ДООП Заниматика

Содержание:
№
п/п
I.
1.

Стр.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Актуальность программы
1.3
Новизна программы
1.4.
Уровень освоения программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Отличительные особенности программы
1.7.
Адресат программы

3
3
3
3
3
3
3
3
3

1.8.

Объём и сроки освоения программы

3

1.9.

Формы обучения

3

1.10.

Формы организации образовательного процесса

4

1.11

Режим занятий

4

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4

3.1 Учебный план первого года обучения
3.2 Учебный план второго года обучения
3.3 Содержание учебного плана первого года обучения
3.4 Содержание учебного плана первого года обучения
4.
II.
1.

4
6
8
11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

15

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

15

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

15

1.1 Календарный учебный график второго года обучения

15

2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

17

3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

18

4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

18

5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

18

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

21

I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
1.1 Направленность (профиль) программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Заниматика» имеет социально–гуманитарную направленность.
1.2Актуальность программы обусловлена необходимостью современного
общества в интеллектуально развитых людях. Роль математики в развитии
личности растущего человека чрезвычайно важна. Математика сегодня - одна
из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное,
широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от
каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности,
включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое
воспитание и развитие.
1.3 Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения
дошкольники развивают навыки быстрого счёта, внимания, памяти, логики,
восприятия. Абакус позволяет детям понять суть арифметических операций,
делая их наглядными.
1.4 Уровень освоения программы: стартовый.
1.5 Педагогическая целесообразность
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным,
носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие
любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности,
формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях
окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Занятия по программе «Заниматика» также способствуют воспитанию у
дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не
бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных
задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует
интегративный подход, направленный не только на появление у детей
математических представлений, но и на развитие ребенка в целом.
Познавательная деятельность по математике организуется с учетом
индивидуального темпа продвижения ребенка.
1.6 Отличительная особенность программы
Отличительная особенность программы «Заниматика» заключается в
решении проблемы воспитания детей, а также в помощи родителям в
интеллектуальном воспитании дошкольников и подготовке их к школе.
Существует много образовательных программ по математике. В процессе
разработки данной программы были проанализированы программы
дополнительного образования детей Яковлевой О.Я «Колокольчик»,
Булгаковой Е.И. «Весёлый счёт», Гетман Н.И. «Раз-ступенька, дваступенька».
1.7Адресат программы:
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы 5 – 7 лет.
Программа учитывает возрастные особенности детей (познавательное

развитие, развитие коммуникативных способностей). Так же программа
рассчитана для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по
индивидуальному учебному плану.
1.8 Объём и срок освоения программы:
Срок реализации дополнительной образовательной программы -2 года.
Общий объём часов 72 часа (первый год обучения- 36 часов; второй год
обучения 36 часов).
1.9Форма обучения : смешанная. При реализации программы (частично)
применяется электронное обучение и дистанционно-образовательные
технологии.
1.10 Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая.
Занятия проводятся в группах одного возраста (5-7 лет) , состав учащихся
может меняться. Обучение ведётся на русском языке.
1.11 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз
в неделю по 25 минут.
2 .Цель и задачи программы.
Цель : формирование у учащихся элементарных математических
представлений и основ логического мышления .
Задачи программы
Воспитательные:
-воспитать культуру общения со сверстниками и взрослыми;
-развивать активность, самостоятельность, аккуратность;
-воспитать уверенность в собственных интеллектуальных возможностях;
Развивающие:
-формирование и развитие познавательных процессов: внимания,
воображения, различных видов памяти, в т.ч. образной;
-развитие мышления детей в ходе усвоения таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать;
-развивать коммуникативные способности;
Обучающие:
-научить детей анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать
предметы по заданным признакам;
-формировать геометрические, пространственные и временные
представления;
3. Содержание программы
3.1 Учебный план 1 года обучения
№

п/п
1

1.1

Название раздела,
темы
Сравнение предметов.
Форма.
Ориентирование в
пространстве.
Весёлая математика.

Количество
часов
12

1

Формы контроля

метод наблюдения

1.2
1.3
1.4

Сравнение предметов.
Сравнение предметов.
Закрепление.

1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1.5
1.6
1.7
1.8
1.9

Овал.
Четырёхугольники.
Формы и фигуры.
Геометрические фигуры.
Пространственные
отношения.
Ориентирование на листе
бумаги.
Ориентирование в
комнате.
Закрепление.

1

метод наблюдения

1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

Весёлый счёт.
Число и цифра 1.
Число и цифра 2.
Числа и цифры 1,2,3.
Числа и цифры 1,2,3,4.
Число и цифра 5.
Закрепление.
Число и цифра 6.
Число и цифра 7.
Число и цифра 8.
Число и цифра 9.
Число и цифра 10.
Числа 1-10.
Ментальная
арифметика
Знакомство с ментальной
арифметикой .
Знакомство с абакусом.
Набор чисел,
использование пальцев,
пятерка, «птичка»
Использование «старших»
разрядов для
отображения чисел
Пятерка – старший брат,
другой разряд – друзья.
Знакомство с
ментальными картами.

12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1.10
1.11
1.12

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12

3.1

3.2

3.3

3.4
3.5

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

Повторение: отображение 1
чисел, набор чисел на
абакусе..
3.12 Повторение: сложение и
1
вычитание без правил
3.2 Учебный план 2 года обучения

метод наблюдения

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

Знакомство с флешкартами. Набор чисел на
абакусе.
Простые операции:
сложение и вычитание
(+\- 1, +\- 5, когда не
требуются правила)
выполнение заданий на
счетах
Простые
операции: сложение и
вычитание (+\- 1, 2, +\- 5,
когда не требуются
правила), выполнение
заданий на счетах
Простые
операции: сложение и
вычитание (+\- 1,2, 3, +\5, когда не требуются
правила), выполнение зад
аний на счетах
Простые
операции: сложение и
вычитание (+\- 1,2,3,4, +\5, когда не требуются
правила), выполнение
заданий
на счетах и ментальной
карте.

3.11

№

п/п
1
1.1
1.2

Название раздела,
темы
Величина и форма.
Сравнение и измерение
длин предметов.
Деление круга, квадрата
на равные части.

Количество
часов
6
1
1

метод наблюдения

Формы контроля
метод наблюдения
метод наблюдения

1.3
1.4
1.5
1.6
2

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
4
4.1
4.2

4.3

4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

Сравнение предметов по
тяжести.
Геометрические фигуры.
Круг, окружность, шар.
Закрепление.
Ориентирование в
пространстве и во
времени.
Ориентировка на листе
бумаги.
Моделирование в виде
рисунка.
Закрепление.
Сутки, части суток.
Дни недели.
Закрепление.
Количество и счёт
Числа и цифры от 1-10
Число 11.
Число 12.
Число 13.
Число 14.
Число 15.
Число 16.
Число 17.
Число 18.
Число 19.
Число 20.
Закрепление.
Ментальная
арифметика
«Счет в воображении».
Устройство абакуса.
Работа с флеш- картами,
набор чисел
на абакусе.
Работа с ментальными
картами. Набор чисел на
абакусе.
Правило: +4= -1+5.
Правило: +3= -2+5.
Правило: +2 = -3+5.
Правило: +1= -4+5.
Правило: -4 = -5 +1

1

метод наблюдения

1
1
1
6

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1
1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1
Правило: -3 = -5+2
метод наблюдения
1
Правило: -2 = -5+3
метод наблюдения
1
Правило: -1 = -5+4
метод наблюдения
1
Повторение сложения и
метод наблюдения
вычитания
3.3 Содержание учебного плана 1 года обучения.
Раздел 1. Сравнение предметов. Форма. Ориентирование в
прстранстве.12 часов.
1.1 Вводное занятие. Весёлая математика.
Теория: Знакомство с рабочей тетрадью.
Практика: Игра «Весёлая математика». Инструктаж по технике
безопасности.
Формы контроля: метод наблюдения
1.2 Тема: Сравнение предметов.
Теория: Возрастающий и убывающий порядок по величине.
Практика: . Д/и «Найди пару», «Расставь по порядку».
Формы контроля: метод наблюдения
1.3 Тема: Сравнение предметов.
Теория: Форма и размер.
Практика: д/и «Что больше?»
Формы контроля: метод наблюдения
1.4Тема: Закрепление.
Теория: Формы предметов.
Практика: д/и « Что меньше?», «Дорисуй», «Найди отличия»
Формы контроля: метод наблюдения
1.5 Тема: Овал.
Теория: Познакомить с овалом.
Практика: д/и «Чудесный мешочек»
Формы контроля: метод наблюдения
1.6 Тема: Четырёхугольники.
Теория: Знакомство с трапецией , прямоугольником.
Практика: Выкладывание форм из счётных палочек. Построение
треугольником, квадратом, по кругу.
Формы контроля: метод наблюдения
1.7 Тема: Формы и фигуры.
Теория: Определение формы предмета.
Практика: Д/и «На какую фигуру похож?», «Подбери предмет».
Формы контроля: метод наблюдения
1.8Тема: Геометрические фигуры.
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами.
Практика: Составление узора из фигур. Д/и «Определи на ощупь».
Формы контроля: метод наблюдения.
1.9 Тема: Пространственные отношения.
Теория: Понятия «вперёд», «назад», «вверх», «вниз».
Практика: Игровые упражнения «Что где находится?», «Что изменилось?»
4.9
4.10
4.11
4.12

Штриховка предметов.
Формы контроля: метод наблюдения
1.10 Тема: Ориентирование на листе бумаги.
Теория: Беседа о работе в тетради.
Практика: Д/и «Дорисуй картину», «Найди и раскрась».
Формы контроля: метод наблюдения
1.11 Тема: Ориентирование в комнате.
Теория: Что такое план?
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Как мы маме помогаем».План комнаты.
Формы контроля: метод наблюдения
1.12 Тема: Закрепление.
Теория: Ориентирование на листе бумаги.
Практика: Игра «Назови соседей», Аппликация «Полянка».
Формы контроля: метод наблюдения
2. Количество и счёт 12ч.
2.1 Тема: Число и цифра 1.
Теория: Знакомство с числом и цифрой 1.
Практика: Игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй», «Соедини
правильно», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
2.2 Тема: Число и цифра 2.
Теория: Количество и счёт. Знаки + -.
Практика: Получение числа. Д/и «Найди пару».
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Числа 1,2,3.
Теория: Образование числа 3.
Практика: работа в тетради, д/и «Сосчитай и напиши».
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Числа и цифры 1,2,3,4.
Теория: Образование числа 4. Соотношение количества предметов и цифр.
Практика: Д/и «Нарисуй и напиши», «Кто внимательный?», диагностика.
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Число и цифра 5.
Теория: Независимость числа от величины предмета.
Практика: Сложение числа 5 из двух меньших. Д/и «Дорисуй».
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Закрепление.
Теория: Образование чисел .
Практика: Игровое упражнение «Посчитай и напиши», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
2.7 Тема: Число и цифра 6.
Теория: Понятия «длинный», «короче», «самый короткий».Сложение числа
6 из двух меньших. Знаки+ -.
Практика: Логическая задача на установление закономерностей, работа в
тетради.

Формы контроля: метод наблюдения.
2.8Тема: Число и цифра 7.
Теория: Образование числа 7.
Практика: д/и «Угадай» , « Слушай и считай», «Сложи квадрат».
Формы контроля: метод наблюдения
2.9 Тема: Число и цифра 8.
Теория: Образование числа 8. Порядковый и количественный счёт.
Практика: д/и « Угадай», «Бусы».
Формы контроля: метод наблюдения
2.10 Тема: Число и цифра 9.
Теория: Образование числа 9.
Практика: Работа в тетради. Игровое упражнение «Дорисуй правильно»,
«Слушай, смотри, делай».
Формы контроля: метод наблюдения
2.11 Тема: Число и цифра 10.
Теория: Образование числа.10.
Практика: Работа в тетради . Игра «Будь внимательным».
Формы контроля: метод наблюдения
2.12 Тема: Числа и цифры 1-10.
Теория: Сложение числа 10 из двух меньших.
Практика: работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 3. Ментальная арифметика -12 ч.
3.1 Тема: Знакомство с ментальной арифметикой . Знакомство с абакусом.
Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция
(братья и друзья).
Практика: Правила передвижения бусинок.
Формы контроля: метод наблюдения
3.2 Тема: Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка».
Теория: Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при
передвижении косточек. Термин «птичка».
Практика: Выполнение заданий на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
3.3 Тема: Использование «старших» разрядов для отображения чисел.
Теория: Что такое «старший» разряд для отображения чисел. Ряд десятков на
абакусе. Чтение загадки про числа. Набор чисел на абакусе.
Практика: Набор чисел на абакусе.
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.
Теория: Что такое старший брат, друзья. Пятёрка на счётах. Как складывать
пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка».
Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Ментальная карта и как с ней работать.
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.

Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Знакомство с флеш-картами, набор чисел на абакусе.
Теория: Что такое флеш-карта и как ими пользоваться.
Практика: Выполнение заданий на абакусе и в рабочей тетради.
3.7 Тема: Простые операции: сложение и вычитание(+\- 1, +\- 5, когда не
требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и
вычитании. Обнуление.
Практика: Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.
Формы контроля: метод наблюдения
3.8 Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не
требуются правила).
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и
вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не
требуются правила).
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и
вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
3.10Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2,3,4, +\- 5, когда
не требуются правила).
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и
вычитании. Обнуление.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
3.11 Тема: Повторение: отображение чисел, набор чисел на абакусе.
Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах.
Практика: Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради, ментальной
карте.
Формы контроля: метод наблюдения
3.12 Тема: Повторение: сложение и вычитание без правил
Теория: Строение абакуса. Отображение и набор чисел.
Практика: простые операции: выполнение сложения и вычитания.
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения.
Раздел 1. Величина и форма . 6 ч.
1.1 Тема: Сравнение и измерение длин предметов.

Теория: Знакомство с рабочей тетрадью.
Практика: Измерение отрезком. Диагностика. Инструктаж по технике
безопасности.
Формы контроля: метод наблюдения
1.2 Тема: Деление круга, квадрата на равные части.
Теория: Учить делить предметы на равные части.
Практика: Д/и «Кто дальше расположен».
Формы контроля: метод наблюдения
1.3 Тема: Сравнение предмета по тяжести. Знакомство с весами.
Теория: Знакомство с весами.
Практика: д/и «Что больше?»
Формы контроля: метод наблюдения
1.4 Тема: Геометрические фигуры.
Теория: Сравнение предметов с указанием из сходства и различия по
заданным признакам (форма, размер, цвет).
Практика: д/и «Отгадай», «Найди отличия»
Формы контроля: метод наблюдения
1.5 Тема: Круг, окружность, шар.
Теория: Формы предметов.
Практика: Аппликация «Мишка с шарами», Игровое задание «Дорисуй
шарикам ниточки».
Формы контроля: метод наблюдения
1.6 Тема: Закрепление.
Теория: Величина и форма.
Практика: Игровая программа «Умелые ручки».
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 2. Ориентировка в пространстве и во времени. 6ч.
2.1 Тема: Ориентировка на листе бумаги.
Теория: Понятия «центр», «над», «под», слева от…
Практика: д/и «Дорисуй», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
2.2 Тема: Моделирование в виде рисунка, плана, схем.
Теория: План, схема, рисунок.
Практика: Работа со счётными палочками. Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
2.3 Тема: Закрепление.
Теория: Указатели движения.
Практика: Д/и «Дорисуй?», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
2.4 Тема: Сутки, части суток.
Теория: Знакомство с понятием «сутки», «части суток».
Практика: д/и «Сутки», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
2.5 Тема: Дни недели.
Теория: Знакомство с днями недели.

Практика: Загадка «Дни недели», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
2.6 Тема: Закрепление.
Теория: Ориентирование в пространстве и во времени.
Практика: Игровая программа «Что умеем и что знаем».
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 3. Количество и счёт .12 ч.
3.1 Тема: Числа и цифры от 1 до 10 .
Теория: Количественный и порядковый счёт.
Практика: Математические загадки. Работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.2 Тема: Число 11.
Теория: Образование числа 11.
Практика: Д/и «Соедини правильно», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.3Тема: Число 12.
Теория: Образование числа 12.
Практика: Логическая задача «Нарисуй недостающие фигуры».
Формы контроля: метод наблюдения
3.4 Тема: Число 13.
Теория: Образование числа 13.
Практика: Логическая задача «Раздели круг», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.5 Тема: Число 14.
Теория: Образование числа 14.
Практика: Д/и «Найди 9 отличий», работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.6 Тема: Число 15.
Теория: Образование числа 15.
Практика: д/и «Отгадай», «Допиши и соедини правильно»,
работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.7 Тема: Число 16.
Теория: Образование числа 16.
Практика: Решение логической задачи, работа в тетради.
Формы контроля: метод наблюдения
3.8 Тема: Число 17.
Теория: Образование числа 17.
Практика: Д/и «Какие примеры решал снеговик?», решение примеров.
Формы контроля: метод наблюдения
3.9 Тема: Число 18.
Теория: Образование числа 18
Практика: Решение примеров. Состав числа 8 из двух меньших.
Формы контроля: метод наблюдения
3.10 Тема: Число 19.

Теория: Образование числа19 .
Практика: д/и « Угадай», состав числа 9 из двух меньших.
Формы контроля: метод наблюдения
3.11 Тема: Число 20.
Теория: Образование числа 20.
Практика: Образование числа 20. Решение примеров. Логическая задача
«Закрась правильно».
Формы контроля: метод наблюдения
3.12 Тема: Закрепление.
Теория: Математические задачи.
Практика: Работа в тетради. Игровое упражнение «Дорисуй».
Формы контроля: метод наблюдения
Раздел 4. Ментальная арифметика. 12 ч.
4.1 Тема: Вводное занятие.
Теория: Знакомство с величинами и формами
Практика: Работа в тетради
Формы контроля: метод наблюдения
4.2 Тема: Сравнение и измерение длин предметов.
Теория: Знакомство с рабочей тетрадью, объяснение принципа работы с
линейкой.
Практика: Измерение отрезком.
Формы контроля: метод наблюдения
4.3 Тема: Сравнение предмета по тяжести. Знакомство с весами.
Теория: Знакомство с весами.
Практика: д/и «Что больше?»
Формы контроля: метод наблюдения
4.4 Тема: Закрепление сравнения.
Теория: Повторение изученных тем.
Практика: Работа в тетради, взвешивание мелких предметов.
Формы контроля: метод наблюдения
4.5. Тема: Геометрические фигуры.
Теория: Сравнение предметов с указанием из сходства и различия по
заданным признакам (форма, размер, цвет).
Практика: Работа в тетради, д\и «Найди тень фигур» .
Формы контроля: метод наблюдения
4.6 Тема: Круг.
Теория: Знакомство с кругом. Изучение круглых предметов вокруг.
Практика: пальчиковая гимнастика с мячом, работа в тетради, нарисовать
животное с помощью кружков.
Формы контроля: метод наблюдения
4.7 Тема: Окружность.
Теория: Изучение окружности
Практика: Игровое задание «Дорисуй шарикам ниточки»
Формы контроля: метод наблюдения
4.8 Тема: Шар

Теория: Изучение шара.
Практика: Работа в тетради, д\и «Мишка с шарами»
Формы контроля: метод наблюдения
4.9 Тема: Деление квадрата на равные части
Теория: Учить делить квадрат на равные части.
Практика: Д/и «Логический квадрат».
Формы контроля: метод наблюдения
4.10 Тема: Деление круга на равные части.
Теория: Учить делить круг на равные части.
Практика: Пальчиковая гимнастика с пуговицами. д\и «Сложи фигуру».
Формы контроля: метод наблюдения
4.11 Тема: Повторение геометрических фигур.
Теория: Закрепление названия и форм геометрических фигур.
Практика: работа в тетради. Аппликация «Мишка с шарами».
Формы контроля: метод наблюдения
4.12. Тема: Закрепление величин и форм.
Теория: Закрепление знаний о величинах и формах
Практика: игровая программа «Умелые ручки»
Формы контроля: метод наблюдения
4. Планируемые результаты
В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать
конфликты;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
- ребенок будет иметь сформированные элементы IT-компетенции
II. Комплекс организационно-педагогических условий
1. Календарный учебный график 2 года обучения
№
п/
п

Ме Чис Время
сяц ло прове
дения
занят
ия

Форма
занятия

Кол
-во
час
ов

1

групповое
занятие

1

2

групповое
занятие

1

Тема занятия

Сравнение и
измерение длин
предметов.
Деление круга,
квадрата на

Место
провед
ения
ДТР

Всего
учебн
ых
недел
ь
1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

Ориентировка
на листе бумаги.
Моделирование
в виде рисунка.
Закрепление.

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

1

Сутки, части
суток.
Дни недели.

ДТР

1

1

Закрепление.

ДТР

1

1

ДТР

1

1

Числа и цифры
от 1-10
Число 11.

ДТР

1

1

Число 12.

ДТР

1

1

Число 13.

ДТР

1

1

Число 14.

ДТР

1

1

Число 15.

ДТР

1

1

Число 16.

ДТР

1

1

Число 17.

ДТР

1

1

Число 18.

ДТР

1

1

Число 19.

ДТР

1

3

групповое
занятие

1

4

групповое
занятие
групповое
занятие

1

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

равные части.
Сравнение
предметов по
тяжести.
Геометрические
фигуры.
Круг,
окружность,
шар.
Закрепление.

1

1
1
1
1

23

групповое
занятие

1

Число 20.

ДТР

1

24

групповое
занятие

1

Закрепление.

ДТР

1

25

групповое
занятие

1

ДТР

1

26

групповое
занятие

1

ДТР

1

27

групповое
занятие

1

ДТР

1

28

групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие
групповое
занятие

1

«Счет в
воображении».
Устройство
абакуса.
Работа с флешкартами, набор
чисел
на абакусе.
Работа с
ментальными
картами. Набор
чисел на
абакусе.
Правило: +4= 1+5.
Правило: +3= 2+5.
Правило: +2 = 3+5.
Правило: +1= 4+5.
Правило: -4 = 5 +1
Правило: -3 = 5+2
Правило: -2 = 5+3
Правило: -1 = 5+4
Повторение
сложения и
вычитания

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

ДТР

1

29
30
31
32
33
34
35
36

1
1
1
1
1
1
1
1

2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
– помещение для занятий, соответствующее санитарно–гигиеническим
требованиям;
– видео, аудиоаппаратура;
– набор DVD, CD – дисков.

- наборы таблиц
Информационное обеспечение
1. Н.И. Гетман «Дополнительная программа ««Раз – ступенька, два –
ступенька» (электронный ресурс) // Н.И. Гетман Персональный сайт https://weburok.com

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования организует образовательную
деятельность в соответствии с программой, обеспечивает наполнение
развивающей предметно-пространственной среды для преобразования
знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает
взаимодействие всех участников образовательных отношений (пдо,
родители, дети).
3. Форма контроля:
метод наблюдения
4. Оценочные материалы
(см. приложение №1)
5.Методические материалы
Для реализации программы используются следующие материалы:
-календарно-тематический график;
-методическая литература для педагога.
На занятиях используются следующие методы обучения:
словесный (беседа, диалог, объяснение, рассказ, обсуждение);
-наглядный (иллюстрации, рисунки, фотографии, схемы, таблицы);
-практический (упражнение);
-игровой;
-психологический, социальный (анкетирование, опрос);

6. Список литературы
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
 Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
 Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г.
протокол № 10).
 Федеральным
проектом
«Патриотическое
воспитание»
Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от
03.09.2018 г. протокол № 10)
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р);
 Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(от 03.09.2019 г. № 467);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
 Постановлением Правительства Оренбургской области «О
реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.
№ 485 - пп);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г.
№ 2) (разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и

режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);
 Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
 Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ,
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
- Устав МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п.
Основная литература:
1. Колесникова Е.В. «Я считаю до 10», Математика для детей 5-6
лет. М.: 2017 - 64 с.
2. Колесникова Е.В. « Я считаю до 20», Математика для детей 6-7 лет.
Москва: ТЦ Сфера,2017. — 64 с.
3.Ларина Т.И. 50 игр на сложение и вычитание. Ярославль: академия 2002.
4.Логинова В. И., Бабаева Т. Н., Кондратьева Н.Н. Программа «Развитие». СПетербург «Детство-Пресс», 2004.
5.Морозова И.А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических
представлений. М: Мозаика-Синтез 2008.
6.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. М: Мозаика-Синтез .2010.
Интернет-ресурсы:
1. Н.И. Гетман «Дополнительная программа «Раз – ступенька, два –
ступенька» (электронный ресурс) // Н.И. Гетман Персональный сайт https://weburok.com
2.Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной
математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-vobuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
3. Занимательные задачки для дошкольника! –
http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

Приложение № 1
«Формирование элементарных математических представлений»
На начало учебного
года
*различают группы, содержащие 1 и 2,
2 и 3 предмета ,на основе
сопоставления их элементов один к
одному. Называет общее количество
предметов на основе счета воспитателя;
* считает в пределах 5;
*знаком с образованием чисел 4 и 5;
* различает и называет круг ,квадрат
,прямоугольник ,треугольник;
* сравнивает предметы по длине и
ширине;
* отсчитывает определенное
количество предметов по образцу;
*знает ,что число предметов не зависит
от их размеров ,формы и места их
расположения, от расстояния между
предметами;
* устанавливает соотношения между
тремя-пятью предметами по длине
,ширине. высоте, толщине и объему в
целом, раскладывать предметы в ряд в
порядке возрастания или убывания
величины;
* считает и отсчитывает предметы по
осязанию ;
* считает звуки;
* отсчитывает определенное
количество предметов по образцу и
названному числу;
* различает и называет шар ,куб
,цилиндр;
* различает и называет предметы:
круглой ,прямоугольной ,квадратной и
треугольной формы

На окончание
учебного года
* определяет направления расположения
предметов: впереди ,сзади ,вверху ,внизу
.слева ,справа;
*различает
круг и овал \фигуру
ограниченную овалом\;
*знаком с образованием чисел от 6 до
9,умеет
сравнивать
совокупности
предметов
выраженные
смежными
числами,и устанавливает
равенство
между ними .
*умеет считать предметы на ощупь, в
счете и воспроизведении заданного
количества движений по образцу и
названному в пределах 9 ;
*развиты навыки ориентировки на листе
бумаги;
* соотносит предметов по форме с
геометрическими образцами;
*сформированы представлений о неделе,
днях недели ,
*знаком с образованием числа 10, счет
и отсчет в пределах 10;
*имеет представление о том, что вести
счет предметов можно в любом
направлении;
*развито умение видеть равное
количество в группах разных предметов
и умение обобщать числовые значения
\всех игрушек по 6,по 7 и т.д.\
*развиты навыки ориентировки в
пространстве;
*имеет представление о том, что
некоторые предметы можно разделить на
2 и 4 равные части и устанавливает
отношения между целым и частью ;
*знакомы с количественным составом
чисел первого пятка из единиц;
*развито умение сравнивать смежные
числа в пределах 10,на наглядной
основе
*умеет определять, какое число больше
или меньше другого;

* развито умение анализировать форму
предметов;
*умеет устанавливать, размерных
соотношений между предметами *развит
глазомер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».