1 СОДЕРЖАНИЕ I 1. 2 3 4 II 1 2 3 4 5 6 6 7 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 4 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Направленность программы 4 1.2 Нормативные документы 4 1.3. Уровень освоения программы 5 1.4. Актуальность программы 5 1.5 Педагогическая целесообразность 5 1.6. Отличительные особенности программы 6 1.7. Адресат программы 6 1.8. Объем и сроки освоения программы 7 1.9 Формы обучения 7 1.10. Формы организации образовательного процесса 7 1.11. Режим занятий 7 7 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 8 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Учебный план первого года обучения 8 3.2 Учебный план второго года обучения 12 3.3 Содержание учебного плана первого года обучения 16 3.4 Содержание учебного плана второго года обучения 18 24 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 25 КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 25 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1.1 Календарно-учебный график первого года обучения 25 1.2 Календарно-учебный график второго года обучения 31 38 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 40 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ 42 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 44 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 45 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Диагностические материалы к дополнительной 49 общеобразовательной общеразвивающей программе «Входная диагностика для определения уровня мотивации» Приложение 3. Диагностические материалы к дополнительной 50 общеобразовательной общеразвивающей программе «Диагностическая карта оценки образовательных результатов у учащихся». 2 I КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край» имеет туристско-краеведческую направленность. Ориентирована на формирование патриотизма у подрастающего поколения, развитие туристических навыков у учащихся. 1.2. Нормативные документы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (редакция от 04.08.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023); Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10); Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10). Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10) Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р); Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629); Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно3 эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.; Уставом МБУДО ДТР от 05.03.2019 №129-п Характеристика проектов, в соответствии с направлением деятельности: Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации учащихся. 1.3. Уровень освоения программы. Программа предполагает освоения материала на базовом и стартовом уровне. На стартовом уровне учащиеся получают общее понятие, что такое туристическая деятельность, как она способствует разностороннему развитию личности ребенка. На базовом уровне учащиеся изучают родной край, приобретают навыки самостоятельной деятельности. У детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. 1.4. Актуальность программы. Актуальность данной программы состоит в том, что воспитание молодого поколения в духе духовнонравственного направления – это первоочередная задача современного образования. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет массовое ухудшение здоровья детей – слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки. Активизировать познавательную деятельность подрастающего поколения, оздоровить как морально, так и физически – вот одна из важнейших задач современного образования. Туризм и краеведение 4 позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме, через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родного края. 1.5. Педагогическая целесообразность. Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодёжи. Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, самообслуживанию; учащихся. 1.6. Отличительные особенности программы. В процессе разработки данной программы были проанализированы: - программа дополнительного образования детей «Туризм» А.А. Шуманский, Варшавский СОШ Челябинской области, г. Челябинск 2021 год; - программа дополнительного образования детей «Туризм и краеведение» Н.К. Костарнова, Республика Адыгея, 2019 год; - программа дополнительного образования детей «Мы – туристы» А.В. Панфилов г. Моршинск 2020 год. Отличие программы «Мой край» от вышеназванных состоит в следующем: - по цели: программа «Мой край» направлена на формирование и воспитание личности средствами туризма и краеведения. - по содержанию: программа «Мой край» разработана по блочномодульному принципу. Изложение учебного материала в программе построено по принципу от простого к сложному. Первый год обучения является базовым, так как дает начальные, основные, знания и умения, без освоения которых трудно заниматься туризмом. Работа по программе строиться с учетом ближних и дальних перспектив. На протяжении двух лет учащиеся совершенствуют свои умения и навыки техники туризма, организации туристического быта, ориентирования, краеведения, исследовательской деятельности. - по ожидаемым результатам: освоение программы «Мой край» отслеживается по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития учащегося. 1.7. Адресат программы. Данная программа ориентирована на учащихся 8-10 лет. Программа учитывает возрастные особенности детей, активное познавательное развитие, совершенствование мышления, внимания, воображения. Данная программа рассчитана на работу с разновозрастной группой учащихся, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями личными предпочтениями. 5 1.8. Объём и сроки освоения программы. Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год, 72 часа, группа формируется 12-15 учащихся в соответствии с нормами СанПина. Программа может использоваться для групп переменного состава. 1.9. Формы обучения - очная. 1.10. Формы организации образовательного процесса. Обучение детей предполагает очную форму занятий. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край» нацелена на творческую самореализацию учащихся. В ней использованы эффективные формы и методы работы, обеспечивающие работу с детьми. Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная при туристко-краеведческой деятельности. В группе может заниматься до 15 человек. Задания по программе построены на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Занятия проводятся либо в аудитории (теоретического характера), либо закреплены за МБУДО ДТР (практические). Программой предусмотрены теоретические (беседа, лекция, тестирование) и практические (соревнования, наблюдения, создание экскурсионных маршрутов и тд.). Большая часть практических занятий проводится во время различных мероприятий – праздников, экскурсий, выездов на природу. 1.11. Режим занятий: Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. 2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. Цель программы: формирование знаний об истории, природе, культуре родного края через развитие социальной активности детей, воспитание потребности сохранения культурной самобытности и развитие туристических навыков. Задачи: 1 год обучения: Образовательные: - формировать элементы IT-компетенций, - формировать знания в области туризма и краеведения, - формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, - получить практический опыт в самостоятельной проектной деятельности; Развивающие: 6 - развивать патриотическое отношение к своему краю, - развивать познавательный интерес, интеллектуальных и творческих способностей, стимулировать знания о родном крае, - развивать умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать с членами коллектива; Воспитывающие: - воспитывать духовное и нравственное воспитание детей, выработка гражданской позиции, воспитание чувства долга, - воспитывать бережное отношения к природному и культурному наследию родного края, - воспитывать физически подготовленной, волевой, здоровой, личности через пешеходный туризм и краеведение. 2 год обучения: Образовательные: − формировать знания в краеведении. − формировать интерес к проектной и исследовательской деятельности, − применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях объединения, для организации здорового образа жизни. Развивающие: − развивать самостоятельность; − развивать познавательные интересы детей; − содействовать всестороннему развитию личности; Воспитывающие: - воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, свою - Родину; - воспитывать нравственные и морально- волевые качества: - уважение к старшему поколению, бережное отношение к - природным богатствам и культурному наследию своей Родины; - формировать качества, необходимые для работы в коллективе; 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Учебный план первого года обучения № п/п 1 2 Название раздела/модуля (темы ) Количество часов Формы Формы организации аттестац Все Теор Прак занятия ии/ го ия тика контрол я Введение в программу 1 1 групповое Беседа, входная диагност ика Беседа, «Туристические 8 3 5 опрос, навыки» 7 2.1 Снаряжение туриста 2.2 Вязка туристических узлов Вязка носилок 1 групповое 1 групповое Индивидуальная страховочная система Наведение навесной переправы, работа с веревками Установка палатки 1 групповое Соревнов ания Зачёт 1 групповое Зачёт 1 групповое 3 групповое 2 групповое Опрос, беседа. Зачёт, соревнов ания. Зачёт 1 групповое 3 групповое 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 5.1 «Велотуризм» Фигурное вождение велосипеда Велопрогулка по заданному маршруту «Основы туризма». Топография и ориентирование Топографические знаки Компас и работа с ним Ориентирование. Азимут Ориентирование по местным предметам Измерение расстояний на местности Спортивное ориентирование групповое зачёт, соревнов ания, диагност ика Опрос, беседа. Зачёт 1 3 7 4 групповое Соревнов ания Беседа, опрос, зачёт. Беседа 1 групповое групповое групповое Опрос Зачёт Беседа 1 групповое Зачёт групповое Зачёт 4 групповое 1 групповое Соревнов ания, беседа, тестиров ание, опрос. Соревнов ания 1 1 1 1 1 5 1 Дистанция 8 5.2 5.3 5.4 5.5 6 6.1 6.2 6.3 6.4 7 7.1 7.2 7.3 7.4 8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 Виды дорог и троп и их обозначение на карте Условные знаки объектов КП Обозначение на карте и местности растительности и объектов рельефа Маркированная трасса Организация и техника движения в походе Подготовка к туристическому походу Техника движения в походе Основы безопасного поведения в природной среде Туристические навыки в походе Лыжный туризм Снаряжение туриста лыжника Лыжная подготовка Лыжный поход Спортивное ориентирование на лыжах Основы первой медицинской помощи Туристическая аптечка и правила ее использования Оказание первой помощи при переломах Первая помощь при кровотечениях Первая помощь при отравлениях Первая помощь при тепловом ударе, ожогах групповое Беседа 1 групповое 1 групповое Тестиров ание Опрос, беседа 2 групповое групповое Зачёт Беседа, опрос. групповое Беседа групповое Беседа групповое Опрос 1 6 1 4 1 1 1 1 7 1 1 групповое Беседа 2 5 групповое Беседа, опрос, соревно вания, зачет. Беседа групповое 1 10 1 2 1 1 групповое групповое групповое Опрос Зачёт Соревнов ания 5 5 групповое 1 1 групповое Зачёт,бе седа, Беседа 1 1 групповое Зачёт 1 1 групповое Зачёт 1 1 групповое Зачёт 1 1 групповое Зачёт 9 9 9.1 9.2 9.3 10 и обморожении. «Наша малая Родина» Родной край и его природные особенности История родного края Виртуальные экскурсии по памятникам природы Акбулакского района «Я и мой край» 10.1 Животный мир Акбулакского района 10.2 Растительный мир Акбулакского района 10.3 Красная книга Акбулакского района 10.4 Родной край. Географическое положение, рельеф, климат. 10.5 Реки Акбулакского района 10.6 Проектная деятельность 11 «Люблю тебя, мой Акбулак! » 11.1 История поселка 11.2 Памятники Акбулака 11.3 Учимся выбирать дополнительную литературу 11.4 История названия улиц 11.5 Акбулак в годы Великой Отечественной войны 12 Заключение 9 групповое Опрос, беседа Беседа групповое групповое Опрос Беседа 7 групповое 1 групповое Опрос, беседа, зачёт. Беседа 1 групповое Беседа 1 групповое Опрос 1 групповое Беседа 1 групповое Беседа 2 групповое Зачёт 8 1 1 1 6 7 10 1 групповое 7 3 групповое 1 1 1 групповое групповое групповое Беседа, опрос, зачёт Беседа Беседа Зачёт 1 групповое групповое опрос Беседа 2 групповое Защита исследов ательски хи проектн ых работ. 1 1 3 10 Промежу точная диагност ика. Итого 72 часа 3.2 Учебный план второго года обучения № п/п Название раздела/модуля темы 1 Вводное занятие 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 «Юный турист – спортсмен» Туристические навыки Влияние физических упражнений на организм человека. Турист и вредные привычки. Упражнения для развития выносливости Упражнения на развитие ловкости Упражнения для развития координации Прохождение спортивных этапов туристской полосы препятствий Подготовка туристического снаряжения для прохождения полосы препятствий. ИСС. Подъем спортивным способом Траверс склона. Спуск спортивным Количество часов Формы Формы организации аттестац Все Теор Прак занятия ии/ го ия тика контрол я 1 1 групповое Входная диагност ика 7 3 4 групповое Беседа, зачёт, диагност ика 1 1 групповое Зачёт 1 групповое Беседа 6 11 1 групповое Зачёт 1 групповое Зачёт 1 групповое Зачёт 6 групповое 1 групповое Беседа, зачёт, соревно вания Беседа 1 групповое 1 1 групповое групповое Соревнов ания Зачёт Зачёт 3.5 3.6 4 способом Переправа по параллельным веревкам Навесная переправа Спортивное ориентирование 4.1 Дистанция 4.2 Виды дорог и троп и их обозначение на карте Условные знаки объектов КП Обозначение на карте и местности растительности и объектов рельефа Маркированная трасса Туристическое многоборье 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 6.3 Нормативные документы по соревнованиям в дисциплине дистанция. Специальное снаряжение для успешного прохождения дистанции. Занятия на отработку техники и тактики в группе Организация и техника движения в походе Подготовка к туристическому походу Техника движения в походе Основы безопасного поведения в природной 5 2 1 групповое Зачёт 1 3 групповое групповое 1 групповое групповое Зачёт беседа, опрос, соревно вания, зачёт. соревнов ания Беседа 1 групповое Опрос 1 групповое Опрос 4 групповое групповое групповое Зачёт Беседа, опрос, зачёт Опрос 1 групповое Беседа 3 групповое Зачёт 2 групповое групповое Беседа, зачёт, опрос Беседа групповое Зачёт групповое Опрос 1 5 1 1 1 7 5 1 1 1 12 1 6.4 7 7.1 7.2 7.3 8 8.1 8.2 8.3 8.4 9 среде Туристические навыки в походе «Родной край» Родной край и его природные особенности История родного края Виртуальные экскурсии по памятникам природы Акбулакского района Юные туристы лыжники Снаряжение туриста лыжника. Техника безопасности на занятии Лыжная подготовка Лыжный поход Спортивное ориентирование на лыжах Юный краевед Изучение района путешествия 9.2 Исследовательская деятельность. Выполнение краеведческого задания 10 Общая и специальная физическая подготовка 10.1 Значение физической подготовки для туриста. 10.2 Упражнения для дыхания, силовой 5 1 1 групповое Зачёт 5 1 групповое Тестиро вание, опрос, тестиров ание. Тестиров ание групповое 1 11 1 2 1 групповое групповое Опрос Тестиров ание 2 9 групповое опрос, беседа, зачёт, соревно вания. Опрос, групповое 1 5 9.1 1 6 1 2 групповое групповое групповое Беседа Зачёт Соревнов ания 2 3 групповое групповое Беседа, зачёт беседа 3 групповое Зачёт 7 групповое беседа групповое Беседа групповое Зачёт 2 8 1 1 2 13 выносливости 10.3 Упражнения для развития скорости 10.4 Упражнения для развития равновесия 10.5 Упражнения для мышц рук, шеи, плечевого пояса 11 «Велотуризм» 11.1 Снаряжение для велосипедных походов 11.2 Фигурное вождение велосипеда 11.3 Велопрогулки по заданным маршрутам 12 Тренировочный поход и разбор его итогов 12.1 На трассе спортивного ориентирования 12.2 Виды и характер соревнований по ориентированию на местности 12.3 Организация движения в пешем туристическом походе 12.4 Преодоление полосы препятствий 12.5 Гигиена туриста и первая доврачебная помощь 13 Заключение 6 1 2 групповое Зачёт 2 групповое Зачёт 1 групповое Зачёт 5 групповое групповое Беседа, зачёт Беседа 2 групповое Зачёт 3 групповое Зачёт 4 групповое 1 групповое Беседа, опрос, тестиров ание, соревно вания, диагност ика. Беседа групповое Опрос 1 групповое Тестиров ание 1 групповое 1 групповое Соревнов ания Тестиров ание 2 групповое 1 7 3 1 1 14 Защита проектн ых и исследов ательск их работ. Итогова я диагност ика Итого 72 часа 3.3 Содержание учебного плана первого года обучения. 1. Введение в программу. Входная диагностика (2ч). Теория (1ч). Инструктаж по технике безопасности по программе, правила поведения в объединении, инструменты и материалы, необходимые для работы. Цели и задачи программы: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Практика (1 ч). «Входная диагностика для определения уровня мотивации» 2. «Туристические навыки» (16ч.) 2.1.Снаряжение туриста (2ч). Теория (2ч). Обувь и одежда туриста (для лета и зимы). Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде, лыжам и другим предметам снаряжения. Как готовить снаряжение к походу. Правила укладки рюкзака. Как надо носить рюкзак и обращаться с ним на привалах. Групповое снаряжение туристов: список основных предметов, требования к ним. 2.2. Вязка туристических узлов (4ч). Теория (2ч). Историческая справка о происхождении узлов и их современное использование в туризме. Ознакомление с видами туристских узлов Практика (2ч). Практическое занятие по завязыванию узлов. 2.3. Вязка носилок (2ч). Практика(2ч). Овладение навыком оказания первой медицинской помощи и транспортировки пострадавшего. Вязка жестких носилок для переноса пострадавшего. 2.4. Индивидуальная страховочная система (2ч). Практика (2ч). Устройство ИСС и ее применение. Узлы для вязки страховочной системы. Одевание ИСС на время. 2.5. Наведение навесной переправы, работа с веревками (2ч). Практика (2ч). Инструктаж по технике безопасности на занятии. Определение понятия навесная переправа и ее применение. Наведение переправы, работа с веревками. 2.6. Установка палатки (2ч). Практика (2ч). Устройство палатки. Виды туристических палаток. Установка палатки. 3 . «Велотуризм» (6 ч). 3.1. Фигурное вождение велосипеда (4ч). Практика (4ч). Понятие велотуризм. Инструктаж по технике безопасности на занятии. Прохождение этапов фигурного вождения: «Круг 15 от восьмерки», «Перенос предмета», «Слалом», «Желоб», «Гараж», «Стоп линия». 3.2. Велопрогулка по заданному маршруту (2ч). Практика (2ч). Инструктаж по технике безопасности на маршруте. Ознакомление с планом маршрута. Проверка инвентаря. Велопрогулка по заданному маршруту. 4. «Основы туризма» (14ч.). 4.1. Топография и ориентирование (2ч.) Теория (2ч.) Значение топографии и ориентирования для туриста. Основные понятия. Масштаб карты. Разновидности карт в туризме. Чтение карты и составление маршрута. Ориентирование при помощи топографической карты. 4.2. Топографические знаки (4ч) Теория(2ч). Понятие топографичесие знаки. Виды топографических знаков. Легенда карты. Изучение условных знаков. Практика(2ч). Работа с картой. Чтение карты. Определение условных знаков. 4.3. Компас и работа с ним (2ч.) Теория(2ч). История изобретения компаса и его применение. Строение компаса. Обозначение на компасе сторон горизонта. Работа с компасом. 4.4. Ориентирование. Азимут (2ч.) Практика(2ч). Понятие ориентирование. Виды ориентирования. Ориентирование при помощи компаса. Понятие азимут. Определение азимута на местности и на карте. 4.5. Ориентирование по местным предметам (2ч.) Практика(2). Ориентирование на местности. Способы ориентирования. Ориентирование по местным предметам и природным особенностям. 4.6. Измерение расстояний на местности (2ч). Практика (2ч). Способы измерения расстояний до предмета. Измерение расстояния до предмета при помощи большого пальца, спички. Измерение расстояния по времени в пути. Измерение шагами. 5. Спортивное ориентирование (10ч). 5.1.Дистанция(2ч). Практика(2ч). Понятие спортивное ориентирование. Этапы дистанции. 5.2. Виды дорог и троп и их обозначение на карте (2ч.) Теория(2ч). Работа с картой. Обозначение и виды дорог, троп на карте и на дистанции. 5.3. Условные знаки объектов КП (2ч). Практика(2ч). Часто используемые объекты для КП. Обозначение КП на карте и местности. 5.4. Обозначение на карте и местности растительности и объектов рельефа (2ч). Практика (2ч). Работа с картой. Условные обозначения, легенда карты. Обозначение объектов на местности и карте. Ориентирование. 5.5. Маркированная трасса (2ч). 16 Теория (2ч). Понятие маркированная трасса. Этапы прохождения трассы. 6. Организация и техника движения в походе (12ч). 6.1. Подготовка к туристическому походу (2ч). Теория (2ч). Выбор вида туристического похода. Распределение обязанностей между участниками похода. Подготовка туристического снаряжения. Медицинская аптечка и ее состав. 6.2. Техника движения в походе (4ч). Теория (2ч). Режим и распорядок походного дня. Темп движения. Линия движения. Практика (2ч). Порядок движения и способы преодоления препятствий. 6.3. Основы безопасного поведения в природной среде (2ч). Теория (2ч). Техника безопасности в походе. Перечень ядовитых растений. Правила поведения в природной среде 6.4. Туристические навыки в походе (4ч). Теория (2ч). Туристические навыки в походе. Работа с веревками. Построение кострища. Организация бивака. Практика (2ч). Установка палатки. Вязка узлов. 7. Лыжный туризм (14ч). 7.1. Снаряжение туриста лыжника (2ч). Теория (2ч). Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке. Список личного снаряжения туриста-лыжника. 7.2. Лыжная подготовка (4ч). Практика (4ч). Инструктаж по технике безопасности на занятии. Проверка инвентаря и одежды для занятий. Лыжные ходы: классический, переменный, коньковый. Ходьба скользящим шагом без палок. Переменный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Подъем лесенкой. Торможение плугом. 7.3 Лыжный поход (4ч). Теория (2ч). Подготовка к походу. Подготовка снаряжения. Ознакомление с картой и маршрутом движения. Распределение обязанностей среди участников похода. Практика(2ч). Лыжный поход по заданному маршруту. 7.4. Спортивное ориентирование на лыжах (3ч) Практика (3ч). Подготовка снаряжения. Работа с картой. Спортивное ориентирование на лыжах, выполнение заданий на этапах. 7.5. Промежуточная аттестация (1 ч). Практика (1ч). Проводиться промежуточная диагностика для проверки уровня знаний курса дополнительной общеразвивающей программы «Мой край». 8. Основы первой медицинской помощи (20ч). 8.1. Туристическая аптечка и правила ее использования (4ч). Теория (2ч). Состав групповой аптечки. Средства наружного применения. Таблетированные препараты. Индивидуальная аптечка. 17 Практика (2ч). Состав групповой аптечки. Правила оказания первой медицинской помощи. 8.2. Оказание первой помощи при переломах Теория (2ч). Виды переломов. Оказание первой помощи при переломах. Практика (2ч). Оказание первой медицинской помощи при переломах. Выполнение заданий. 8.3. Первая помощь при кровотечениях (4ч). Теория (2ч). Виды кровотечений. Оказание первой помощи при кровотечениях. Практика (2ч). Оказание первой помощи при кровотечениях. Выполнение заданий. 8.4. Первая помощь при отравлениях (4ч). Теория (2ч). Отравление и его виды. Симптомы отравления. Первая помощь при отравлениях. Практика (2ч). Оказание первой помощи при отравлениях. Выполнение заданий. 8.5. Первая помощь при тепловом ударе, ожогах и обморожении. (4ч). Теория (2ч). Ожоги и их виды. Обморожение. Тепловой удар. Первая помощь при тепловом ударе, ожогах и обморожении. Практика (2ч). Оказание первой помощи при ожогах и обморожении и тепловом ударе. Выполнение заданий. 9. «Наша малая Родина» (18ч). 9.1. Родной край и его природные особенности (2ч). Теория (2ч). Акбулакский район. История создания. География района. Природные особенности. 9.2. История родного края (4ч) Теория (2ч). История края. История создания п. Акбулак и Акбулакского района. Практика (2ч). Посещение районного краеведческого музея. 9.3. Виртуальные экскурсии по памятникам природы Акбулакского района (12ч). Теория (12ч). Проведение экскурсий по природным памятникам Акбулакского района в виртуальном режиме. Шкуновкское направление. Новоодесское направление. Шаповаловское направление. Покровское направление. 10. «Я и мой край» (14ч). 10.1. Животный мир Акбулакского района (2ч). Теория (2ч). Животные обитающие на территории Акбулакского района. 10.2. Растительный мир Акбулакского района (2ч). Теория (1ч). Растительный мир Акбулакского района. 10.3. Красная книга Акбулакского района (2ч). Теория (2ч). Животный и растительный мир Акбулакского района внесенный в красную книгу. 10.4. Родной край. Географическое положение, рельеф, климат (2ч). 18 Теория (2ч). Географическое положение, рельеф, климат Акбулакского района. 10.5. Реки Акбулакского района (2ч). Теория (2ч). Водные ресурсы Акбулакского района. История названия крупных рек района. 10.6. Проектная деятельность (4ч). Теория (4ч). Работа над проектом о родном крае, сообщения, доклады, рисунки. 11. «Люблю тебя, мой Акбулак! »(20ч) 11.1 История поселка (4ч) Теория (2ч). История п. Акбулак. Население. Экономика. Практика (2ч). Экскурсия по памятным местам п. Акбулак. 11.2 Памятники Акбулака (2ч) Теория (2ч). Памятники п. Акбулак, история их создания. 11.3 Учимся выбирать дополнительную литературу (2ч). Практика (1ч). Посещение районной библиотеки. Работа с краеведческим материалом (альбомы, статьи из газеты, фотографии). 11.4 История названия улиц (4ч). Теория (2ч). История названия улиц п. Акбулак. Практика (2ч). Экскурсия по улицам п. Акбулак. 11.5 Акбулак в годы Великой Отечественной войны (6ч). Теория (6ч). История поселка в годы ВОВ. «Тыл и фронт едины» – помощь фронту жителями района. Военные госпитали на территории поселка. Акбулакчане герои Советского союза. 12. Заключение (2ч). Практика (2ч). Защита проектных и исследовательских работ по пройденному материалу за первый год обучения. Промежуточная диагностика. 3.4 Содержание учебного плана второй год обучения. 1. Введение. Входная диагностика. (1ч) Теория(1ч). Организационное занятие. Подведение итогов первого года занятий. Входящий контроль. Постановка целей и задач на новый учебный год. Уточнение интересов и пожеланий. Повторение правил безопасного поведения на занятиях. 2. «Юный турист - спортсмен» (14ч) 2.2. Туристические навыки (4ч). Теория (2ч). Туристическое снаряжение. Работа с веревками. Топография и ориентирование. Практика (2ч). Вязка узлов и носилок 2.3. Влияние физических упражнений на организм человека. Турист и вредные привычки (2ч). Теория(2ч). Распорядок дня. Правильное питание. Здоровый сон. Физические упражнения и их положительное влияние на духовное и физическое здоровье детей. Вредные привычки и как с ними бороться. 19 2.4 Упражнения для развития выносливости(2ч). Практика (2ч) Развитие физической выносливости при помощи упражнений с использованием прыгалки. Бег с ускорением на короткие дистанции. 2.5 Упражнения на развитие ловкости (2ч). Практика (2ч). Развитие ловкости при помощи упражнений с использованием мяча. Упражнения на ловкость. 2.6. Упражнения для развития координации (2ч) Практика (1ч). Упражнения на координационной лестнице. 3. Прохождение спортивных этапов туристской полосы препятствий (12ч). 3.1. Подготовка туристического снаряжения для прохождения полосы препятствий(2ч). Практика(2ч). Индивидуальное снаряжение и его применение. Индивидуальная страховочная система, ее назначение и использование. 3.2. Подъем спортивным способом(2ч). Практика(2ч) «Подъем по склону с самостраховкой». «Подъем по склону с использованием перил, наведенных судьями». «Спортивный способ». 3.3. Траверс склона(2ч). Практика(2ч). Требования к оборудованию этапа траверс склона по перилам. Обозначение опасной зоны и наведение перил на этапе траверс склона по перилам. Прохождение этапа. 3.4. Спуск спортивным способом (2ч). Практика(2ч). Этап «Спуск по склону с использованием перил, наведенных судьями». Спуск «спортивным способом». «Спуск с самостраховкой» 3.5. Переправа по параллельным веревкам (2ч). Практика (2ч). Наведение переправы. Переправа по параллельным перилам. 3.6. Навесная переправа (2ч) Практика(2ч). Наведение переправы. Прохождение этапа. 4. Спортивное ориентирование (10ч.) 4.1 Дистанция(2ч.) Практика(2ч). Понятие спортивное ориентирование. Этапы дистанции. 4.2. Виды дорог и троп и их обозначение на карте (2ч.) Теория(2ч). Работа с картой. Обозначение и виды дорог, троп на карте и на дистанции. 4.3. Условные знаки объектов КП (2ч). Практика(2ч). Часто используемые объекты для КП. Обозначение КП на карте и местности. 4.4. Обозначение на карте и местности растительности и объектов рельефа (2ч). Практика (2ч). Работа с картой. Условные обозначения, легенда карты. Обозначение объектов на местности и карте. Ориентирование. 20 4.5. Маркированная трасса (2ч). Теория (2ч). Понятие маркированная трасса. Этапы прохождения трассы. 5. Туристическое многоборье (10ч). 5.1. Нормативные документы по соревнованиям в дисциплине дистанция (2ч). Теория (2ч). Знакомство с нормативной документацией. 5.2. Специальное снаряжение для успешного прохождения дистанции.(2ч) Практика (2ч). Работа с туристическим снаряжением. ИСС. 5.3. Занятия на отработку техники и тактики в группе (6ч). Практика (6ч). Прохождение этапов в группе. Упражнения для развития общекомандной техники. 6. Организация и техника движения в походе. (7ч). 6.1. Подготовка к туристическому походу (2ч). Теория (2ч). Выбор вида туристического похода. Распределение обязанностей между участниками похода. Подготовка туристического снаряжения. Медицинская аптечка и ее состав. 6.2. Техника движения в походе (4ч). Теория (2ч). Режим и распорядок походного дня. Темп движения. Линия движения. Практика (2ч). Порядок движения и способы преодоления препятствий. 6.3. Основы безопасного поведения в природной среде (2ч). Теория (2ч). Техника безопасности в походе. Перечень ядовитых растений. Правила поведения в природной среде 6.4. Туристические навыки в походе (4ч). Теория (2ч). Туристические навыки в походе. Работа с веревками. Построение кострища. Организация бивака. Практика (1ч). Установка палатки. Вязка узлов. 6.5. Промежуточная аттестация (1ч). Практика (1ч). Проверка знаний у учащихся на 2 году обучения по туристско-краеведческой деятельности. 7. Родной край (11ч). 7.1. Родной край и его природные особенности (2ч). Теория (2ч). Акбулакский район. История создания. География района. Природные особенности. 7.2. История родного края (4ч) Теория (2ч). История края. История создания п. Акбулак и Акбулакского района. Практика (2ч). Посещение районного краеведческого музея. 7.3. Виртуальные экскурсии по памятникам природы Акбулакского района (5ч). Теория (3ч). Проведение экскурсий по природным памятникам Акбулакского района в виртуальном режиме. Шкуновкское направление. Новоодесское направление. Шаповаловское направление. Покровское направление. 21 8. Юные туристы лыжники (22ч). 8.1. Снаряжение туриста лыжника (2ч). Теория (2ч). Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке. Список личного снаряжения туриста-лыжника. 8.2. Лыжная подготовка (12ч). Практика (12ч). Инструктаж по технике безопасности на занятии. Проверка инвентаря и одежды для занятий. Лыжные ходы: классический, переменный, коньковый. Ходьба скользящим шагом без палок. Переменный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Подъем лесенкой. Торможение плугом. 8.3 Лыжный поход (4ч). Теория (2ч). Подготовка к походу. Подготовка снаряжения. Ознакомление с картой и маршрутом движения. Распределение обязанностей среди участников похода. Практика(2ч). Лыжный поход по заданному маршруту. 8.4. Спортивное ориентирование на лыжах (4ч) Практика (4ч). Подготовка снаряжения. Работа с картой. Спортивное ориентирование на лыжах, выполнение заданий на этапах. 9. Юный краевед (10ч). 9.1. Изучение района путешествия (4ч) Теория (4ч). Работа с краеведческим материалом. Работа с картой. 9.2. Исследовательская деятельность. Выполнение краеведческого задания (6ч). Практика (6ч). Работа над исследовательским проектом по истории родного края. Выполнение заданий. 10. Общая и специальная физическая подготовка (16ч). 10.1. Значение физической подготовки для туриста (2ч) Теория (2ч). Значение физической подготовки в предупреждении травматизма. Специальные упражнения направлены на всестороннее развитие и поддержание работоспособности туристов, воспитание необходимых качеств, навыков и умений. 10.2. Упражнения для дыхания, силовой выносливости (4ч) Практика (2ч). Тренировка дыхательных мышц. Правильное дыхание при беге. Бег на короткие дистанции с различной скоростью. 10.3. Упражнения для развития скорости Практика (4ч). Семенящий бег. Бег с высоким подниманием бедра. Бег на месте. Упругие подпрыгивания на месте. Прыжки в парах. Челночный бег. 10.4. Упражнения для развития равновесия (4ч). Практика (4ч). Вытягивание тела в горизонтальную плоскость в наклоне. Прыжок вперед/назад на одной ноге. Упражнение "дерево". 10.5.Упражнения для мышц рук, шеи, плечевого пояса (2ч). Практика (2ч). Упражнения для тренировки мышц рук, шеи, плечевого пояса. 11. Велотуризм. (12ч). 11.1. Снаряжение для велосипедных походов.(2ч) 22 Теория (2ч) Специальное снаряжение для велопохода. Личное снаряжение для велопохода. 11.2. Фигурное вождение велосипеда (4ч). Практика (4ч). Понятие велотуризм. Инструктаж по технике безопасности на занятии. Прохождение этапов фигурного вождения: «Круг от восьмерки», «Перенос предмета», «Слалом», «Желоб», «Гараж», «Стоп линия». 11.3. Велопрогулки по заданным маршрутам (6ч). Практика (6ч). Инструктаж по технике безопасности на маршруте. Ознакомление с планом маршрута. Проверка инвентаря. Велопрогулка по заданному маршруту. 12. Тренировочный поход и разбор его итогов (14ч) 12.1. На трассе спортивного ориентирования (2ч). Практика (2ч). Спортивное ориентирование. Ориентирование на местности. Способы ориентирования. 12.2. Виды и характер соревнований по ориентированию на местности. (2ч). Теория (2ч). Спортивное ориентирование и его классификация. Топографическая подготовка спортсмена - ориентировщика. 12.3. Организация движения в пешем туристическом походе (2ч). Практика(2ч). Порядок движения в походе. Распределение обязанностей. Правила поведения в походе. 12.4. Преодоление полосы препятствий (2ч). Практика(2ч). Преодоление полосы препятствий на туристических этапах. 12.5. Гигиена туриста и первая доврачебная помощь (4ч). Теория (2ч). Гигиена туриста в походе, необходимый инвентарь. Распорядок дня. Практика(2ч). Оказание первой медицинской помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях. 13. Заключение. (2 ч) Практика.(2). Защита исследовательских и проектных работ. Подведение итогов. Обсуждение полученных знаний, результатов. Итоговая диагностика. 4. Планируемые результаты. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы «Мой край» и методы отслеживания результативности. При освоении программы «Мой край» отслеживаются три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные, что позволяет определить динамическую картину туристических навыков у учащихся. По окончании обучения по программе учащимися будут достигнуты следующие результаты: 1 год обучения: Предметные: - сформированы элементы IT-компетенций, 23 - сформированы знания в области туризма и краеведения, - сформированы представления о различных сторонах жизни своего края и населения, - получен практический опыт в самостоятельной проектной деятельности; Метапредметные: - развито патриотическое отношение к своему краю, - развит познавательный интерес, интеллектуальных и творческих способностей, стимулировать знания о родном крае, - развиты умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать с членами коллектива; Личностные: - имеют духовное и нравственное воспитание, выработку гражданской позиции, воспитание чувства долга, - имеют бережное отношение к природному и культурному наследию родного края, -имеют физически подготовленную, волевую, здоровую личность, через пешеходный туризм и краеведение. 2 год обучения: Предметные: - сформированы знания в краеведении. - сформирован интерес к проектной и исследовательской деятельности, - применимы знания, умения и навыки, полученные на занятиях объединения, для организации здорового образа жизни. Метапредметные: - развита самостоятельность; - развиты познавательные интересы детей; Личностные: - имеют чувство патриотизма, гордости за свой народ, свою Родину; - имеют нравственные и морально - волевые качества: - имеют уважение к старшему поколению, бережное отношение к природным богатствам и культурному наследию своей Родины; - сформированы качества, необходимые для работы в коллективе. II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № Дата п/п проведен ия Время проведе ния занятий Форма занятия Колво часо в 24 Тема заняти я Место провед ения Форма аттестации/ контроля 1 групповое 2 Введени ев програм му Входная диагнос тика 2. Туристические навыки (8ч). ДТР Беседа «Входная диагностика» 2.1 Групповое 1 Снаряжен ДТР ие туриста Опрос, беседа. 2.2 Групповое 1 ДТР Зачёт 2.3 Групповое 1 Вязка туристич еских узлов Вязка носилок ДТР Соревнования 2.4 Групповое 1 2.5 Групповое 1 2.6 Групповое 1 Индивид ДТР уальная страхово чная система Наведени ДТР е навесной переправ ы, работа с веревкам и Установк ДТР а палатки Зачёт Зачёт Опрос, беседа. 3. Велотуризм (3ч). 3.1 Групповое 2 3.2 Групповое 1 25 Фигурное ДТР вождение велосипе да Велопрог ДТР улка по заданном у Зачёт Соревнования маршрут у 4. «Основы туризма» (7ч). 4.1 Групповое 1 4.2 Групповое 2 4.3 Групповое 1 4.4 Групповое 1 4.5 Групповое 1 4.6 5.1 Топограф ДТР ия и ориентир ование Топограф ДТР ические знаки Беседа Компас и ДТР работа с ним Ориентир ДТР ование. Азимут Зачёт Ориентир ДТР ование по местным предмета м 1 Групповое Измерени ДТР е расстоян ий на местност и 5. Спортивное ориентирование (5ч). 1 Групповое Дистанци ДТР я Зачёт 5.2 Групповое 1 5.3 Групповое 1 26 ДТР Виды дорог и троп и их обозначе ние на карте Условны ДТР е знаки объектов Опрос Беседа Зачёт Соревнования Беседа Тестирование КП 5.4 5.5 Групповое Групповое 1 1 Обозначе ДТР ние на карте и местност и раститель ности и объектов рельефа Маркиро ДТР ванная трасса Опрос, беседа Зачёт 6. Организация и техника движения в походе (6ч). 6.1 Групповое 1 6.2 Групповое 2 6.3 Групповое 1 6..4 7.1 Подготов ДТР ка к туристич ескому походу Техника ДТР движения в походе Беседа ДТР Основы безопасн ого поведени я в природно й среде 2 Групповое Туристич ДТР еские навыки в походе 7. Лыжный туризм (7ч). Опрос Групповое 1 27 Снаряже ние туриста лыжника ДТР Беседа Беседа Беседа 7.2 Групповое 2 Лыжная подготов ка ДТР Опрос 7.3 Групповое 2 Лыжный поход ДТР Зачёт Спортивн ДТР ое ориентир ование на лыжах 8. Основы первой медицинской помощи (10ч). Групповое 1 8.1 групповое 2 8.2 групповое 2 8.3 групповое 2 8.4 групповое 2 8.5 групповое 2 7.4 28 Туристич еская аптечка и правила ее использо вания Оказание первой помощи при перелома х Первая помощь при кровотеч ениях Первая помощь при отравлен иях Первая помощь при тепловом ударе, ожогах и обморож ении. Соревнования ДТР Беседа ДТР Зачёт ДТР Зачёт ДТР Зачёт ДТР Зачёт 9. «Наша малая Родина» (9ч). 9.1 групповое 1 9.2 групповое 2 9.3 групповое Виртуаль ные экскурси и по памятник ам природы Акбулакс кого района 10. «Я и мой край» (7ч). 6 10.1 групповое 1 10.2 групповое 1 1 10.3 10.4 ДТР Родной край и его природн ые особенно сти История ДТР родного края групповое 1 29 Животны й мир Акбулакс кого района Раститель ный мир Акбулакс кого района Красная книга Акбулакс кого района Родной край. Географи ческое положени е, рельеф, климат. ДТР Беседа Опрос Беседа ДТР Беседа ДТР Беседа ДТР Опрос ДТР Беседа 10.5 10.6 групповое ДТР Реки Акбулакс кого района 2 групповое Проектна ДТР я деятельн ость 11. «Люблю тебя, мой Акбулак! » (10ч). 1 Беседа Зачёт 11.1 групповое 2 История поселка ДТР Беседа 11.2 групповое 1 ДТР Беседа 11.3 групповое 1 ДТР Зачёт 11.4 групповое 2 ДТР опрос 11.5 групповое 3 ДТР Беседа 12 групповое 1 Памятник и Акбулака Учимся выбирать дополнит ельную литерату ру История названия улиц Акбулак в годы Великой Отечеств енной войны Заключе ние ДТР Защита исследовател ьских и проектных работ. Промежуточ ная диагностика. Итого 72 1.2. Календарный учебный график второго года обучения 30 № Дата п/п проведен ия 1 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 Время проведе ния занятий Форма занятия Колво часо в Тема занятия Место провед ения ДТР Вводное занятие. Техника безопасн ости на занятиях. 2. «Юный турист – спортсмен» (7ч). групповое групповое 1 2 Туристич ДТР еские навыки Влияние ДТР физическ их упражнен ий на организм человека. Турист и вредные привычки групповое 1 Упражне ДТР ния для развития вынослив ости групповое 1 Упражне ДТР ния на развитие ловкости групповое 1 Упражне ДТР ния для развития координа ции 3. Прохождение спортивных этапов туристской полосы препятствий (6ч). 1 групповое Подготов ДТР ка туристич еского групповое 1 31 Форма аттестации/ контроля Беседа «Входная диагностика» Опрос, беседа. Зачёт Соревнования Зачёт Зачёт Беседа 3.2 групповое 1 3.3 групповое 1 3.4 групповое 1 3.5 групповое 1 3.6 групповое 1 снаряжен ия для прохожде ния полосы препятств ий. ИСС. ДТР Подъем спортивн ым способом ДТР Траверс склона. ДТР Спуск спортивн ым способом Переправ ДТР а по параллел ьным веревкам Навесная ДТР переправ а Соревнования Зачёт Зачёт Зачёт Зачёт 4. Спортивное ориентирование (5ч) 4.1 групповое 1 Дистанци ДТР я соревнования 4.2 групповое 1 Беседа 4.3 групповое 1 ДТР Виды дорог и троп и их обозначе ние на карте Условны ДТР е знаки объектов КП 32 Опрос 4.4 4.5 5.1 5.2 5.3 6.1 групповое 1 Обозначе ДТР Опрос ние на карте и местност и раститель ности и объектов рельефа 1 групповое Маркиро ДТР Зачёт ванная трасса 5. Туристическое многоборье (5ч). 1 групповое Норматив ДТР Опрос ные документ ы по соревнов аниям в дисципли не дистанци я. 1 групповое Специаль ДТР Беседа ное снаряжен ие для успешног о прохожде ния дистанци и. 3 ДТР групповое Занятия Зачёт на отработк у техники и тактики в группе 6. Организация и техника движения в походе (7ч). групповое 1 33 Подготов ДТР ка к туристич ескому Беседа походу 6.2 6.3 6.4 7.1 7.2 7.3 8.1 Техника ДТР движения в походе 1 ДТР групповое Основы безопасн ого поведени я в природно й среде 2 групповое Туристич ДТР еские навыки в походе 7. «Родной край» (5ч). 1 ДТР групповое Родной край и его природн ые особенно сти 2 групповое История ДТР родного края 2 групповое Виртуаль ДТР ные экскурси и по памятник ам природы Акбулакс кого района 8. Юные туристы лыжники (11ч). групповое групповое 2 1 34 Снаряже ДТР ние туриста лыжника. Техника Зачёт Опрос Зачёт Тестирование Опрос Тестирование Опрос, 8.2 групповое 6 8.3 групповое 2 8.4 групповое 2 9.1 групповое 2 10.1 групповое 1 10.2 групповое 2 9.2 безопасн ости на занятии ДТР Лыжная подготов ка Лыжный ДТР поход Спортивн ДТР ое ориентир ование на лыжах 9. Юный краевед (10ч). Беседа Зачёт Соревнования Изучение ДТР Беседа района путешест вия 3 групповое Исследов ДТР Зачёт ательская деятельн ость. Выполне ние краеведче ского задания 10.Общая и специальная физическая подготовка (8ч). 35 Значение ДТР физическ ой подготов ки для туриста. Упражне ДТР ния для дыхания, силовой вынослив ости Беседа Зачёт 10.3 10.4 10.5 групповое Упражне ДТР ния для развития скорости 2 групповое Упражне ДТР ния для развития равновес ия 1 групповое Упражне ДТР ния для мышц рук, шеи, плечевог о пояса 11. «Велотуризм» (6ч). 2 групповое 1 12.1 групповое 1 12.2 групповое 1 10.1 11.2 11.3 Зачёт Зачёт Зачёт Снаряже ДТР Беседа ние для велосипе дных походов групповое 2 Фигурное ДТР Зачёт вождение велосипе да групповое 3 Велопрог ДТР Зачёт улки по заданным маршрута м 12.Тренировочный поход и разбор его итогов (7ч). 36 На трассе ДТР спортивн ого ориентир ования Виды и ДТР характер соревнов аний по ориентир ованию на местност Беседа Опрос и 12.3 групповое 1 12.4 групповое 1 12.5 групповое 2 13 групповое 1 Итого 72 13. Организа ция движения в пешем туристич еском походе Преодоле ние полосы препятств ий Гигиена туриста и первая доврачеб ная помощь Заключен ие ДТР Тестирование ДТР Соревнования ДТР Тестирование ДТР Защита исследователь ских и проектных работ. Итоговая диагностика. Условия реализации программы. Результат реализации программы «Мой край» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Для эффективности образовательного процесса необходимы: Материально-техническое обеспечение Техническое оснащение, дидактический и методический материал Туристическая подготовка Теоритические Столы и стулья; литература по профилю деятельности; экран, занятия видеопроектор; методические разработки. Групповое, личное снаряжение, Картографический Вид занятий 37 материал, компасы. Рем. набор, аптечка. личное, специальное снаряжение, Практические Групповое, Картографический занятия материал, компасы, карточки с условными знаками топографических карт; призмы для ориентирования на местности; набор карт для спортивного ориентирования; компостеры. Рем. набор, аптечка; перевязочный материал, транспортные шины; манекен для проведения СЛР. Краеведение Теоритические Столы и стулья; литература по профилю деятельности; экран, занятия видеопроектор; методические разработки. оборудование; дидактический Практические Мультимедийное раздаточный занятия Материал Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Методическое оснащение: − методические плакаты; − справочно-информационная и туристско-краеведческая литература, комплекты журналов, картотека с картами; − картотека с условными знаками; − папки наборов документации при оказание первой медицинской помощи. − картотека животного и растительного мира Акбулакского района; − Красная книга Акбулакского района; − папка Акбулакского района (памятники, история поселка, история названия улиц, Акбулак в годы Великой Отечественной войны); − фонд компьютерных альбомов-презентаций «Вертуальные экскурсии по памятникам природы Акбулакского района»; Кадровое обеспечение: Успешно реализовать данную программу может педагог-предметник (учитель физической культуры, географии), педагог дополнительного образования, имеющий специальные умения и навыки и активно использующий средства ИКТ в профессиональной педагогической и учебной деятельности. Организацию образовательного процесса творческого объединения осуществляет педагог «Мой край», который имеет средне - специальное образование, педагог дополнительного образования Сохань Евгения Андреевна. Информационное обеспечение: 38 − наличие отдельного кабинета, наличие ПК с установленными программами MovaviPhotoEditor, SonyVegas, PictureManager, Paint.Net, CorelPhoto-Paint, Photoshop и др., видео- и фотоаппаратуры, видеоматериалов, обучающих роликов. − www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование» − www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал − www.school-collection.edu.ru -единая коллекция цифровых образовательных ресурсов − http://school-club.ru/ - «Школьный клуб» − http://fcior.edu.ru/ - информационно-образовательные ресурсы − http://www.uroki.ru/ - образовательный портал «Учеба» − http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/HA102066371049.aspx - веб-узел «Мой Office Online» − http://www.e-teaching.ru/trainings/Pages/default.aspx - бесплатное обучение работе на компьютере − http://portal.lgo.ru/ - портал школьной прессы − http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action=view&dir=metodbiblioteka – мультипортал ЮНПРЕСС − http://letopisi.ru – общероссийский образовательный порталЛетописи.ру 3. Формы аттестации/контроля При реализации программы используется несколько видов контроля: - входящий контроль – проверка уровня мотивации учащихся на занятии. - текущий контроль – проходит на каждом занятии. Педагог следит за правильностью усвоения нового материала (наблюдения, беседа и т.д.); - промежуточный контроль – проводиться в середине учебного года, проверяется уровень знаний. - итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для выявления уровня полученных знаний и умений, приобретенных в учебном году (проектные, исследовательские работы). Система отслеживания и оценивания результатов обучения также проходит через участие учащихся в проектных и исследовательских конкурсах, массовых мероприятиях. Для выявления психологического климата и ценностной ориентации групп учащихся проводятся тестирование. 4. Оценочные материалы. Способами определения результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выступают 39 диагностические методики, рассчитанные на оценку предметных знаний, способностей и качеств личности. Критерии Личностный материал Показатели - мотивация к занятиям; - уровень воспитанности; - уровень развития общих качеств и способностей личности. Метапредметный материал - самоконтроль; -интеллектуальные, коммуникативные, организационные компетентности. Предметный результат Методики - входная диагностика для определения уровня мотивации (Т.Д. Дубовицкая); (приложение 1). Каждый обучающийся проходит тестирование промежуточного контроля (Приложение 2) «Диагностическая карта оценки образовательных результатов на занятиях.» -уровень развития В конце первого и туристко-краеведческой второго года обучения деятельности обучающимися проводится исследовательская или проектная работа на выбранную тему по природе, истории, этнографии, археологии, литературе, культуре своего края 5. Методические материалы. I. Перечисление методов обучения Методы обучения: – по источнику передачи и восприятия информации: словесный: рассказ, беседа, лекция; наглядный: иллюстрация, наглядный материал, образцы и т.п.; практический: отработка практических навыков. – по характеру деятельности: объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, лекция, фильм, карточки и т.п.); 40 проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций); проектный метод (разработка проектов, создание творческих работ); метод игры (игры дидактические, развивающие, ролевые, деловые). Перечисление технологий обучения Основу программы составляют такие технологии, как: педагогические технологии на основе личностной образовательного процесса: педагогика сотрудничества; педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса: групповые технологии; технологии индивидуального обучения; педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; проблемное обучение. Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые и коллективные), игры, беседы, тренинги. Описание форм учебных занятий Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуальная. Формы организации занятия: открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия, дискуссия, игра, соревнования. Описание алгоритма учебного занятия Мотивационный Блок и Этапы 1 2 Этап учебного занятия Содержание деятельности Организация начала занятия, создание Подготовка детей к психологического Организационный работе на занятии. настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Установление Проверка правильности и домашнего задания осознанности (творческого, Проверочный выполнения практического), домашнего задания проверка усвоения (если таковое было), знаний выявление пробелов предыдущего Задачи этапа 41 3 Основной 4 5 6 7 Подготовительны й (подготовка к новому содержанию) и их коррекция. занятия. Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, познавательная задача, загадка вопрос, сюжетная игра). Обеспечение Использование восприятия, заданий и Усвоение новых осмысления и вопросов, которые знаний и способов первичного активизируют действий запоминания связей познавательную и отношений в деятельность детей. объекте изучения. Установление Применение правильности и пробных осознанности практических Первичная усвоения нового заданий, которые проверка учебного материала, сочетаются с понимания выявление объяснением изученного ошибочных или соответствующих спорных правил или представлений и их обоснованием. коррекция. Применение Закрепление Обеспечение творческих новых знаний, усвоения новых заданий, которые способов знаний, способов выполняются действий и их действий и их самостоятельно применение применения. детьми. Использование Формирование Обобщение и бесед, целостного систематизация практических и представления знаний самостоятельных знаний по теме. заданий. 42 8 Заключительный 9 10 Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого). Итоговый Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Рефлексивный Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин Мобилизация детей некачественной на самооценку. работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы. Методические рекомендации по обеспечению здоровье сбережения обучающихся на занятиях Знание основ безопасности своей деятельности и правил поведения в общественных местах. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Соблюдение правил обращения с колющими и режущими инструментами. Организация образовательного процесса с учётом его влияния на здоровье учащихся и педагога. Оптимальный расчёт учебной нагрузки для каждого ребёнка с учётом его индивидуальных психофизических особенностей. Проведение физминуток, упражнений для кистей рук, позвоночника. Проведение гимнастики для глаз. 6. Воспитательная работа Программа воспитания. Цель, задачи и результат воспитательной работы. 43 Цель воспитания – создание условий для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме; Задачи воспитания: - способствовать развитию личности учащегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции; - развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - формировать и пропагандировать здоровый образ жизни. Планируемые результаты реализации программы воспитания: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы. Работа с коллективом учащихся творческого объединения нацелена на: - формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; - обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; - развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности; - содействие формированию активной гражданской позиции; - воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу. Работа с родителями учащихся творческого объединения включает в себя: – организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации); - содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий в течение учебного года); - оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей. Содержательная часть 44 Содержание, формы, методы и технологии воспитания Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: − усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; − получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; − осознают себя способными к нравственному выбору; − участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Участие в проектах способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия: конкурсы, выступления — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Основные группы методов воспитательной работы: 1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера. Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций. 3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание. С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. 45 Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год №п/п 1 2 Дата проведения 11 сентября 15 октября 23 октября 3 1 ноября 4 3 ноября 5 25 декабря 6 13 января 7 20 февраля Мероприятие (форма, наименование) сентябрь Областной конкурс туристы» Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующи й успешное достижение цели события «Юные Фото-и видеоматериалы с выступлением детей октябрь Областной «Многонациональное Оренбуржье-2023» конкурс Фото-и видеоматериалы с выступлением детей Всероссийский конкурс Фото-и видео«Туристский код моей страны, материалы с города, поселка, района - ПРО- выступлением туризм» детей ноябрь Всероссийский конкурс Исследовательские исследовательских краеведческих проектные работы. работ обучающихся «Отечеств» Беседа «Когда мы едины, мы Фото-и видеонепобедимы», посвященная Дню материалы с народного единства выступлением детей декабрь Творческое мероприятие «Новый Фото-и видеогод» материалы с выступлением детей январь Беседа с элементами Фото-и видеопрофориентации «Все профессии материалы с нужны» выступлением детей февраль Познавательное мероприятие Фото-и видео«День Защитника Отечества - материалы с история праздника» выступлением 46 и 8 детей Фото-и видеоматериалы с выступлением детей Исследовательская проектная работа. 27 февраля Районный этап областного заочного конкурса презентаций «Краеведческий калейдоскоп» 28 февраля Районный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» март Выставка поделок «Для мамы», Фото-и видеопосвященное дню 8 марта материалы с выступлением детей апрель Районный конкурс фотографий Фото-и видео«Сохраним тюльпаны Шренка» материалы с выступлением детей май Урок добра «Делать добро спеши» Фото-и видеоматериалы с выступлением детей 9 6 марта 10 16 апреля 11 23 мая и 7. Список литературы. 1. 2. 3. 4. Авторское издание. Андреев О.П. Полёты во сне и наяву или Алгоритм ролевой игры: учебное пособие/О.П.Андреев, Н.А.Комольцева – 1-ое изд., испр. и доп.М.: Просвещение 2019. – 98 с. Режим доступа: [https://narodnoe.org/journals/vospitatelnaya-rabota-vshkole/2009-10/polyoti-vo-sne-i-nayavu-ili-algoritm-rolevoiyigri?ysclid=lnvfn3ts6l3891 ] Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе (от действия к мысли): пособие для учителя /под ред. А.Г.Асмолова.-М.: Просвещение, 2020. - 152 с. Режим доступа:[https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/02/18/ag-asmolov-kak-proektirovat-universalnye-uchebnye-deystviya-v ] Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: учебное пособие/ Д.В.Гигорьев, П.В.Степанов- 2-ое изд., испр. и доп.- М.: «Просвещение» 2021.-231 с. Режим доступа: [https://perewerzeva.ucoz.ru/Documents/Vneuroch_deyat/vneuroch_deyatelnos t_01.pdf ] Гонопольский В. И. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие/ В.И. Гонопольский.– М: ФиС, 2021.- 324 с. 47 Режим доступа: [http://lib.uib.kz/wpcontent/uploads/2019/03/Turizm_sport.pdf?ysclid=lnvfpn9l 1m609914431] 5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное пособие/ А.Я.Данилюк, - М.: Просвещение, 2009. - 23с. Режим доступа: [https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf ?ysclid=lnvfqj153c329317105] 6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста: учебное пособие/ А.А.Коструб– М: Профиздат, 2022.-132 с. Режим доступа: [https://djvu.online/file/nddTgxBhn9t1X?ysclid=lnvfsm05q9308444625] Журнал. 7. Маслов А.Г., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм: Методическое пособие / А.Г.Маслов, Ю.С.Константинов. - М.: ЦДЮТурРФ, 2020. 120 с. Режим доступа: [https://168g.ru/uchebnoe-posobie-po-turizmu-uchebno-metodicheskayaliteratura-po.html ]. 48 Приложение 1. Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Входная диагностика для определения уровня мотивации» Входная диагностика для определения уровня мотивации Инструкция: Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение, отмечая свое согласие с приведенными высказываниями ответом «да», а несогласие - ответом «нет». Высказывания: 1.Изучение данной программы дает мне возможность узнать для себя много важного, проявить способности. 2. Изучаемая программа мне интересна, я хочу знать по ее содержанию как можно больше. 3.В изучении данной программы мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. 4.Учебные занятия мне неинтересны, я их выполняю только потому, что этого требует педагог. 5.Трудности, возникающие при изучении материала по данной программе, делают его для меня еще более увлекательным. 6. При обучении, кроме учебников и рекомендованной литературы, я самостоятельно читаю дополнительную литературу. 7.Я считаю, что трудные теоретические вопросы можно было бы не изучать. 8. Если что-то не получается, я стараюсь разобраться и дойти до сути. 9.На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда совсем не хочется учиться. 10.Я активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя. 11.Материал, изучаемый по данной программе, я с интересом обсуждаю в свободное время со своими одноклассниками. 12.Я стараюсь самостоятельно выполнять задания, с интересом обсуждаю их в свободное время со своими одноклассниками. 13.Я по возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-либо выполнить задание за меня. 14.Я считаю, что все задания по данной программе являются ценными для меня и, по возможности, мне надо знать как можно больше. 15.Оценка моей работы для меня важнее, чем полученные знания. 16.Если я плохо подготовлен к занятиям, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. 17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данной деятельностью. 18. Материал по данной программе дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. 19.Если по болезни я пропускаю занятия объединения, то меня это огорчает. 20.Если бы это было возможно, то я исключил бы занятия по данной программе из расписания (учебного плана). Обработка диагностики. 49 Для подсчета результатов нужно начислить по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 5, 6, 8, 11,12, 14, 17, 19 и за каждый ответ «нет» на вопросы 3, 4, 7, 9,10, 13, 15. 16, 18, 20. 1 -5 баллов – низкий уровень мотивации к занятиям данной деятельности. 6 – 14 баллов - средний уровень мотивации к занятиям. Неуверенность в своем выборе. 15-20 баллов - высокий уровень мотивации. Выбор предопределен достаточно четко. Приложение 2. Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Диагностическая карта оценки образовательных результатов на занятиях» Диагностическая карта оценки образовательных результатов на занятиях. Диагностическая карта заполняется путём непосредственной регистрации педагогом наличия и оценки заранее выделенных критериев. Используются методы опроса, тематической беседы, наблюдения за образовательной деятельностью в рамках программы. Таблица №1 «Карта наблюдения за образовательными результатами обучения» Критерии Владение понятием «краеведение» Соблюдение техники безопасности во время проведения занятий Знание летописи родного края Знание природных особенностей Акбулакского района. Владение представлениями об этнографической картине края Знание литературного краеведения Знание культурного наследия Акбулакского района Владение представлениями о топонимике п.Акбулак и объектов Акбулакского района ФИО учащегося Уровень оценки результатов Показатели для оценки овладения образовательными результатами Для оценки эффективности занятий необходимо по каждому из параметров дать оценку в баллах (по пятибалльной системе): 5 баллов – качество сильно выражено у ребенка; 50 4 балла – выражено выше среднего; 3 балла – выражено средне; 2 балла – слабо выражено; 1 балл – не выражено. 51