программа навигатор знаний

Содержание:
№ п/п
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Нормативные документы
1.3.
Уровень освоения программы
1.4.
Актуальность программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Отличительные особенности программы

Стр.
3
3
3
3
4
4
4
4

1.7.

Адресат программы

4

1.8.

Объём и сроки освоения программы

4

1.9.

Формы обучения

5

1.10

Формы организации образовательного процесса

5

1.11

Режим занятий

5

2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

5

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6

3.1

Учебный план обучения

6

3.2

Содержание учебного плана обучения

8

4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

15

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

15

1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

15

2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

20

3.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

21

4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

21

5.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

21

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

23

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

24

1

I. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
1.1.Направленность (профиль) программы:
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Навигатор
знаний»
имеет социально-гуманитарную направленность и
способствует развитию умственных способностей, развитию элементов
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Данная
программа
построена
на
принципах
развивающего
обучения,
предполагающего формирование у детей мыслительных операций: умения
самостоятельно анализировать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи.
1.2. Нормативные документы:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273ФЗ от 28.02.2025 г.
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р ред.
от 01.07.2025г. № 1745);
 Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Федеральный проект « Все лучшее детям» национальный проект
«Молодежь и дети» (реализуется в соответствии с Указом президента
Российской Федерации от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях
развития Российской федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года»
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(от 03.09.2019 г. № 467; ред. от 21.04.2023)
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
 Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации
мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.
№ 485 - пп);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г.
№ 2) (ред. 01.09.2025г)
2

 Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
 Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования « Дом творческого развития Акбулакского района Оренбургской
области» от 05.03.2019 №129-п
1.3. Уровень освоения программы. Стартовый.
1.4. Актуальность программы обусловлена необходимостью современного
общества в интеллектуально развитых людях. Знания нужны не ради знаний,
а как важная составляющая личности, включающая умственное,
нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие.
1.5. Педагогическая целесообразность. Обучение детей в дошкольном
возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер,
оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной
активности,
мыслительной
деятельности,
формирование
системы
элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни,
обеспечивая
тем
самым
готовность
к
обучению
в
школе.
Занятия по программе «Навигатор знаний» также способствуют воспитанию
у дошкольника интереса к точным наукам, умения преодолевать трудности,
не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения
познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
1.6. Отличительная особенность программы.
Программа
«Навигатор
знаний»
является
адаптационной. Отличительной особенностью программы является
системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной
игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему
запоминанию математических понятий.
1.7. Адресат программы. Возраст учащихся, участвующих в реализации
программы 5-7 лет. Программа учитывает возрастные особенности детей
(познавательное развитие, развитие коммуникативных способностей).
1.8. Объём и срок освоения программы.
Срок реализации дополнительной образовательной программы -1 год.
Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю.
Общий объём часов – 72 часа.
Программа предполагает 1 час индивидуальных занятий в неделю.
1.9. Форма обучения. Очная. При реализации программы (частично)
применяется дистанционное обучение .
1.10. Формы организации образовательного процесса. Индивидуальная,
групповая, смешанная.
В режиме очного обучения основной формой работы являются учебные
занятия:
− групповые;
− коллективные;
3

− интегрированные;
− беседы;
− просмотр слайдов, фильмов, иллюстраций;
а также:
− занятия-соревнования: конкурсы, викторины;
− учебные игры;
− дидактические игры;
− экскурсии;
В режиме дистанционного обучения:
− индивидуальные или групповые онлайн-занятия;
− образовательные онлайн – платформы: ВК мессенджер; электронная
почта;
− онлайн -консультация и др.
Во время онлайн-занятий проводится динамическая пауза, гимнастика для
глаз.
Занятия проводятся в группах одного возраста (6-7 лет), состав учащихся
может меняться. Обучение ведётся на русском языке.
1.11. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. 2
раза в неделю по 25 минут.
2. Цель и задачи программы.
Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей,
математических представлений и основ логического мышления.
Задачи:
1. Воспитательные:
-воспитать культуру общения со сверстниками и взрослыми;
-развивать активность, самостоятельность, аккуратность;
-воспитать уверенность в собственных интеллектуальных возможностях;
-развивать коммуникативные особенности.
2. Развивающие:
-формирование и развитие познавательных процессов: внимания,
воображения, различных видов памяти, в т.ч. образной;
-развитие мышления детей в ходе усвоения таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать;
3.Обучающие:
-научить детей анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать
предметы по заданным признакам;
-формировать геометрические, пространственные и временные
представления;
-готовить детей к усвоению письменных форм речи;
-ознакомить детей со зрительными образцами букв, учить соотносить звуки с
их знаковыми образами;

4

3. Содержание программы
3.1. Учебный план обучения
№
п/п

Темы

1

Вводное
занятие.
«Знакомимся
с
Инструктаж
по
безопасности.

2
3

Звуки вокруг нас.
Сравнение и измерение длин
предметов.
Слог. Слово. Предложение.
Геометрические фигуры.
Алфавит.
Квадрат. Деление квадрата на
равные части.
Гласные и согласные звуки.
Круг. Треугольник.
Гласные звуки (а), (о). Буквы Аа.
Оо.
Закрепление
геометрических
фигур.
Гласные звуки (и), (у). Буквы
Ии, Уу.
Что такое сутки?
Гласный звук (ы). Буква ы
Дни недели.
Согласный звук (н). Буква Нн
Чтение слогов с буквой Н.
Закрепление.
Согласный звук (т). Буква Тт
Чтение слогов с буквой Т.
Числа 1-5.
Согласный звук (к). Буква Кк.
Чтение слогов с буквой К.
Числа 6- 10.
Согласный звук (с). Буква Сс
Чтение слогов с буквой С.
Закрепление
Согласный звук (л). Буква Лл
Чтение слогов с буквой Л.
Число 11.
Согласный звук (в). Буква Вв

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Игра
вами».
технике

Количество
часов
1

Формы контроля
устный опрос

1
1

метод наблюдения

1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1
1
1
1

устный опрос
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
5

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Чтение слогов с буквой В.
Число 12
Буква Ее
Закрепление
Согласный звук (п). Буква Пп
Чтение слогов с буквой П.
Число 13
Согласный звук (з). Буква Зз
Чтение слогов с буквой З.
Закрепление.
Согласный звук (б). Буква Бб
Чтение слогов с буквой Бб.
Число 14
Согласный звук (м). Буква Мм
Чтение слогов с буквой М.
Закрепелние
Согласный звук (д). Буква Дд
Чтение слогов с буквой Д.
Число 15
Буква Я. Чтение слогов с буквой
Я.
Число 16
Согласный звук (г). Буква Гг
Чтение слогов с буквой Г.
Закрепление
Мягкий согласный звук (ч).
Буква Чч. Чтение слогов с буквой
Ч
Число 17
Буква Ъ
Число 18
Чтение слогов с изученными
буквами
Число 19
Твердый согласный звук (ж)
Число 20
Твердый согласный звук (ш)
Закрепление
Мягкий согласный звук (й)
Примеры на сложение
Твердый согласный звук (х)
Примеры на вычитание
Твердый согласный звук (ц)
Закрепление
Гласный звук (э). Буква Ээ

1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
6

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Решение арифметических задач
Мягкий согласный звук (щ).
Решение арифметических задач.
Согласный звук (ф). Буква Фф
Закрепление
Повторение Алфавита.
Решение задач-иллюстраций
Знакомство со штриховкий
Решение неравенств.
Решение неравенств.
Сказка открывает свои тайны.
Штриховка(картинка из сказки)
Закрепление
изученного
материала.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

3.3 Содержание учебного плана обучения.
Раздел 1.
1.Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игра «Знакомимся с вами».
Формы контроля: устный опрос.
2.Тема: Звуки вокруг нас.
Теория: Беседа о звуках.
Практика: Игровая ситуация «Сказочный лес», игры «Эхо», «Комары и
осы»
Формы контроля: наблюдение
3. Тема: Сравнение и измерение длин предметов.
Теория: Возрастающий и убывающий порядок по величине.
Практика: Д/и «Найди пару», «Расставь по порядку».
Формы контроля: метод наблюдения
4.Тема: Слово. Слог. Предложение.
Теория: Из чего состоят слова?
Практика: .Д/и «Доскажи словечко». Деление слов на слоги.
Формы контроля: наблюдение
5.Тема: Геометрические фигуры.
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами.
Практика: Составление узора из фигур. Д/и «Определи на ощупь».
Формы контроля: метод наблюдения.
6.Тема: Алфавит.
Теория: Знакомства с буквами.
Практика: Песенка алфавита.
Формы контроля: наблюдение
7.Тема: Квадрат. Деление квадрата на равные части
Теория: Учить делить квадрат на равные части.
Практика: Д/и «Логический квадрат».
7

Формы контроля: метод наблюдения
8. Тема: Гласные и согласные звуки.
Теория: Познакомиться с гласными и согласными звуками.
Практика: Д/и «Живые звуки»
Формы контроля: метод наблюдения
9. Тема: Круг. Треугольник
Теория: Знакомство с данными геометрическими фигурами.
Практика: Выкладывание форм из счётных палочек. Построение
треугольника, квадрата, круга.
Формы контроля: метод наблюдения
10. Тема: Гласные звуки (а),(о) буквы Аа, Оо.
Теория: Знакомство со звуками (а), (о). Буквы Аа, Оо.
Практика: Игровая ситуация «Как собачка нашла друга», упражнение
«Дождь идёт».
Формы контроля: метод наблюдения.
11. Тема: Закрепление геометрических фигур.
Теория: Закрепить изученные геометрические фигуры.
Практика: работа в тетради. Аппликация «Мишка с шарами».
Формы контроля: метод наблюдения.
12.Тема: Гласные звуки (и), (у), буквы Ии, Уу,
Теория: Знакомство со звукми (и), (у), буквами И, У.
Практика: Игровая ситуация «Пчёлка Уля». Упражнение «Оратор».
Формы контроля: наблюдение
13.Тема: Что такое сутки, части суток.
Теория: Знакомство с понятием «сутки», «части суток».
Практика: д/и «Собери рисунок», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
14. Тема: Гласный звук (ы), буква ы.
Теория: Артикуляция и характеристика звука . Знакомство со звуком (ы),
буквой ы.
Практика: Игровая ситуация «Пчёлка Уля». Упражнение «Оратор».
Формы контроля: наблюдение
15. Тема: Дни недели.
Теория: Знакомство с днями недели.
Практика: Загадка «Дни недели», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
16. Тема: Согласный звук (н) , буква Нн. Чтение слогов с буквой Н.
Теория: Знакомство с согласным звуком (н).
Практика: Чтение слогов. Сюжетная игра «Новоселье». Д/и «Доскажи
словечко».
Формы контроля: наблюдение
17.Тема: Закрепление.
Теория: Ориентирование в днях и сутках
Практика: Игровая программа «Что умеем и что знаем».
Формы контроля: устный опрос.
18.Тема: Согласный звук (т) , буква Тт. Чтение слогов с буквой Т.
8

Теория: Знакомство с согласным звуком (т). Анализ и характеристика
звуков.
Практика: Выкладывание букв из палочек. Составление слогов из кубиков.
Д/и «Замени звук».
Формы контроля: наблюдение
19.Тема: Числа и цифры 1-5
Теория: Количественный и порядковый счёт
Практика: Математические загадки. Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
20.Тема: Согласный звук (к) , буква Кк. Чтение слогов с буквой К
Теория: Анализ и характеристика звука
Практика: Д/и «Животные и их детёныши», «Кто к кому?».
Формы контроля: наблюдение.
21. Тема: Числа и цифры 6-10
Теория: Количественный и порядковый счёт
Практика: Математические загадки. Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
22.Тема: Согласный звук (с) , буква Сс. Чтение слогов с буквой С.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Составление сказки на предложенный сюжет. Д/и «Дежурная
буква», «Кто с кем дружит?», «Узнавай-ка».
Формы контроля: наблюдение
23. Тема: Закрепление.
Теория: Закрепить знания чисел в порядке 10
Практика: Работа с карточками, презентацией.
Формы контроля: метод наблюдения.
24. Тема: Согласные звуки (л), (р). Буквы Л, Р. Чтение слогов с буквами Л,Р.
Теория: Характеристика звуков.
Практика: Чистоговорки. Сюжетная игра «Мы идём в поход».
Формы контроля: наблюдение
25. Тема: Число 11
Теория: Познакомить с образованием числа 11и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число 11. Решение арифметических
задач.
Формы контроля: метод наблюдения
26. Тема: Согласный звук (в) , буква Вв. Чтение слогов с буквой В.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Игровая ситуация «На лесной ярмарке», д/и «Кто где живёт?»
Формы контроля: наблюдение
27. Тема: Число 12.
Теория: Познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число 12.
Формы контроля: метод наблюдения.
28. Тема: Гласный звук (е), буква Е
9

Теория: Анализ и характеристика звука
Практика: Д/и «Измени слово». Заучивание стихотворения.
Формы контроля: наблюдение.
29. Тема: Закрепление
Теория: Закрепить знания изученных чисел второго десятка.
Практика: Работа с презентацией.
Формы контроля: метод наблюдения.
30. Тема: Согласный звук (п) , буква Пп. Чтение слогов с буквой П.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика:Загадки весёлого попугая.
Формы контроля: наблюдение
31. Тема: Число 13
Теория: Познакомить с образованием числа 13 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число13.
Формы контроля: метод наблюдения.
32. Тема: Согласный звук (з) , буква З. Чтение слогов с буквой З.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Чтение слогов. Составление слов. Д/и «Закончи предложение»,
«Звуки спрятались».
33. Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование числа 13
Практика: Решать арифметические задачи.
Формы контроля: метод наблюдения.
34. Тема: Согласный звук (б) , буква Б. Чтение слогов с буквой Б.
Теория: Анализ и Характеристика звуков
Практика: Д/и «Магазин», «Подбери слово».
Формы контроля: наблюдение
35. Тема: Число 14.
Теория: Познакомить с образованием числа 14 и новой счетной единицей –
десятком. Объяснить, что в двух неделях 14 дней.
Практика: Работа в тетради. Записывать число14.
Формы контроля: метод наблюдения.
36. Тема: Согласный звук (м) , буква М. Чтение слогов с буквой М
Теория: Анализ и Характеристика звуков
Практика: Д/и «Магазин», «Подбери слово».
Формы контроля: наблюдение
37 Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование числа 14.
Практика: Решать логические задачи на установление закономерностей.
Формы контроля: устный опрос.
38. Тема: Согласный звук (д) , буква Д. Чтение слогов с буквой Д.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Игровое упражнение «Дождь», Игра «Доскажи словечко».
Формы контроля: наблюдение
39 Тема: Число 15.
10

Теория: Познакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей –
десятком
Практика: Работа в тетради. Записывать число15, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
40. Тема: Гласный звук (я), буква Я.
Теория:Анализ и характеристика звука . Знакомство со звуком (я), буквой Я.
Практика: Игровая ситуация «Пчёлка Уля». Упражнение «Оратор».
Формы контроля: наблюдение
41. Тема: Число 16.
Теория: Познакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число16, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
42.Тема: Согласный звуки(г-г), буква Г. Чтение слогов с буквой Г.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Деление слов на слоги. Д/и «Не зевай, продолжай», «Покорми
птиц».
Формы контроля: наблюдение
43. Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование чисел.
Практика: Работа с презентацией.
Формы контроля: метод наблюдения.
44. Тема: Мягкий согласный звук (ч), буква Ч. Чтение слогов с буквой Ч.
Теория: Знакомство с образом буквы.
Практика: д/и «Доскажи словечко».
Формы контроля: наблюдение
45.Тема: Число 17.
Теория: Познакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число17, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
46. Тема: Буква Ъ
Теория: Знакомство с образом буквы.
Практика: д/и «Не зевай, продолжай».
Формы контроля: наблюдение
47. Тема: Число 18.
Теория: Познакомить с образованием числа 18 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число18, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения
48 Тема: Чтение слогов с изученными буквами.
Теория: Проговорить слоги.
Практика: Собираем карточки со слогами.
Формы контроля: метод наблюдения.
49. Тема: Число 19.
11

Теория: Познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число19, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
50. Тема: Твердый согласный звук (ж), буква Ж. Чтение слогов с буквой Ж.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика: Речевая игра «Звуки-буквы», «Большие и маленькие».
Формы контроля: наблюдение.
51.Тема: Число 20.
Теория: Познакомить с образованием числа 20и новой счетной единицей –
десятком.
Практика: Работа в тетради. Записывать число20, читать запись.
Формы контроля: метод наблюдения.
52. Тема: Твердый согласный звук (ш), буква Ш.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика: Чистоговорки. Д/и «Звуки спрятались в словах».
Формы контроля : наблюдение
53. Тема: Закрепление.
Теория: Повторить образование чисел.
Практика: Работа с презентацией.
Формы контроля: метод наблюдения.
54. Тема: Мягкий согласный звук (й), буква Й.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика: Чистоговорки. Игровая ситуация «В лесной школе»,
Формы контроля : наблюдение
55.Тема: Примеры на сложение.
Теория: Повторить примеры на сложение.
Практика: Решение примеров.
Формы контроля: метод наблюдения.
56. Тема: Мягкий согласный звук (х), буква Х.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика: Д/и «Расшифруй рисунки».
Формы контроля : наблюдение
57. Тема: Примеры на вычитание.
Теория: Повторить примеры на вычитание.
Практика: Решение примеров.
Формы контроля: метод наблюдения.
58. Тема: Твердый согласный звук (ц), буква Ц.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика: Чистоговорки. Чтение слогов.
Формы контроля : наблюдение
59. Тема: Закрепление.
Теория: Закрепление изученного материала.
Практика: решение примеров.
Формы контроля: метод наблюдения.
12

60. Тема: Гласный звук (э), буква Э
Теория: Анализ и характеристика звука
Практика: Д/и «Поймай зыук». Заучивание стихотворения.
Формы контроля: наблюдение.
61. Тема: Решение арифметических задач
Теория: работа с задачами.
Практика: Составление и решение задач. Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
62. Тема: Мягкий согласный звук (щ), буква Щ.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика: Чистоговорки. Чтение слогов. д/и « Звуки спрятались в словах».
Формы контроля : наблюдение
63. Тема: Решение арифметических задач
Теория: работа с задачами.
Практика: Составление и решение задач. Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
64. Тема: Мягкий согласный звук (ф), буква Ф.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика: Чистоговорки. Чтение слогов.
Формы контроля : наблюдение
65. Тема: Закрепление.
Теория: Закрепление изученного материала.
Практика: Решение задач. Работа с презентацией
Формы контроля: метод наблюдения.
66. Тема: Повторение алфавита.
Теория: Повторение изученных букв.
Практика: Песенка алфавита. Решение ребусов.
Формы контроля: наблюдения.
67. Тема: Решение задач-иллюстраций.
Теория: работа с задачами.
Практика: Составление и решение задач. Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
68. Тема: Штриховка
Теория: Знакомство со штриховкой.
Практика: Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
69. Тема: Решение неравенств.
Теория: Изучить метод решения неравенств.
Практика: Составление и решение неравенств. Работа с презентацией.
Формы контроля: метод наблюдения.
70. Тема: Сказка открывает свои тайны. Штриховка
Теория: Знакомство со штриховкой.
Практика: Работа в тетради. Штриховка картины из сказки
Формы контроля: метод наблюдения.
71. Тема: Закрепление.
Теория: Закрепление изученного материала.
13

Практика: решение неравенств.
Формы контроля: метод наблюдения.
72. Тема: Закрепление.
Теория: Закрепление изученного материала.
Практика: Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения.
4. Планируемые результаты.
В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать
конфликты;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Результаты работы могут быть представлены в форме выполнения
коллективных и персональных математических работ обучающихся,
итоговых занятий, игровых мероприятий, участия в районных конкурсах,
всероссийских олимпиадах по математике. Итоговые работы выполняются
детьми в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце учебного года.
II. Комплекс организационно-педагогических условий.
1.Календарный учебный график.
№
п/
п

Ме Чис Время
сяц ло прове
дения
занят
ия

Форма
занятия

1

1

2
3

Кол
-во
час
ов

групповое
занятие
групповое
занятие

Тема занятия

Место Всего
прове учебн
дения
ых
недел
ь
ДТР
Вводное занятие.
1
Игра
«Знакомимся
с
вами».
Инструктаж
по
технике
безопасности.

1

Звуки вокруг нас.

ДТР

1

1

Сравнение
измерение
предметов.

ДТР

1

и
длин

14

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

11

групповое
занятие

1

12

групповое
занятие

1

13

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие

1

4
5
6
7

8
9
10

14
15
16

17
18

19
20

21

1
1
1

1
1

1
1
1

1

1

Слог.
Слово.
Предложение.
Геометрические
фигуры.
Алфавит.

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

Квадрат. Деление
квадрата
на
равные части.
Гласные
и
согласные звуки.
Круг.
Треугольник.
Гласные
звуки
(а), (о). Буквы Аа.
Оо.
Закрепление
геометрических
фигур.
Гласные
звуки
(и), (у). Буквы
Ии, Уу.
Что такое сутки?

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

Гласный звук (ы).
Буква ы
Дни недели.

ДТР

1

ДТР

1

Согласный звук
(н). Буква Нн
Чтение слогов с
буквой Н.
Закрепление.

ДТР

1

ДТР

1

Согласный звук
(т). Буква Тт
Чтение слогов с
буквой Т.
Числа 1-5.

ДТР

1

ДТР

1

Согласный звук
(к). Буква Кк.
Чтение слогов с
буквой К.
Числа 6- 10.

ДТР

1

ДТР

1
15

22

групповое
занятие

1

23

групповое
занятие

1

24

групповое
занятие

1

25

групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое

1

26

27
28
29
30

31
32

33
34

35
36

Согласный звук
(с). Буква Сс
Чтение слогов с
буквой С.
Закрепление

ДТР

1

ДТР

1

Согласный звук
(л). Буква Лл
Чтение слогов с
буквой Л.
Число 11.

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

1

Согласный звук
(в). Буква Вв
Чтение слогов с
буквой В.
Число 12

ДТР

1

1

Буква Ее

ДТР

1

1

Закрепление

ДТР

1

1

Согласный звук
(п). Буква Пп
Чтение слогов с
буквой П.
Число 13

ДТР

1

ДТР

1

Согласный звук
(з).
Буква
Зз
Чтение слогов с
буквой З.
Закрепление.

ДТР

1

ДТР

1

Согласный звук
(б). Буква Бб
Чтение слогов с
буквой Бб.
Число 14

ДТР

1

ДТР

1

Согласный звук ДТР
(м). Буква Мм
Чтение слогов с
буквой М.
ДТР
Закрепелние

1

1

1

1

1

1
16

37

занятии

38

групповое
занятии

1

39

групповое
занятии
групповое
занятии

1

групповое
занятии
групповое
занятии

1

групповое
занятии
групповое
занятии

1

групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии

1

групповое
занятии
групповое
занятии

1

групповое
занятии

1

40

41
42

43
44

45
46
47
48

49
50

51
52

53

Согласный звук ДТР
(д). Буква Дд
Чтение слогов с
буквой Д.
ДТР
Число 15

1

Буква Я. Чтение ДТР
слогов с буквой
Я.
ДТР
Число 16

1

Согласный звук ДТР
(г).
Буква
Гг
Чтение слогов с
буквой Г.
ДТР
Закрепление

1

1

1

ДТР
Мягкий
согласный звук
(ч). Буква Чч.
Чтение слогов с
буквой Ч
ДТР
Число 17

1

Буква Ъ

ДТР

1

1

Число 18

ДТР

1

1

Чтение слогов с ДТР
изученными
буквами
ДТР
Число 19

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР
Твердый
согласный звук
(ш)
ДТР
Закрепление

1

1

1

1

1

1

Твердый
согласный
(ж)
Число 20

1

1

1

1

1

звук

1

17

54

групповое
занятии

1

55

групповое
занятии
групповое
занятии

1

групповое
занятии
групповое
занятии

1

групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии

1

62

групповое
занятии

1

63

групповое
занятии

1

64

групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии
групповое
занятии

1

групповое

1

56

57
58

59
60
61

65
66
67
68
69
70
71

72

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

ДТР
Мягкий
согласный звук
(й)
Примеры
на ДТР
сложение
ДТР
Твердый
согласный звук
(х)
Примеры
на ДТР
вычитание
ДТР
Твердый
согласный звук
(ц)
ДТР
Закрепление

1

Гласный звук (э).
Буква Ээ
Решение
арифметических
задач
Мягкий
согласный звук
(щ).
Решение
арифметических
задач.
Согласный звук
(ф). Буква Фф
Закрепление

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

Повторение
Алфавита.
Решение задачиллюстраций
Знакомство
со
штриховкий
Решение
неравенств.
Решение
неравенств.
Сказка открывает
свои
тайны.
Штриховка(карти
нка из сказки)
Закрепление

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

1
1

1
1

1

18

занятии

изученного
материала.

2. Условия реализации программы.
Результат реализации программы «Заниматика» во многом зависит от
подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного
оборудования.
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
Материально- техническое обеспечение:
1.Уголок техники безопасности.
2.Ученические столы.
3.Стол педагога.
4.Доска с магнитами.
5.Стенд сменный для детских работ.
6. Шкаф, полки для объёмных экспонатов.
7. Предметный стол.
9. Индивидуальные доски.
10. Цветной картон, цветная бумага.
11. Белая и тонированная бумага разных размеров.
12.Ручки шариковые, карандаши, фломастеры, ножницы, линейки, клей
ПВА, счетные палочки, набор карточек с изображением различных моделей
(для сборки конструктора)
13. Для реализации электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в
Интернет, соответствующего программного обеспечения.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям
и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Особое внимание следует уделить рабочему месту учащегося. На рабочих
местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни
искусственной освещённости люминесцентными лампами при общем
освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп
накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Оформление кабинета должно нести обучающую, развивающую,
воспитательную, информационную нагрузку.
Кадровое обеспечение.
Успешно реализовать данную программу может педагог дополнительного
образования, имеющий специальные умения и навыки и активно
использующий средства ИКТ в профессиональной педагогической и учебной
деятельности.
Информационное обеспечение
1. Н.И. Гетман «Дополнительная программа ««Раз – ступенька, два –
ступенька» (электронный ресурс) // Н.И. Гетман Персональный сайт https://weburok.com

3. Форма контроля.
метод наблюдения
19

4. Методические материалы
Для реализации программы используются следующие материалы:
-календарно-тематический график;
-методическая литература для педагога.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
− репродуктивный (воспроизводящий);
− иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
− проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения);
− эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы её решения).
-психологический, социальный (анкетирование, опрос);
На занятиях студии применяются различные педагогические технологии:
 Методика развивающего обучения на начальном этапе (знакомство с
заниматикой)
 Игровые технологии (дидактические игры);
Теоретическая часть программы даётся в форме бесед с просмотром
слайдов, видеофильмов, иллюстративного материала и позволяет расширить
знания в области математики, организации рабочего места и технике
безопасности.
Теоретические знания подкрепляются практическим освоением тем:
вычислением примеров, неравенств, задач работа со счетными палочками,
карточками со слогами, плакатом с алфавитом.
5. Воспитательная работа
Программа воспитания.
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания – создание условий для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой личности,
способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
20

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Работа с коллективом учащихся творческого объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов
самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала
учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями учащихся творческого объединения включает в
себя:
– организацию системы индивидуальной и коллективной работы
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение
открытых занятий в течение учебного года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам
воспитания детей.
Содержательная часть
Содержание, формы, методы и технологии воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное
значение; получают опыт деятельности, в которой формируются,
проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации. Практические занятия детей (подготовка к конкурсам,
математическим соревнованиям и проч.) способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к
членам своего коллектива.
21

Участие в проектах способствует формированию умений в области
целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выступления — способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную
сферу детей.
Основные группы методов воспитательной работы:
1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия,
диспут, метод примера. Основная функция первой группы методов состоит в
формировании отношений, установок, направленности, убеждений и
взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах
поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека
отражаются на его поведении.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения: упражнение, приучение, поручение, требование,
создание воспитывающих ситуаций.
3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение,
наказание. С помощью методов третьей группы педагоги и сами
воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности
воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на
поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение
неодобряемого поведения.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные
методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов
деятельности.
6. Список литературы
1. «Математика: числа второго десятка» Т.Н.Канашевич. Минск – 2008г
2. «И учеба, и игра: математика. Т.И. Тарабарина; Н.В, Елкина. Ярославль –
2003г.
3.Ларина Т.И. 50 игр на сложение и вычитание. Ярославль: академия 2019.
4.Логинова В. И., Бабаева Т. Н., Кондратьева Н.Н. Программа «Развитие». СПетербург «Детство-Пресс», 2004.
5.Морозова И.А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических
представлений. М: Мозаика-Синтез 2018.
6.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. М: Мозаика-Синтез .2018.
7.«Раз ступенька, два ступенька…» Л.Г. Петерсон; Н.П.Холина. Москва –
2004г.
22

8. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как
нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников //
9.Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225
10.Филиппс Ч. «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней
тренировки мозга», Москва, 2019
1.Кочергина А.В. Учим азбуку, играя: Занимательные игры, задания, загадки
и стихи для обучения грамоте. - М.: 5 за знания, 2007-272с.
2.Обучение грамоте детей дошкольного возраста. / Сост. Г.Ф.Марцинкевич. Волгоград: Учитель, 2004.
3.Программа воспитания и обучения дошкольников. / Под ред. М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, В. В. Комаровой. - М. Издательский Дом:
Воспитание дошкольника,2005.
4.Придумай слово. Речевые игры и упражнения для
дошкольников/Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Психотерапевт, 2001.
5.Ушакова О. С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М.,
2004.
6.Узорова О.В. Практическое пособие для обучения чтению. - М.: ACT:
Астель, 2009.
7.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2006.
8.Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. - М.:
Издательство: Экзамен, 2009.
9.Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!..Обучение дошкольников чтению:
Программа-конспект. - СПб: Детство-Пресс,2010.
Интернет-ресурсы:
1. Н.И. Гетман «Дополнительная программа «Раз – ступенька, два –
ступенька» (электронный ресурс) // Н.И. Гетман Персональный сайт https://weburok.com
2.Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной
математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-vobuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
3. Занимательные задачки для дошкольника! –
http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
4.Онлайн-сервис для педагогов https://akira.education/trainer.html
Ушакова О.С www.alleng.ru/d/doschk/doschk337.htm
5. Ушакова О.С www.alleng.ru/d/doschk/doschk337.htm
7. Приложение.
Методические рекомендации по обеспечению здоровье сбережения
воспитанников на занятиях
 Знание основ безопасности своей деятельности и правил поведения в
общественных местах.
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
 Соблюдение правил обращения с режущими инструментами.
23

 Организация образовательного процесса с учётом его влияния на здоровье
учащихся и педагога.
 Оптимальный расчёт учебной нагрузки для каждого ребёнка с учётом его
индивидуальных психофизических особенностей.
 Проведение физминуток, упражнений для кистей рук, позвоночника.
 Проведение гимнастики для глаз.
Упражнения для релаксации, для глаз, для мышечной активности
(Приложение 4.2)
Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 учебный год
№п/п

Дата проведения

1

Сентябрь

2

Октябрь

3
4

Ноябрь
Ноябрь

5

Декабрь

6

Январь

7

Февраль

8

Март

9

Апрель

10

Май

Мероприятие (форма, наименование)
сентябрь
Ознакомительное мероприятие Здравствуй, заниматика!
октябрь
Экскурсия в краеведческий музей им. И.П.Редько.
ноябрь
Конкурс рисунков ко Дню матери «Считаем вместе с мамой»
Совместное мероприятие с Движением Первых
декабрь
Посещение детской библиотеки.
январь
Спортивное мероприятие «Раз, два, три, четыре, пять!»
февраль
Познавательное мероприятие «День Защитника Отечества история праздника.»
март
Выставка поделок «Для мамы», посвященное дню 8 марта.
апрель
Профилактическое мероприятие с инпектором ОГИБДД
май
Профилактическое мероприятие с инспектором по пожарному
надзору

24

Анкета для родителей
(исследование по вопросу интереса детей и родителей к занятиям
ребёнка в творческом объединении)
Вам предлагается анкета с вопросами, один из вариантов ответа нужно
обвести или в графе рядом написать свой ответ. Результаты ответов помогут
педагогу совершенствовать работу по организации образовательного
процесса, сделать его более содержательным и интересным, а также в
дальнейшем определить, какая именно помощь нежна Вам для общения с
ребенком в семье.
1. Каким образом Ваш ребенок попал в наше объединение?
- записался по приглашению педагога объединения;
- по совету воспитателя ДОУ;
- по совету родителей.
2. Знакомы ли Вы с программой объединения, т.е. содержанием деятельности
объединения?
- хорошо знакомы;
- имеете общее представление;
- незнакомы.
3. Как Вы относитесь к занятиям Вашего ребёнка в нашем объединении?
- одобряете;
- безразлично;
- не одобряете.
4. Считаете ли Вы, что эти занятия принесут пользу Вашему ребенку?
- большую;
- небольшую;
- возможно, пригодится в жизни.
5. Как относится Ваш ребенок к посещению этих занятий?
- посещает с удовольствием;
- особой радости не испытывает;
- посещает по Вашей просьбе или напоминанию преподавателя.
6. Нравится ли Вам педагог?
- как профессионал;
- как человек;
- как воспитатель (организатор массовых мероприятий, экскурсий и т.п.)
7. Чего вы ждете в итоге от посещения Вашим ребенком наших занятий?
- хороших умений и математических навыков ;
- развития способностей к обучению в школе;
- ничего не жду.
8. Помогают ли Вам в общении с ребенком его занятия в объединении?
- да, очень;
- есть общий интерес;
- нет.
9. Сколько времени Вы уделяете своему ребенку?
- понемногу ежедневно;
- периодически, когда есть свободное время;
- очень мало по ряду причин.

25

Правила поведения в кабинете и техника безопасности при работе с
инструментами и материалами.
1. Быть внимательным и дисциплинированным; точно выполнять указания
педагога.
2. Не приступать к выполнению работы без разрешения педагога.
3. Размещать инструменты и приспособления на своём рабочем месте так,
чтобы исключить их падение.
4. Рабочее место всегда должно содержаться в чистоте и образцовом порядке, а
инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было
их брать, не затрачивая времени на поиски.
5. Нельзя делать резких движений рукой с режущим и инструментом — можно
поранить сидящего рядом товарища.
6. Применять инструменты (карандаши, ножницы и др.) только по назначению.
7. В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к педагогу.
Педагог обязан оказать первую помощь.
8. По окончании работы каждый должен убрать за собой рабочее место.
Упражнения, игры-разминки для проведения динамических пауз.
Цель: Активизировать двигательную активность, снять напряжение с мышц,
поднять настроение.
Упражнения для снятия усталости
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочки, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю.
Ветерком все просушу.
Утюгом туда – сюда
Белье быстро глажу я
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.

Имитировать
укачивание куклы
Загибать
поочередно пальцы

Имитировать движения, описанные в
стихотворении

Положить ладони на стол или
на колени

26

Включение подобных упражнений в занятия дошкольников способствует
психической разрядке и восстановлению сил, а значит, благоприятно
сказывается на здоровье каждого ребенка.
Игра «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара смотрит влево, дети
поворачивают корпус влево, смотрит вправо, дети поворачивают корпус
вправо. Смотрит вверх, поднимают голову вверх. Смотрит вниз. Опускают
голову. Чуть присела на карниз, выполняют легкие полуприседания, а с него
свалилась вниз, резко приседают.
Рекомендация: во время исполнения движений, дети держат руки за спиной.
Педагог следит за осанкой.
Игра «Снежок». Мягкий, беленький пушок, (присесть) и руками сгребаем
снежок, дружно собираем, лепим кругленький снежок встать, слепить
ладонями «снежок». И вперед бросаем! выполнить бросок, выставив вперед
правую ногу. Рекомендация: педагог следит за ровной спиной обучающихся
во время приседаний, ладони рук прямые двигаются навстречу друг другу.
Когда лепят «снежок» ладони круглые, изображают форму снежка.
Гимнастика для глаз
Цель: Снять напряжение с мышц, улучшение кровообращения,
активизировать двигательную активность других мышц глаз.
1. Упражнение для укрепления мышц век, улучшение кровообращения и
расслабления мышц глаз.
Выполняется сидя: Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза
на такое же время.
2. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком
расстоянии.
Выполняется стоя: Смотреть перед собой 2-3 секунды, затем, держа перед
глазами на расстоянии 25-30 см указательный палец правой руки, смотреть на
его конец 3-4 секунды. Опустить руку. Повторить упражнение 10-12 раз.
3. Упражнения, укрепляющие мышцы глаз.
Выполняются стоя: а) держать указательный палец правой руки на расстоянии
25-30 см от глаз;
б) смотреть на кончик пальца 3-5 секунд;
в) убрать ладонь, смотреть на кончик пальца З-5 секунд. Опустить руку.
Повторить те же упражнения с левой рукой. На занятии после 25-30 мин. работы
можно посоветовать такое простое упражнение: закрыть глаза и посидеть
минутку, откинувшись на спинку стула.
1. Поморгай глазами (30 секунд).
2. Посмотри неподвижно в одну точку (30 секунд).
3. Посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны.
4. Переведи взгляд вверх, вниз, опять вверх, вниз. Отдохни и повтори
еще раз.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».