Районный отдел образования муниципального образования Акбулакский район Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творческого развития Акбулакского района Оренбургской области» Принято на заседании методического совета ДТР Протокол №_____ «___»___________2023г. «Утверждаю» Директор ДТР _____ С.В. Косточка «___»___________2023 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые пальчики» Возраст учащихся: 5- 7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Добреля Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования п. Акбулак, 2023 I. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность (профиль) программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые пальчики» имеет художественную направленность. 1.1. Уровень освоения программы: стартовый. 1.2 Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (стека, карандаш). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, солёное тесто), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки. 1.3. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в особой ценности использования этой технологии для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту технику не только как развивающую, но и как коррекционную – для проведения реабилитационных занятий с детьми после травмы или с дефектом речи. 1.4 Отличительные особенности: Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Отличительная особенность программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Программа «Умелые пальчики» направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Её особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. 1.5 Адресат программы: Возраст учащихся, участвующих в реализации программы 5 – 7 лет. Программа учитывает возрастные особенности учащихся(познавательное развитие, развитие коммуникативных способностей). Так же программа рассчитана для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану. 1.6 Объём и срок освоения программы: Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы -2 года. Общий объём часов 72 часа (первый год обучения- 36 часов; второй год обучения 36 часов). 1.7 Формы обучения: Программа реализуется в смешанной форме обучения. При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. 1.8 Формы организации образовательного процесса: - индивидуальные или групповые занятия; Занятия проводятся в группах одного возраста (5-7 лет) , состав учащихся может меняться. Обучение ведётся на русском языке. 1. 9 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 25 минут. 2. Цель и задачи программы. Цель программы - формирование у обучающихся дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей. Задачи: Воспитательные: - воспитывать положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; - воспитывать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать конфликты. Развивающие: - развивать крупную и мелкую моторику; - развивать волевые усилия; Обучающие: - обучить хорошему владению устной речью; - обучить использованию речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний. 3 .Содержание программы 3.1 Учебный план 1 года обучения № п/п Раздел Тема Количество часов Формы Формы Всего Теори Пра организац контроля я ктик ии а занятия 1.Пластилинография-12 ч. Вводное занятие. 1 1 групповое "Листик кленовый" занятие метод наблюдения 1.2 «Падают, падают листья» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.3 "Гроздь винограда" 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.4 "Яблоки поспели" 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.5 "Грибы-грибочки выросли в лесочке" 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.6 «Солнышко на тарелке» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.7 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.8 «Облака белогривые лошадки» «Ежик с грибами» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.9 «Кактус в горщочке» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.10 «Чудо-юдо, рыба кит» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.11 «Села кошка на окошко» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.12 Итоговое занятие. «Чудо-дерево» 1 1 групповое занятие метод наблюдения групповое занятие метод наблюдения групповое метод 1.1 2.1 "Снеговичок» 2.2 «Сосновая веточка» 2.Тестопластика-12 ч. 1 1 1 1 занятие наблюдения 2.3 "Нарядная елочка» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.4 "Дед Мороз» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.5 "За окошком снегири" 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.6 «Пингвины на льдине» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.7 "Зимнее дерево» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.8 «Белые снежинки за моим окном» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.9 "Кружка для папы» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.10 «Галстук» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.11 «Рамка для фото» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.12 Итоговое занятие. «Защитники» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3. Воздушный пластилин-12 ч. 3.1 "Сердечки" 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.2 "Цветы в вазе» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.3 "Украшение для мамы" 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.4 «Мир похож на цветной луг» 1 1 групповое метод занятие наблюдения 3.5 "Ателье мод" 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.6 «Радуга - дуга» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.7 «Лети, лети лепесток» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.8 «Мой любимый наряд» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.9 «Цветик-семицветик» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.10 "Волшебное яичко" 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.11 «Пластилиновое чудо» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.12 Итоговое занятие. «Весна идёт, весне дорогу» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 36 36 групповое занятие метод наблюдения 3.2 Учебный план 2 года обучения № Раздел Количество часов Формы Формы п/п Тема Всего Теор Пра организац контроля ия ктик ии занятия а 1.Пластилинография-12 ч. 1.1 Вводное занятие. 1 1 групповое метод «Осенние деревья» занятие наблюдения 1.2 «Разные деревья» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.3 «Золотой подсолнух» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.4 «Кусочек сахарный» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.5 «Рябинка огонек» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1.6 «Червячок в яблочке» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1 1 групповое занятие метод наблюдения 1 1 групповое занятие метод наблюдения групповое занятие метод наблюдения 1.7 «Грибы-грибочки» 1.8 «Корзиночка» 1.9 «Блюдечко» 1.10 «Белые снежинки» 1.11 «Пушистые тучки» 1.12 Итоговое занятие. «Дары осени» 2.Тестопластика-12 ч. 1 1 2.1 «Домашнее животное» 2.2 «Жители морские» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.3 «Ежик на окошке» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.4 «Плавают по морю киты и кашалоты» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.5 «Пушистые снежинки» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.6 «Птичка синичка» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.7 «Живые яблочки на веточках» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.8 «Рыбки в аквариуме» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.9 «Сказочные мотивы» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.10 «Подарок папе» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.11 «Почему сосулька плачет» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 2.12 Итоговое занятие. «Корабли в рейде» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3. Воздушный пластилин 12 ч. 3.1 «Цветущая ветка» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.2 «Милой мамочке букет» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.3 «Солнышко,улыбнис ь» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.4 «Сосульки заплакали» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.5 «Веселый вертолет» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.6 «Чудесная картинка» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.7 «Полёт на луну» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.8 «Радуга –дуга» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.9 «Цветы в вазе» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.10 «Этот сказочный мир» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.11 «Жар-птица» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 3.12 Итоговое занятие. « На весенней полянке» 1 1 групповое занятие метод наблюдения 36 36 групповое занятие метод наблюдения 3.2 Содержание учебного плана 1 год обучения. Раздел1. Пластилинография-12 ч. 1.1 Вводное занятие. Листик кленовый. Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Алгоритм изготовления листика кленового. Практика: Выполнение работы. Формы контроля: метод наблюдения 1.2 Тема: Падают, падают листья. Теория: Беседа об осенних листьях. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: метод наблюдения 1.3 Тема: Гроздь винограда. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 1.4 Тема: Яблоки поспели. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 1.5 Тема: Грибы, грибочки выросли в лесочке. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Формы контроля: метод наблюдения 1.6 Тема: Солнышко на тарелке. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 1.7 Тема: Облака-белогривые лошадки. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина . Формы контроля: метод наблюдения 1.8 Тема: Ежик с грибами. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина Формы контроля: метод наблюдения 1.9 Тема: Кактус в горшочке. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 1.10 Тема: Чудо-юдо,рыба-кит. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения. 1.11 Тема: Села кошка на окошко. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: метод наблюдения. 1.12 Итоговое занятие: Чудо-дерево. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: метод наблюдения. Раздел 2. Тестопластика-12 ч. 2.1 Тема: Снеговичок. Теория:Алгоритм изготовления работы из солёного теста Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста Формы контроля: метод наблюдения 2.2 Тема: Сосновая веточка. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.3 Тема: Нарядная елочка. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.4 Тема: Дед Мороз. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.5 Тема: За окошком снегири. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.6 Тема: Пингвины на льдине. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.7 Тема: Зимнее дерево. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.8 Тема: Белые снежинки за моим окном. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.9 Тема: Кружка для папы. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.10 Тема: Галстук. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.11 Тема: Рамка для фото. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.12 Итоговое занятие: Защитники. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения Раздел3. Воздушный пластилин-12 ч. 3.1 Тема: Сердечки. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.2 Тема: Цветы в вазе. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.3 Тема: Украшение для мамы. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.4 Тема: Мир похож на цветной луг. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.5 Тема: Ателье мод. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.6 Тема: Радуга-дуга. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.7 Тема: Лети, лети лепесток. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: метод наблюдения 3.8 Тема: Мой любимый наряд. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.9 Тема: Цветик-семицветик. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.10 Тема: Волшебное яичко. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: метод наблюдения 3.11 Тема: Пластилиновое чудо. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: метод наблюдения 3.12 Итоговое занятие: Весна идёт, весне дорогу. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: метод наблюдения 3.2 Содержание учебного плана 2 год обучения. Раздел1. Пластилинография -12 часов. 1.1 Вводное занятие. Осенние деревья. Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Входящая диагностика. Выполнение работы. Формы контроля: метод наблюдения 1.2 Тема: Разные деревья. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: метод наблюдения 1.3 Тема: Золотой подсолнух. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 1.4 Тема: Кусочек сахарный. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 1.5 Тема: Рябинка огонёк. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Формы контроля: метод наблюдения 1.6 Тема: Червячок в яблочке. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 1.7 Тема: Грибы -грибочки. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина . Формы контроля: метод наблюдения 1.8 Тема: Корзиночка. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина Формы контроля: метод наблюдения 1.9 Тема: Блюдечко. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 1.10 Тема: Белые снежинки. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из пластилина. Формы контроля: метод наблюдения. 1.11 Тема: Пушистые тучки. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: метод наблюдения. 1.12 Итоговое занятие: Дары осени. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: метод наблюдения. Раздел 2. Тестопластика- 12 часов. 2.1 Тема: Домашнее животное. Теория:Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.2 Тема: Жители морские. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.3 Тема: Ёжик на окошке. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.4 Тема: Плавают по морю киты и кашалоты. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.5 Тема: Пушистые снежинки. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста Формы контроля: метод наблюдения 2.6 Тема: Птичка синичка. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.7 Тема: Живые яблочки на веточках. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.8 Тема: Рыбки в аквариуме. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.9 Тема: Сказочные мотивы. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.10 Тема: Подарок папе. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.11 Тема: Почему сосулька плачет. Теория: Алгоритм изготовления работы из соленого теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из соленого теста. Формы контроля: метод наблюдения 2.12 Итоговое занятие: Корабли в рейде. Теория: Алгоритм изготовления работы из солёного теста. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы из солёного теста. Формы контроля: метод наблюдения. Раздел 3. Воздушный пластилин- 12 часов. 3.1 Тема: Цветочная ветка. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина . Формы контроля: метод наблюдения 3.2 Тема: Милой мамочке букет. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина . Формы контроля: метод наблюдения 3.3 Тема: Солнышко, улыбнись. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина . Формы контроля: метод наблюдения 3.4 Тема: Сосульки заплакали. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина . Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.5 Тема: Весёлый вертолёт. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.6 Тема: Чудесная картинка. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.7 Тема: Полёт на луну. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.8 Тема: Радуга-дуга. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.9 Тема: Цветы в вазе. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.10 Тема: Этот сказочный мир. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.11 Тема: Жар-птица. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина. Формы контроля: метод наблюдения 3.12 Итоговое занятие: На весенней полянке. Теория: Алгоритм изготовления работы из воздушного пластилина Практика: Продуктивная деятельность: изготовление работы из воздушного пластилина Формы контроля: метод наблюдения 4 Планируемые результаты В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры: - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать конфликты; -ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. II. Комплекс организационно-педагогических условий 1.1 Календарный учебный график 1 года обучения № п/ п Ме Чис сяц ло Время Форма Колпроведе занятия во ния часо занятия в Тема занятия Место провед ения Всего учебн ых недел ь Вводное занятие. "Листик кленовый" «Падают, падают листья» ДТР 1 ДТР 1 1 "Гроздь винограда" ДТР 1 группо вое занятие 1 "Яблоки поспели" ДТР 1 5 группо вое занятие 1 ДТР 1 6 группо вое занятие 1 "Грибыгрибочки выросли в лесочке" «Солнышко на тарелке» ДТР 1 7 группо вое занятие 1 "Облака – белогривые лошадки» ДТР 1 8 группо вое занятие 1 "Ёжик с грибами" ДТР 1 9 группо вое занятие 1 " Кактус в горшочке" ДТР 1 10 группо вое занятие 1 "Чудо –юдо, рыба -кит" ДТР 1 11 группо вое занятие 1 " Села кошка на окошко» ДТР 1 1 группо вое занятие 1 2 группо вое занятие 1 3 группо вое занятие 4 12 группо вое занятие 1 Итоговое занятие. «Чудо-дерево» ДТР 1 13 группо вое занятие 1 "Снеговичок" ДТР 1 14 группо вое занятие 1 «Сосновая веточка» ДТР 1 15 группо вое занятие 1 "Нарядная ёлочка" ДТР 1 16 группо вое занятие 1 "Дед Мороз" ДТР 1 17 группо вое занятие 1 "За окошком снегири" ДТР 1 18 группо вое занятие 1 «Пингвины на льдине» ДТР 1 19 группо вое занятие 1 "Зимнее дерево» ДТР 1 20 группо вое занятие 1 «Белые снежинки за моим окном» ДТР 1 21 группо вое занятие 1 "Кружка для папы" ДТР 1 22 группо вое занятие 1 «Галстук» ДТР 1 23 группо вое занятие 1 «Рамка для фото» ДТР 1 24 группо вое занятие 1 Итоговое занятие. «Защитники» ДТР 1 25 группо вое занятие 1 "Сердечки" ДТР 1 26 группо вое занятие 1 "Цветы в вазе" ДТР 1 27 группо вое занятие 1 "Украшение для мамы" ДТР 1 28 группо вое занятие 1 «Мир похож на цветной луг» ДТР 1 29 группо вое занятие 1 "Ателье мод" ДТР 1 30 группо вое занятие 1 «Радуга - дуга» ДТР 1 31 группо вое занятие 1 «Лети, лети лепесток» ДТР 1 32 группо вое занятие 1 «Мой любимый наряд» ДТР 1 33 группо вое занятие 1 «Цветиксемицветик» ДТР 1 34 группо вое занятие 1 "Волшебное яичко" ДТР 1 35 группо вое занятие 1 «Пластилиновое чудо» ДТР 1 36 группо вое занятие 1 Итоговое занятие. «Весна идёт, весне дорогу» 1.2 Календарный учебный график 2 года обучения ДТР 1 Место провед ения № п/ п Ме Чис сяц ло Время Форма Колпроведе занятия во ния часо занятия в Вводное занятие. «Осенние деревья» «Разные деревья» ДТР Всего учебн ых недел ь 1 ДТР 1 1 «Золотой подсолнух» ДТР 1 группо вое занятие 1 «Кусочек сахарный» ДТР 1 5 группо вое занятие 1 «Рябинка огонек» ДТР 1 6 группо вое занятие 1 «Червячок в яблочке» ДТР 1 1 группо вое занятие 1 2 группо вое занятие 1 3 группо вое занятие 4 Тема занятия ДТР 1 ДТР 1 ДТР 1 ДТР 1 ДТР 1 ДТР 1 «Домашнее животное» ДТР 1 1 «Жители морские» ДТР 1 группо вое занятие 1 «Ежик на окошке» ДТР 1 16 группо вое занятие 1 «Плавают по морю киты и кашалоты» ДТР 1 17 группо вое занятие 1 «Пушистые снежинки» ДТР 1 группо вое занятие 1 группо вое занятие 1 группо вое занятие 1 группо вое занятие 1 группо вое занятие 1 12 группо вое занятие 1 Итоговое занятие. «дары осени» 13 группо вое занятие 1 14 группо вое занятие 15 7 8 9 10 11 «Грибыгрибочки» «Корзиночка» «Блюдечко «Белые снежинки» «Пушистые тучки» 18 группо вое занятие 1 «Птичка синичка» ДТР 1 19 группо вое занятие 1 «Живые яблочки на веточках» ДТР 1 20 группо вое занятие 1 «Рыбки в аквариуме» ДТР 1 21 группо вое занятие 1 «Сказочные мотивы» ДТР 1 22 группо вое занятие 1 «Подарок папе» ДТР 1 23 группо вое занятие 1 «Почему сосулька плачет» ДТР 1 24 группо вое занятие 1 ДТР 1 25 группо вое занятие 1 Итоговое занятие. «Корабли в рейде» «Цветочная ветка» ДТР 1 26 группо вое занятие 1 «Милой мамочке букет» ДТР 1 27 группо вое занятие 1 «Солнышко, улыбнись» ДТР 1 28 группо вое занятие 1 «Сосульки заплакали» ДТР 1 29 группо вое занятие 1 «Веселый вертолет» ДТР 1 30 группо вое занятие 1 «Чудесная картинка» ДТР 1 31 группо вое занятие 1 «Полёт на луну» ДТР 1 32 группо вое занятие 1 «Радуга –дуга» ДТР 1 33 группо вое занятие 1 «Цветы в вазе» ДТР 1 34 группо вое занятие 1 «Этот сказочный мир» ДТР 1 35 группо вое занятие 1 «Жар-птица» ДТР 1 36 группо вое занятие 1 Итоговое занятие. «На весенней полянке» ДТР 1 2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Материалы: пластилин, воздушный пластилин, солёное тесто,доска, дидактический раздаточный материал; Инструменты: стека; Техническое оснащение: проектор с экраном; компьютер; фотоаппарат; Информационное обеспечение https://nsportal.ru/detskiy-sad/.../programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования организует образовательную деятельность в соответствии с программой, обеспечивает наполнение развивающей предметно-пространственной среды для преобразования знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает взаимодействие всех участников образовательных отношений (пдо, родители, дети). 3. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Формы аттестации/контроля - тестирование; - контрольное задание; -открытые занятия для родителей и педагогов; - викторины. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах: готовое изделие, праздник. 4. Оценочные материалы Т.В. Анджапаридзе «Уровневый подход в самоопределении обучающихся»// Дополнительное образование 7/2004г.(приложение 1) 5 .Методические материалы Для реализации программы используются следующие материалы: -календарно-тематический график; -методическая литература для педагога. На занятиях используются следующие методы обучения: словесный (беседа, диалог, объяснение, рассказ, обсуждение); -наглядный (иллюстрации, рисунки, фотографии, схемы, таблицы); -практический (упражнение); -игровой; -психологический, социальный (анкетирование, опрос); 6. Список литературы Программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: -Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29 декабря 2012 г.); -Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10); Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10). Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10) Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629); Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.; - Устав МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п. Основная литература: 1.Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005. 2.И.А. Лыкова «Морская лепка», «Карапуз-дидактика», 2006. 3.Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИСпресс», 2006. 4.Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006. Интернет-ресурсы: Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003" . https://nsportal.ru/detskiy-sad/.../programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey Приложение 1 Т.В. Анджапаридзе «Уровневый подход в самоопределении обучающихся»// Дополнительное образование 7/2004г. уровень Отношение к себе Больше всего занят собой, своими чувствами, своими проблемами; избегает самостоятельного решения поставленной задачи Делает поспешные, необоснованные выводы о других людях; Пытается навязывать свою волю группе; Окружающие в его присутствии чувствуют себя скованно; Отсутствует любовь к людям Средний уровень 4-6 баллов В выполнении задачи проявляет малую личную инициативу; не высказывает оригинальных идей; Не берет на себя функции руководителя; Не всегда помогает своим товарищам и мало содействует достижению общей цели; Высокий уровень 7-10 баллов Имеет большой творческий потенциал; в его присутствии все чувствуют себя свободно; не уклоняется от непосредственног о решения сложной задачи. Активно участвует в коллективной работе; Хочет сделать комулибо приятное; Может возглавить творческую группу Низкий уровень 1-3 балла Отношение к людям Отношение к делу Не проявляет старательность, работу не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель; Берется за работу с желанием, но не доводит работу до конца, присутствует ради общения; Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения Участвует в творческой работе, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений; Может работать с интересом, особенно если хочет выделиться перед другими Любую работу выполняет старательно и добросовестно, до конца, считает, что иначе нельзя; Ответственно подходит к любой работе; Проявляет фантазию; Активное, творческое отношение к работе