Отдел образования
муниципального образования Акбулакский район
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творческого развития Акбулакского района Оренбургской области»
РАССМОТРЕНО И
СОГЛАСОВАНО:
на заседании педагогического
совета МБУДО ДТР
Протокол №_____
29.08.2025г
УТВЕРЖДЕНО:___________
приказом директора
МБУДО ДТР
Косточка С.В.
от 29.08.2025г № ___________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Я и мир вокруг»
естественно-научное направление
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Добреля Ирина
Николаевна,
педагог дополнительного
образования
п.Акбулак, 2025 год.
1
Содержание:
№
п/п
I.
1.
Стр.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Уровень освоения программы
1.3
Актуальность программы
1.4.
Отличительные особенности программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Адресат программы
1.7.
Объём и сроки освоения программы
3
3
4
4
4
4
5
5
6
1.8.
Формы организации образовательного процесса
6
1.9.
Режим занятий
6
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
7
3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7
3.1.
Учебный план
3.2. Содержание учебного плана
7
10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
14
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
18
1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
18
2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
18
4.
2.1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ
3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
19
21
4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
21
5.
6.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
22
23
7.
ПРИЛОЖЕНИЕ
25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Т.В. Анджапаридзе «Уровневый подход в самоопределении
обучающихся»// Дополнительное образование 7/2004г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Уровень овладения знаниями, умениями, навыками учащихся
творческого объединения «Я и мир вокруг»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Определение психологического климата группы
(Л.Н. Лутошкин)
2
РазделI. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я
и мир вокруг» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ
ред. от 28.02.2025);
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; ред. от
01.07.2025 г. № 1745-р);
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-Федеральный проект «Все лучшее детям» национальный проект «Молодежь и
дети» (реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»);
-Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей» (от
03.09.2019 г. № 467; ред. от 21.04.2023);
-Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);
-Постановление Правительства Оренбургской области «О реализации
мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного
образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (ред. 01.09.2025 г.);
- Письмо Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства просвещения России от 31.01.2022 г.
№ ДГ-245/06
«О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Уставом МБУДО ДТР от 05.03.2019 №129-п
3
1.1. Направленность (профиль) программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и
мир вокруг» имеет естественно-научную направленность.
Программа направлена не только на пробуждение интереса к предмету, но
в том, что она соединила в себе теоретические знания вместе с практическим их
применением.
1.2. Уровень освоения программы: стартовый
На данном уровне учащийся проявляет интерес к окружающему миру;
знакомится с основными понятиями и объектами (животные, растения, явления
природы) .
Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование
и развитие положительной мотивации к обучению. Способствует воспитанию
гуманной, социально-активной личности , богатствам природы и общества.
Развивает творческие способности ребёнка.
1.3. Актуальность программы состоит в том,чтопонятия природа и
человек когда-то в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал
целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и
природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня
глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш
общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей,
поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
У учащихся закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и
окружающим людям.
Формируется культура сознания, культура мышления. Для выполнения
этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о
взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью,
относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у
ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется
эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются
такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В
связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности
ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать
экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
1.4.Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и
мир вокруг» разработана на основе:
- дополнительной общеобразовательной программы «Наш дом - природа»,
автор Рыжова Н.А., 2015 г., г. Москва;
- образовательной программы дополнительного образования «Юный
эколог», автор Николаева С.Н., г. Москва, 2023 г.
Отличительная особенность программы состоит в том, чтов основе
программы «Я и мир вокруг» лежит принцип интеллектуального и
эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место
4
занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов,
наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны.
Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в
исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне
самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный
интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически,
обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и
практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика
организации теоретических и практических занятий может быть представлена
следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической
творческой деятельности. Для того, чтобы подвести учащихся 5-9 лет к
освоению теоретического материала предлагаются методы: работа с моделями,
природоведческие конкурсы и праздники, решение проблемных ситуаций,
наблюдения и эксперименты, опыты, практическая деятельность в природе.
Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней
заинтересованностью, как детей, так и педагогов.
1.5.
Педагогическая
целесообразность
программы
данной программы объясняется тем, что учащиеся дошкольного и школьного
возраста в совершенстве владеют только одним способом познания запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в
процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы
обучения: наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих
методов осуществляется по двум магистральным направлениям:
- первое – это внесение в банк памяти детей сведений о живой природе (о
внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи
друг с другом и тд.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко
улавливает причинно-следственные связи, существующие в природе;
- второе - запечатление природоохранного экологически грамотного
поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.
1.6.
Адресат
программы:образовательнаяпрограмма«Я
и
мир
вокруг»рассчитанана детейввозрастеот 5 летдо 7 лет. Программа учитывает
возрастные особенности учащихся (познавательное развитие, развитие
коммуникативных способностей),направлена на необходимость планомерного
развития экологических и творческих способностей детей. Ребенок дошкольного
и младшего школьного возраста испытывает потребность в познании и
творчестве. За внешней формой предметов и явлений дети, с помощью педагога,
открывают внутреннее содержание, вызывающее у них отклик. При достаточном
богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным
выразить свое личное переживание в создаваемых им самим образах.
Занятия по программе проводятся в группах постоянного состава.
Программа может использоваться для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов по
индивидуальному учебному плану.
5
1.7. Объём и срок освоения программы:
На реализацию программы отводится 72часа в течение одного года.
1.8. Формы организации образовательного процесса:
Форма обучения– очно-заочнаяс применением дистанционных технологий.
В режиме очного обучения основной формой работы являются групповые
занятия.
В режиме дистанционного обучения:индивидуальные или групповые
онлайн-занятие;образовательные
онлайн
–
платформы;
цифровые
образовательные ресурсы;видеоконференции (Skype); социальные сети;
мессенджеры; электронная почта;комбинированное использование онлайн и
офлайн режимов; онлайн-консультация.
1.9. Режим занятий:
Занятия проходят 2 разав неделю по 1часу;
Продолжительность занятий: один академический час;
Во время занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
6
2. Цель программы
Цель программы - формирование у учащихся экологических представлений
через ознакомление с окружающей средой .
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, к своему
здоровью;
-воспитывать мотивацию к изучению природы;
- воспитывать ценностное отношение к природе;
- формировать навыки культуры поведения в окружающей природной среде;
-воспитывать
бережное
отношение
к
природе;
Развивающие:
формировать
начальные
исследовательские
умения
и
навыки;
-развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать и
сравнивать
на
основе
наблюдения
за
объектами;
-развивать мелкую моторику посредством работы с природным материалом;
-сформировать первоначальные умения проводить небольшие исследования
объектов
природы;
Образовательные:
-познакомить
с
разнообразием
живой
и
неживой
природы;
-дать
представление
о
сезонных
изменениях
в
природе;
-познакомить
детей
с
народными
приметами;
-приобрести
навыки
работы
с
живыми
объектами;
3.Содержание программы
3.1.Учебно-тематический план 1 года
№ Раздел
п/п Тема
Количество часов
Всего Теория Прак
тика
1. Природа вокруг нас.
1.1
Красота
2
1
1
вокруг нас.
1.2
1.3
1.4
Формы
Формы
организации контроля
занятия
групповое
занятие
метод
наблюдения
Красиво
2
цветущие
растения.
Классификац 2
ия растений.
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
Друзья
природы.
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2
7
1.5
Растениялёгкие
Земли.
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1.6
Как и где 2
растут
растения.
Зелёная
2
аптека.
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
Дикорастущ 2
ие
и
культурные
растения.
Растения в 2
разные
сезоны года.
Времена
2
года.
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1.11
Приметы
времён года.
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1.12
Природа
нашего края.
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1.7
1.8
1.9
1.10
2.Животные, насекомые, птицы.
2.1
Животныенаши друзья.
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2.2
Животные
разных
стран.
Дикие
животные.
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2.4
Домашние
животные.
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2.5
Повторение.
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2.3
8
2.6
Насекомые.
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2.7
Насекомые и 2
цветы.
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2.8
Таинственны 2
й
мир
насекомых.
Кто
такие 2
насекомые?
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
Перелётные
птицы.
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
Тайны
2
1
птичьего
мира.
2.12 Домашние и 2
1
дикие
животные
3.Человек охраняет природу.
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2.9
2.10
2
2.11
3.1
Как природу 2
охранять.
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
3.2
Учитесь
жалеть
беречь.
Красная
книга.
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
и 2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
Роль
2
человека
в
охране
природы.
Природные
2
ресурсы.
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
1
1
групповое
метод
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
Правила
охраны
природы.
Природа
человек.
и
9
занятие
наблюдения
3.8
Человек
растения.
и 2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
3.9
Человек
и 2
животные.
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
3.10
Человек
вода.
и 2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
3.11
Воздух
здоровье.
и 2
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
3.12
Солнце
и 2
свет в нашей
жизни.
72
1
1
групповое
занятие
метод
наблюдения
36
36
3.2.Содержание учебного плана1 года обучения
Раздел 1. Природа вокруг нас – 24 часа.
1.1 Красота вокруг нас.(2ч.)
Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Беседа «Объекты живой и неживой природы»,сбор природного
материала, поделки из природного материала.
Формы контроля: метод наблюдения
1.2 Тема: Красиво цветущие растения.(2ч.)
Теория: Беседа об осенних листьях, о цветущих растениях.
Практика: Продуктивная деятельность: сбор осенних листьев, аппликация из
листьев.
Формы контроля: метод наблюдения
1.3 Тема: Классификация растений.(2ч.)
Теория: Беседа о растениях.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение гербария, аппликация из
природного материала.
Формы контроля: метод наблюдения
1.4 Тема: Друзья природы.(2ч.)
Теория: Беседа на тему «Друзья природы».
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из природного
материала.
Формы контроля: метод наблюдения
1.5 Тема: Растения – лёгкие Земли.(2ч.)
Теория: Дать представления, что растения – легкие Земли.
10
Практика: Продуктивная деятельность: сбор букетов из листьев, выполнение
аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
1.6 Тема: Как и где растут растения.(2ч.)
Теория: Беседа о растениях.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работ из семян различных
растений.
Формы контроля: метод наблюдения
1.7 Тема: Зелёная аптека.(2ч.)
Теория: Беседа о лекарственных растениях.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликаций из природного
материала.
Формы контроля: метод наблюдения
1.8 Тема: Дикорастущие и культурные растения.(2ч.)
Теория: Беседа о дикорастущих и культурных растениях.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликаций.
Формы контроля: метод наблюдения
1.9 Тема: Растения в разные сезоны года.(2ч.)
Теория: Беседа о временах года.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение пано из природного
материала.
Формы контроля: метод наблюдения
1.10 Тема: Времена года.(2 ч.)
Теория: Беседа о временах года. «Четыре художника» Скребицкий Г.А.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликаций.
Формы контроля: метод наблюдения.
1.11 Тема: Приметы времен года. (2ч.)
Теория: Беседа о временах года.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из природного
материала
Формы контроля: метод наблюдения.
1.12 Природа нашего края.(26ч.)
Теория: Беседа о природе.
Практика: Продуктивная деятельность: коллективная работа.
Формы контроля: метод наблюдения.
Раздел 2. Животные, насекомые , птицы –24 часа.
2.1 Тема: Животные – наши друзья.(2ч.)
Теория: Беседа о животных.
Практика: Продуктивная деятельность: аппликация из пластилина.
Формы контроля: метод наблюдения
2.2 Тема: Животные разных стран. (2ч.)
Теория: Беседа о животных.
Практика: Продуктивная деятельность: аппликация из пластилина.
Формы контроля: метод наблюдения
11
2.3 Тема: Дикие животные.(2ч.)
Теория: Беседа о диких животных.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение объёмной работы из
воздушного пластилина.
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Домашние животные. (2ч.)
Теория: Беседа о домашних животных.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение объёмной аппликации из
воздушного пластилина.
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Повторение.(2ч.)
Теория: Беседа о домашних и диких животных.
Практика: Продуктивная деятельность: конкурсная игровая программа,
выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Насекомые и птицы.(2ч.)
Теория: Беседа «Насекомые и птицы».
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение объёмной работы из
солёного теста.
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Насекомые и цветы .(2ч.)
Теория: Беседа о насекомых.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина.
Формы контроля: метод наблюдения
2.8 Тема: Таинственный мир насекомых.(2ч.)
Теория: Беседа о насекомых.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина .
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Кто такие насекомые?(2ч.)
Теория: Беседа на тему «Кто такие насекомые?».
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина.
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Перелётные птицы .(2ч.)
Теория: Беседа о птицах.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
2.11 Тема: Тайны птичьего мира.(2ч.)
Теория: Беседа о тайнах птичьего мира.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
2.12 Домашние и дикие животные.(2ч.)
Теория: Беседа о насекомых и птицах.
Практика: Продуктивная деятельность: коллективная работа.
Формы контроля: метод наблюдения
12
Раздел 3. Человек охраняет природу –24 часа.
3.1 Тема: Как природу охранять .(2ч.)
Теория: Беседа об охране природы.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из цветной
бумаги и картона.
Формы контроля: метод наблюдения
3.2 Тема: Учитесь жалеть и беречь. (2ч.)
Теория: Беседа «Учитесь жалеть и беречь».
Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из цветной
бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Красная Книга.(2ч.)
Теория: Беседа «Для чего нужна Красная Книга?
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Правила охраны природы.(2ч.)
Теория: Знакомство с правилами охраны природы.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Природа и человек.(2ч.)
Теория: Правила поведения в парке.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Роль человека в охране природы.(2ч.)
Теория: Беседа о роли человека в охране природы.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
3.7 Тема: Природные ресурсы.(2ч.)
Теория: Беседа о природных ресурсах.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
3.8 Тема: Человек и растения.(2ч.)
Теория: Беседа «Человек охраняет растения»
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Человек и животные.(2ч.)
Теория: Беседа «Человек охраняет животных».
Практика: Продуктивная деятельность: применение нетрадиционной техники
аппликации. Выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
3.10 Тема: Человек и вода.(2ч.)
Теория: Беседа «Человек и вода»
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
13
3.11 Тема: Воздух и здоровье.(2ч.)
Теория: Правила поведения на природе.
Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации.
Формы контроля: метод наблюдения
3.12 Солнце и свет в нашей жизни.(2ч.)
Теория: Беседа: Солнце- друг или враг?
Практика: Продуктивная деятельность: коллективная работа.
Формы контроля: метод наблюдения
4. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство
собственного достоинства;
-способность договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать
конфликты.
Метапредметные результаты:
У учащихся будут развиты:
-крупная и мелкая моторика;
-интерес к процессу и результатам работы;
-познавательная активность и способность к самовыражению;
- интерес к процессу и результатам работы;
- усидчивость, выдержанность, терпеливость, навыки совместной работы,
научить доводить начатое до конца.
Предметные результаты:
Учащиеся знают:
-работу на заданном пространстве, свободное пользование инструментами
и материалами;
- принятие задач, слушание речи педагога, действия по образцу, а затем
по словесному указанию;
-обследование различных объектов (предметов) с помощью зрительного,
тактильного ощущения для уточнения восприятия их формы, пропорции и цвета.
14
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
1.1. Календарный учебный график
№
п/п
Дата
прове
дения
Время
провед
ения
Тема
занятия
Колво
часов
Форма
занятия
Форма
контроля
Красота
вокруг нас.
2
2
Красиво
цветущие
растения.
2
групповое
занятие
лицей
3
Классифика 2
ция
растений.
Друзья
2
природы.
групповое
занятие
лицей
групповое
занятие
лицей
Растениялёгкие
Земли.
Как и где
растут
растения
Зелёная
аптека.
Дикорастущ
ие
и
культурные
растения.
Растения в
разные
сезоны
года.
2
групповое
занятие
лицей
2
групповое
занятие
лицей
наблюден
ие, опрос
2
групповое
занятие
групповое
занятие
лицей
наблюден
ие, беседа
наблюден
ие, опрос
групповое
занятие
лицей
1
4
5
6
7
8
9
2
2
групповое
занятие
Место
провед
ения
лицей
лицей
Входная
диагност
ика,опрос
, беседа
опрос,
беседа,
игра,
наблюден
ие
наблюден
ие, игра
наблюден
ие, анализ
продукто
в
творческо
й
деятельно
сти
наблюден
ие, игра
наблюден
ие, игра,
беседа
15
10
Времена
года.
2
групповое
занятие
лицей
11
Приметы
времён
года.
Природа
нашего
края.
Животныенаши
друзья.
Животные
разных
стран.
Дикие
животные.
2
групповое
занятие
лицей
2
групповое
занятие
лицей
наблюден
ие, опрос
2
групповое
занятие
лицей
наблюден
ие, беседа
2
групповое
занятие
лицей
наблюден
ие, опрос
2
групповое
занятие
лицей
Домашние
животные.
Повторение
.
2
групповое
занятие
групповое
занятие
лицей
18
Насекомые.
2
лицей
19
Насекомые
и цветы.
2
групповое
занятие
групповое
занятие
20
Таинственн 2
ый
мир
насекомых.
групповое
занятие
лицей
наблюден
ие, игра,
беседа
наблюден
ие, беседа
опрос,
беседа,
игра,
наблюден
ие
наблюден
ие, игра
наблюден
ие, анализ
продукто
в
творческо
й
деятельно
сти
наблюден
ие, игра
12
13
14
15
16
17
2
лицей
лицей
наблюден
ие, анализ
продукто
в
творческо
й
деятельно
сти
наблюден
ие, игра
16
21
Кто такие 2
насекомые?
групповое
занятие
лицей
22
Перелётные
птицы.
Тайны
птичьего
мира.
Домашние
и
дикие
животные
Как
природу
охранять.
Учитесь
жалеть
и
беречь.
Красная
книга.
2
групповое
занятие
групповое
занятие
лицей
2
групповое
занятие
лицей
наблюден
ие, беседа
2
групповое
занятие
лицей
наблюден
ие, опрос
2
групповое
занятие
лицей
2
групповое
занятие
лицей
Правила
охраны
природы.
Природа и
человек.
Роль
человека в
охране
природы.
Природные
ресурсы.
Человек и
растения.
2
групповое
занятие
лицей
наблюден
ие, игра,
беседа
наблюден
ие, анализ
продукто
в
творческо
й
деятельно
сти
наблюден
ие, игра
2
групповое
занятие
групповое
занятие
лицей
групповое
занятие
групповое
занятие
лицей
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
2
2
2
2
лицей
лицей
лицей
наблюден
ие, анализ
продукто
в
творческо
й
деятельно
сти
наблюден
ие, игра
наблюден
ие, опрос
наблюден
ие, опрос
наблюден
ие, беседа
наблюден
ие, опрос
наблюден
ие, игра,
беседа
17
33
Человек и 2
животные.
групповое
занятие
лицей
34
Человек
вода.
Воздух
здоровье.
Солнце
свет
нашей
жизни.
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
лицей
35
36
и 2
и 2
и 2
в
лицей
лицей
наблюден
ие, анализ
продукто
в
творческо
й
деятельно
сти
наблюден
ие, игра
наблюден
ие, опрос
наблюден
ие, беседа
2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Материалы: плакаты, пластилин, воздушный пластилин, природный
материал,дидактический раздаточный материал.
Инструменты: стека.
Техническое оснащение: проектор с экраном; компьютер; фотоаппарат;
Информационноеобеспечение
Николаева С.Н. «Юный эколог» mbdou10-tula.ru/rabota-s-detmi/.../395programma-s-n-nikolaevoj-yunyj-ekolog
Кадровое обеспечение\
Педагог дополнительного образования организует образовательную
деятельность в соответствии с программой, обеспечивает наполнение
развивающей предметно-пространственной среды для преобразования знаний,
полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает взаимодействие
всех участников образовательных отношений (пдо, родители, дети).
18
2.1. Воспитательная компонента программы
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитательной деятельности творческого объединения «Я и мир
вкруг» состоит в развитии духовности, воспитании творчески активной и
самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным
самопознанием; в развитии самооценки ребёнка.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихсяя, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
- проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
-оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Работа с коллективом учащихся творческого объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов
самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала
учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
Работа с родителями учащихся творческого объединения включает в
себя:
- организацию системы индивидуальной и коллективной работы
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей
в жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение
открытых занятий в течение учебного года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам
воспитания детей.
19
Содержательная часть
Содержание, формы, методы и технологии воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий
в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ
обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации. Важно, чтобы
дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли
работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.
Практические занятия детей способствуют усвоению и применению
правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выступления — способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
детей.
Основные группы методов воспитательной работы:
1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа. Основная функция
первой группы методов состоит в формировании отношений, установок,
направленности, убеждений и взглядов учащихся— всего того, в основе чего
лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь,
убеждения человека отражаются на его поведении.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения: упражнение, приучение, поручение, требование,
создание воспитывающих ситуаций.
3.
Методы
стимулирования
поведения:
игра,
поощрение.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные
методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ продуктов творческой
деятельности учащихся.
Цель воспитательной деятельности творческого объединения «Своими
руками» состоит в развитии духовности, воспитании творчески активной и
самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным
самопознанием; в развитии самооценки ребёнка.
20
План воспитательной работы с учащимися
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название мероприятия
Время проведения
Беседа « Что такое коллектив»
Беседа «Дружба, помощь, взаимовыручка»
Беседа «Я и те, которые рядом»
Беседа «Доброта, отзывчивость и скромность»
Беседа «Этот интересный мир животных»
Беседа «Защитники Отечества»
Беседа «Милые женщины»
Беседа «Наши увлечения»
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
9.
Беседа «Жизнь дана на смелые дела»
май
Работасродителями(законнымипредставителями)
- привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу;
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
-родительские собрания, анкетирование, консультации, индивидуальные
беседы с родителями.
Родительские собрания на тему:
«Как помочь ребёнку приобрести уверенность в себе»; «Нравственные
ценности в семье»; « Как научить ребёнка дружить»; « Семейный отдых и
воспитание».
3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Формы аттестации/контроля
- опрос;
- беседа;
-игра;
-наблюдение;
- анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
4. Оценочные материалы
Т.В.
Анджапаридзе
«Уровневый
подход
в
самоопределении
обучающихся»// Дополнительное образование 7/2004г.(Приложение 1)
Уровень овладения знаниями, умениями, навыками
учащихся творческого объединения "Я и мир вокруг"(Приложение 2)
Л.Н. ЛутошкинОпределение психологического климата группы
(Приложение 3)
21
5.Методические материалы
При реализации программы используются следующие методические
материалы:
1. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративноприкладного
творчества:
учебно-методическое
пособие.-2011.-225с.
2. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги» М., «Издательство мир книги»,
2012.-93 с.
На занятиях используются следующие методы
обучения:
словесный
(беседа,
диалог,
объяснение,
рассказ,
обсуждение);
-наглядный (иллюстрации, рисунки, фотографии, схемы, таблицы);
-практический (упражнение);
-игровой;
-психологический, социальный (анкетирование, опрос).
22
6. Список литературы
Литература для педагога:
1.
Горичева, В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
Популярное пособие для родителей и педагогов / В. С. Горичева, М.И. Нагибина.
– Ярославль : Академия развития, 1998. – 192 с.
2.
Казарина, Т.Ю. Цветоведение и колористика / Т. Ю. Казарина. –
Москва : Издаельство КемГИК, 2017.– 293 с.
3.
Мэннинг М., Гранстрём Б.Книга Рассказы о картинах. История
живописи для детей / М. Мэннинг, Б. Гранстрём.–Москва: Издательство Махаон,
2023. – 88 с.
4.
Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество
детей / Т. С. Комарова. –Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 96 с.
5.
Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное / В. П.
Копцев. Ярославль : Академия развития, 2001. – 144 с.
6.
Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет / И. А. Лыкова. – Москва: Карапуз-дидактика, 2007. – 144
с.
7.
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации / И. А. Лыкова.
– Москва : Карапуз-дидактика, 2009. – 144 с.
8.
Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в
младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В.
Ермолова, З. М. Поварченкова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.
Интернет-ресурсы:
1.
Нетрадиционные формы занятий в учреждении дополнительного
образования детей: сайт. – http://festival.1september.ru/articles/603028/
2.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей :
сайт. – http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html
3.
Прекрасное своими руками: сайт. –
http://www.kodges.ru/hobbi/sdelaisam/53333-prekrasnoe-svoimi-rukami.html
4.
Признаки композиционного построения формы: сайт. –
http://www.i2r.ru/static/469/out_17572.shtml
5.
Основы композиции : сайт. – http://www.twirpx.com/file/113492/
6.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей:
сайт. –http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html
7.Николаева С.Н. «Юный эколог» mbdou10-tula.ru/rabota-s-detmi/.../395programma-s-n-nikolaevoj-yunyj-ekolog
Литература для детей:
1.
Румянцева, Е. А. Простые поделки без помощи мамы / Е. А.
Румянцева. – Москва : АЙРИС-пресс, 2006. – 320 с.
23
2.
Лыкова, И. А. Морская лепка / И. А. Лыкова. – Москва : АЙРИСпресс, 2006. – 310 с.
3.
Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика / Л. П. Савина. – Москва :
Родничок, 2006. – 30 с.
4.
Лебедева, Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е. Г.
Лебедева. –Москва : АЙРИС-пресс, 2005. – 176 с.
24
7.Приложение 1.
Т.В. Анджапаридзе «Уровневый подход в самоопределении обучающихся»// Дополнительное
образование 7/2004г.
уровень
Отношение к
себе
Больше
всего
занят
собой,
своими чувствами,
своими
проблемами;
избегает
самостоятельного
решения
поставленной
задачи
Делает
поспешные,
необоснованные
выводы о других людях;
Пытается
навязывать
свою волю группе;
Окружающие в его
присутствии чувствуют
себя скованно;
Отсутствует любовь к
людям
Средний
уровень
4-6
баллов
В
выполнении
задачи проявляет
малую
личную
инициативу;
не
высказывает
оригинальных
идей;
Не берет на себя
функции руководителя;
Не всегда помогает
своим товарищам и
мало
содействует
достижению
общей
цели;
Высокий
уровень
7-10
баллов
Имеет
большой
творческий
потенциал;
в его присутствии
все
чувствуют
себя свободно;
не уклоняется от
непосредственног
о
решения
сложной задачи.
Активно участвует в
коллективной работе;
Хочет сделать комулибо приятное;
Может
возглавить
творческую группу
Низкий
уровень
1-3 балла
Отношение к людям
Отношение к делу
Не
проявляет
старательность, работу не
доводит
до
конца,
присутствует больше как
наблюдатель;
Берется
за
работу
с
желанием, но не доводит
работу
до
конца,
присутствует
ради
общения;
Изредка
проявляет
старательность,
чтобы
избежать осуждения
Участвует в творческой
работе,
пытается
справиться с трудностями,
но не хватает знаний и
умений;
Может
работать
с
интересом, особенно если
хочет выделиться перед
другими
Любую работу выполняет
старательно
и
добросовестно, до конца,
считает, что иначе нельзя;
Ответственно подходит к
любой работе;
Проявляет фантазию;
Активное,
творческое
отношение к работе
25
Фамилия,
имя
обучаемого
Индивидуальный уровень
творческих и эстетических
знаний и умений
Знание ряда имён мастеров (художников), названия
известных музеев изобразительного искусства
Свободное, творческое комбинирование различных техник,
средств художественной выразительности в своих работах
Обращение к литературным и иллюстративным источникам
в работе над творческим заданием, замыслом
Умение решать художественно-творческие задачи,
пользуясь эскизом, техническим рисунком
Умение передавать характер движения фигур человека и
животных
Знание изученных терминов изобразительного искусства и
декоративно-прикладного творчества
Умение работать в определённой цветовой гамме
(ограниченной или заданной)
Знание и применение законов линейной и воздушной
перспективы
Свободное владение приспособлениями, инструментами для
графики, живописи; работа с пластическими материалами
(глина, пластилин), другими техниками ДПТ
Грамотная организация рабочего места
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровень овладения знаниями, умениями, навыками
учащихся творческого объединения "Я и мир вокруг"
Начало учебного года
Середина учебного года
Конец учебного года
26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Определение психологического климата группы
(Л.Н. Лутошкин)
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе
взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям
жизни. Складывается же психологический климат за счёт «психологической атмосферы» –
группового эмоционального состояния, которая, в свою очередь создается ситуативными
эмоциональными состояниями коллектива. Для общей оценки некоторых основных
проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н.
Лутошкина.
Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют
благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно
неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с
помощью семибальной шкалы, помещённой в центре листа (от +3 до -3). Используя схему,
следует прочесть сначала предложение слева, затем справа ипосле этого знаком «+»
отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболеесоответствует истине.Надо
иметь в виду, что оценки означают:
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно
ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 –достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
– 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
– 3 – свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все
положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной
характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
Бланк тестируемого
___________________________________
Положительные особенности
+3 +2 +1
Преобладает бодрое и
жизнерадостное настроение
Преобладают
доброжелательность во
взаимоотношениях, взаимные
симпатии
В отношениях между
группировками внутри
коллектива существует взаимное
расположение и понимание
Членам коллектива нравится
бывать вместе, участвовать
в совместных делах, вместе
проводить свободное время
0
-1 -2 -3 Отрицательные особенности
Преобладает подавленное
настроение, пессимистический тон
Преобладают конфликтность
в отношениях, агрессивность,
антипатии
Группировки конфликтуют между
собой
Члены коллектива проявляют
безразличие к более тесному
общению, выражают отрицательное
отношение к совместной
деятельности
27
Успехи или неудачи отдельных
членов коллектива вызывают
сопереживание, участие всех
членов коллектива
Преобладают одобрение и
поддержка, упреки и критика
высказываются с добрыми
побуждениями
Члены коллектива с уважением
относятся к мнению друг друга
В трудные для коллектива
минуты происходит
эмоциональное соединение по
принципу «один за всех, все за
одного»
Достижения или неудачи
коллектива переживаются всеми
как свои собственные
Коллектив участливо и
доброжелательно относится к
новым членам, старается помочь
им освоиться
Коллектив активен,
полон энергии
Коллектив быстро откликается,
если нужно сделать полезное
дело
В коллективе существует
справедливое отношение ко всем
членам, здесь поддерживают
слабых, выступают в их защиту
У членов коллектива проявляется
чувство гордости за свой
коллектив, если его отмечают
руководители
Успехи и неудачи членов коллектива
оставляют равнодушными
остальных, а иногда вызывают
зависть и злорадство
Критические замечания носят
характер явных и скрытых выпадов
В коллективе каждый считает своё
мнение главным и нетерпим к
мнениям товарищей
В трудных случаях коллектив
«раскисает», появляется
растерянность, возникают ссоры,
взаимные обвинения
Достижения или неудачи всего
коллектива не находят отклика у его
отдельных представителей
Новички чувствуют себя лишними,
чужими, к ним нередко проявляется
враждебность
Коллектив пассивен, инертен
Коллектив невозможно поднять на
совместное дело, каждый думает
только о собственных интересах
Коллектив подразделяется на
«привилегированных» и
«пренебрегаемых», здесь
презрительно относятся к слабым,
высмеивают их
К похвалам и поощрениям
коллектива здесь относятся
равнодушно
28