Отдел образования
муниципального образования Акбулакский район
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творческого развития Акбулакского района Оренбургской
области»
РАССМОТРЕНО И
СОГЛАСОВАНО:
на заседании педагогического
совета МБУДО ДТР
Протокол №_____
29.08.2025г
УТВЕРЖДЕНО:___________
приказом директора
МБУДО ДТР
Косточка С.В.
от 29.08.2025г № ___________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юные конструкторы»
техническое направление
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Добреля Ирина
Николаевна,
педагог дополнительного
образования
п.Акбулак, 2025 год.
Содержание:
№
п/п
I.
1.
Стр.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Актуальность программы
1.3
Новизна
1.4.
Уровень освоения программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Отличительные особенности
1.7.
Адресат программы
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Объём и срок освоения программы
3
2.
1.9.
Формы обучения
1.10
Формы организации образовательного процесса
1.11
Режим занятий
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
4
4
4
4
3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4
1.8.
3.1.
Учебный план
3.2. Содержание учебного плана
4
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
10
1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
10
2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
14
4.
2.1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ
3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
14
14
4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
14
5.
6.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
14
16
7.
ПРИЛОЖЕНИЕ
18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Т.В. Анджапаридзе «Уровневый подход в самоопределении
обучающихся»// Дополнительное образование 7/2004г.
I. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные конструкторы» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ
ред. от 28.02.2025);
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р; ред. от 01.07.2025 г. № 1745-р);
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-Федеральный проект «Все лучшее детям» национальный проект «Молодежь
и дети» (реализуется в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года»);
-Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей» (от
03.09.2019 г. № 467; ред. от 21.04.2023);
-Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
-Постановление Правительства Оренбургской области «О реализации
мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.
№ 485 - пп);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г.
№ 2) (ред. 01.09.2025 г.);
- Письмо Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06
«О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства просвещения России от 31.01.2022 г.
№ ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
- Уставом МБУДО ДТР от 05.03.2019 №129-п
1.1 Направленность (профиль) программы: дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа « Юные конструкторы»
имеет техническую
направленность.
1.2Актуальность программыобусловлена тем, что раскрывает для старшего
дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды
деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей
детей.
Конструирование объединяет в себе элементы игры с
экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительноречевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские
способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор,
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной
активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их
дальнейшего обучения в школе.ИспользованиеЛего-конструктора,
пластилина, цветной бумаги является великолепным средством для
интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию
различных видов деятельности.
1.3 Новизнапрограммы заключается в том, что позволяет дошкольникам в
форме познавательной деятельности раскрыть практическую
целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей
жизни приобретённые умения и навыки.
1.4 Уровень освоения программы: стартовый.
1.5 Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
1.6 Отличительные особенности
Важнейшей отличительной особенностью программы «Юные конструкторы»
является формирование первичных технических умений и навыков путём
использования общедоступных предметов творчества (конструктор Лего,
пластилин, бумага).
Данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления,
творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы,
мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания
монологической и диалогической речи.
1.7 Адресат программы: программа рассчитана на детей 5-7 лет.
1.8 Объем и срок освоения программы:Общий объём часов- 72 часа.Срок
реализации дополнительной образовательной программы -1год.
1.9 Формы обучения:
Программа реализуется в смешанной форме обучения. При реализации
программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии.
1.10 Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные или групповые занятия;
Занятия проводятся в группах одного возраста (5-7 лет) , состав учащихся
может меняться. Обучение ведётся на русском языке.
1.11 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 2
раза в неделю по 25 минут. Во время занятия проводится динамическая
пауза, гимнастика для глаз.
2.Цель и задачи программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших
дошкольников первоначальных конструкторских умений и навыков.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать уверенность в себе, ощущение самостоятельности;
-воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности и
навыки делового сотрудничества;
Развивающие:
- развивать у обучающихся интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Обучающие:
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;
-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
-формирование элементов IT-компетенций
3 . Содержание программы
3.1 Учебный план1 года обучения
№п/п
1
Название раздела,
темы
Транспорт
Количество
часов
12
Формы контроля
1.1
Вводное
занятие:
Легковой автомобиль.
2
метод наблюдения
1.2
Тема:Пожарная машина.
2
метод наблюдения
1.3
Тема: Самосвал.
2
метод наблюдения
1.4
Тема: Грузовик.
2
метод наблюдения
1.5
Тема: Автобус.
2
метод наблюдения
1.6
Итоговое занятие. Квест
«Безопасный город».
2
метод наблюдения
2
Детские забавы
24
2.1
Тема: Перекидные качели.
2
метод наблюдения
2.2
Тема: Песочница.
2
метод наблюдения
2.3
Тема: Качели.
2
метод наблюдения
2.4
Тема:Турники.
2
метод наблюдения
2.5
Тема: Горка.
2
метод наблюдения
2.6
Тема: Лесенка.
2
метод наблюдения
2.7
Тема: Башня.
2
метод наблюдения
2.8
Тема: Аквапарк.
2
метод наблюдения
2.9
Тема: Карусели.
2
метод наблюдения
2.10
Тема: Колесо обозрения.
2
метод наблюдения
2.11
Тема: Домик.
2
метод наблюдения
2.12
Итоговое
занятие:
Развлекательный час.
2
метод наблюдения
Животные
Тема: Уточки.
24
3
3.1
2
метод наблюдения
3.2
Тема: Крокодил.
2
метод наблюдения
3.3
Тема: Жираф.
2
метод наблюдения
3.4
Тема: Пингвины.
2
метод наблюдения
3.5
Тема: Обезьяна.
2
метод наблюдения
3.6
Тема: Петушок.
2
метод наблюдения
3.7
Тема: Собачка.
2
метод наблюдения
3.8
Тема: Кошка.
2
метод наблюдения
3.9
Тема: Лев.
2
метод наблюдения
3.10
Тема: Медведь.
2
метод наблюдения
3.11
Тема: Тигр.
2
метод наблюдения
3.12
Итоговое
занятие.
Инсценирование сказки
«Рукавичка»
2
метод наблюдения
4.
Цветы
12
4.1
Тема: Объёмный цветок.
2
метод наблюдения
4.2
Тема: Цветок в вазе.
2
метод наблюдения
4.3
Тема: Тюльпан.
2
метод наблюдения
4.4
Тема: Полевые цветы.
2
метод наблюдения
4.5
Тема: Цветок в горшочке.
2
метод наблюдения
4.6
Итоговое
занятие:
Объёмная
открытка
«Весенние цветы».
2
метод наблюдения
3.2Содержание учебного плана 1 год обучения.
Раздел 1. Транспорт – 12 часов.
1.1 Вводное занятие: Легковой автомобиль. (2ч.)
Теория:Введение в программу. Знакомствоучащихся с видами
конструирования.Просмотр видеоролика о видах транспорта.
Практика:конструирование из пластилина легкового автомобиля.
Формы контроля:метод наблюдения
1.2Тема: Пожарная машина.(2ч.)
Теория: Просмотр мультфильма. Беседа о профессии пожарника.
Практика: конструирование из пластилина пожарной машины.
Формы контроля: метод наблюдения
1.3 Тема: Самосвал.(2ч.)
Теория:Беседа . Просмотр видеоролика.
Практика: конструирование из пластилина самосвала.
Формы контроля: метод наблюдения
1.4 Тема: Грузовик.(2ч.)
Теория: Беседа о машинах. Просмотр видеоролика.
Практика:конструирование из пластилина грузовика.
Формы контроля: метод наблюдения
1.5Тема: Автобус (2ч.)
Теория:Беседа. Просмотр видеоролика о машинах.
Практика:конструирование из пластилина автобуса.
Формы контроля:метод наблюдения
1.6 Тема: Итоговое занятие. Квест «Безопасный город» (2ч.)
Теория:Знакомство с правилами дорожного движения . Просмотр
мультфильма.
Практика:отгадывание загадок, головоломок.
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 2. Детские забавы- 24 часа.
2.1 Тема: Перекидные качели.(2ч.)
Теория: Беседа о конструкторе лего.
Практика: выполнение из лего конструктора перекидных качелей.
Формы контроля:метод наблюдения
2.2 Тема: Песочница.(2ч.)
Теория: Беседа о технике безопасности на игровой площадке.
Практика: конструирование из лего песочницы.
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Качели.(2ч.)
Теория: Беседа о технике безопасности на игровой площадке.
Практика: конструирование качелей.
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Турники. (2ч.)
Теория: Беседа о видах спорта.
Практика: конструирование турников.
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Горка. (2ч.)
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: д/и «Чья команда быстрее построит».
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Лесенка.(2ч.)
Теория: Беседа об игровой площадке.
Практика: д/и «Найди постройку»,конструирование лесенки.
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Башня.(2ч.)
Теория: Алгоритм построения башни.
Практика: д/и «Построим башню», конструирование башни.
Формы контроля: метод наблюдения
2.8 Тема: Аквапарк.(2ч.)
Теория: Беседа «Правила поведения в аквапарке»
Практика: д/и «Построй-сравни», конструирование аквапарка.
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Карусели.(2ч.)
Теория: Беседа «История возникновения каруселей».
Практика: конструирование каруселей.
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Колесо обозрения. (2ч.)
Теория: Беседа .В парке «Тополя».
Практика: д/и «Наш городок», конструирование колеса обозрения.
Формы контроля: метод наблюдения
2.11 Тема: Домик. (2ч.)
Теория: Беседа «Домик для игр».
Практика: д/и «Разноцветные комнаты», конструирование домика.
Формы контроля: метод наблюдения
2.12 Итоговое занятие:Развлекательный час.(2ч.)
Теория: Беседа «Правила поведения на игровой площадке».Знакомство с
играми.
Практика:сюжетно-ролевая игра «Парк развлечений».
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 3. Животные-24 часа.
3.1 Тема: Уточки. (2ч.)
Теория: Беседа о домашних птицах.А.Смирнов «Сказка о непослушной
утке»,загадки.
Практика: д/и «Кормушка для уточек», конструирование уточки.
Формы контроля: метод наблюдения.
3.2 Тема: Крокодил.(2ч.)
Теория: Беседа о крокодиле.
Практика: д/и «Угадай», конструирование крокодила.
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Жираф.(2ч.)
Теория: Беседа о жирафе.
Практика: д/и « Весёлые зверушки», конструирование жирафа.
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Пингвины.(2ч.)
Теория: Беседа о животных крайнего севера.
Практика: д/и « Угадай», конструирование жирафа.
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Обезьяна. (2ч.)
Теория: Беседа об обезьянах.
Практика: д/и «Весёлые зверушки», конструирование обезьяны.
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Теремок.(2ч.)
Теория: Чтение сказки «Теремок»
Практика: д/и.»Теремок», конструирование теремка.
Формы контроля: метод наблюдения
3.7 Тема: Собачка.(2ч.)
Теория: Беседа «Домашние питомцы».
Практика: д/и « В свой домик», конструирование собачки
Формы контроля: метод наблюдения
3.8Тема:Кошка. (2ч.)
Теория: Беседа о кошке.
Практика: конструирование кошки, д/и « Весёлые зверушки»
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Лев. (2ч.)
Теория: Беседа «Дикие животные».
Практика: д/и « По дорожке в лес», конструирование льва.
Формы контроля: метод наблюдения
3.10 Тема: Медведь. (2ч.)
Теория: Чтение сказки «Маша и медведь»
Практика: д/и « Весёлый колокольчик», конструирование медведя.
Формы контроля: метод наблюдения
3.11 Тема: Тигр. (2ч.)
Теория: Беседа о тигре.
Практика: конструирование тигра, д/и «Отгадай»
Формы контроля: метод наблюдения
3.12Итоговое занятие.Инсценирование сказки «Рукавичка».(2ч.)
Теория:Ознакомление с сюжетом сказки. Беседа.
Практика:театрализация
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел4.Цветы – 12часов.
4.1 Тема: Объёмный цветок.(2ч.)
Теория: Беседа о конструировании из бумаги. Загадки о цветах.
Практика: конструирование объёмного цветка из бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения
4.2 Тема: Цветок в вазе.(2ч.)
Теория: Беседа о красоте цветов.
Практика: конструирование цветка в вазе.
Формы контроля: метод наблюдения
4.3 Тема:Тюльпан.(2ч.)
Теория: Беседа о цветах.
Практика:конструирование из бумаги тюльпана
Формы контроля: метод наблюдения
4.4 Тема: Полевые цветы.(2ч.)
Теория:Беседа о полевых цветах.
Практика: конструирование из бумаги полевых цветов
Формы контроля: метод наблюдения
4.5 Тема: Цветок в горшочке.(2ч.)
Теория: Беседа о комнатных растениях. Просмотр видеоролика
Практика:конструирование из бумаги.
Формы контроля: метод наблюдения
4.6 Тема: Объёмная открытка «Весенние цветы»(2ч.)
Теория:Беседа о цветах.Викторина.
Практика: конструирование объёмной открытки.
Формы контроля:метод наблюдения
4 .Планируемые результаты.
В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры:
- учащиеся будут иметь сформированные элементы it-компетенции;
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, -проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других ,старается разрешать
конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением; ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Тема занятий
Место
проведения
Кол-во часов
Форма
обучения
Время
Число
Месяц
№ занятия
1.1 Календарный график 1 год обучения
Всего
учебных
недель
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
2
Вводное
занятие:
Гоночная машина.
ДТР
1
2
Тема: Трактор.
ДТР
1
Тема: Самолёт.
ДТР
Тема:Вертолёт.
ДТР
Тема: Корабль.
ДТР
Итоговое занятие: Квест
«Виды транспорта»
ДТР
Тема: Дом.
ДТР
Тема: Деревья.
ДТР
2
2
1
2
2
1
2
2
1
ДТР
Тема: Растения.
2
2
2
1
Тема:
сооружения.
Зданияи
Тема:
Полезная техника.
ДТР
1
ДТР
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
2
2
2
2
2
Тема:
Большая стройка.
ДТР
Тема:
Большая ферма
ДТР
Тема:
Домашние животные.
ДТР
Тема:
Домашние птицы.
ДТР
Тема:
Бытовые, хозяйственные постройки.
ДТР
Тема: Огород.
ДТР
1
1
1
1
1
2
ДТР
1
Тема:
Пожарная часть.
ДТР
1
Тема:
Скорая помощь.
ДТР
2
Тема:
Полиция.
ДТР
1
2
Тема: Космонавты.
ДТР
1
2
Итоговое
село.
2
2
занятие:
Моё
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
групп
овое
занят
ие
2
Тема: Космодром
ДТР
1
2
Тема: Военная техника.
ДТР
1
2
Тема: Никто не забыт,
ничто не забыто.
ДТР
1
2
Тема: Лётчики.
ДТР
1
2
Тема: Танкисты.
ДТР
1
2
Тема:
Подводники.
ДТР
1
2
Тема:
Парашютист.
ДТР
1
2
Итоговое занятие.
Важная профессия
ДТР
1
2
Тема:
Божья коровка.
ДТР
1
2
Тема:
Пчела.
ДТР
1
2
Тема:
Улитка.
ДТР
1
34
35
36
групп 2
овое
занят
ие
групп 2
овое
занят
ие
групп 2
овое
занят
ие
Тема: Стрекоза.
ДТР
1
Тема: Паук
ДТР
1
Тема: Итоговое занятие.
На полянке.
ДТР
1
2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
– помещение для занятий, соответствующее санитарно–гигиеническим
требованиям;
-наборы конструктора;
- наборы схем и таблиц;
Информационное обеспечение
1. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?
page_id=390
2. Максаева Ю. А. «Лего - конструирование как фактор развития
одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb
80b30a295eb9d4.pdf
3.Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_leg
o.html
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования - организует образовательную
деятельность в соответствии с программой, обеспечивает наполнение
развивающей предметно-пространственной среды для преобразования
знаний, полученных на занятиях, в практический опыт.
3.Форма контроля:
-метод наблюдения;
-выставки;
4. Оценочные материалы
(Приложение 1)
5.Методические материалы:
Для реализации программы используются следующие материалы:
-календарно-тематический график;
-ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и
подбору схем изготовления конструкций;
-схемы пошагового конструирования;
-комплекты заданий;
-тематические альбомы: «Транспорт», «Зоопарк», «Город», «Детская
площадка», «Космос», «Игрушки» и др.;
-методическая литература для педагогов по организации конструирования.
На занятиях используются следующие методы обучения:
Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету,
способы удержания их в руке или на столе);
Репродуктивный (воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по
аналогу);
Практический (использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы);
Словесный (краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей);
Проблемный (постановка проблемы и поиск решения, творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их
преобразование);
Игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета);
6. Список литературы
Основная литература:
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию сиспользованием
конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. -№ 2. - С. 48-50.
2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб.пособие/
Л. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений
и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.:ЛИНКАПРЕСС, 2001.
5. Концепция муниципальной модели дошкольного образования г.Перми. –
2013. – 74 с.
6. Кузьмина Т. Наш LEGO ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. С. 52-54.
7. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.:Эксмо,
2010. – 114 с.
8. LEGO -лаборатория (ControlLab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –
150 с.
9. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
10. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
11. Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и
креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007.
- № 10. - С. 112-115.
12. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для
педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Интернет-источники
1. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?
page_id=390
2. Максаева Ю. А. «Лего - конструирование как фактор развития
одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb
80b30a295eb9d4.pdf
3.Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_leg
o.html
Приложение 1
Федотова Т.В. 258-500-404
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько
ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В
связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных
способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 5-6 лет.
Уровень
Умение правильно конструировать Умение правильно
развития
поделку по образцу, схеме
конструировать поделку по замыслу
ребенка
Высокий
Ребенок
самостоятельно
делает
постройку, используя образец, схему,
действует
самостоятельно
и
практически без ошибок в размещение
элементов конструкции относительно
друг друга.
Средний
Ребенок
делает
незначительные
ошибки при работе по образцу, схеме,
правильно выбирает детали, но
требуется помощь при определении их
в пространственном расположении.
Низкий
Ребенок не умеет правильно «читать»
схему, ошибается в выборе деталей и
их расположении относительно друг
друга.
Ребенок
самостоятельно
разрабатывает замысел в разных его
звеньях (название предмета, его
назначение, особенности строения).
Самостоятельно
работает
над
постройкой.
Тему постройки ребенок определяет
заранее. Конструкцию, способ ее
построения
находит
путем
практических
проб,
требуется
помощь взрослого.
Замысел у ребенка неустойчивый,
тема
меняется
в
процессе
практических действий с деталями.
Создаваемые конструкции нечетки
по содержанию. Объяснить их
смысл и способ построения ребенок
не может.
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 6 -7 лет.
Уровень
Умение правильно конструировать Умение правильно
развития поделку по образцу, схеме
конструировать поделку по замыслу
ребенка
Высокий
Средний
Ребенок действует самостоятельно, Ребенок самостоятельно создает
воспроизводит конструкцию правильно развернутые замыслы конструкции,
по образцу, схеме, не требуется помощь может рассказать о своем замысле,
взрослого.
описать ожидаемый результат,
назвать некоторые из возможных
способов конструирования.
Ребенок допускает незначительные Способы конструктивного решения
ошибки в конструировании по образцу,
схеме, но самостоятельно «путем проб и находит в результате практических
ошибок» исправляет их.
поисков. Может создать условную
символическую конструкцию, но
затрудняется в объяснении ее
особенностей.
Низкий
Допускает ошибки в выборе и Неустойчивость замысла – ребенок
расположении деталей в постройке, начинает создавать один объект, а
готовая постройка не имеет четких получается
совсем
иной
и
контуров.
Требуется
постоянная
довольствуется этим. Нечеткость
помощь взрослого.
представлений
о
последовательности действий и
неумение
их
планировать.
Объяснить
способ
построения
ребенок не может.
Федотова Т.В. 258-500-404