ДООП АБВГДейка

Содержание:
№
п/п
I.
1.

Стр.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность программы
1.2.
Актуальность программы
1.3
Новизна программы
1.4.
Уровень освоения программы
1.5.
Педагогическая целесообразность
1.6.
Отличительные особенности программы
1.7.
Адресат программы

3
3
3
3
3
3
3
3
3

1.8.

Объём и сроки освоения программы

3

1.9.

Формы обучения

3

1.10.

Формы организации образовательного процесса

4

1.11

Режим занятий

4

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4

3.1 Учебный план первого года обучения
3.2 Учебный план второго года обучения
3.3 Содержание учебного плана первого года обучения
3.4 Содержание учебного плана второго года обучения
4.
II.
1.

4
6
7
10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

14

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

14

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

14

1.1 Календарный учебный график второго года обучения

14

2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

17

3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

17

4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

17

5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

17

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

21

I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
1.1 Направленность (профиль) программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«АБВГдейка» имеет социально–гуманитарную направленность.
1.2 Актуальность программы обусловлена необходимостью того, что в
последние годы наблюдается снижение речевого развития детей. И сегодня к
моменту поступления в школу уровень речевого развития ниже положенной
нормы, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей
функции речи, недостаточно сформированы языковые средства. Программа
«АБВГдейка» позволяет сделать переход ребёнка из дошкольного детства в
школьную жизнь как можно более плавным и безболезненным.
1.3 Новизна программы состоит в использовании в образовательном
процессе современных форм и методов работы.
1.4 Уровень освоения программы - стартовый
1.5 Педагогическая целесообразность программы в том, что она развивает и
расширяет развитие речи у учащихся через игровую деятельность. Все
занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и
развивающими
игровыми
упражнениями.
Применяются
здоровьесберегающие технологии:
использование
физкультминуток,
психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз,
пальчиковой гимнастики.
1.6 Отличительная особенность программы
Существует много образовательных программ по развитию речи. В процессе
разработки данной программы были проанализированы программы
дополнительного образования детей: Захаровой Г.В. «Грамотейки»,
Корочкиной Е.В. «АБВГдейка», Малюта Л.В. «Детство».
Отличительная особенность программы «АБВГдейка» от уже
существующих программ является то, что в её структуру входит
образовательная деятельность, позволяющая приобретению ребёнком
интереса направленного на решение задач по подготовке обучению грамоте.
1.7 Адресат программы:
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы 5 – 7 лет.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся(познавательное
развитие, развитие коммуникативных способностей). Так же программа
рассчитана для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по
индивидуальному учебному плану.
1.8 Объём и срок освоения программы:
Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы -2 года. Общий объём часов 72 часа (первый год обучения- 36
часов; второй год обучения 36 часов).
1.9 Формы обучения:
Программа реализуется в смешанной форме обучения, на русском языке.
При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.

1.10 Формы организации образовательного процесса:
-индивидуальная;
-работа в парах;
-групповая;
-коллективная;
Занятия проводятся в группах одного возраста (5-7 лет) , состав учащихся
может меняться. Обучение ведётся на русском языке.
1.11 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз
в неделю по 25 минут.
2. Цель и задачи программы.
Цель : формирование речевой готовности к обучению в школе детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи :
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать культуру общения;
Развивающие:
-развивать мелкую моторику руки;
-развивать произносительную сторону речи обучающихся;
-развивать словарный запас детей;
Обучающие:
-готовить детей к усвоению письменных форм речи(чтению и письму);
-ознакомить детей со зрительными образцами букв, учить соотносить звуки с
их знаковыми образами;
-создавать в окружении ребёнка богатую культурную речевую среду;
-формирование элементов IT-компетенций;
3 .Содержание программы
3.1 Учебный план 1 года обучения
№

п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4

2
2.1
2.2

Название раздела,
темы
Наша речь.
Звуки в природе.
Звуки вокруг нас.
Слово.
Предложение.
Читаем сказки и
рассказы.
Лиса и рак.
Н.Калинина «Разве так
играют?»

Количество
часов
4
1
1
1
1

Формы контроля
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

10
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

4.6
4.7
4.8

4.9

4.10

Е.Чарушин «Лисята»
Н.Калинина «Про
снежный колобок»
Сказка «Петух да собака»
Сказка «Лиса и кувшин»
Л.Н.Толстой «Пожарные
собаки»
Я.Тайц «Послушный
дождик»
В.Сутеев «Кораблик»
К.Ушинский «Четыре
желания»
Составляем рассказы
по картине.
«Кошка с котятами»
«Строим дом»
«Ежи»
«Река замёрзла»
«Северные олени»
«Лошадь с жеребёнком»
«Зайцы»
Живые слова
«Наши игрушки»
Составление рассказа по
скороговорке.
Составление рассказов на
темы стихотворений.
Составление рассказа на
заданную тему.
Составление рассказа на
тему «Домашние
животные»
Составление
описательного рассказа.
Составление рассказа на
тему «Игры весной»
Составление
описательного рассказа на
тему «Весна»
Составление рассказа на
тему «Как цыплёнок
заблудился»
Составление рассказа на
заданную тему.

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1
1

метод наблюдения
метод наблюдения

7
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

метод наблюдения
метод наблюдения

4.11

4.12
4.13
4.14

4.15

Составление сюжетного
рассказа по набору
игрушек.
Сочинение на тему
«Приключения зайца»
Составление рассказа на
предложенную тему.
Составление
описательного рассказа о
предметах посуды.
Составление рассказа на
тему «Как Серёжа нашёл
щенка»

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

1

метод наблюдения

3.2 Учебный план 2 года обучения
№

п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9

Название раздела,
Количество
темы
часов
Наша речь.
6
Звуки вокруг нас.
1
1
Слово. Слог.
1
Ударение.
1
Звуковые домики.
1
Предложение.
1
Текст.
8
Гласные звуки и буквы.
1
Звук (а), буква Аа
1
Звук (у), буква Уу
1
Звук (и), буква Ии
1
Звук(о),буква Оо
1
Звук (ы), буква ы
1
Звук (э), буква Ээ
1
Гласные звуки е и ё.
1
Гласные звуки ю и я.
22
Согласные звуки и буквы
1
Звуки(м,м), буква Мм.
1
Звуки(н,н), буква Нн
1
Звуки(л,л), буква Лл
1
Звуки(р,р), буква Рр
1
Звук(й), буква й
1
Звуки(б,б), буква Бб
1
Звуки(п,п), буква Пп
1
Звуки (в,в), буква Вв
1
Звуки(ф,ф), буква Фф

Формы контроля
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения

3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19
3.20
3.21
3.22

Звуки (т,т), буква Тт
Звуки(д,д), буква Дд
Звуки(к,к), буква Кк
Звуки(г,г), буква Гг
Звуки(з,з),буква Зз
Звуки(с,с), буква Сс
Звук(ж), буква Жж
Звук(ш). буква Шш
Звук (х), буква Хх
Звук(ц), буква Цц
Звук(ч), буква Чч
Звук(щ), буква Щщ
Алфавит

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
метод наблюдения
Метод наблюдения

3.3 Содержание учебного плана 1 года обучения.
Раздел 1. Наша речь 4ч.
1.1 Тема: Звуки в природе.
Теория: Беседа «Звуки в природе».
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Игра «Снежный ком».
Формы контроля: наблюдение
1.2 Тема: Звуки вокруг нас.
Теория: Беседа о звуках.
Практика: Игровая ситуация «Сказочный лес», игры «Эхо», «Комары и
осы».
Формы контроля: наблюдение
1.3 Тема: Слово.
Теория: Беседа «Из чего состоят слова?».
Практика: Д/и «Доскажи словечко», «Скажи противоположное», «Почему
так называется?».
Формы контроля: наблюдение
1.4 Тема: Предложение.
Теория: Знакомство с предложением.
Практика: Д/и «Живые слова», «Слово заблудилось».
Формы контроля: наблюдение
Раздел 2. Читаем сказки и рассказы. 10ч.
2.1 Тема: Лиса и рак.
Теория: Связная речь. Чтение сказки.
Практика: Пересказ сказки.
Формы контроля: наблюдение
2.2 Тема: Н. Калинина «Разве так играют?».
Теория: Чтение рассказа.
Практика: пересказ ,д/и «Слово заблудилось».
Формы контроля: наблюдение
2.3Тема: Е. Чарушин «Лисята».

Теория: Беседа о диких животных. Чтение рассказа.
Практика: Пересказ ,д/и «Доскажи словечко».
Формы контроля: наблюдение
2.4 Тема: Н.Калинина «Про снежный колобок»
Теория: Чтение рассказа. Образование близких по смыслу однокоренных
слов.
Практика: Пересказ , д/и «Живые слова»
Формы контроля: наюлюдение
2.5Тема: Петух да собака.
Теория: Чтение сказки, беседа о домашних животных.
Практика: пересказ сказки, д/и «Один- много».
Формы контроля: наблюдение
2.6 Тема: Лиса и кувшин.
Теория: Знакомство со сказкой.
Практика: Пересказ сказки, д/и «Доскажи словечко».
Формы контроля: наблюдение
2.7 Тема: Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
Теория: Беседа о профессии пожарника. Чтение рассказа.
Практика: пересказ, д/и «Дорисуй»
Формы контроля: наблюдение
2.8 Тема: Я.Тайц «Послушный дождик».
Теория: Знакомство с рассказом.
Практика: пересказ, д/и «Отгадай».
Формы контроля: наблюдение
2.9 Тема: В.Сутеев «Кораблик».
Теория: Знакомство с рассказом.
Практика: пересказ, д/и «Доскажи словечко».
Формы контроля: наблюдение
2.10 Тема: К.Ушинский «Четыре желания».
Теория: Знакомство с рассказом.
Практика: пересказ, загадки.
Формы контроля: наблюдение
Раздел 3 .Составляем рассказы по картине. 7ч.
3.1 Тема: Кошка с котятами.
Теория: Беседа о домашних питомцах.
Практика: Составление рассказа по картине.
Формы контроля: наблюдение
3.2 Тема: Строим дом.
Теория: Беседа о профессии строителя.
Практика: Составление рассказа по картине.
Формы контроля: наблюдение
3.3 Тема: Ежи.
Теория: Беседа о диких животных.
Практика: Составление рассказа по картине, диагностика.
Формы контроля: наблюдение

3.4 Тема: Река замёрзла.
Теория: Беседа о временах года.
Практика: Составление рассказа по картине. Д/и «Дорисуй».
Формы контроля: наблюдение
3.5 Тема: Северные олени.
Теория: Беседа о северных оленях.
Практика: Составление рассказа по картине. Загадки.
Формы контроля: наблюдение
3.6Тема: Лошадь с жеребёнком.
Теория: Беседа о домашних животных.
Практика: Составление рассказа по картине.
Формы контроля: наблюдение
3.7 Тема: Зайцы.
Теория: Беседа о зайцах . Пословицы.
Практика: Составление рассказа по картине.
Формы контроля: наблюдение
Раздел 4 .»Живые слова».15ч.
4.1 Тема: Наши игрушки.
Теория: Связная речь. Беседа об игрушках.
Практика: Составление рассказа о любимой игрушке.
Формы контроля: наблюдение
4.2 Тема: Составление рассказа по скороговорке.
Теория: Знакомство со скороговорками.
Практика: Составление рассказа по скороговорке.
Формы контроля: наблюдение
4.3 Тема: Составление рассказов на темы стихотворений.
Теория: Связная речь.
Практика: Сочинение стихотворений.
Формы контроля: наблюдение
4.4 Тема: Составление рассказа на заданную тему.
Теория: Употребление слов во множественном числе в различных падежах.
Практика: д/и «Отгадай», составление рассказа.
Формы контроля: наблюдение
4.5Тема: Составление рассказа на тему «Домашние животные».
Теория: Слова близкие и противоположные по значению.
Практика: составление рассказа, д/и «Дорисуй».
Формы контроля: наблюдение
4.6Тема: Составление описательного рассказа.
Теория: Подбор родственных слов.
Практика: Составление рассказа.
Формы контроля: наблюдение
4.7 Тема: Составление рассказа на тему «Игры весной»
Теория: Беседа о весенних играх.
Практика: Составление рассказов .Конкурс рисунков.
Формы контроля: наблюдение

4.8 Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна».
Теория: Связная речь.
Практика: д/и « Угадай», составление описательного рассказа.
Формы контроля: наблюдение
4.9 Тема: Составление рассказа на тему «Как цыплёнок заблудился».
Теория: Связная речь.
Практика: Составление рассказа, д/и «Дорисуй».
Формы контроля: наблюдение
10 Тема: Составление рассказа на заданную тему.
Теория: Употребление слов во множественном числе в различных падежах.
Практика: Составление рассказов.
Формы контроля: наблюдение
4.11 Тема: Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
Теория: Связная речь.
Практика: Составление рассказа.
Формы контроля: наблюдение
4.12 Тема: Сочинение на тему «Приключения зайца»
Теория: Связная речь.
Практика: Сочинение на тему. Д/и «Дорисуй».
Формы контроля: наблюдение
4.13Тема: Составление рассказа на предложенную тему.
Теория: Подбор родственных слов.
Практика: Составление рассказов, конкурс рисунков.
Формы контроля: наблюдение
4.14Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Теория: Связная речь. Беседа о посуде.
Практика: Составление описательного рассказа. Загадки.
Формы контроля: наблюдение
4.15Тема: Составление рассказа на тему «Как Серёжа нашёл щенка»
Теория: Беседа о домашних животных.
Практика: составление рассказа
Формы контроля: наблюдение
3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения.
Раздел 1. Наша речь 6ч.
Тема: Звуки вокруг нас.
Теория: Беседа «Звуки в природе».
Практика: Работа по сказке «Путаница» К.И.Чуковского. Игровая ситуация
«В лесу», д/и «Дежурный звук».
Формы контроля: наблюдение
1.2 Тема: Слово. Слог.
Теория: Из чего состоят слова?
Практика: .Д/и «Доскажи словечко». Деление слов на слоги.
Формы контроля: наблюдение
Теория: Ударный звук. Что такое ударение?
Практика: Игровая ситуация «Секреты слов».

Формы контроля: видео-фото отчёт, аудиозапись
1.4 Тема: Звуковые домики.
Теория: Знакомство со звуковыми домиками.
Практика: Д/и «Звуки заблудились», «Кто в домике живёт?»
Формы контроля: наблюдение
1.5 Тема: Предложение.
Теория: Ознакомление с предложением.
Практика: Д/и «Живые слова», «Слово заблудилось», «Закончи
предложение».
Формы контроля: наблюдение
1.6 Тема: Текст.
Теория: Что такое текст?
Практика: Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Формы контроля: наблюдение
Раздел 2. Гласные звуки и буквы. 8ч.
2.1Тема: Звук (а), буква А.
Теория: Знакомство со звуком(а), буквой А.
Практика: Игровая ситуация «Как собачка нашла друга», упражнение
«Дождь идёт».
Формы контроля: наблюдение
2.2 Тема: Звук (у), буква У.
Теория: Знакомство со звуком (у), буквой У.
Практика: Игровая ситуация «Пчёлка Уля». Упражнение «Оратор».
Формы контроля: наблюдение
2.3Тема: Звук (и),буква И.
Теория: Артикуляция и характеристика звука.
Практика: Рассказ «Друзья», д/и «Смекалка», «Много-мало».
Формы контроля: наблюдение
2.4Тема: Звук (о), буква О.
Теория: Артикуляция и характеристика звука. Местоимения: он, она, оно,
они.
Практика: Игра «Где прячется звук?»
Формы контроля: наблюдение
2.5 Тема: Звук(ы), буква ы.
Теория: Артикуляция и характеристика звука.
Практика: Чтение и пересказ рассказа «Купание медвежат».
Формы контроля: наблюдение
2.6 Тема: Звук (э), буква Э.
Теория: Артикуляция и характеристика звука. Образование прилагательных
от существительных.
Практика: Д/и «Кто это?»
Формы контроля: наблюдение
2.7 Тема: Гласные звуки е, ё.
Теория: Знакомство с образами букв.
Практика: Д/и «Измени слово». Заучивание стихотворения.

Формы контроля: наблюдение
2.8 Тема: Гласные звуки ю и я.
Теория: Знакомство образами букв.
Практика: Игровая ситуация «Идём по улице певцов».
Формы контроля: наблюдение
Раздел 3 .Согласные звуки и буквы. 22ч.
3.1 Тема: Звуки(м-м), буква М.
Теория: Знакомство с образом буквы. Анализ и синтез буквы.
Практика: Чтение ам, ум, ом, ма, му, мо, мы. Скороговорки.
Формы контроля: наблюдение
3.2 Тема: Звуки (н-н), буква Н.
Теория: Знакомство с образом буквы.
Практика: Чтение слогов. Сюжетная игра «Новоселье». Д/и «Доскажи
словечко».
Формы контроля: наблюдение
3.3 Тема: Звуки(л-л),буква Л.
Теория: Характеристика звуков.
Практика: Загадки . Сочинение сказки «Как ёжик зайца спас».
Формы контроля: наблюдение
3.4 Тема: Звуки(р-р), буква Р.
Теория: Характеристика звуков.
Практика: Чистоговорки. Сюжетная игра «Мы идём в поход».
Формы контроля: наблюдение
3.5 Тема: Звук(й), буква й.
Теория: Характеристика звука.
Практика: Игровая ситуация «В лесной школе», Сочинение сказки «День
рождения зайца».
Формы контроля: наблюдение
3.6Тема: Звуки(б-б), буква Б.
Теория: Характеристика звуков. Анализ и синтез буквы. Слова-антонимы.
Практика: Д/и «Магазин», «Подбери слово».
Формы контроля: наблюдение
3.7 Тема: Звуки(п-п), буква П.
Теория: Характеристика звуков.
Практика: Загадки весёлого попугая. Слоги ба-па, бу-пу. Слова папа, баба.
Формы контроля: наблюдение
3.8 Тема: Звуки (в-в), буква В.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Игровая ситуация «На лесной ярмарке», д/и «Кто где живёт?»
Формы контроля: наблюдение
3.9.Тема: Звуки(ф,ф),буква Ф.
Теория: Характеристика звуков.
Практика: Рассказ о ёжике Феде. Деление слов на слоги. Ударение.
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
Формы контроля: наблюдение

3.10 Тема: Звуки(т-т), буква Т.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Выкладывание букв из палочек. Составление слогов из кубиков.
Д/и «Замени звук».
Формы контроля: наблюдение
3.11 Тема: Звкуи(д-д),буква Д.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Игровое упражнение «Дождь» Игра «Доскажи словечко».
Формы контроля: наблюдение
3.12Тема: Звуки(к-к), буква К.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Д/и «Животные и их детёныши», «Кто к кому?».
Формы контроля: наблюдение
3.13Тема: Звуки(г-г), буква Г.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Деление слов на слоги. Д/и «Не зевай, продолжай», «Покорми
птиц».
Формы контроля: наблюдение
3.14 Тема: Звуки(з-з), буква З.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Чтение слогов. Составление слов. Д/и «Закончи предложение»,
«Звуки спрятались».
Формы контроля: наблюдение
3.15 Тема: Звуки(с-с), буква С.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Составление сказки на предложенный сюжет. Д/и «Дежурная
буква», «Кто с кем дружит?», «Узнавай-ка».
Формы контроля: наблюдение
3.16 Тема: Звук (ж), буква Ж.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика: Речевая игра «Звуки-буквы», «Большие и маленькие».
Формы контроля: видео-фото отчёт, аудиозапись
3.17 Тема: Звук (ш),буква Ш.
Теория: Анализ и характеристика звука.
Практика: Чистоговорки. Д/и «Прятки», «Звуки спрятались в словах».
Формы контроля : наблюдение
3.18 Тема: Звуки(х-х), буква Х.
Теория: Анализ и характеристика звуков.
Практика: Д/и «Расшифруй рисунки».
Формы контроля: наблюдение
3.19 Тема: Звук (ц), буква Ц.
Теория: Характеристика звука.
Практика: Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным
словам. Д/и «Поймай звук».
Формы контроля: наблюдение

3.20Тема: Звук(ч), буква Ч.
Теория: Знакомство с образом буквы. Изменение слов с помощью
суффиксов.
Практика: д/и «Доскажи словечко».
Формы контроля: наблюдение
3.21Тема: Звук (щ), буква Щ.
Теория: Знакомство с образом буквы. Образование слов с суффиксами –щик,
ищ.
Практика: д/и « Звуки спрятались в словах».
Формы контроля: наблюдение
3.22 Тема: Алфавит.
Теория: Повторение изученных букв.
Практика: Песенка алфавита. Сочинение стихов, песенок. Ребусы.
Формы контроля: наблюдение
4 .Планируемые результаты
В результате планируемых действий достигаются целевые ориентиры:
- учащиеся будут иметь сформированные элементы it-компетенции;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других старается разрешать
конфликты;
-ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
1. Календарный учебный график 2 года обучения
№
п/
п

1

2

Ме Чис
сяц ло

Время Форма Колпроведе занятия во
ния
часо
занятия
в
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие

Тема занятия

Место
провед
ения

1

Звуки вокруг
нас.

ДТР

Всего
учебн
ых
недел
ь
1

1

Слово. Слог.

ДТР

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое

1

Ударение.

ДТР

1

1

Звуковые
домики.

ДТР

1

1

Предложение.

ДТР

1

1

Текст.

ДТР

1

1

Звук(а), буква
Аа.

ДТР

1

1

Звук(у), Буква
Уу.

ДТР

1

1

Звук (и),
БукваИи.

ДТР

1

1

Звук(о), Буква
ОО.

ДТР

1

1

Звук (ы), буква
ы.

ДТР

1

1

Звук (э), буква
Ээ.

ДТР

1

1

Гласные звуки е
и ё.

ДТР

1

1

Гласные звуки ю
и я.

ДТР

1

1

Звуки(м-м),
буква Мм.

ДТР

1

1

Звуки(н-н),
буква Нн.

ДТР

1

1

Звуки(л-л),
букваЛл.

ДТР

1

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие

1

Звуки(р-р),
буква Рр.

ДТР

1

1

Звук(й),букваЙ
й

ДТР

1

1

Звуки(б-б),
буква Бб.

ДТР

1

1

Звуки(п-п),
буква Пп.

ДТР

1

1

Звуки(в-в),
буква Вв.

ДТР

1

1

Звуки(фф),буква Фф.

ДТР

1

1

Звуки(т-т), буква
Тт.

ДТР

1

1

Звуки(д-д),
букваДд.

ДТР

1

1

Звуки(к-к),буква
Кк.

ДТР

1

1

Звуки(г-г), буква
Гг.

ДТР

1

1

Звуки(з-з), буква
Зз

ДТР

1

1

Звуки(сс),букваСс.

ДТР

1

1

Звук(ж),буква
Жж.

ДТР

1

1

Звук(ш), буква
Шш.

ДТР

1

32

33

34

35

36

группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие
группо
вое
занятие

1

Звуки(х-х),буква
Хх.

ДТР

1

1

Звук(ц), буква
Цц.

ДТР

1

1

Звук(ч), буква
Чч.

ДТР

1

1

Звук(щ), буква
Щщ.

ДТР

1

1

Алфавит.

ДТР

1

2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
– помещение для занятий, соответствующее санитарно–гигиеническим
требованиям;
– видео, аудиоаппаратура;
– набор DVD, CD – дисков.
- наборы таблиц
Информационное обеспечение
Ушакова О.С www.alleng.ru/d/doschk/doschk337.htm
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования - организует образовательную
деятельность в соответствии с программой, обеспечивает наполнение
развивающей предметно-пространственной среды для преобразования
знаний, полученных на занятиях, в практический опыт. Обеспечивает
взаимодействие всех участников образовательных отношений (пдо,
родители, дети).
3.Форма контроля: метод наблюдения
4.Оценочные материалы
( см приложение №1)
5. Методические материалы
Для реализации программы используются следующие материалы:
-календарно-тематический график;
-методическая литература для педагога.
На занятиях используются следующие методы обучения:
словесный (беседа, диалог, объяснение, рассказ, обсуждение);
-наглядный (иллюстрации, рисунки, фотографии, схемы, таблицы);
-практический (упражнение);

-игровой;
-психологический, социальный (анкетирование, опрос);

6. Список литературы
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
 Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
 Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г.
протокол № 10).
 Федеральным
проектом
«Патриотическое
воспитание»
Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от
03.09.2018 г. протокол № 10)
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р);
 Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(от 03.09.2019 г. № 467);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. №
629);
 Постановлением Правительства Оренбургской области «О
реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы
дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.
№ 485 - пп);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г.

№ 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»);
 Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
 Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ,
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
- Устав МБУДО ДТР от 5 марта 2019 года № 129-п.
Основная литература:
1.Кочергина А.В. Учим азбуку, играя: Занимательные игры, задания, загадки
и стихи для обучения грамоте. - М.: 5 за знания, 2007-272с.
2.Обучение грамоте детей дошкольного возраста. / Сост. Г.Ф.Марцинкевич. Волгоград: Учитель, 2004.
3.Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, В. В. Комаровой. - М. Издательский Дом:
Воспитание дошкольника,2005.
4.Придумай слово. Речевые игры и упражнения для
дошкольников/Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Психотерапевт, 2001.
5.Ушакова О. С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М.,
2004.
6.Узорова О.В. Практическое пособие для обучения чтению. - М.: ACT:
Астель, 2009.
7.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2006.
8.Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. - М.:
Издательство: Экзамен, 2009.
9.Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!..Обучение дошкольников чтению:
Программа-конспект. - СПб: Детство-Пресс,2010.
Интернет-ресурсы:
Ушакова О.С www.alleng.ru/d/doschk/doschk337.htm

Приложение №1
Диагностические материалы
Побуждения оцениваются по критериям:
4 - устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную
активность;
3- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность,
которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;
2 - ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней
ситуацией, спонтанные стремления;
1 - не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
4 - четкие, содержательные, системные;
3 - четкие, краткие;
2 - отрывочные, фрагментарные;
1- не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
4 - выполняет самостоятельно;
3 - выполняет с помощью взрослого;
2 - выполняет в общей со взрослым деятельности;
1 - не выполняет.
Критерии вносят в диагностические карты.
под цифрой 1- начало года
под цифрой 2 – середина года
под цифрой 3 – конец года

«Речевое развитие»
Развивающая речевая среда.
Любит рассматривать изделия народных промыслов, мини-коллекции
(открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного
материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с
рисунками
разных
художников),
открытки,
фотографии
с
достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том
числе из жизни дореволюционной России).
Делает попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными
впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача,
рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх использует формы выражения вежливости
(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Умеет решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи:
убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Знает
существительные, обозначающими
предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими
свойства
и
качества
предметов;
наречиями,
обозначающими
взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Умеет подбирать существительные к прилагательному (белый — снег,
сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с
противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Употребляет слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Правильно, отчетливо произносит звуки. Умеет
различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и
звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,
с — ш, ж — з, л — р.
Умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Грамматический строй речи. Умеет согласовывать слова в
предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и
прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
Замечает неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании
согласных, самостоятельно ее исправляет.
Знает разные способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка,
солонка; воспитатель, учитель, строитель).
умеет образовывать однокоренные слова (медведь — медведица —
медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал —
выбежал — перебежал).
Правильно употребляет существительные множественного числа в
именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном
наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени;
несклоняемые существительные.
Умеет составлять по образцу простые и сложные предложения.
Умеет пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Умеет поддерживать беседу.
Делает попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с
ответом товарища.
Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие
сказки, рассказы.
Умеет (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании
сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно
развивающимся действием.
Умеет составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои
концовки к сказкам.
Умеет составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,
предложенную воспитателем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».