1 Содержание: № п/п I. 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы 1.2. Уровень освоения программы 1.3 Актуальность 1.4. Отличительные особенности программы 1.5. Педагогическая целесообразность 1.6. Адресат программы 1.7. Объём и сроки освоения программы Страни ца 3 3 4 4 4 4 5 5 5 1.8. Формы организации образовательного процесса 5 1.9. Режим занятий 5 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 6 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 3.1 Учебный план 6 3.2 Содержание учебного плана 11 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 20 II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 20 1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 20 2. 2.1 27 29 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ 4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 32 5. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 32 34 7. 31 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Критерии оценки личности обучающихся в творческом объединении «Чудеса аппликации» ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Критерии умений и навыков технологических приёмов в изобразительной деятельности/лепка в творческом объединении «Чудеса аппликации» (по 10 бальной шкале) ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Карта овладения различными видами техники 2 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса аппликации» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273ФЗ от 29 декабря 2012 г. (редакция от 04.08.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023); - Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10). - Федеральный проект «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10) - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467); - Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629); - Постановление Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. 3 № 2) (разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); - Письмо Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Рабочая концепция одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.; - Устав МБУДО ДТР от 05.03.2019 №129-п 1.1. Направленность (профиль) программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса аппликации» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование у учащихся творческих способностей, включает в себя обучение нетрадиционным видам аппликации с использованием различных видов бумаги, а так же изготовлению изделий из различных материалов. 1.2. Уровень освоения программы: стартовый, т.к. учащиеся получают общее понятие об аппликации на картоне из пластилина, бумаги, природного материала. 1.3. Актуальность программы обусловлена тем, что занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, он способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Программа знакомит детей посредством творческой деятельности с различными материалами для творчества и технологией выполнения работы. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость. 1.4. Отличительные особенности программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса аппликации» разработана на основе: дополнительной общеобразовательной программы «Чудеса аппликации», автор Зражевская Н.В., 2017 г., г. Новозаведенный; - образовательной программы дополнительного образования «Чудеса аппликации», автор Левенцова Н.В., г. Котово, 2015 г. Отличительная особенность программы в том, что она построена на использовании методик, связанных с включением разнообразных игровых 4 приёмов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес к творчеству. В результате чего каждый учащийся, независимо от своих способностей, ощущает себя творцом. 1.5. Педагогическая целесообразность. Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества. Ребёнок, творящий своими руками и окружённый добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятию аппликацией. 1.6. Адресат программы: образовательная программа «Чудеса аппликации» рассчитана на детей в возрасте от 7 лет до 9 лет. Говоря о физическом росте и развитие детей данной возрастной группы, следует отметить следующее: руки и ноги детей 7-9 лет растут быстрее тела, а их сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений. Что касается характерных особенностей детей младшего школьного возраста, здесь также следует отметить высокий уровень их активности и рассеянность внимания; младшие школьники требуют постоянной деятельности и внимания, бурно проявляют эмоции, а при неудаче в деле резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности. К освоению дополнительной образовательной общеразвивающей программы допускаются все дети, желающие заниматься данным видом деятельности. 1.7. Объём и сроки освоения программы: На реализацию программы отводится 72 часа в течение одного года. 1.8. Формы организации образовательного процесса: Форма обучения – очно-заочная с применением дистанционных технологий. В режиме очного обучения основной формой работы являются: - групповые занятия; В режиме дистанционного обучения: - индивидуальные или групповые онлайн-занятие; - образовательные онлайн – платформы; цифровые образовательные ресурсы; видеоконференции (Skype); социальные сети; мессенджеры; электронная почта; - комбинированное использование онлайн и офлайн режимов; - онлайн-консультация. 1.9. Режим занятий: 5 Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу; Продолжительность онлайн- занятий: 20 минут; Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз. 2. Цель и задачи программы Цель программы: обеспечение гармоничного развития интеллектуально-творческих способностей ребёнка. Задачи Воспитательные: - воспитать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; - привить детям интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней; - формировать чувство коллективизма, воспитывать стремление к совместной деятельности; Развивающие: - развить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества Оренбургского края; - развить чувство самоконтроля, взаимопомощи; - развить фантазию и самостоятельность при изготовлении поделок; - развить воображение, творческие способности, художественный вкус; Образовательные: - обучить конкретным трудовым навыкам (вырезать, наклеивать, пользоваться трафаретами и шаблонами; переносить рисунок на фон, составлять композицию, создавать объемные несложные объекты из природного материала); - обучить технологии работы с различными материалами (бумага, пластилин); - научить соблюдать технику безопасности с режущими инструментами, клеящими веществами. 3. Содержание программы 3.1. Учебный план 1 года обучения № п/п Название раздела Количество часов Всего Теория Прак тика Формы Формы организации аттестации занятия /контроля 1. Вводное занятие. 6 1.1 Вводное занятие. 1 групповоеВmВВходная занятие диагностика ,опрос, беседа диаг диаг 1 2. Аппликация из природного материала.груп 2.1 Виды 1 1 групповоеБесебеседа, аппликации. занятие игра,наблю дение 2.2 Бабочка 1 1 групповое беседа, игра занятие 2.3 Сова 1 1 групповое наблюдение занятие ,анализ продуктов творческой деятельност и 2.4 Осенние 1 1 групповое наблюдение забавы занятие , игра, 2.5 Осенние забавы 1 1 онлайнзанятие 2.6 Колючий недотрога Колючий недотрога 1 1 1 1 групповое занятие групповое занятие Рыбка плавала в пруду. Рыбка плавала в пруду. 1 1 групповое занятие игра, беседа 1 1 групповое занятие 2.10 Мухацокотуха. 1 1 онлайнзанятие анализ продуктов творческой деятельност и беседа, опрос 2.11 Мухацокотуха. 1 1 групповое занятие 2.7 2.8 2.9 беседа, опрос,набл юдение опрос, беседа, игра наблюдение , анализ работ наблюдение , анализ работ 7 Птица волшебного леса. Птица волшебного леса. Обитатели цветочной поляны. Обитатели цветочной поляны. Львёнок и черепаха. Львёнок и черепаха. 1 1 групповое занятие беседа, игра 1 1 групповое занятие 1 1 групповое занятие наблюдение , анализ работ опрос, беседа, игра 1 1 групповое занятие 1 1 1 1 онлайнзанятие групповое занятие 2.18 Корзинка. 1 1 2.19 Корзинка. 1 1 2.20 Павлин. 1 1 2.21 Павлин. 1 1 2.22 Дерево. 1 1 2.23 Дерево 1 1 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 3. Мозаика . 3.1 Собачка. 1 3.2 Собачка. 1 1 3.3 Жар-птица. 1 1 1 групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие онлайнзанятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие наблюдение , анализ работ игра, беседа анализ продуктов творческой деятельност и беседа, игра наблюдение , анализ работ опрос, беседа, игра наблюдение , анализ работ игра, беседа анализ продуктов творческой деятельност и беседа, игра наблюдение , анализ работ опрос, беседа, игра 8 3.4 Жар-птица. 1 1 групповое занятие 3.5 Гусеница. 1 1 3.6 Гусеница. 1 1 3.7 Кузнечик. 1 1 3.8 Промежуточ ная диагностика. Цветочная поляна. Цветочная поляна. 1 1 групповое занятие онлайнзанятие групповое занятие групповое занятие 1 1 3.11 Аквариум. 1 1 3.12 Аквариум. 1 1 3.13 Букет цветов. 1 1 3.14 Букет цветов. 1 1 3.15 Ваза. 1 1 3.16 Ваза. 1 1 3.17 Веточка хлопка. Веточка хлопка. 1 3.9 3.10 3.18 1 1 1 1 1 групповое занятие групповое занятие онлайнзанятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие онлайнзанятие групповое занятие наблюдение ,анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра беседа, опрос опрос, беседа, игра наблюдение , опрос игра, беседа анализ продуктов творческой деятельност и беседа, опрос наблюдение , анализ работ беседа, игра наблюдение , анализ работ опрос, беседа, игра наблюдение , анализ работ игра, беседа анализ продуктов творческой деятельност и 9 3.19 Гномик. 1 1 3.20 Гномик. 1 1 3.21 Цыплёнок. 1 3.22 Цыплёнок. 1 1 3.23 Сюрприз. 1 1 3.24 Сюрприз. 1 1 4.Аппликация из пластилина. 4.1 Слонёнок. 1 1 4.2 Слонёнок. 1 1 4.3 Петушок. 1 1 4.4 Петушок. 1 1 4.5 Подарок маме. Подарок маме. 1 1 1 1 4.7 Овощи. 1 1 4.8 Овощи. 1 1 4.9 Моя картина. 1 4.6 1 групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие онлайнзанятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие онлайнзанятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие беседа, игра наблюдение , анализ работ опрос, беседа, игра наблюдение , анализ работ игра, беседа анализ продуктов творческой деятельност и беседа, игра наблюдение ,анализ продуктов творческой деятельност и наблюдение , игра беседа, опрос опрос, беседа, игра наблюдение , анализ работ игра, беседа анализ продуктов творческой деятельност и беседа, опрос 10 4.10 Моя картина. 1 1 групповое занятие 4.11 Божья коровка. Божья коровка. 1 1 1 1 онлайнзанятие групповое занятие 4.13 Пчёлка. 1 1 4.14 Пчёлка. 1 1 4.15 На лужайке. 1 1 4.16 На лужайке. 1 1 4.17 Бабочка. 1 4.18 Бабочка. 1 1 4.19 Гусеница. 1 1 4.20 Гусеница. 1 1 4.21 Зайчик. 1 1 4.22 Зайчик. 1 1 4.23 В лесу. 1 1 4.24 Итоговое 1 занятие. Диагностика. ИТОГО 72 4.12 1 1 8 групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие онлайнзанятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие наблюдение , анализ работ беседа, игра наблюдение , анализ работ опрос, беседа, игра наблюдение , анализ работ игра, беседа анализ продуктов творческой деятельност и беседа, игра наблюдение , анализ работ опрос, беседа, игра наблюдение , анализ работ игра, беседа анализ продуктов творческой деятельност и игра, беседа опрос, наблюдение 64 11 3.2 Содержание учебного плана 1 год обучения Раздел 1. Вводное занятие - 1ч. 1.1 Вводное занятие. 1 ч. Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение заданий. Формы контроля: опрос, беседа. Раздел 2. Аппликация из природного материала – 23 часа. 2.1 Тема: Виды аппликации. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: беседа, игра, наблюдение. 2.2 Тема: Бабочка. 1 ч. Теория: Беседа о природном материале. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: беседа, игра. 2.3 Тема: Сова. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности. 2.4Тема: Осенние забавы. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: наблюдение, игра. 2.5Тема: Осенние забавы. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: наблюдение, беседа, опрос. 2.6Тема: Колючий недотрога. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: игра, беседа, опрос. 2.7 Тема: Колючий недотрога. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из листьев Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 2.8 Тема: Рыбка плавала в пруду. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из листьев Формы контроля: игра, беседа. 2.9 Тема: Рыбка плавала в пруду. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. 12 Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Формы контроля: анализ продуктивной творческой деятельности. 2.10 Тема: Муха-цокотуха. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Формы контроля: беседа, опрос. 2.11 Тема: Муха-цокотуха. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из засушенных листьев. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из листьев Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 2.12 Тема: Птица волшебного леса. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: беседа, игра. 2.13 Тема: Птица волшебного леса. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 2.14 Тема: Обитатели цветочной поляны. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из хвои, семян, репейников. Формы контроля: опрос, беседа, игра. 2.15 Тема: Обитатели цветочной поляны. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации из хвои, семян, репейников. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 2.16 Тема: Львёнок и черепаха. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: игра, беседа. 2.17 Тема: Львёнок и черепаха. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: анализ продуктов творческой деятельности. 2.18 Тема: Корзинка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: беседа, игра. 2.19Тема: Корзинка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 13 2.20 Тема: Павлин. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: опрос, беседа, игра. 2.21 Тема: Павлин. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 2.22 Дерево. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: игра, беседа. 2.23 Дерево. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из хвои, семян, репейников. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение работы. Формы контроля: анализ продуктивной деятельности. Раздел 3. Мозаика - 24 часа. 3.1 Тема: Собачка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления обрывной аппликации. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации собачки. Формы контроля: беседа, игра. 3.2 Тема: Собачка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления обрывной аппликации. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации собачки. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 3.3 Тема: Жар-птица. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления обрывной аппликации. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Жарптицы. Формы контроля: опрос, беседа, игра. 3.4 Тема: Жар-птица. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления обрывной аппликации. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Жарптицы. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной деятельности. 3.5 Тема: Гусеница. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления обрывной аппликации. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации гусеницы. Формы контроля: наблюдение, игра. 3.6 Тема: Гусеница. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления обрывной аппликации. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации гусеницы. Формы контроля: беседа, опрос. 3.7 Тема: Кузнечик. 1 ч. 14 Теория: Алгоритм изготовления обрывной аппликации. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации кузнечика. Диагностика. Формы контроля: опрос, беседа, игра. 3.8 Тема: Промежуточная диагностика. 1 ч. Теория: Знакомство с диагностикой. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение заданий. Формы контроля: наблюдение, опрос. 3.9 Тема: Цветочная поляна. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из бумажных полосок. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации цветочной поляны. Формы контроля: игра, беседа. 3.10 Тема: Цветочная поляна. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из бумажных полосок. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации цветочной поляны. Формы контроля: анализ продуктивной творческой деятельности. 3.11 Тема: Аквариум. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из бумажных полосок. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Формы контроля: беседа, опрос. 3.12 Тема: Аквариум. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из бумажных полосок. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 3.13 Тема: Букет. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из бумажных полосок. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации букета цветов. Формы контроля: беседа, игра. 3.14 Тема: Букет. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из бумажных полосок. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации букета цветов. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 3.15 Тема: Ваза. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из бумажных полосок. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации вазы Формы контроля: опрос, беседа, игра. 3.16 Тема: Ваза. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из бумажных полосок. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации вазы Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 15 3.17 Тема: Веточка хлопка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из ватных шариков. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации веточки хлопка из ватных шариков. Формы контроля: игра, беседа. 3.18 Тема: Веточка хлопка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из ватных шариков. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации веточки хлопка из ватных шариков. Формы контроля: анализ продуктивной деятельности. 3.19 Тема: Гномик. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из ватных шариков. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации гномика из ватных шариков. Формы контроля: беседа, игра. 3.20 Тема: Гномик. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из ватных шариков. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации цыплёнка из ватных шариков. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 3.21 Цыплёнок. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из ватных шариков. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации сюрприза из ватных шариков. Формы контроля: беседа, игра. 3.22 Цыплёнок. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из ватных шариков. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации сюрприза из ватных шариков. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 3.23 Сюрприз. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из ватных шариков. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации сюрприза из ватных шариков. Формы контроля: беседа, игра. 3.24 Сюрприз. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из ватных шариков. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение аппликации сюрприза из ватных шариков. Формы контроля: анализ продуктивной творческой деятельности. Раздел 4. Аппликация из пластилина – 24 часа. 4.1 Тема: Слонёнок. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина путём растягивания. 16 Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина путём растягивания. Формы контроля: беседа, игра. 4.2 Тема: Слонёнок. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина путём растягивания. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина путём растягивания. Формы контроля: наблюдение, анализ продуктивной творческой деятельности. 4.3 Тема: Петушок. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина путём растягивания. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина путём растягивания. Формы контроля: наблюдение, игра. 4.4 Тема: Петушок. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина путём растягивания. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина путём растягивания. Формы контроля: беседа, опрос. 4.5 Тема: Подарок маме. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации путём растягивания. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина путём растягивания. Формы контроля: опрос, беседа, игра. 4.6 Тема: Подарок маме. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации путём растягивания. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина путём растягивания. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 4.7 Тема: Овощи. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина путём растягивания. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина путём растягивания. Формы контроля: игра, беседа. 4.8 Тема: Овощи. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина путём растягивания. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина путём растягивания. 17 Формы контроля: анализ продуктивной творческой деятельности. 4.9 Тема: Моя картина. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина в технике торцевание. Знакомство с техникой торцевания. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина в технике торцевания. Формы контроля: беседа, опрос. 4.10 Тема: Моя картина. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина в технике торцевание. Знакомство с техникой торцевания. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина в технике торцевания. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 4.11 Тема: Божья коровка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина в технике торцевание. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина в технике торцевание. Формы контроля: беседа, игра. 4.12Тема: Божья коровка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина в технике торцевание. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина в технике торцевание. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 4.13 Тема: Пчёлка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина в технике торцевание. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина в технике торцевание. Формы контроля: опрос, беседа, игра. 4.14 Тема: Пчёлка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина в технике торцевание. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина в технике торцевание. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 4.15 Тема: На лужайке. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина в технике торцевание. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина в технике торцевание. Формы контроля: игра, беседа. 4.16 Тема: На лужайке. 1 ч. 18 Теория: Алгоритм изготовления аппликации из пластилина в технике торцевание. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из пластилина в технике торцевание. Формы контроля: анализ продуктивной творческой деятельности. 4.17 Тема: Бабочка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из крупы на пластилиновой основе. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из крупы на пластилиновой основе. Формы контроля: беседа, игра. 4.18 Тема: Бабочка. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из крупы на пластилиновой основе. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из крупы на пластилиновой основе. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 4.19 Тема: Гусеница. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из крупы на пластилиновой основе. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из крупы на пластилиновой основе. Формы контроля: опрос, беседа, игра. 4.20 Тема: Гусеница. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из крупы на пластилиновой основе. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из крупы на пластилиновой основе. Формы контроля: наблюдение, анализ работ. 4.21 Тема: Зайчик. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из крупы на пластилиновой основе. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из крупы на пластилиновой основе. Формы контроля: игра, беседа. 4.22 Тема: Зайчик. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из крупы на пластилиновой основе. Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из крупы на пластилиновой основе. Формы контроля: анализ продуктивной творческой деятельности. 4.23 Тема: В лесу. 1 ч. Теория: Алгоритм изготовления аппликации из крупы на пластилиновой основе. 19 Практика: Продуктивная деятельность: изготовление аппликации из крупы на пластилиновой основе. Формы контроля: игра, беседа. 4.24 Тема: Итоговое занятие. Диагностика. 1 ч. Теория: Знакомство с заданиями диагностики. Практика: Продуктивная деятельность: выполнение заданий. Формы контроля: опрос, наблюдение. 4. Планируемые результаты Формы подведения итогов реализации дополнительной программы «Чудеса аппликации» и методы отслеживания результативности. При освоении программы «Чудеса аппликации» отслеживаются три вида результатов: личностные, метапредметные и предметные, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающихся. По окончании обучения по программе учащимися будут достигнуты следующие результаты: Личностные: - сформированы: эстетический вкус, культура зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; - сформирован интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней; - сформировано чувство коллективизма, стремление к совместной деятельности; Метапредметные: - развит интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества Оренбургского края; - развито чувство самоконтроля, взаимопомощи; - развита фантазия и самостоятельность при изготовлении поделок; - развито воображение, творческие способности, художественный вкус; Предметные: - имеют конкретные трудовые навыки (вырезать, наклеивать, пользоваться трафаретами и шаблонами); - умеют переносить рисунок на фон, составлять композицию, создавать объемные несложные объекты из природного материала; - имеют навык технологии работы с различными материалами (бумага, пластилин); - умеют соблюдать технику безопасности с режущими инструментами, клеящими веществами. 20 II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Дата проведения Время прове дения Тема занятия Кол- Форма занятия во часов 1 05.09 12.50- Вводное 13.30 занятие. 1 групповое занятие 2 07.09 12.50- Виды 13.30 аппликации. 1 групповое занятие 3 12.09 1 4 14.09 12.50- Бабочка 13.30 12.50- Сова 13.30 групповое занятие групповое занятие 5 19.09 12.50- Осенние 13.30 забавы 1 групповое занятие 6 21.09 12.50- Осенние 13.30 забавы 1 онлайнзанятие 7 26.09 12.50- Колючий 13.30 недотрога 1 групповое занятие 1 Форма контрол я Сош №1 № п/п Место проведени я 1. 1. Календарный учебный график ВmВВходная диагнос тика,опр ос, беседа диаг диаг сошБесебеседа, №1 игра,наб людени е сош №1 беседа, игра сош №1 наблюде ние,анал из продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 наблюде ние, игра сош №1 беседа, опрос, наблюде ние сош №1 опрос, беседа, игра 21 8 28.09 12.50- Колючий 13.30 недотрога 1 групповое занятие 9 03.10 1 групповое занятие 10 5.10 12.50- Рыбка 13.30 плавала в пруду. 12.50- Рыбка 13.30 плавала в пруду. 1 групповое занятие 11 10.10 12.50- Муха13.30 цокотуха. 1 онлайнзанятие 12 12.10 12.50- Муха13.30 цокотуха. 1 групповое занятие 13 17.10 1 групповое занятие 14 19.10 12.50- Птица 13.30 волшебного леса. 12.50- Птица 13.30 волшебного леса. 1 групповое занятие 15 24.10 1 групповое занятие 16 26.10 12.50- Обитатели 13.30 цветочной поляны. 12.50- Обитатели 13.30 цветочной поляны. 1 групповое занятие 17 7.11 1 18 9.11 Львёнок и черепаха. Львёнок и черепаха. онлайнзанятие групповое занятие 12.5013.30 12.5013.30 1 сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 игра, беседа сош №1 анализ продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 беседа, опрос сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 опрос, беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 игра, беседа сош №1 анализ продукт ов творчес кой деятель ности 22 12.50- Корзинка. 13.30 12.50- Корзинка. 13.30 1 21.11 12.50- Павлин. 13.30 1 групповое занятие 22 23.11 12.50- Павлин. 13.30 1 групповое занятие 23 28.11 1 24 30.11 12.50- Дерево. 13.30 12.50- Дерево. 13.30 групповое занятие онлайнзанятие 25 5.12 1 26 7.12 12.50- Собачка. 13.30 12.50- Собачка. 13.30 27 12.12 12.50- Жар-птица. 13.30 1 групповое занятие 28 14.12 12.50- Жар-птица. 13.30 1 групповое занятие 29 19.12 12.50- Гусеница. 13.30 1 групповое занятие 19 14.11 20 16.11 21 1 1 1 групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие сош №1 беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 опрос, беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 игра, беседа сош №1 анализ продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 опрос, беседа, игра сош №1 наблюде ние,анал из продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 наблюде ние, игра 23 12.50- Гусеница. 13.30 12.50- Кузнечик. 13.30 30 21.12 1 31 26.12 32 28.12 12.50- Промежуточн 1 13.30 ая диагностика. 33 09.01 34 11.01 12.5013.30 12.5013.30 35 16.01 36 18.01 37 23.01 38 25.01 39 1 онлайнзанятие групповое занятие групповое занятие Цветочная поляна. Цветочная поляна. 1 12.50- Аквариум. 13.30 12.50- Аквариум. 13.30 1 12.50- Букет цветов. 13.30 12.50- Букет цветов. 13.30 1 30.01 12.50- Ваза. 13.30 1 групповое занятие 40 01.02 12.50- Ваза. 13.30 1 групповое занятие 41 06.02 12.50- Веточка 13.30 хлопка. 1 онлайнзанятие 1 1 1 групповое занятие групповое занятие онлайнзанятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие сош №1 беседа, опрос сош №1 опрос, беседа, игра сош №1 наблюде ние, опрос сош №1 игра, беседа сош №1 анализ продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 беседа, опрос сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 опрос, беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 игра, беседа 24 42 08.02 12.50- Веточка 13.30 хлопка. 1 групповое занятие 43 13.02 1 44 15.02 12.50- Гномик. 13.30 12.50- Гномик. 13.30 групповое занятие групповое занятие 45 20.02 12.50- Цыплёнок. 13.30 1 групповое занятие 46 22.02 12.50- Цыплёнок. 13.30 1 групповое занятие 47 27.02 1 48 29.02 12.50- Сюрприз. 13.30 12.50- Сюрприз. 13.30 групповое занятие онлайнзанятие 49 05.03 1 50 07.03 12.50- Слонёнок. 13.30 12.50- Слонёнок. 13.30 51 12.03 12.50- Петушок. 13.30 1 1 1 1 групповое занятие групповое занятие групповое занятие сош №1 анализ продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 опрос, беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 игра, беседа сош №1 анализ продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 беседа, игра сош №1 наблюде ние,анал из продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 наблюде ние, игра 25 12.50- Петушок. 13.30 12.50- Подарок 13.30 маме. 1 21.03 12.50- Подарок 13.30 маме. 1 онлайнзанятие 55 26.03 1 56 28.03 12.50- Овощи. 13.30 12.50- Овощи. 13.30 групповое занятие групповое занятие 57 02.04 1 58 04.04 12.50- Моя картина. 13.30 12.50- Моя картина. 13.30 59 09.04 60 11.04 61 16.04 12.50- Пчёлка. 13.30 1 групповое занятие 62 18.04 12.50- Пчёлка. 13.30 1 групповое занятие 63 23.04 12.50- На лужайке. 13.30 1 групповое занятие 52 14.03 53 19.03 54 12.5013.30 12.5013.30 Божья коровка. Божья коровка. 1 1 1 1 1 групповое занятие групповое занятие групповое занятие групповое занятие онлайнзанятие групповое занятие сош №1 беседа, опрос сош №1 опрос, беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 игра, беседа сош №1 анализ продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 беседа, опрос сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 опрос, беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 игра, беседа 26 64 25.04 12.50- На лужайке. 13.30 1 групповое занятие 65 30.04 1 66 07.05 12.50- Бабочка. 13.30 12.50- Бабочка. 13.30 онлайнзанятие групповое занятие 67 09.05 12.50- Гусеница. 13.30 1 групповое занятие 68 14.05 12.50- Гусеница. 13.30 1 групповое занятие 69 16.05 1 70 21.05 12.50- Зайчик. 13.30 12.50- Зайчик. 13.30 групповое занятие групповое занятие 71 23.05 1 72 28.05 12.50- В лесу. 13.30 12.50- Итоговое 13.30 занятие. Диагностика. 1 1 1 групповое занятие групповое занятие сош №1 анализ продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 опрос, беседа, игра сош №1 наблюде ние, анализ работ сош №1 игра, беседа сош №1 анализ продукт ов творчес кой деятель ности сош №1 игра, беседа сош №1 опрос, наблюде ние 2. Условия реализации программы Результат реализации программы «Чудеса аппликации» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Для эффективности образовательного процесса необходимы: Материально- техническое обеспечение: 1. Ученические столы. 27 2. Стол педагога с образцами изделий. 3. Доска. 4. Индивидуальные доски для работы с пластилином, бумагой, природным материалом; 5. Фартуки, нарукавники. 6. Цветной картон, цветная бумага, пластилин, природный материал. 7. Клей: ПВА. 8. Ножницы. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту учащегося. На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещённости люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза. Методическое оснащение: -методические плакаты; -справочно-информационная литература; -раздаточный материал (шаблоны, схемы, эскизы, образцы). Кадровое обеспечение: Успешно реализовать данную программу может педагог дополнительного образования, имеющий специальные умения и навыки и активно использующий средства ИКТ в профессиональной педагогической и учебной деятельности. 28 2.1 Воспитательная компонента программы Цель воспитания – создание условий для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции. Задачи воспитания: - способствовать развитию личности обучающегося с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции; - развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - формировать и пропагандировать здоровый образ жизни. Планируемые результаты реализации программы воспитания: - учащийся активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - учащийся проявляет положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - учащийся проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - учащийся оказывает помощь членам коллектива, находит с ними общий язык и общие интересы. Работа с коллективом учащихся творческого объединения нацелена на: - формирование практических умений по организации органов самоуправления; - обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию чувства ответственности за себя и других; - развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности; - воспитание сознательного отношения к труду, к природе. Работа с родителями учащихся творческого объединения включает в себя: - организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации); - содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий в течение учебного года); - оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей. Содержательная часть Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. 29 В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ учащиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные и нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации; получают информации о традициях народного творчества, об исторических событиях; изучают биографии деятелей российской и мировой науки и культуры. Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д. Практические занятия детей способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Основные группы методов воспитательной работы: 1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа. Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. 3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание. С помощью методов третьей группы педагоги и сами учащиеся регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. План воспитательной работы с учащимися № Название мероприятия п/п 1. Беседа « Наша страна –Россия. Природа нашей страны» 2. Эстетическая беседа «Культурный человек» 3. Беседа «Всегда ли ты поступаешь Время проведения сентябрь октябрь ноябрь 30 4. 5. 6. 7. 8. 9. правильно?» Беседа «Как справиться с плохим настроением?» Беседа «О честности и умении держать слово» Беседа «Дружба начинается с улыбки» Беседа «Семейные ценности, отношения в семье» Беседа «Ответственность за ложные сообщения о терроризме» Беседа «Правила поведения на улице» декабрь январь февраль март апрель май 3. Формы аттестации/контроля Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, промежуточный и итоговый контроль. Виды контроля Время Проведения Цель проведения Формы контроля Входной контроль Сентябрь Определение уровня развития детей, их творческих способностей для выбора уровня подачи материала . Беседа Промежу точный контроль По окончании изучения темы или раздела, в конце полугодия Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Конкурс, творческая работа, опрос, самостоятельна я работа Итоговый контроль В конце учебного года или курса обучения Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Конкурс, творческая работа, открытое занятие, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. 31 4. Оценочные материалы (Приложение 1) 5. Методические материалы При реализации программы используются следующие методические материалы: 1. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие.-2011.225 с. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение, творчество. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности: 1. Изложение учебного материала Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений для детей. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приёмами их применения 2. Коллективная практическая работа детей В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: -работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; -договариваться о совместной работе, её содержании; -планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения; -радоваться успехам своим и товарищей при создании работы. 3. Обсуждение Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребёнку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Используются следующие методы обучения: -объяснительно-иллюстративный; -проблемный; -репродуктивный; Педагогические приёмы: -формирование взглядов (пример, разъяснение); -организация деятельности (упражнение, показ); Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие программы включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические 32 сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все виды наглядности: показ иллюстраций, предметных картинок, книг, образцов поделок, различных приёмов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. 33 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева. – Москва : Издательство Феникс, 2011. – 225с. 2. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги / Г. И. Долженко. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 144с. 3. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 96 с. 4. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И. А. Лыкова. – Москва : Карапуз-дидактика, 2007. – 144 с. 5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации / И. А. Лыкова. – Москва : Карапуз-дидактика, 2009. – 144 с. 6. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова. – Ярославль : Академия развития, 2010. – 240 с. 7. Нестерова, Д. В. Рукоделие. Энциклопедия / Д. В. Нестерова. – Москва : Издательсво АСТ, 2013. – 158 с. 8. Просянникова, Т. Н. Умные руки / Т. Н. Просянникова. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с. 9. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти. – Москва : Издательство Мир книги, 2012. – 93 с. Интернет-ресурсы: 11. Страна мастеров: сайт. – http://stranamasterov.ru 12. Прекрасное своими руками: сайт. – http://www.kodges.ru/hobbi/sdelaisam/53333-prekrasnoe-svoimi-rukami.html 13. Сайт Страна мастеров: сайт. – http: stranamasterov.ru 14. Как делать папье-маше: сайт. – http://sovets.net 15. Папье-маше: сайт. – http://megapoisk.com/pape-mashe 16. Уроки рукоделия: сайт. – http://rukodelie-yroki.ru 17. Поделки из природного материала: сайт. – http://www.fitopark.eu 18. Поделки к праздникам: сайт. – http:www.snova-prazdnik.ru 19. Декупаж для начинающих: сайт. – http://www. heaclub.ru/dekupazhdlya-nachinayushhih 20. Трафареты и контуры для декора: сайт. – http://www.tairtd.ru Литература для детей: 34 1. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми / Д. Н. Колодина. – Москва : Издательство Мозаика Синтез, 2021. – 83 с. 2. Проснякова, Т. Н. Творческая мастерская / Т. Н. Проснякова. – Самара : Издательство Учебная литература, 2017. – 80 с. 3. Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки / Е. А. Румянцева. Москва : Издательство Айрис-Пресс, 2016. – 128 с. 35 7. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1. Критерии оценки личности обучающихся в творческом объединении «Чудеса аппликации» Т.В.Анджапаридзе «Уровневый подход в самоопределении воспитанников»// Дополнительное образование 7/2004г. Отношение к себе Отношение к людям Отношение к делу Низкий Больше всего занят Делает поспешные, Не проявляет уровень собой, своими необоснованные старательность, 1-3 чувствами, выводы о других работу не доводит до балла проблемами; людях; конца, присутствует избегает пытается навязывать больше как самостоятельного свою волю группе; наблюдатель; решения окружающие в его берётся за работу с поставленной присутствии желанием, но не задачи. чувствуют себя доводит работу до скованно; конца, изредка отсутствует любовь к проявляет людям. старательность, чтобы избежать осуждения. Средний В выполнении Не берёт на себя Участвует в уровень задачи проявляет функции творческой работе, 4-6 малую личную руководителя; пытается справиться с баллов инициативу; не всегда помогает трудностями , но не не высказывает своим товарищам и хватает знаний и оригинальных мало содействует умений; идей. достижению общей может работать с цели. интересом , особенно если хочет выделиться перед другими. Высокий Имеет большой Активно участвует в Любую работу уровень творческий коллективной выполняет 7-10 потенциал; работе; старательно и баллов в его присутствии хочет сделать кому- добросовестно , до все чувствуют себя либо приятное; конца считает, что свободно; может возглавить иначе нельзя; Не уклоняется от творческую группу. ответственно непосредственного подходит к любой решения сложной работе; задачи. проявляет фантазию, активное творческое отношение к работе. 36 Приложение 2. Критерии умений и навыков технологических приёмов в изобразительной деятельности/лепка в творческом объединении «Чудеса аппликации» (по 10 бальной шкале) Виды работы 1.Владение простейшими инструментами(стека ми, ножницами) 2.Умение пользоваться доступными материалами(пластил ин, бумага, картон) 3.Знание законов цвета 4.Умение решать художественнотворческие задачи Низкий уровень1-3 балла Не знает и не умеет пользоваться инструментам и. Не различает похожие материалы. Не умеет подобрать нужный для работы материал. Не знает приёмов смешивания красок, работает только с помощью педагога Творческие работы неаккуратные. Нет желания проявлять фантазию. Выполняет работу без инициативы и неаккуратно. Средний уровень4-7 баллов Знает, но неуверенно пользуется инструментами. Высокий уровень8-10 баллов Хорошо знает инструменты, умеет ими пользоваться. Различает похожие материалы по свойствам, но не умеет правильно применять их. Может подобрать нужный для работы материал. Слабо знает основные приёмы смешивания красок, работает по схемам. Хорошо разбирается в свойствах материалов, грамотно применяет их к разным видам творчества. Выполняет работу аккуратно, по образцу. Не умеет проявлять фантазию, самостоятельнос ть. Хорошо знает основные приёмы смешивания красок, умеет получать определённые цвета и оттенки. Проявляет фантазию и самостоятельнос ть. Выполняет работу заинтересованно и аккуратно. 37 Приложение 3 Карта овладения различными техниками Ф.И.О. __________________________________________________________________ ____________________________ Отделение __________________________________________________________________ _________________________ Педагог __________________________________________________________________ ________________ Техника Аппликация из цветной бумаги и картона Аппликация из природного материала Аппликация из пластилина Аппликация и мозаика с использованием различных материалов Полуго дие I II I II I II I II Знания по технике Умения по технике Приобретенн ые навыки* *Навык определяется путем оценки готового изделия. Где: Инструкция. Диагностика может проводиться 3 раза: в начале обучения, в конце первого полугодия и в конце учебного года. Деятельность каждого учащегося рассматривается по критериям, выбранное количество раз в год. 1 – очень низкий уровень. Все ответы неверные/не справился с заданиями. 2 - низкий уровень. Большинство неверных ответов/ не справился с заданиями. 3 - средний уровень. Частично верные ответы /частично справился с заданиями. 4 – хороший уровень. Большинство верных ответов/ частично справился с заданиями. 5 – высокий уровень. Большинство верных ответов/ справился с заданиями 38