в проведении районных
мероприятий учреждения и поселка. Детям предлагается самостоятельно
выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Раздел 12: Эко - волонтёры. (2 часа)
12.1. Тема: «Эко - волонтёры»
Теоретическая часть:
Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами,
работающими в данном направлениями, знакомство с основными экологическими
понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями поселка.
Практическая часть:
Планирование творческих мероприятий. Помощь в проведении районных
мероприятий учреждения и поселка. Помощь эко волонтерам, участие в
экологических акциях и проектах, написание исследовательских работ на тему
экологии. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания
после показа или объяснения педагога.
Раздел 13: Семейное добровольчество. (2 часа)
13.1. Тема: «Семейное добровольчество»
Теоретическая часть:
Понятие
«Семейное
добровольчество»,
особенности
данного
вида
добровольчества. Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы
вместе делаем добро. Знакомство с движением, особенности направления, встреча
с представителями направления, специфика общения с пожилыми людьми,
специфика общения с детьми.
Практическая часть:
Открытое занятие совместно с родителями. Творческие задания для семей и их
презентация. Проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным
волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций для
детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания
после показа или объяснения педагога.
Раздел 14: Волонтёры Победы. (2 часа)
14.1. Тема: «Волонтёры Победы»
Теоретическая часть:
Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с
пожилыми людьми, история ВОВ.
Практическая часть:
Помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях, помощь в
проведении районных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка
тематических мероприятий. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну».
Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные
задания после показа или объяснения педагога.
Раздел 15: Впереди лето. (4 часа)
15.1. Тема: «Впереди лето»
Теоретическая часть:
Обсуждение планов на лето. Правила безопасности в летний период.
Практическая часть:
Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих
объединений.
15.2. Тема: «Заключительное занятие»
Теоретическая часть:
Беседа. Подведение итогов за год.
Практическая часть:
Тестирование. Контрольные задания. Контроль знаний, умений, навыков.
Всего часов: 72.
В процессе работы возможно корректирование плана.
4. Планируемые результаты.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
программы«Ассоциация 3D (Добровольцы добрых дел)».
При освоении программы отслеживаются три вида результатов: предметные,
метапредметные и личностные, что позволяет определить динамическую картину
творческого развития учащихся.
В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с
тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений
и навыков учащиеся овладевают на уровне:
– актуального развития (репродуктивная деятельность, хорошо освоенная и
выполняемая практически автоматически);
– зоны ближайшего развития («перспективные действия» – находящиеся еще в
стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития учащихся).
Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и
индивидуальных социальных активностей (информационных продукций, акций,
мероприятий и т.д.), итоговых занятий, участия в районных, областных конкурсах,
как в конце каждого раздела, так и в конце учебного года.
Способы определения результатов и формы промежуточного и итогового
контроля, адекватные заявленному содержанию программы и возрасту учащихся.
Предметные
- знает историю развития
волонтерского
движения,
историю
и
существующую
практику реализации социальнозначимых проектов субъектами
волонтерской деятельности;
- владеет основными способами
организации
социальнозначимой
деятельности
и
технологии их осуществления
(целеполагание, планирование,
реализация, анализ и оценка
достигнутых результатов);
- может при помощи реальных
объектов и информационных
технологий
самостоятельно
искать, отбирать, анализировать
и сохранять информацию по
заданной теме;
- может представлять материал с
помощью средств презентации,
проектов;
-может задавать и отвечать на
вопросы по изучаемым темам с
пониманием и по существу;
- владеет методиками проведения
некоторых досуговых форм;
- имеет специальную подготовку
волонтеров по работе с людьми
различных
социальных
категорий
(дети
с
ограниченными возможностями
здоровья, подростки девиантного
поведения, пожилые люди и т.д.).
Метапредметные
развиты
способности
к
личностному самоопределению и
творческой самореализации;
- развиты коммуникативные
навык,
лидерские
качества,
организаторские
способности,
умение работать в команде;
- развиты чувства коллективизма,
готовности
безвозмездно,
бескорыстно служить обществу,
толерантности,
милосердия,
доброты, отзывчивости;
сформирован
осознанный
выбор участия в волонтерской
деятельности;
- сформирована потребность в
ведении здорового образа жизни,
сохранении
и
укреплении
здоровья;
развито
уважительное
отношение
к
семейным
ценностям, старшему поколению;
- имеет опыт общения, развиты
навыки взаимодействия с людьми
различных социальных категорий;
-развиты
творческие
способности,
потребность
в
саморазвитии;
- развиты рефлексивные умения,
навыки самоанализа и самооценки
своей деятельности.
Личностные
- имеет активную гражданскую
позицию;
- имеет положительное
отношение к добровольческой
деятельности;
- умеет проводить рефлексию;
- умеет принимать свои чувства и
чувства окружающих людей;
- умеет говорить о своих эмоциях
и проблемах;
- умеет давать себе позитивную
самооценку;
- умеет отстаивать свое мнение;
- умеет ставить перед собой цель
и достигать ее.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
№
п/п
1
2
3
Дата Время
Календарный учебный график
Форма занятия
беседа;
практическая работа
беседа; просмотр
слайдов;
практическая работа
беседа; практическая
работа
Кол-во
часов
1.1.
Тема занятия
2
Вводное занятие
2
«История
добровольчества»
2
«Добровольчество в
современной России»
Форма контроля
опрос; тестирование;
диагностика
наблюдение; опрос;
выполнение творческих
заданий
наблюдение; выполнение
учебных заданий
4
беседа; практическая
работа
беседа; практическая
работа
беседа; практическая
работа
беседа; практическая
работа
беседа; конкурс- эссе
2
«Качества волонтёра»
2
«Ораторское
искусство»
«Искусство публичных
выступлений»
«Культура общения»
9
беседа; просмотр
видеоролика
2
10
беседа; просмотр
видеоролика,
практическая работа
беседа; просмотр
видеоролика; конкурс
- эссе
беседа; практическая
работа
2
2
«Типы лидерства»
13
беседа; практическая
работа
2
«Диагностика
лидерских качеств»
14
беседа; практическая
работа
2
«Неформальное и
формальное лидерство»
15
беседа; практическая
работа
2
«Рефлексия»
16
беседа; практическая
работа
2
«Роль и сфера
применения игры»
17
беседа; практическая
работа
2
«Коллективное
творческое дело»
18
беседа; презентация;
практическая работа
2
«Новостная статья»
19
беседа; презентация;
практическая работа
2
«Информационный
буклет. Листовка»
20
беседа; просмотр
видеоролика;
практическая работа
беседа; просмотр
видеоролика;
практическая работа
беседа; презентация;
практическая работа
2
«Социальная реклама»
2
«Социальная реклама»
2
«Социальная акция»
беседа; презентация;
практическая работа
2
«Социальный проект»
5
6
7
8
11
12
21
22
23
2
2
2
2
«Современный человек
– грамотный человек»
«Специальная
подготовка
добровольца»
«Специальная
подготовка
добровольца»
«Что значит быть
лидером»
выполнение учебных и
творческих заданий
выполнение учебных и
творческих заданий
выполнение учебных и
творческих заданий
выполнение учебных и
творческих заданий
выполнение учебных и
творческих заданий
наблюдение;
тестирование
выполнение учебных и
творческих заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
опрос;
выполнение творческих
заданий
опрос;
выполнение творческих
заданий
опрос;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
опрос; наблюдение;
выполнение творческих
заданий
опрос; наблюдение;
выполнение творческих
заданий
опрос; наблюдение;
выполнение творческих
заданий
опрос; наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
24
беседа; презентация;
практическая работа
2
25
беседа; видеоролик;
практическая работа
2
26
беседа; видеоролик;
практическая работа
2
«Химическая
зависимость»
27
беседа; видеоролик;
практическая работа
2
«Игровая зависимость»
28
беседа; практическая
работа
2
«Умей сказать НЕТ»
29
беседа; практическая
работа
2
«Событийное
волонтёрство»
30
беседа; практическая
работа
2
«Событийное
волонтёрство»
31
беседа; практическая
работа
2
«Событийное
волонтёрство»
32
беседа; практическая
работа
2
«Эко - волонтёры»
33
беседа; практическая
работа
2
«Семейное
добровольчество»
34
беседа; видеоролик;
практическая работа
2
«Волонтёры Победы»
35
беседа; практическая
работа
2
«Впереди лето»
36
конкурс
2
Заключительное
занятие.
Итого: 72
«Гражданская позиция
и гражданская
самоорганизация»
«Мир без вредных
привычек»
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
наблюдение;
выполнение творческих
заданий
выполнение творческих
заданий
2. Условия реализации программы
Результат реализации программы во многом зависит от подготовки
помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
Материально- техническое обеспечение:
1. 6 ученических столов.
2. Стол педагога.
3. Доска демонстрационная.
4. Компьютер с выходом в Интернет, соответствующее программное обеспечение,
проектор, экран, музыкальный центр.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и
нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Оформление кабинета должно нести обучающую, развивающую,
воспитательную, информационную нагрузку.
Методическое оснащение:
− методические плакаты;
− справочно-информационная литература;
− видеоматериалы (социальные по пропаганде ЗОЖ, терпимости к разным
категориям людей, фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»);
− дидактические материалы по всем разделам (кодекс и памятка волонтёра, личная
книжка волонтёра);
− фонд компьютерных альбомов-презентаций («Добровольческие организации
России», «Толерантность»);
− раздаточный материал (шаблоны, схемы и т.д.);
− образовательные онлайн – платформы; цифровые образовательные ресурсы:
Просвещение, Культура.РФ, Библиотекарь.ру, Россия–Моя история; социальные
сети (группы «Дом Творческого развития», «Ассоциация 3D»); электронная почта.
Кадровое обеспечение.
Успешно реализовать данную программу может педагог дополнительного
образования, имеющий специальные умения и навыки и активно использующий
средства ИКТ в профессиональной педагогической и учебной деятельности.
3. Формы аттестации/контроля
Отслеживание
результативности
усвоения
программного
материала
осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный и итоговый
контроль.
1. Первичная диагностика проводится в сентябре (на первом занятии). Формами
проведения первичной диагностики является:
- собеседование, которое позволяет узнать интересы учащегося, круг его друзей,
проведение досуга; получить информацию о семье.
2. Промежуточный контроль проводится в декабре.
Формами промежуточного контроля являются:
- собеседование по пройденным в 1-ом полугодии теоретическим темам;
- представление информационной продукции;
- проведение акции, подготовка и проведение досуговых и праздничных программ,
участие в мероприятиях по ЗОЖ, подготовка и выступление - театральная
постановка;
- заполнение «Журнала учета активности волонтеров» (приложение 1);
- заполнение педагогического мониторинга «Результативность прохождения
образовательной программы» (приложение 2).
3. Итоговый контроль проводится в мае.
Формами итогового контроля являются:
- проведение различных по форме социальных мероприятий для людей разных
категорий;
- проведение профилактических мероприятий по пропаганде ЗОЖ;
- создание социального информационного продукта (плакат, буклет, компьютерная
презентация, видеоролик);
- анализ результатов проведенных мероприятий;
- мониторинг достижений волонтѐров;
- заполнение педагогического мониторинга «Результативность прохождения
образовательной программы».
Формы контроля на учебных занятиях:
1. Практическая работа
2. Устный или письменный опрос
3. Краткая самостоятельная работа
4. Тестовые задания
5. Устная проверка знаний
6. Проектная работа
7. Тематические и отчетные выставки
8. Защита рефератов
9. Наблюдение
10. Беседа
11. Викторина
12. Кроссворд
13. Диагностика
14. Блиц – опрос
15. Проверочные карточки
16. Зачет
17. Показательные выступления
18. Анкетирование
Диагностический материал
1. Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей
добровольческой деятельности);
2.
Определение
направленности
личности
(ориентационная
анкета).
Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности;
3. «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок. Деятельно
- поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и организаторских
способностей, необходимых для добровольческой деятельности;
4. Реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях);
5. Тестирование обучающихся «Я - волонтер!»;
6. Контрольные упражнения «Я - волонтер!»;
7. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
8. Тест «Лидеры бывают разные»;
9. Тест – опросник «Коммуникативные и организаторские склонности»(КОС-2)
10. Опросник «Определение направленности личности»;
11. Анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения в
России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки,
которыми обладает волонтер. (приложение)
Система отслеживания и оценивания результатов обучения также проходит
через участие обучающихся в социально – значимой, общественно – полезной
деятельности.
4. Оценочные материалы
Размещаются в приложении: тесты, диагностические методики, анкеты,
соответствующие профилю программы и возрасту учащихся (Приложение 1).
5. Методические материалы
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
− репродуктивный (воспроизводящий);
− объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
− проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
− эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы
её решения);
− исследовательский (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, этапы
исследования (эксперимент, анализ результатов).
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей
структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить
взаимосвязанную деятельность педагога и учащегося по обеспечению усвоения
учебного содержания в соответствии с задачей.
Основная форма
Познавательное
занятие
Практическое занятие по
отработке
определенного умения
Самостоятельная
деятельность
Образовательная
задача, решаемая на
занятиях
Передача информации
Методы
Беседа, рассказ, доклад,
прослушивание,
информационная акция,
лекция.
Обучение.
Встреча, «трудовой
Вырабатывать умение
десант», тренинг,
применять теорию на
конференция, мастерпрактике
класс, трудовая акция,
уличная акция,
мероприятия
Поиск решения проблемы Встреча, «трудовой
самостоятельно
десант», тренинг,
конференция, мастер-
Творческие упражнения
Применение знаний в
новых условиях. Обмен
идеями, опытом
Игровая форма
Создание ситуаций
занимательности
Контроль знаний,
развитие
коммуникативных
отношений.
Корректировка знаний,
умений, развитие
ответственности,
самостоятельности.
Закрепление умений,
знаний, навыков
Конкурсы
Занятие соревнование
Занятие – деловая
(ролевая) игра
Усиление мотивации
учения. Формирование
познавательной
класс, трудовая акция.
Свободные дискуссии,
мастер-класс,
творческая мастерская,
конференция.
Игра
Игра
Игра
Игра
Методы проведения занятий
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового,
информация познавательного характера. Теория сопровождается показом
наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы,
сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на
занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует
развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. Практические
занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное
рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и
формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения
соответствии поставленных задач.
В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает
учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и
техники безопасности.
Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд,
познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие
правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми,
направленными на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей,
рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями еѐ организовать и
осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе,
помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние
благотворно;
- необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности:
разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и
взрослых.
При реализации программы используется методический материал:
1. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
2. Богомолова Е. Благотворительность вошла в моду? Российская газета –
Федеральный выпуск №7196 (30) от 10 февраля 2017 года.
3. «Вариативные модели системной организации деятельности учреждений
общего образования по охране и укреплению здоровья обучающихся»
Методические рекомендации для органов управления и учреждений системы
образования по теме «Апробация здоровьесберегающих технологий обучения»,
ГНУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ», Москва – 2003 г.
4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа
целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
5. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия
школьника. УрГПУ. Екатеринбург, 1997.
6. Килина А.Г., Кондаранцева К.А. Путеводитель по миру волонтерства. – М.:
ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 112 С.
7. Лищук В.А, Мосткова Е.В. Основы здоровья: Актуальные задачи, решения,
рекомендации. – М., 1994.
8. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2003.
9. Педагогическое творчество, М., 2000 – 2004.
10. Решетников О.В., Швец И.Ю., Ширшова И.В., Кондаранцева К.А. 5 ключей
успешной волонтёрской программы. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр»,
2018. – 110 с.
11. Сикорская Л.Е. Организация добровольческой деятельности в городской
среде: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Национального ин-та бизнеса,
2008. – 211 с.
12. Филиппов А.И. Психологические аспекты. М. 1990.
13. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 05.05.2014)
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
//
URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102037027&ysclid=labe80fewn70696070
4.
14. Щуркова Н.Е. «Практикум педагогической технологии» М., 2001.
Примерный перечень художественно-дидактических игр и упражнений для
учащихся (Приложение 2).
Методические рекомендации по обеспечению
здоровье сбережения воспитанников на занятиях
Знание основ безопасности своей деятельности и правил поведения в
общественных местах.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Соблюдение правил обращения с колющими и режущими инструментами.
Организация образовательного процесса с учётом его влияния на здоровье
учащихся и педагога.
Оптимальный расчёт учебной нагрузки для каждого ребёнка с учётом его
индивидуальных психофизических особенностей.
Проведение физминуток.
Проведение гимнастики для глаз.
Упражнения для релаксации, для глаз, для мышечной активности (Приложение 4.2)
6. Воспитательная работа
Программа воспитания.
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания – создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к
себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир,
развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
- формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Работа с коллективом учащихся творческого объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике и психологии общения, технологии социального и творческого
проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала учащихся в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему посёлку.
Работа с родителями учащихся творческого объединения включает в себя:
– организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические
беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых
занятий в течение учебного года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания
детей.
Содержательная часть
Содержание, формы, методы и технологии воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют
в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации. Получение информации об исторических событиях; изучение
биографий деятелей российской и мировой науки и культуры и т. д. — источник
формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных
позиций и норм поведения. Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от
педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку,
обмен и т. д.
Практические занятия детей (тренировки, репетиции, подготовка к
конкурсам, мероприятиям, соревнованиям и проч.) способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
Участие в проектах способствует формированию умений в области
целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину,
даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выступления — способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
детей.
Основные группы методов воспитательной работы:
1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия,
диспут, метод примера. Основная функция первой группы методов состоит в
формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов
воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о
социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его
поведении.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание
воспитывающих ситуаций.
3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение,
наказание. С помощью методов третьей группы педагоги и сами учащиеся
регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых,
потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение,
происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого
поведения.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные
методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.
Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 учебный год
№п/п
Дата
проведения
1
2
3
1 сентября
3 сентября
27 сентября
4
5
6
7
8
1 октября
4 октября
5 октября
15 октября
25 октября
9
10
4 ноября
26 ноября
11
12
13
14
3 декабря
5 декабря
10 декабря
12 декабря
15
23 февраля
16
17
8 марта
27 марта
18
19
20
21
7 апреля
12 апреля
22 апреля
27 апреля
22
1 мая
Мероприятие (форма, наименование)
сентябрь
День Знаний
День солидарности в борьбе с терроризмом
День работника дошкольного образования
октябрь
Международный день пожилых людей
День защиты животных
День учителя
День отца в России
Международный день школьных библиотек
ноябрь
День народного единства
День матери в России
декабрь
Международный день инвалидов
День добровольца (волонтёра) в России
День прав человека
День Конституции Российской Федерации
февраль
День защитника Отечества
март
Международный женский день
Всемирный день театра
апрель
Всемирный день здоровья
День космонавтики
Всемирный день Земли
День российского парламентаризма
май
Праздник весны и труда
23
24
9 мая
19 мая
День Победы
День детских общественных организаций
7. ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
1. Агапов Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального
обеспечения. 2006 - №21.
2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. –
СПб. - Тверь, 2009
4. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практикоориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебнометодическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
5. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –
Волгоград, 2006
6. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании.
Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
7. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 - февраль 1919): Г.М.
Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.: 2003 г. –
456 с.
8. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое
действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
9. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
10. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца.
Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
11. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.,
2005
12. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /
Воспитание школьников – 2008 - № 3
13. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности
волонтеров. М., 2011
14. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/
Воспитание школьников – 2008 - № 3
15. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
16. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
17. ДМТ – молекула духа. Революционное медицинское исследование и
мистического опыта: Рик Страссман – Москва, ИГ – “Весь”, 2010 г. – 352 с.
18. Дьячек Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности
волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под ред. Л.В.
Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г.
19. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и
подросткового алкоголизма.- М., 2004
20. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
21. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального
обслуживания //Социальная работа, 2006, №2.
22. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л.
Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
23. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в
детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
24 Программа обучающего курса школы волонтеров “Академия добра”. ГУ
“Мордовский республиканский молодежный центр”.
25. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки
социально-психологических тренингов.- М.,1996
26. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. /
Воспитание школьников – 2009 - № 7
7.1. Список литературы, используемой в образовательном процессе
Для учащихся:
1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании.
Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
2. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового
алкоголизма.- М., 2004
3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
7.3. Интернет-ресурсы:
1. Белорусова С.В. Методы создания благоприятного психологического климата на
учебном занятии / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
/http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-1.htm
2. Егорова Л.В. Особенности организации занятия в дополнительном образовании
детей //http://festival.1september.ru/articles/417446/
3. Железнова Л.Б. Современное учебное занятие в учреждении дополнительного
образования детей //[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_2_3.htm
4. Почитаева С.Ф. Нетрадиционные формы занятий в учреждении дополнительного
образования детей //[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/603028/.
5. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html
6. Учебное занятие как педагогическое явление. СпецифУчебное занятие как
педагогическое явление. Специфика учебного занятия в учреждении
дополнительного образования //[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://krujevodo.narod.ru/p6aa1.html
8. Приложения
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Ассоциация 3D (Добровольцы добрых дел)»
30
Приложение 1
Журнал учета активности волонтеров
В Журнале учёта активности волонтёров отражается следующая информация:
- в каких мероприятиях участвовал волонтёр;
- сколько астрономических часов он занимался волонтёрской деятельностью;
- насколько успешно он выполнял свои функции (успешно, вполне успешно,
недостаточно успешно).
№
п/
п
Ф.И.О.
волонтёра
Название
мероприятия
Количес
тво
часов
Успешность
выполнения
функций
Особые
отметки
Приложение 2
Методика определения результативности образовательной программы деятельности детей
Для мониторинга результатов учащихся по дополнительной образовательной программе
используется методики Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н.
Она позволяют представить:
- набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения
конкретной образовательной программы;
- систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за
период его обучения по данной программе,и время общения с педагогом и сверстниками;
- определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого
показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым
требованиям.
31
Анкетирование
Приложение 3
Определение направленности личности
(ориентационная анкета Б. Басса)
Впервые опубликована в 1967 г. Б. Бассом.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов,
соответствующие трем видам направленности личности.
Испытуемый должен выбрать сначала ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение
или соответствует реальности, и затем тот, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же
наименее соответствует реальности.
С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя (Я),
направленность на общение (О), направленность на дело (Д).
Цель. Определение личностной направленности.
Инструкция.
Испытуемым объясняют, что опросный лист состоит из 27 пунктов, по каждому из которых
возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов предлагается выбрать тот, который наиболее точно выражает
точку зрения испытуемого. Возможно, какие-то из вариантов ответов покажутся ему
равноценными, но отобрать из них следует только один — тот, который наиболее близок
собственному мнению и более всего ценен для отвечающего. После этого дается задание: букву,
которой обозначен ответ (А, Б, В), надо написать на листе для записи ответов рядом с номером
соответствующего пункта (1—27) под рубрикой «Больше всего»;
2. Затем из ответов на каждый из пунктов надо выбрать тот, который менее всего отражает точку
зрения испытуемого, наименее ценен для него. Букву, которой обозначен этот ответ, также
следует написать на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, но уже
под рубрикой «Меньше всего».
Таким образом, для ответа на каждый из вопросов используются две буквы, которые и будут
записаны в соответствующих столбцах, а третий вариант использован не будет.
Участников опроса призывают быть максимально правдивыми, объясняя это тем, что среди
вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не надо стараться угадать, какой из них
является «правильным» или «лучшим».
Испытуемым предлагается также время от времени контролировать себя: правильно ли записан
ответ, рядом с теми ли пунктами.
Тестовый материал.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от...
A. Одобрения моей работы.
Б. Сознания того, что работа сделана мною хорошо.
B. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть...
A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
Б. Известным игроком.
B. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто...
A. Проявляет интерес к учащимся и имеет к каждому индивидуальный подход.
32
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания по этому
предмету.
B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто
не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди...
A. Радуются выполненной работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья были...
A. Отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляется возможность.
Б. Верны и преданы мне.
B. Умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех...
A. С кем складываются хорошие взаимоотношения.
Б. На кого всегда можно положиться.
B. Кто сможет многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю, когда...
A. У меня что-то не получается.
Б. Портятся отношения с товарищами.
B. Меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог..
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
Б. Вызывает в коллективе дух соперничества.
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось...
A. Проводить время с друзьями.
Б. Ощущение выполненных дел.
B. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто...
A. Добился успеха в жизни.
Б. По-настоящему увлечен своим делом.
B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна...
A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.
Б. Развивать индивидуальные способности ученика.
B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать
с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для...
A. Общения с друзьями.
Б. Отдыха и развлечений.
B. Своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда...
A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
Б. У меня интересная работа.
B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда...
A. Другие люди меня ценят.
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
B. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, то хочется, чтобы...
A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом, в котором мне
довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности.
B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель...
A. Имеет ко мне индивидуальный подход.
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.
B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем...
33
A. Оскорбление моего личного достоинства.
Б. Неудача при выполнении важного дела.
B. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю...
А. Успех.
Б. Возможность хорошей совместной работы.
В. Здравый, практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые...
A. Считают себя лучше других.
Б. Часто ссорятся и конфликтуют.
B. Возражают против всего нового.
20. Мне приятно, если...
A. Занимаюсь делом, важным для всех.
Б. Имею много друзей.
B. Вызываю восхищение и всем нравлюсь.
21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть...
A. Доступным.
Б. Авторитетным.
B. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги...
A. О том, как находить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.
Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
B. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть...
A. Дирижером.
Б. Композитором.
B. Солистом.
24. Мне бы хотелось...
A. Придумать интересный конкурс.
Б. Победить в конкурсе.
B. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать...
A. Что я хочу сделать.
Б. Как достичь цели.
B. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы...
A. Другие были им довольны.
Б. Прежде всего выполнить (5вою задачу.
B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время...
A. В общении с друзьями.
Б. Просматривая развлекательные фильмы.
B. Занимаясь своим любимым делом.
Обработка результатов.
Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся
невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются
отдельно для каждого вида направленности.
34