Содержание: № п/п I. 1. Стр. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы 1.2. Актуальность программы 1.3 Новизна программы 1.4. Уровень освоения программы 1.5. Педагогическая целесообразность 1.6. Отличительные особенности программы 1.7. Адресат программы 3 3 3 3 3 3 3 3 3 1.8. Объём и сроки освоения программы 3 1.9. Формы обучения 4 1.10. Формы организации образовательного процесса 4 1.11 Режим занятий 4 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 4 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 3.1 Учебный план первого года обучения 3.2 Учебный план второго года обучения 3.3 Содержание учебного плана первого года обучения 3.4 Содержание учебного плана второго года обучения 4. II. 1. 4 7 10 13 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 17 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 17 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 17 1.1 Календарный учебный график первого года обучения 17 1.2 Календарный учебный график второго года обучения 21 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 26 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ 26 4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 26 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 26 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27 7. ПРИЛОЖЕНИЕ 29 2 I. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 1.1 Направленность (профиль) программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика» имеет социально–гуманитарную направленность. 1.2Актуальность программы обусловлена тем, что навыки, умения, приобретённые обучающими в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Обучающемуся, не овладевшему приёмом логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больше затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет или угаснет интерес к учению. Программа «Логика» поможет развить такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. 1.3 Новизна программы заключается в развитии логического мышления с помощью игр и игровых упражнений .Образовательная деятельность представляет собой комплекс, включающий в себя не только игры, упражнения и задания на развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, но и упражнения для развития мелкой моторики рук, а также разнообразные коммуникативные игры. 1.4 Уровень освоения программы: стартовый. 1.5 Педагогическая целесообразность Всем известно, что логика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия логикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся : аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности. 1.6 Отличительные особенности программы В процессе разработки данной программы были проанализированы программы дополнительного образования В.Е.Сычёвой «Логика», З.А.Михайловой «Логика и математика для дошкольников», Б.П.Никитина «Мир логики». Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Логика» является интегрированный подход к выбору тем и содержания заданий на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, воображения . 1.7 Адресат программы: Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы 5 -7 лет. Программа учитывает возрастные особенности детей ( познавательное развитие, совершенствование эмоционально-образной сферы мышления, внимания, воображения, памяти). 3 1.8 Объем и срок освоения программы: Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года. Общий объём часов- 72 часа (первый год обучения – 36 часов, второй год обучения – 36 часов). 1.9 Формы обучения: Программа реализуется в смешанной форме обучения, на русском языке. При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. 1.10 Формы организации образовательного процесса: индивидуальные или групповые занятия. Занятия проводятся в группах одного возраста (5-7 лет) , состав учащихся может меняться. 1.11 Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут. 2. Цель и задачи программы Цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логической структуры мышления. Задачи: Воспитательные: - воспитывать чувство личной ответственности и навыки делового сотрудничества; -воспитывать культуру речи; -воспитывать культуру общения; - воспитывать уверенность в себе, ощущение самостоятельности. Развивающие: - развивать смекалку, любознательность, пытливость, интерес к познавательной деятельности, самоконтроль; умение регулировать и оценивать свои действия. -развивать речевые способности; -активизировать эмоционально-образную сферу мышления; Обучающие: - формировать умение самостоятельно применять доступные детям способы познания: сравнение, измерение, классификацию; -формировать учебную мотивацию, положительное отношение к образовательной деятельности; -формировать умения и навыки связной речи; -расширять активный словарный запас; -формирование элементов IT-компетенций; 3. Содержание программы 3.1 Учебный план 1 года обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы контроля 4 1 Мир вокруг нас. 12 1.1 Вводное занятие: Формы предметов. 1 метод наблюдения 1.2 Тема: Обобщение. 1 метод наблюдения 1.3 Тема: Обобщение предметов по признаку формы. 1 метод наблюдения 1.4 Тема: Обобщение предметов по признаку назначения. 1 метод наблюдения 1.5 Тема: Обобщение предметов по признаку цвета. 1 метод наблюдения 1.6 Тема: Сравнение. 1 метод наблюдения 1.7 Тема: Сравнение предметов по форме и цвету. 1 метод наблюдения 1.8 Тема: Сравнение предметов по размеру и массе. 1 метод наблюдения 1.9 Тема: Сравнение предметов по скорости движения. 1 метод наблюдения 1.10 Тема: Сравнение предметов по расположению. 1 метод наблюдения 1.11 Тема: Сравнение предметов по назначению. 1 метод наблюдения 1.12 Итоговое занятие: КВН 1 метод наблюдения 5 Заниматика. 12 2.1 Тема: Задачи-шутки 1 метод наблюдения 2.2 Тема: Задачи на смекалку. 1 метод наблюдения 2.3 Тема: задачи. Геометрические 1 метод наблюдения 2.4 Тема: Логические упражнения. 1 метод наблюдения 2.5 Тема: цепочки. 1 метод наблюдения 2.6 Тема: Лабиринты. 1 метод наблюдения 2.7 Тема: Конструирование из геометрических фигур. 1 метод наблюдения 2.8 Тема: Разгадывание составление загадок. и 1 метод наблюдения 2.9 Тема: задачи. Конструктивные 1 метод наблюдения 2.10 Тема: Логические задачи. 1 метод наблюдения 2.11 Тема: Конструирование из счётных палочек. 1 метод наблюдения 2.12 Итоговое занятие: Турнир знатоков. 1 метод наблюдения 2. Логические Думаем, говорим, пишем. 12 3.1 Тема: Пальчиковые игры. 1 метод наблюдения 3.2 Тема: Логические задачи о сказочных героях. 1 метод наблюдения 3.3 Тема: Слово. 1 метод наблюдения 3.4 Тема: Предложение. 1 метод наблюдения 3. 6 3.5 Тема: Рисование овощей по данному началу. 1 метод наблюдения 3.6 Тема: Рисование фруктов 1 метод наблюдения по данному началу 3.7 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. 1 метод наблюдения 3.8 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. 1 метод наблюдения 3.9 Тема: Штриховка. 1 метод наблюдения 3.10 Тема: Раскрашивание. 1 метод наблюдения 3.11 Тема: Логические упражнения. 1 метод наблюдения 3.12 Итоговое занятие: Турнир знатоков: «Смекай, отгадывай». 1 метод наблюдения Количество часов 12 Формы контроля 3.2 Учебный план 2 года обучения № п/п 1 Название раздела, темы Мир вокруг нас. 1.1 Вводное занятие: Формы предметов. 1 метод наблюдения 1.2 Тема: Обобщение. 1 метод наблюдения 1.3 Тема: Обобщение предметов по признаку формы. 1 метод наблюдения 1.4 Тема: Обобщение предметов по признаку назначения. 1 метод наблюдения 1.5 Тема: Обобщение предметов по признаку 1 метод наблюдения 7 цвета. 1.6 Тема: Сравнение. 1 метод наблюдения 1.7 Тема: Сравнение предметов по форме и цвету. 1 метод наблюдения 1.8 Тема: Сравнение предметов по размеру и массе. 1 метод наблюдения 1.9 Тема: Сравнение предметов по скорости движения. 1 метод наблюдения 1.10 Тема: Сравнение предметов по расположению. 1 метод наблюдения 1.11 Тема: Сравнение предметов по назначению. 1 метод наблюдения 1.12 Итоговое занятие: КВН 1 метод наблюдения 2. Заниматика. 12 2.1 Тема: Задачи-шутки 1 метод наблюдения 2.2 Тема: Задачи на смекалку. 1 метод наблюдения 2.3 Тема: задачи. Геометрические 1 метод наблюдения 2.4 Тема: Логические упражнения. 1 метод наблюдения 2.5 Тема: цепочки. 1 метод наблюдения 2.6 Тема: Лабиринты. 1 метод наблюдения Логические 8 2.7 Тема: Конструирование из геометрических фигур. 1 метод наблюдения 2.8 Тема: Разгадывание составление загадок. и 1 метод наблюдения 2.9 Тема: задачи. Конструктивные 1 метод наблюдения 2.10 Тема: Логические задачи. 1 метод наблюдения 2.11 Тема: Конструирование из счётных палочек. 1 метод наблюдения 2.12 Итоговое занятие: Турнир знатоков. 1 метод наблюдения Думаем, говорим, пишем. 12 3.1 Тема: Пальчиковые игры. 1 метод наблюдения 3.2 Тема: Логические задачи о сказочных героях. 1 метод наблюдения 3.3 Тема: Слово. 1 метод наблюдения 3.4 Тема: Предложение. 1 метод наблюдения 3.5 Тема: Рисование овощей по данному началу. 1 метод наблюдения 3.6 Тема: Рисование фруктов по данному началу 1 метод наблюдения 3.7 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. 1 метод наблюдения 3.8 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. 1 метод наблюдения 3.9 Тема: Штриховка. 1 метод наблюдения 1 метод наблюдения 3. 3.10 Тема: Раскрашивание. 9 3.11 Тема: Логические упражнения. 1 метод наблюдения 3.12 Итоговое занятие: Турнир знатоков: «Смекай, отгадывай». 1 метод наблюдения 3.3 Содержание учебного плана 1 года обучения Раздел 1. Мир вокруг нас – 12 часов. 1.1 Вводное занятие. Формы предметов. Теория: Введение в программу. Что такое логика? Правила поведения на занятиях. Знакомство с формами предметов. Практика: Д/и «Отгадай», «Найди 5 отличий», работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.2 Тема: Обобщение. Теория: Обобщение и классификация предметов по какому-либо общему признаку. Практика: д/и «Найди общее», «Найди отличия». Формы контроля: метод наблюдения 1.3 Тема: Обобщение предметов по признаку формы. Теория: Изучение признаков предметов ( форма, размер, название, материал и т.п.). Практика: Д/и «Назови одним словом», «Конструктор», «Почини одеяло».Работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.4 Тема: Обобщение предметов по признаку назначения. Теория: Признаки предметов ( название, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.). Выделять существенные и второстепенные признаки предметов, классифицировать предметы по предложенному признаку. Практика: Д/и «Что лишнее?», «Чем отличается?».Дорисовать картинку. Формы контроля: метод наблюдения 1.5 Тема: Обобщение предметов по признаку цвета. Теория: Цвета окружающих нас предметов. Практика: Викторина. Работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.6 Тема: Сравнение. Теория: Предметы вокруг нас. Беседа «Предметы». Практика: Д/и «Сравни», «Что изменилось?», «Рассеянный художник», дорисовать узоры, работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.7 Тема: Сравнение предметов по форме и цвету. Теория: Предметы вокруг нас. 10 Практика: Д/и «Сравни», «Что изменилось?», «Рассеянный художник», дорисовать узоры, работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.8 Тема: Сравнение предметов по размеру и массе. Теория: Сравнение предметов. Практика: Д/и «Что больше?», «Что меньше?». Заштриховать треугольник, квадрат, круг. Загадки. Работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.9 Тема: Сравнение предметов по скорости движения. Теория: Знакомство с понятиями «быстро-медленно». Беседа по картине «Животные» Практика: Д/и «Что длиннее?», «Как сравнить?». Раскрась самый длинный предмет. Формы контроля: метод наблюдения 1.10Тема: Сравнение предметов по расположению. Теория: Беседа по картине « В зоопарке». Практика: д/и «Подбери парные картинки», «Подбери парные карточки» Формы контроля: метод наблюдения 1.11 Тема: Сравнение предметов по назначению. Теория: Беседа по картине «В парке». Практика: д/и «Найди пару», «Подбери товарищей». Формы контроля: метод наблюдения 1.12 Итоговое занятие: КВН Теория: История возникновения игры КВН. Практика: конкурсная игровая программа. Формы контроля: метод наблюдения Раздел 2. Заниматика – 12 часов. 2.1 Тема: Задачи-шутки. Теория: Знакомство с задачами-шутками. Составление задач-шуток. Практика: Д/и «Кто самый внимательный?», «Доскажи словечко», работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 2.2 Тема: Задачи на смекалку. Теория: Знакомство с задачами на смекалку. Практика: работа со счётными палочками, д/и «Отгадай». Формы контроля: метод наблюдения 2.3 Тема: Геометрические задачи. Теория: Знакомство с геометрическими задачами. Практика : д/и «Чем отличаются предметы друг от друга?», работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 2.4 Тема: Логические упражнения. Теория: Знакомство с логическими упражнениями. 11 Практика: Д/и «Что лишнее?», «Найди сходства предметов» Формы контроля: метод наблюдения 2.5 Тема: Логические цепочки. Теория: Знакомство с логическими цепочками. Практика: д/и «Что сначала, что потом?», «Что кому подойдёт?». Формы контроля: метод наблюдения 2.6 Тема: Лабиринты . Теория: Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением. Практика: логическое упражнение «Найди дорогу». Формы контроля: метод наблюдения 2.7 Тема: Конструирование из геометрических фигур. Теория: Учить находить недостающую часть фигуры. Практика: Д/и «Найди фигуру», «Найди подходящую часть» Формы контроля: метод наблюдения 2.8 Тема: Разгадывание и составлении загадок . Теория: Обучение разгадыванию и составлению загадок. Практика: Д/и «Разгадывание загадок», «Составление загадок». Формы контроля: метод наблюдения 2.9 Тема: Конструктивные задачи . Теория: Знакомство с конструктивными задачами. Практика: Д/и «Внимание», «Нарисуй, как запомнил». Формы контроля: метод наблюдения 2.10Тема: Логические задачи. Теория: Знакомство с логическими задачами. Практика: д /и «Чем отличается?», «Найди отличия». Загадки. Работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 2.11 Тема: Конструирование из счётных палочек. Теория: Учить конструировать из счётных палочек. Практика: работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 2.12 Итоговое занятие: Турнир знатоков. Теория: Закрепление полученных знаний. Практика: конкурсная программа Формы контроля: метод наблюдения Раздел 3. Думаем, говорим, пишем – 12 часов. 3.1 Тема: Пальчиковые игры. Теория: Знакомство с пальчиковыми играми. Практика: д/и Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Формы контроля: метод наблюдения 3.2 Тема: Логические задачи о сказочных героях. Теория: Знакомство с логическими задачами о сказочных героях. Практика: д/и «Отгадай», раскрашивание иллюстрации к сказке. Формы контроля: метод наблюдения 12 3.3 Тема: Слово. Теория: Знакомство с понятием «слово». Практика : Д/и «Доскажи словечко», «Скажи грамотно». Загадки. Дорисовать предмет. Формы контроля: метод наблюдения 3.4 Тема: Предложение. Теория: Знакомство с понятием «предложение». Практика: д/и «Составь предложение», дорисуй картинку. Формы контроля: метод наблюдения 3.5 Тема: Рисование овощей по данному началу. Теория: Беседа на тему «Овощи». Практика: д/и «Отгадай», « Доскажи словечко», раскрашивание овощей. Формы контроля: метод наблюдения 3.6 Тема: Рисование фруктов по данному началу . Теория: Беседа по картине «Фрукты». Практика: д/и «Отгадай», дорисуй фрукты. Формы контроля: метод наблюдения 3.7 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. Теория: Учить обводить фигуры по точечному образцу. Практика: Д/и «Обведи и дорисуй», дорисовать рисунок. Формы контроля: метод наблюдения 3.8 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. Теория: Ознакомление с рисованием по клеточкам. Практика: д/и Допиши» Формы контроля: метод наблюдения 3.9 Тема: Штриховка. Теория: Ознакомление с различными видами штриховки. Практика: д/и «Заштрихуй предметы». Формы контроля: метод наблюдения 3.10Тема: Раскрашивание. Теория: Ознакомление с раскрашиванием предметов. Практика: раскрашивание иллюстрации к сказке «Колобок». Формы контроля: метод наблюдения 3.11 Тема: Логические упражнения. Теория: Ознакомление с логическими упражнениями. Практика: д/и «Четвёртый лишний», «Дорисуй». Формы контроля: метод наблюдения 3.12 Итоговое занятие: Турнир знатоков «Смекай, отгадывай». Теория: Беседа о турнире знатоков. Практика: Турнир знатоков. Формы контроля: метод наблюдения 3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения Раздел 1. Мир вокруг нас – 12 часов. 1.1 Вводное занятие. Формы предметов. 13 Теория: Введение в программу. Правила поведения на занятиях. Закрепление знаний о формах предметов. Практика: диагностика, входящая диагностика, Д/и «Отгадай», «Найди 10 отличий», работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.2 Тема: Обобщение. Теория: Обобщение и классификация предметов по какому-либо общему признаку. Практика: д/и «Отгадай», «Найди отличия». Формы контроля: метод наблюдения 1.3 Тема: Обобщение предметов по признаку формы. Теория: Закрепление знаний о предметах, которые имеют разную форму . Практика: Д/и «Что лишнее?», «Конструктор», «Чем отличается?» .Работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.4 Тема: Обобщение предметов по признаку назначения. Теория: Закрепление знаний о признаках предметов ( название, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.). Выделять существенные и второстепенные признаки предметов, классифицировать предметы по предложенному признаку. Практика: Д/и «Что лишнее?», «Чем отличается?».Дорисовать картинку. Формы контроля: метод наблюдения 1.5 Тема: Обобщение предметов по признаку цвета. Теория: Закрепление знаний о цветах окружающих нас предметов. Практика: д/и «Что бывает зелёного цвета?». Работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.6 Тема: Сравнение. Теория: Закрепление знаний о предметах вокруг нас. Практика: Д/и «Сравни», «Что изменилось?», дорисовать узоры, работа со счётными палочками Формы контроля: метод наблюдения 1.7 Тема: Сравнение предметов по форме и цвету. Теория: Закрепление знаний о предметах вокруг нас. Практика: Д/и «Сравни», дорисовать узоры, работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.8 Тема: Сравнение предметов по размеру и массе. Теория: Закрепление знаний о сравнении предметов. Практика: Д/и «Что больше?», «Что меньше?». Головоломки со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 1.9 Тема: Сравнение предметов по скорости движения. Теория: Закрепление понятий «быстро-медленно». Практика: Д/и «Что длиннее?», «Как сравнить?». 14 «Кто быстрее движется?» Формы контроля: метод наблюдения 1.10Тема: Сравнение предметов по расположению. Теория: Закрепление знаний о сравнении предметов по расположению. Практика: д/и «Подбери парные картинки», «Дорисуй» Формы контроля: метод наблюдения 1.11 Тема: Сравнение предметов по назначению. Теория: Закрепление знаний о сравнении предметов по назначению. Практика: д/и «Найди пару», «Подбери картинку». Формы контроля: метод наблюдения 1.12 Итоговое занятие: КВН Теория: закрепление истории возникновения игры КВН. Практика: конкурсная игровая программа. Формы контроля: метод наблюдения Раздел 2. Заниматика – 12 часов. 2.1 Тема: Задачи-шутки. Теория: Закрепление знаний о задачах-шутках. Составление задач-шуток. Практика: Д/и «Кто самый внимательный?», «Доскажи словечко», работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 2.2 Тема: Задачи на смекалку. Теория: Закрепление знаний о задачах на смекалку. Практика: работа со счётными палочками, д/и «Отгадай», «Дорисуй». Формы контроля: метод наблюдения 2.3 Тема: Геометрические задачи. Теория: Закрепление знаний о геометрических задачах. Практика : д/и «Чем отличаются?», работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 2.4 Тема: Логические упражнения. Теория: Закрепление знаний о логических упражнениях. Практика: Д/и «Что лишнее?», «Найди сходства предметов» Формы контроля: метод наблюдения 2.5 Тема: Логические цепочки. Теория: Закрепление знаний о логических цепочках. Практика: д/и «Что сначала, что потом?», «Дорисуй и допиши». Формы контроля: метод наблюдения 2.6 Тема: Лабиринты . Теория: Закрепление знаний о лабиринтах, их значением и происхождением. Практика: логическое упражнение «Найди путь». Формы контроля: метод наблюдения 2.7 Тема: Конструирование из геометрических фигур. Теория: Закреплять навыки конструирования из геометрических фигур. Практика: Д/и «Найди фигуру», «Найди недостающую деталь» Формы контроля: метод наблюдения 15 2.8 Тема: Разгадывание и составлении загадок . Теория: Закрепление знаний в разгадывании и составлении загадок. Практика: Д/и «Разгадывание загадок», «Составление загадок». Формы контроля: метод наблюдения 2.9 Тема: Конструктивные задачи . Теория: Закрепление знаний о конструктивных задачах. Практика: Д/и «Внимание», «Напиши, как запомнил». Формы контроля: метод наблюдения 2.10Тема: Логические задачи. Теория: Закрепление знаний о логических задачах. Практика: д /и «Чем отличается?», «Найди сходства». Загадки. Работа со счётными палочками. Формы контроля: метод наблюдения 2.11 Тема: Конструирование из счётных палочек. Теория: Закреплять навыки конструирования из счётных палочек. работа со счётными палочками. Практика: Формы контроля: метод наблюдения 2.12 Итоговое занятие: Турнир знатоков. Теория: Закрепить знания по изученным темам. Практика: конкурсная программа Формы контроля: метод наблюдения 3. Думаем, говорим, пишем – 12 часов. 3.1 Тема: Пальчиковые игры. Теория: Закрепление знаний с пальчиковыми играми. Практика: д/и Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Формы контроля: метод наблюдения 3.2 Тема: Логические задачи о сказочных героях. Теория: Закрепление знаний о логических задачах . Практика: д/и «Отгадай», раскрашивание иллюстрации к сказке. Формы контроля: метод наблюдения 3.3 Тема: Слово. Теория: Закрепление понятия «слово». Практика : Д/и «Доскажи словечко», «Скажи грамотно». Загадки. Дорисовать картинку. Формы контроля: метод наблюдения 3.4 Тема: Предложение. Теория: Закрепление понятия «предложение». Практика: д/и «Составь предложение», дорисуй картинку. Формы контроля: метод наблюдения 3.5 Тема: Рисование овощей по данному началу. Теория: Закрепление навыков рисования по данному началу. Практика: д/и «Отгадай», « Доскажи словечко», раскрашивание овощей. Формы контроля: метод наблюдения 16 3.6 Тема: Рисование фруктов по данному началу . Теория: Закрепление навыков рисования по данному началу Практика: д/и «Отгадай загадки, нарисуй отгадки», дорисуй фрукты. Формы контроля: метод наблюдения 3.7 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. Теория: Закрепить навыки обводить фигуры по точечному образцу. Практика: Д/и «Обведи и дорисуй», дорисовать рисунок. Формы контроля: метод наблюдения 3.8 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. Теория: Закрепление навыков рисования по клеточкам. Практика: д/и Допиши» Формы контроля: метод наблюдения 3.9 Тема: Штриховка. Теория: Закрепление навыков штриховки. Практика: д/и «Заштрихуй предметы». Формы контроля: метод наблюдения 3.10Тема: Раскрашивание. Теория: Закрепление навыков раскрашивания предметов. Практика: раскрашивание иллюстрации к сказке «Три медведя». Формы контроля: метод наблюдения 3.11 Тема: Логические упражнения. Теория: Закрепление знаний о логических упражнениях. Практика: д/и «Четвёртый лишний», «Дорисуй и напиши». Формы контроля: метод наблюдения 3.12 Итоговое занятие: Турнир знатоков «Смекай, отгадывай». Теория: Беседа о турнире знатоков. Практика: Турнир знатоков. Формы контроля: метод наблюдения 4 .Планируемые результаты В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры: - учащиеся будут иметь сформированные элементы it-компетенции; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать конфликты; -ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. 17 II. Комплекс организационно-педагогических условий 1. 1 Календарный учебный график 1 года обучения № п/ п 1 группо вое занятие 1 Вводное занятие: Формы предметов. ДТР Всего учебн ых недел ь 1 2 группо вое занятие 1 Тема: Обобщение. ДТР 1 3 группо вое занятие 1 Тема: Обобщение предметов признаку формы. ДТР 1 группо вое занятие 1 ДТР 1 5 группо вое занятие 1 Тема: Обобщение предметов по признаку цвета. ДТР 1 6 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение. ДТР 1 7 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов по форме и цвету. ДТР 1 4 Ме Чис сяц ло Время Форма Колпроведе занятия во ния часо занятия в Тема занятия Место провед ения Тема: Обобщение предметов признаку назначения. по по 18 8 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов по размеру и массе. ДТР 1 9 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов скорости движения. ДТР 1 10 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов по расположению. ДТР 1 11 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов по назначению. ДТР 1 12 группо вое занятие 1 Итоговое занятие: КВН ДТР 1 13 группо вое занятие 1 Тема: шутки Задачи- ДТР 1 14 группо вое занятие 1 Тема: Задачи на смекалку. ДТР 1 15 группо вое занятие 1 Тема: Геометрические задачи. ДТР 1 16 группо вое занятие 1 Тема: Логические упражнения. ДТР 1 по 19 17 группо вое занятие 1 Тема: Логические цепочки. ДТР 1 18 группо вое занятие 1 Тема: Лабиринты. ДТР 1 19 группо вое занятие 1 Тема: Конструировани е из геометрических фигур. ДТР 1 20 группо вое занятие 1 Тема: Разгадывание и составление загадок. ДТР 1 21 группо вое занятие 1 Тема: Конструктивные задачи. ДТР 1 22 группо вое занятие 1 Тема: Логические задачи. ДТР 1 23 группо вое занятие 1 Тема: Конструировани е из счётных палочек. ДТР 1 24 группо вое занятие 1 Итоговое занятие: Турнир знатоков. ДТР 1 25 группо вое занятие 1 Тема: Пальчиковые игры. ДТР 1 26 группо вое 1 Тема: Логические ДТР 1 20 занятие задачи сказочных героях. о 27 группо вое занятие 1 Тема: Слово. ДТР 1 28 группо вое занятие 1 Тема: Предложение. ДТР 1 29 группо вое занятие 1 Тема: Рисование овощей по данному началу. ДТР 1 30 группо вое занятие 1 Тема: Рисование фруктов по данному началу ДТР 1 31 группо вое занятие 1 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. ДТР 1 32 группо вое занятие 1 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. ДТР 1 33 группо вое занятие 1 Тема: Штриховка. ДТР 1 34 группо вое занятие 1 Тема: Раскрашивание. ДТР 1 35 группо вое занятие 1 Тема: Логические упражнения. ДТР 1 21 группо вое занятие 36 1 Итоговое занятие: Турнир знатоков: «Смекай, отгадывай». ДТР 1 1.2 Календарный учебный график 2 года обучения № п/ п 1 группо вое занятие 1 Вводное занятие: Формы предметов. ДТР Всего учебн ых недел ь 1 2 группо вое занятие 1 Тема: Обобщение. ДТР 1 3 группо вое занятие 1 Тема: Обобщение предметов признаку формы. ДТР 1 группо вое занятие 1 ДТР 1 5 группо вое занятие 1 Тема: Обобщение предметов по признаку цвета. ДТР 1 6 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение. ДТР 1 4 Ме Чис сяц ло Время Форма Колпроведе занятия во ния часо занятия в Тема занятия Место провед ения Тема: Обобщение предметов признаку назначения. по по 22 7 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов по форме и цвету. ДТР 1 8 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов по размеру и массе. ДТР 1 9 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов скорости движения. ДТР 1 10 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов по расположению. ДТР 1 11 группо вое занятие 1 Тема: Сравнение предметов по назначению. ДТР 1 12 группо вое занятие 1 Итоговое занятие: КВН ДТР 1 13 группо вое занятие 1 Тема: шутки Задачи- ДТР 1 14 группо вое занятие 1 Тема: Задачи на смекалку. ДТР 1 15 группо вое занятие 1 Тема: Геометрические задачи. ДТР 1 по 23 16 группо вое занятие 1 Тема: Логические упражнения. ДТР 1 17 группо вое занятие 1 Тема: Логические цепочки. ДТР 1 18 группо вое занятие 1 Тема: Лабиринты. ДТР 1 19 группо вое занятие 1 Тема: Конструировани е из геометрических фигур. ДТР 1 20 группо вое занятие 1 Тема: Разгадывание и составление загадок. ДТР 1 21 группо вое занятие 1 Тема: Конструктивные задачи. ДТР 1 22 группо вое занятие 1 Тема: Логические задачи. ДТР 1 23 группо вое занятие 1 Тема: Конструировани е из счётных палочек. ДТР 1 24 группо вое занятие 1 Итоговое занятие: Турнир знатоков. ДТР 1 25 группо вое 1 Тема: Пальчиковые ДТР 1 24 занятие игры. ДТР 1 Тема: Слово. ДТР 1 1 Тема: Предложение. ДТР 1 группо вое занятие 1 Тема: Рисование овощей по данному началу. ДТР 1 30 группо вое занятие 1 Тема: Рисование фруктов по данному началу ДТР 1 31 группо вое занятие 1 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. ДТР 1 32 группо вое занятие 1 Тема: Обведение фигур по точечному образцу. ДТР 1 33 группо вое занятие 1 Тема: Штриховка. ДТР 1 34 группо вое занятие 1 Тема: Раскрашивание. ДТР 1 группо вое занятие 1 27 группо вое занятие 1 28 группо вое занятие 29 26 Тема: Логические задачи сказочных героях. о 25 35 группо вое занятие 1 Тема: Логические упражнения. ДТР 1 36 группо вое занятие 1 Итоговое занятие: Турнир знатоков: «Смекай, отгадывай». ДТР 1 26 2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для эффективности образовательного процесса необходимы: – помещение для занятий, соответствующее санитарно–гигиеническим требованиям; – видео, аудиоаппаратура; – набор счётных палочек; - наборы таблиц Информационное обеспечение Интернет-ресурсы: Занимательная математика и счет для дошкольников http://www.kindereducation.com/zadachi4.html - аудиозаписи, - видеозаписи. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования - организует образовательную деятельность в соответствии с программой, обеспечивает наполнение развивающей предметно-пространственной среды для преобразования знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. 3. Форма контроля: -метод наблюдения 4. Оценочные материалы Мелкая моторика . Тест на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук у детей 5-7 лет. 5. Методические материалы Для реализации программы используются следующие материалы: -календарно-тематический график; -методическая литература для педагога по логике; На занятиях используются следующие методы обучения: словесный беседа, диалог, объяснение, рассказ, обсуждение); -наглядный (иллюстрации, рисунки, фотографии, схемы, таблицы); -практический (упражнение); -игровой; -психологический, социальный (анкетирование, опрос); 27 6. Список литературы Программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.); Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10); Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10). Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10) Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629); Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных 28 программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.; - Устав МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п. Основная литература: 1.Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова. – Ростов-на-Дону, 2010. – 245 с. 2.Ельцова О. Педагогическая диагностика – основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса /О.Ельцова, Н. Горбачевская, А. Терехова. – СПб: Детсво-Пресс, 2010. – 160с. 3.Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников / М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2006. – 224 4.Каргина , З.А .Практическое пособие для педагога дополнительного образования/З.А.Каргина.-М.:Школьная пресса,2008.-96с. 5.Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем/ Н.И.Касабуцкий ,Г.Н.Скобелев,А.А.Столяр,Т.М.Чеботаревская.-М.:Просвещение,1996.-112с. 6.Михайлова, З.А.Игровые занимательные задачи для дошкольников/З.А.Михайлова.-М.:Просвещение,1990.-94с. 7.Нефёдова, Е.А.Готовимся к школе/Е.А.Нефёдова ,О.В.Узорова.К.:ГИППВ,1998.-400с. 8.Перова, М.Н.Дидактические игры и упражнения по математике/М.Н.Перова. М.:Просвещение,1996.-144с. 9.Тихомирова, Л.Ф.Упражнения на каждый день/Л.Ф.Тихомирова.-Ярославль: Академия развития,2000.-256с. Список литературы для детей: 1. Гаврина, С.Е. Развиваем память/С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В.Щербинина.-М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС»,2006.-23с. 2. Гаврина, С.Е. Учимся писать/ С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В.Щербинина.-М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС»,2006.-23с. 3. Гаврина, С.Е. Учимся считать/С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В.Щербинина.-М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС»,2006.-23с. Интернет-ресурсы: Интернет-ресурсы: Занимательная математика и счет для дошкольников http://www.kindereducation.com/zadachi4.html 29 Приложение 1. Мелкая моторика. Тест на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук у детей 5-7 лет. Особенности нервной системы ребенка можно определить с помощью простого теста. Задание: сейчас тебе надо будет ставить точки в каждом квадратике. По моей команде ты будешь переходить в следующий квадрат. Постарайся поставить как можно больше точек в каждом квадрате. Верхний ряд квадратиков заполняется правой рукой, нижний — левой, начиная с четвертого квадратика, затем пятый и шестой. Перед началом тестирования объясните ребенку, в какой последовательности и какой рукой ему предстоит работать. На работу в каждом квадратике отводится 5 секунд. Затем ребенок переходит к следующему, и так до шестого. Результат Подсчитайте среднее количество точек в каждом квадрате. (Сложите точки во всех квадратах и разделите на шесть.) ■ 1—16 точек — ребенок медлительный, все задания он будет выполнять в медленном темпе. Торопить его нет смысла. Лучше поработать над автоматизмом движений, за счет этого может увеличиться скорость работы. ■ 16—20 точек — ребенок способен работать в нормальном, среднем, темпе На уроке он скорее всего, будет успевать выполнять заданный объем работы. ■ 20 и более точек — скоростной малыш, у которого все просто «горит в руках». Есть смысл обратить внимание на качество работы. По количеству точек в каждом квадрате можно определить выносливость ребенка. Если в первых квадратах точек больше, а к последним их число уменьшается (анализ проводится для каждой руки по отдельности), то можно говорить о быстрой утомляемости ребенка. 30 31